Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Стулов Владимир Васильевич. Воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Тула, 2005 195 с. РГБ ОД, 61:05-13/2736


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВі^Д1і<Н-ИІІі. 4

ГЛАВА I. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 9

1.1. Определение понятия «ловкость». Современные представления о ее структуре 9

1.2. Н. А. Еернштейн о двигательной ловкости 16

1.3. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЬШ СПОСОБНОСТИ 19

Виды КООРДИНАЦИОННЫХ способностей 19

1.3.1. Средства и методы воспитания координационных способностей. 25

1.3.2. Средства и методы воспитания координационных способностей в Вооружённых силах России 28

1.3.3. Средства и методы воспитания координационных способностей в армиях иностранных государств 30

1.3.4. Критерии и методы оценки координационных способностей 34

1.4. Взаимосвязь координационных способностей с интеллектуальными способностями 39

1.5. Профессионажнс^гоиюіадная физическая подготовка военных специалистов 42

1.6. Координационные способности - как показатель профессиональной подготсєленностивоеннс>агужаідих 44

1.6.1. Координационные способности в структуре профессиональной подготовки военного инженера 47

1.7. Заключение по главе 49

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...52

2.1. Задачи исследования 52

2.2. Методы исследования 52

2.3. Организация исследования 61

2.4. Особенности эксгшг^ментальной модели процесса воспитания координационных способностей У КУРСАНТОВ ТАИИ 63

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ ВОИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 67

3.1. Причины низкой координационной подготовленности абитуриентов и курсантов высших военных учебных заведений 67

3.2. Определение профессионально важных качеств курсантов военных институтов инженерного профиля 70

3.3. Этапы профессиональной подготовки курсантов военных институтов и задачи воспитания координационных способностей по этапам военно-профессионального обучения 74

3.4. Тесты для измерения основных проявлений профессионально важных координационных способностей у курсантов таии 78

3.5. Структура профессионально-прикладной физической подготовки курсантов 80

3.6. Влияние реализации экспериментальной методики на повышение уровня координационных способностей... 83

3.6.1. Влияние реализации экспериментальной методики на повышение уровня специальных координационных способностей 83

3.6.2. Влияние реализации экспериментальной методики на повышение уровня специфических координационных способностей 90

3.7. Динамика показателей основных кондиционных способностей у курсантов в ходе педагогического эксперимента 94

3.8. Влияние результатов целенаправленного воспитания координационных способностей на профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов 96

3.9. Взаимосвязь уровня развития координационных способностей с показателями психических процессов и успеваемостью курсантов 98

3.10. Динамика корреляционных связей между показателями различных координационных способностей и показателями психических процессов, кондиционных способностей и успеваемостью курсантов за период эксперимента 105

3.11. Заключение 117

ВЫВОДЫ.. — 120

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 122

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124

ПРИЛОЖЕНИЯ 146 



Введение диссертации:

Актуальность. Развитие способов ведения боевых действий, разработка новых и совершенствование имеющихся видов вооружения и техники коренным образом изменили характер воинского труда и требуют обоснованного воздействия на те стороны физической готовности военнослужащих, которые способствуют наибольшей эффективности их военно-профессиональной деятельности [30,41,52,55,67,84,94,163,165,176,229].

Одним из основных элементов физической готовности военнослужащих является двигательная готовность, т.е. наличие необходимой степени сформированное™ у них двигательных способностей.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС). P.Hirtz, В.КЛях, Л.ПМатвеев [95,96,100,114,234] отмечали их как интегральные способности всей двигательной сферы. Исследованию различных проявлений этих способностей в области физической культуры посвящено множество научных работ [14Д5,71,78,79,87,95,%,133,202,214,216,217,234,235 и др.].

Однако, несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет комплексного исследования, направленного на изучение влияния уровня развития координационных способностей на эффективность профессионально-прикладной физической подготовки и качество освоения воинской специальности курсантами военно-учебных заведений инженерного профиля Министерства Обороны Российской Федерации. Это и обусловило выбор темы.

Ретроспективный анализ Наставлений по физической подготовке (НФП) с 1948 по 2001 год позволяет заключить, что многие рекомендации по развитию координационных способностей носят лишь общий характер и практически в течение многих лет остаются неизменными. Вопрос о наиболее эффективных методах совершенствования профессионально важных координационных способностей у военнослужащих остается малоизученным. В связи с жёстким лимитом времени в военных институтах на реализацию учебных программ по физической культуре поиск более эффективных средств и методов физической подготовки будущих офицеров является не только актуальной научной, но и социально значимой задачей.

В результате изучения литературы и практики физической подготовки курсантов инженерных институтов мы пришли к выводу, что объективно существует противоречие, которое заключается в изменившихся условиях и характере воинского труда, в офаниченности сроков овладения воинской специальностью, с одной стороны, и недостаточным уровнем профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и научно-методическим обеспечением процесса физической подготовки специалистов инженерного профиля в военных институтах, с другой.

Совершенствование двигательных способностей - многолетний процесс, поэтому важно с первого курса обучения в военно-учебном заведении заложить необходимую базу, которая поможет курсантам в профессиональном становлении.

Цель исследования состоит в определении возможности повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовки и эффективности всего процесса обучения курсантов военных институтов инженерного профиля на основе целенаправленного воспитания их координационных способностей.

Объект исследования: Система профессионально-прикладной физической и общевоенной подготовки курсантов военных институтов.

Предмет исследования: Процесс воспитания профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля.

Рабочая гипотеза основана на том предположении, что, целенаправленно воспитывая профессионально важные координационные способности курсантов в ходе учебных занятий по физической культуре (подготовке), можно повысить уровень их профессионально-прикладной физической подготовки в целом и, на этой основе, обеспечить более качественное освоение воинской специальности.

Методологическая и теоретическая основа исследования сложилась из теории системного подхода как общенаучного метода эмпирических исследований в различных теоретических и практических областях (И. В. Блауберг, В.А. Ганзин, Э.Г. Юдин и др.); теории и методики физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев и др.); современных представлений о процессе обучения двигательным действиям с позиций многоуровневого управления движениями Н.А. Бернштейна и формирования функциональных систем П.К. Анохина (НА Бернштейн, ПК. Анохин, Л.ГЇ. Матвеев, М.М. Боген и др.); совокупности основных теоретических положений о воспитании физических качеств человека (АД. Новиков, Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, В.И. Лях, В.В. Бойко и др.); методики измерения уровня физического развития и физической подготовленности (Д Благуш, М А Годик, В.М Зациорский, В. Л Марищук и др.).

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что разработана и экспериментально обоснована модель (экспериментальная методика) процесса целенаправленного воспитания координационных способностей курсантов военных институтов инженерного профиля. Выявлены профессионально важные для военных инженеров координационные способности, а также взаимосвязь уровня развития этих координационных способностей с другими профессионально значимыми психофическими качествами, с профессионально-прикладной физической подготовкой будущих офицеров и качеством освоения ими воинской специальности.

Доказано положительное влияние реализации экспериментальной методики воспитания профессионально важных координационных способностей на психические процессы и успеваемость курсантов. Сформулированы задачи воспитания координационных способностей по этапам военно-профессиональной подготовки в военных институтах инженерного профиля. Сформирована информативная «батарея тестов» и определены нормативы для оценки уровня развития координационных способностей у курсантов с первого по пятый курс, абитуриентов и студентов, обучающихся на военных кафедрах гражданских ВУЗов.

Теоретическая значимость работы заключается:

В совокупности новых данных о влиянии целенаправленного воспитания координационных способностей курсантов на их психофизический статус.

В результатах исследования, которые дополняют представления о сущности, содержании и методике целенаправленного воспитания координационных способностей в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов военных институтов инженерного профиля.

Практическая значимость исследования определяется возможностью и целесообразностью использования результатов исследований не только в системе общей и профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных институтов, воспитанников Суворовских училищ, Кадетских корпусов, но и в учебном процессе физического воспитания студентов, обучающихся на военных кафедрах высших учебных заведений и учащихся старших профессионально-ориентированных классов (с углубленным изучением военного дела) общеобразовательных школ, а также в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, на научно-практических конференциях различного уровня. Материалы исследования нашли отражение в 18 опубликованных работах автора. Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Рязанском военном автомобильном институте, Тульском артиллерийском инженерном институте, Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого.

Основные положения, выносимые на защиту:

Координационные способности являются интегральными способностями всей двигательной сферы и должны занимать одно из центральных мест в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов военных институтов. Среди координационных способностей существует ряд профессионально важных, уровень развития которых является существенным фактором обеспечения эффективности служебной деятельности будущих военных инженеров.

Модель (экспериментальная методика) процесса целенаправленного воспитания профессионально важных координационных способностей в ходе плановых занятий по физической культуре (подготовке).

3. Целенаправленное воспитание профессионально важных координационных способностей у курсантов военных институтов инженерного профиля повышает не только уровень их профессионально-прикладной физической подготовки в целом, но и эффективность процесса овладения воинской специальностью.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций