Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Строгонов Олег Иванович. Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно ориентированного подхода : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Челябинск, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:05-13/1934


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

1.1. Психологический анализ спортивной деятельности каратистов 11

1.2. Волевые качества, как компонент структуры личности спортсмена-единоборца 42

1.3. Психологические особенности подросткового возраста 52

Выводы по первой главе 72

ГЛАВА П. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТРЕНИНГОВАЯ МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

2.1. Анализ методических подходов к воспитанию волевых качеств юных каратистов в спортивной деятельности 74

2.2. Методика личностно ориентированных тренинговых занятий воспитания волевых качеств у юных каратистов подросткового возраста 85

Выводы по второй главе 120

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТРЕНИНГОВОИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

3.1. Результаты констатирующего исследования 122

3.2. Экспериментальное обоснование личностно ориентированной тренинговой методики воспитания волевых качеств юных каратистов 137

Выводы по третьей главе 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 158

ПРИЛОЖЕНИЯ 176 



Введение диссертации:

Актуальность диссертационного исследования. Успешное решение задач спортивной деятельности обусловлено не только совершенством специальных знаний, умений и навыков но и способностью в полной мере реализовать их при возникновении экстремальных ситуаций, связанных с высокой ответственностью, наличием реальной опасности, острого дефицита времени. Передовая спортивная практика показывает удивительные примеры того, как можно в наитруднейших условиях выступления на соревнованиях регулировать свое психическое состояние, мобилизовать дополнительную волевую активность и добиваться победы. Поэтому, одним из существенных разделов спортивной деятельности является волевая подготовка спортсменов. При этом, волевая подготовка рассматривается как один из самых сложных разделов психологической подготовки спортсменов (В.И. Енин, Н.А. Худадов, Е.П. Щербаков).

Воспитание волевых качеств спортсменов или их волевых проявлений направлено на повышение эффективности спортивной деятельности (А.Н. Мартыненко, А.С. Соснин, М.М. Чекиров). Однако волевая подготовка юных спортсменов несомненно имеет и более широкое значение для воспитания личности подрастающего поколения (К.П. Бакешин, СЯ. Самулкин, Б.Н. Смирнов). В тоже время, в каратэ, как в большинстве восточных единоборств большое внимание уделяется духовному формированию личности (Икеда Хошу, В.Ю Микрюков, R. Habersetzer, А.О. Seba).

Сегодня проблема морально-волевой подготовки высококвалифицированных спортсменов остается злободневной и требует дальнейшей ее разработки. Без творческого пересмотра форм и методов нравственного воспитания нельзя выйти на уровень высоких требований, предъявляемых к ведущим спортсменам. Однако нельзя считать, отмечал А.Ц. Пуни, что методика волевой подготовки в спорте в достаточной степени разработана. Есть еще ряд не до конца выясненных, прежде всего теоретических, вопросов, решение которых имеет непосредственное отношение к совершенствованию практики волевой подготовки спортсменов. Более того, анализ специальной литературы показал, что в научных и методических работах психолого-педагогического характера значительно снизился интерес к проблематике воли, волевых качеств и волевой подготовки спортсменов.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена выявленным противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми спортивной деятельностью каратистов к уровню развития волевых качеств и недостаточной разработанностью педагогических технологий воспитания волевых качеств у юных спортсменов. В поисках средств преодоления возникших противоречий в системе подготовки спортивных резервов, и недостаточной разработанности теоретических и экспериментальных вопросов воспитания волевых качеств юных каратистов мы сформулировали проблему исследования: как обеспечить эффективность педагогического процесса воспитания волевых качеств юных каратистов. Это обусловило и выбор темы нашего исследования: «Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно ориентированного подхода».

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать личностно ориентированную тренинговую методику воспитания волевых качеств квалифицированных юных каратистов подросткового возраста.

Объект исследования - процесс спортивной подготовки квалифицированных юных каратистов.

Предмет исследования - методика воспитания волевых качеств квалифицированных юных каратистов подросткового возраста.

Анализ специальной литературы, существующей практики работы с высококвалифицированными спортсменами, а также результаты собственной научной разработки отдельных вопросов проблемы позволили сформулировать гипотезу исследования: эффективность воспитания волевых качеств юных каратистов подросткового возраста можно повысить, если будут выполнены следующие условия:

а) ведущие волевые качества юных спортсменов будут определены на основе психологического анализа спортивной деятельности каратистов и выделены препятствия, возникающие на пути к достижению цели (ситуативные детерминанты);

б) воспитание волевых качеств юных каратистов опирается на их субъективный спортивный опыт и информацию об индивидуальных особенностях личности (личностные детерминанты);

в) воспитание волевых качеств юных квалифицированных каратистов будет проводиться в форме личностно ориентированного тренинга с использованием разработанных педагогических условий.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить педагогические и психологические предпосылки к воспитание волевых качеств юных каратистов.

2. Разработать модель личностно ориентированного тренинга воспитание волевых качеств юных каратистов, обосновать программу и педагогические условия его эффективности.

3. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий личностно ориентированного тренинга воспитания волевых качеств юных каратистов.

4. Разработать методические рекомендации для тренеров и студентов вузов физкультурного профиля по методике воспитания волевых качеств.

Методологической основой предпринимаемого исследования является психологическая теория деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский,) теория воли и волевой регуляции (М.Я. Басов, Л.И. Божович, В.К. Калин, К.Н. Корнилов, В.А. Крутецкий, Г.Д. Луков, B.C. Мерлин, В.И. Селиванов, П.В. Симонов; теория волевой подготовки в спортивной деятельности (Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, С.Я. Самулкин, Б.И. Смирнов, Е.П. Щербаков); концепции индивидуализации образования (К.Д. Ушинский) и спортивной подготовки (О.А. Сиротин, Е.П. Шестаков, В.А.Таймазов), а также методология и теория педагогических исследований, обоснованная в работах В.И. Загвязинского, Ф.А. Кузина, А.Я. Наина и др.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапы и методы изыскания. Исследование проводилось с 1999 по 2005 гг. в три основных этапа.

Первый этап (1999 - 2002) - поисковый. Изучались и анализировались философские, психофизиологические, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по проблеме исследования; современные научно-педагогические технологии; определялись методологические и теоретические основания исследования, противоречия между потребностями практики и уровнем теоретической, экспериментальной и методической разработанности проблемы. Определялись цель, объект и предмет изыскания.

Основными методами исследования на этом этапе были: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический), обобщение опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебно-методической документации).

Второй этап (2002 - 2004) - экспериментально-аналитический. Основное внимание на данном этапе уделялось обоснованию методики и разработке программы тренинга по развитию волевых качеств юных каратистов. Был проведен констатирующий эксперимент. Выявлялись количественные и качественные параметры волевых проявлений высококвалифицированных каратистов в разных ситуациях спортивной деятельности. По результатам этой работы осуществлялся подбор экспериментальной и контрольной групп; проводилась методическая работа с тренерами, участвующими в проведении опытной работы, путем организации семинаров, тренингов, консультаций, использования методических рекомендаций. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях базы исследования - на учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям.

Основными методами исследования на втором этапе были: психологическое и педагогическое тестирование, беседа, наблюдение, моделирование, математико-статистический анализ экспериментальных данных.

Третий этап (2004 — 2005) - контрольно-обобщающий. На данном этапе нами выявлялись особенности проявления волевых качеств личности юных каратистов контрольной и экспериментальной групп. Продолжалось изучение личного спортивного опыта спортсменов и экспериментальная проверка эффективности личностно ориентированной тренинга по воспитанию волевых качеств юных каратистов. Обобщались материалы изыскания, формулировались выводы, выполнялось оформление диссертационного исследования.

Основными методами исследования на данном этапе были: беседа, наблюдения, анкетирование, педагогический эксперимент, психологическое и педагогическое тестирование, логический и статистический анализ.

Научная новизна исследования

1. Разработана модель и содержание личностно ориентированного тренинга воспитания волевых качеств юных каратистов с учетом особенностей психофизиологических задатков второсигнальной регуляции возбудимости нервных структур зрительного анализатора спортсменов (психофизиологические детерминанты) и характеристики разных ситуациях спортивной деятельности (ситуативные детерминанты).

3. Разработаны и экспериментально апробированы педагогические условия эффективности личностно ориентированного тренинга развития способности юных борцов к саморегуляции психического состояния.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1. расширены возможности использования личностно ориентированного подхода к спортсменам в условиях тренинга воспитания волевых качеств юных каратистов выдержки и самообладания, смелости и решительности. 2. В разработке модели личностно ориентированного тренинга воспитания волевых качеств юных каратистов на основе психологического анализа спортивной деятельности каратистов, с учетом особенностей свойств личности, субъективного спортивного опыта (личностные детерминанты) и характеристики различных препятствий спортивной деятельности, возникающих на пути к достижению цели (ситуативные детерминанты).

Практическая значимость исследования. Совокупность положений и выводов, полученных в диссертации может быть использована в работе, направленной на воспитание волевых качеств личности юных спортсменов единоборцев. Результаты изыскания могут быть включены в спецкурсы для студентов вузов и колледжей физической культуры, слушателей факультетов повышения квалификации. Разработанные педагогические условия воспитания волевых качеств юных каратистов носят неспецифический характер и могут быть использованы в работе со спортсменами различных видов спорта и разного возраста. Подготовлены методические рекомендации для студентов ИФК и тренеров «Воспитание волевых качеств юных каратистов в личностно ориентированном тренинге» объемом 3 п.л.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования определяются: логикой исходных методологических предпосылок, основанных на положениях системного подхода, использованием психолого-педагогической информации, сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых методик психологического и педагогического исследования, адекватных его предмету; анализом спортивно-педагогической практики и положительного опыта; подтверждением концептуального соответствия использованных методик задачам и специфике этапов исследовательской работы, подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных статистически значимых изменений уровня волевых качеств юных каратистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной, количественным и качественным анализом результатов экспериментального исследования.

Личное участие автора в получении научных результатов определяется разработкой и обоснованием основных концептуальных положений исследования, разработкой модели и педагогических условий личностно ориентированного тренинга воспитания волевых качеств юных каратистов, непосредственным проведением опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждались на методологических семинарах кафедры теории и методики физического воспитания УралГАФК (рук. проф. О.А. Сиротин) с 1999 по 2004 г.г.; результаты работы публиковались и рассматривались на конференциях городского, областного и международного масштаба, в том числе: на городской научной конференции студентов в 1999 г., на научно-методической конференции УралГАФК по проблеме «Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму» в 2000, 2001 и 2004, 2005 г.г., на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава УралГАФК «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры» в 1999 и 2002 г.г., на III научно-методической конференции кафедры теории и методики физического воспитания Урал ГАФК по проблеме «Методика физического воспитания подрастающего поколения» в 2001 году, а также на международных конференциях, проводившихся в Томске и в Челябинске в 2002 году.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику подготовки сборных команд России по каратэ, сильнейших спортсменов Челябинской области по видам восточных единоборств, в учебно-тренировочный процесс МУДО СДЮШОР Конас и Коре, в педагогический процесс кафедр психологии и теории и методики бокса Уральской государственной академии физической культуры. Имеются акты внедрения. На защиту выносятся следующие положения

1. Ведущими волевыми качествами квалифицированных юных каратистов являются: а) выдержка и самообладание; б) смелость и решительность Они формируются и развиваются в спортивной деятельности под влиянием педагогических воздействий, социального окружения и в процессе самовоспитания спортсменов.

2. Реализация разработанной программы воспитания волевых качеств юных каратистов в спортивной деятельности осуществляется на основе разработанной модели личностно ориентированного тренинга.

3. Эффективность развития волевых качеств квалифицированных юных каратистов в спортивной деятельности может быть повышена, при соблюдении следующих педагогических условий: 1) характеристики волевых качеств каратистов будут определены на основе психологического анализа спортивной деятельности; 2) развитие волевых качеств юных каратистов опирается на их личный спортивный опыт и информацию об индивидуальных особенностях личности спортсменов (личностные детерминанты); 3) развитие волевых качеств юных каратистов осуществляется в теоретико-методических занятиях и в условиях спортивной деятельности на основе: а) формирования мотивации юных каратистов к самовоспитанию волевых качеств; б) воспитания активного отношения спортсменов к препятствиям и трудностям спортивной деятельности.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка использованной и цитированной литературы, включающего 196 наименований (8 на иностранных языках) и приложений. Текст иллюстрирован 2 схемами, гистограммой и 12 таблицами.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций