Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Скуратович Марина Николаевна. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Омск, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-13/2851


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ 5

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 11

1. 1. Организация занятий по физическому воспитанию в
специальной медицинской группе в вузе 11

1. 2. Становление механизмов регуляции вегетативной нервной
системы в процессе онтогенеза 18

1. 3. Роль двигательной активности в оптимизации регуляции
вегетативной нервной системы 26

1. 3. 1. Теоретическое обоснование средств и методов физического воспитания при построении занятий со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции

1. 3. 2. Определение оптимальной величины физической
нагрузки и методы её контроля на занятиях по физическому
воспитанию со студентками специальной медицинской группы 34

  1. Значение показателей кардиоинтервалограммы и гемодинамики для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы 42

  2. Резюме 49 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52

2. 1. Задачи исследования 52
2. 2. Методы исследования 52
2. 3. Организация исследования 60

з
ГЛАВА з. определение варианта вегетативной
дисфункции, функционального состояния
сердечно-сосудистой системы и физической
работоспособности у студенток специальной
медицинской группы 62

3. 1. Соответствие физических нагрузок уровню физической
работоспособности студенток специальной медицинской группы 62

3. 2. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой
системы и типа вегетативной регуляции у студенток специальной
медицинской группы 65

3.3. Оценка уровня физической работоспособности у студенток
специальной медицинской группы 70

3. 4. Резюме 72

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С РАЗЛИЧНЫМИ

ВАРИАНТАМИ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ

4. 1. Планирование и организация занятий по физическому
воспитанию со студентками специальной медицинской группы 73

4. 2. Определение оптимальной величины физической нагрузки
на занятиях по физическому воспитанию со студентками
специальной медицинской группы 76

4. 3. Дифференцирование средств и методов физического
воспитания для занятий со студентками, относящимися к различным
типологическим группам 79

4. 4. Оперативный контроль и способы срочной коррекции
физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со
студентками специальной медицинской группы 85

4. 5. Резюме 87
ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 89

5. 1. Изменение субъективных и объективных показателей
функционального состояния сердечно-сосудистой системы у
студенток специальной медицинской группы 89

5. 2. Динамика физической работоспособности у студенток

специальной медицинской группы 97

5.3. Резюме 99

ВЫВОДЫ 101

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 103

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106

ПРИЛОЖЕНИЯ 142

5 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД - артериальное давление

АМо - амплитуда моды

ВНС - вегетативная нервная система

ВСД - вегето-сосудистая дистония

ДАД - диастолическое артериальное давление

ИН - индекс напряжения в покое

ИН орто- индекс напряжения при ортостатическом тестировании

Мо - мода

МОК - минутный объем кровообращения

МПК - максимальное потребление кислорода

НЦЦ - нейроциркуляторная дистония

ПАНО - порог анаэробного обмена

СВД - синдром вегетативных дисфункций

СИ - сердечный индекс

СМГ - специальная медицинская группа

ССС - сердечно-сосудистая система

УИ - ударный индекс

УО - ударный объем

УПСС - удельное периферическое сопротивление сосудов

X - вариационный размах

ЦНС - центральная нервная система

ЧСС 0рт0 - частота сердечных сокращений при ортостатическом тестировании

R - R интервал - последовательные циклы сердечных сокращений



Введение диссертации:

Актуальность. Студенчество представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов [112]. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма особенно в первые годы обучения в вузе [116, 293].

Проведенные исследования [132] показывают, что процесс обучения в вузе связан в том числе и со снижением двигательной активности - за счет увеличения затрат времени на учебную деятельность. Дефицит двигательной активности закономерно приводит к снижению физической работоспособности студенток.

Изменение привычного режима и ритма жизни, значительные умственные и эмоциональные нагрузки и гиподинамия приводят к напряжению адаптационных механизмов организма, смещению баланса отделов ВНС -возникновению вегетативной дисфункции [49, 123, 143], которая является начальной стадией ухудшения здоровья [170].

Неблагоприятные факторы, сопровождающие процесс обучения приводят к ежегодному увеличению численности студенток, занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ) в вузе [96, 264].

В сложившейся ситуации возникает объективная потребность в нивелировании отрицательного влияния неблагоприятных факторов, сопровождающих процесс обучения и адаптации студенток к новым условиям жизнедеятельности. В связи с этим одним из перспективных направлений повышения работоспособности студенток и совершенствования адаптационных механизмов их организма является рациональное использование средств

7 физического воспитания [141].

Следует сказать, что применение средств физического воспитания в системе вузовского образования ориентировано на освоение достаточно большого объема теоретического и практического материала. На занятиях по физическому воспитанию перед педагогом стоят важные задачи совершенствования двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма студенток. Однако существующая система образования не позволяет в полной мере решить задачи, возложенные на систему физического воспитания [63], что значительно снижает эффективность академических занятий со студентками СМГ [105].

Многие авторы [74, 93, 102, 137, 193, 222, 225, 234, 295], проводя исследования в области организации занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ, отмечают, что эффективность занятий с этой категорией студенток в большей степени зависит от принципов формирования групп и имеющегося арсенала инструментальных методов контроля функционального состояния организма занимающихся.

Существующая программа по физическому воспитанию не в полной мере адаптирована для студенток СМГ, поскольку не содержит рекомендаций, предполагающих учет и оценку ответной реакции организма на физическую нагрузку.

При изучении ответной реакции организма на физическую нагрузку многие специалисты предлагают использовать показатели вариабельности сердечного ритма. В тоже время, в учебном процессе со студентками СМГ показатели сердечно-сосудистой системы (ССС) используются не достаточно часто [74, 269, 290]. Хотя и в этих работах [74, 269, 290] авторами не ставилась задача поиска целенаправленных физических воздействий, приводящих к оптимизации функционального состояния организма.

Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике физического воспитания имеется дефицит информации, касающийся организации академических занятий со студентками специальной медицинской группы. Преподаватели испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Решение данной проблемы позволит оптимизировать процесс физического воспитания в вузе, что обеспечит рост физической работоспособности у студенток в процессе обучения в вузе.

Диссертационная работа выполнена по проблеме организации занятий по физическому воспитанию в вузах со студентами СМГ в соответствии с планом научно-исследовательских работ на 2004 - 2008 г.г. Федерального агентства по физической культуре и спорту по направлению 01.03.

Объектом исследования является физическое воспитание студентов специальной медицинской группы в высших учебных заведениях.

Предмет исследования: методика занятий по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка дифференцированного подхода к занятиям со студентками специальной медицинской группы в зависимости от варианта вегетативной дисфункции и физической работоспособности.

Гипотеза исследования: существующая методика занятий по физическому воспитанию в вузе не учитывает индивидуальные проявления вегетативной дисфункции и физическую работоспособность студенток специальной медицинской группы. Предполагается, что основой дифференцированного подхода к проведению занятий со студентками

9 специальной медицинской группы может явиться процесс нормирования нагрузок в рамках академических занятий, учитывающий варианты вегетативной дисфункции и физическую работоспособность. Разработанная на этой основе методика позволит индивидуализировать процесс физического воспитания студенток специальной медицинской группы в рамках академических занятий.

Научная новизна исследования:

изучены особенности динамики физической работоспособности и вегетативной регуляции у студенток специальной медицинской группы;

изучены параметры гемодинамики у студенток, относящихся к различным типологическим группам;

разработан дифференцированный подход к занятиям со студентками специальной медицинской группы, учитывающий тип вегетативной регуляции и уровень физической работоспособности;

разработаны критерии оптимизации процесса физического воспитания студенток с различными вариантами вегетативной дисфункции;

- разработана методика занятий по физическому воспитанию для студенток специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории физической культуры сведениями об организации процесса физического воспитания студентов. Обоснована и экспериментально апробирована методика организации занятий со студентками специальной медицинской группы, предусматривающая использование средств и методов беговой и атлетической тренировки, оптимальных для студенток с вегетативной дисфункцией.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование материалов исследования позволило индивидуализировать процесс

10 физического воспитания в вузе на основе выявленных типологических групп из числа студенток специальной медицинской группы. Определен комплекс информативных тестов, оценивающих физическую работоспособность и функциональное состояние организма студенток. Разработаны оптимальные режимы двигательной активности студенток с вегетативной дисфункцией на занятиях по физическому воспитанию. Определены критерии к смене тренировочных режимов в рамках академических занятий по физическому воспитанию.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существующая методика занятий по физическому воспитанию студенток специальной медицинской группы не обеспечивает, в полной мере, должного уровня развития физических способностей. Одним из ведущих факторов повышения физических способностей при проведении академических занятий является реализация принципа индивидуализации, а не увеличение количества академических часов по предмету «Физическое воспитание».

  2. Выбор средств, методов физических упражнений, интенсивности нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы должен регламентироваться физической работоспособностью и типом вегетативной дисфункции в отличие от традиционного подхода, который учитывает только состояние здоровья занимающихся.

  3. Разработанная методика занятий со студентками специальной медицинской группы, основанная на информации о типе вегетативной регуляции и уровне физической работоспособности позволяет целенаправленно воздействовать на рост физической работоспособности и адаптации студенток к физической нагрузке, что положительно сказывается на качестве педагогического процесса.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций