Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Сорокин Олег Олегович. Функциональная подготовка юных футболистов различной игровой специализации в соревновательном периоде : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Волгоград, 2006 133 с. РГБ ОД, 61:06-13/1318


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 10

1.1. Характеристика тренировочного процесса

в соревновательном периоде 10

  1. Основные направления оптимизации учебно-тренировочного процесса в футболе 16

  2. Структура и особенности функциональной подготовленности футболистов 21

  3. Физическая подготовленность футболистов

разных игровых амплуа 31

1.5. Заключение 40

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ 44

  1. Задачи исследования 44

  2. Методы исследования 44

  3. Организация исследований 52

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ

МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ФУТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ ИГРОВОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
53

3.1. Общие положения оптимизации тренировочного

процесса в футболе 53

3.2. Методические основы организации тренировочного
процесса футболистов в соревновательном периоде 58

3.3. Обоснование дифференцированной функциональной
подготовки футболистов различной игровой
специализации в соревновательном периоде 62

Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ РАЗНЫХ
ИГРОВЫХ АМПЛУА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ 67

  1. Средства, методы и организация тренировочного процесса футболистов в соревновательном периоде 67

  2. Структура тренировочного процесса футболистов различной игровой специализации в соревновательном периоде 74

Глава 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ФУТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ ИГОРОВОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ 90

ВЫВОДЫ 105

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ



Введение диссертации:

Актуальность исследования. В современном футболе все более остро встает необходимость раскрытия максимально возможного индивидуального уровня физических возможностей игроков за достаточно короткий период времени. Тенденция к увеличению объема соревновательной деятельности футбольных команд влечет за собой снижение объемов фундаментальной подготовки, что требует разработки эффективных и рациональных методов организации нагрузки в подготовительном, и особенно в соревновательном периодах (А.А.Сучилин, 1981, 1997; А.П.Золотарев, 1996; С.Ю.Тюленьков, 1997).

Основной задачей подготовки футболистов в соревновательном периоде является сохранение двигательного и функционального потенциала при постоянном совершенствовании индивидуального и командного уровня технико-тактического мастерства и реализация возможностей игроков в соревнованиях (А.А.Сучилин, 1997; С.Ю.Тюленьков, 1998; В.Н.Платонов, М.М.Линец, 2000; В.Н.Шамардин, 2002).

В настоящее время в футболе подготовительный период не может обеспечить высокий уровень двигательной и функциональной подготовленности на протяжении всего времени соревнований, так как отставленный тренировочный эффект нагрузок, выполняемых в это время прослеживается только на протяжении первых тридцати дней соревновательного периода (М.О.Бакуев, 1987; А.М.Барамидзе, 1990; С.Ю.Тюленьков, 1998). Большая продолжительность соревновательного периода, достигающая десяти месяцев в году, обусловливает необходимость не только поддерживать высокий уровень тренированности в процессе соревнований, но и продолжать повышение функциональных возможностей футболистов (С.Ю.Тюленьков, 1998).

Это в полной мере относится и к подготовке юных футболистов, особенно на этапе спортивного совершенствования, когда параметры тренировочной и соревновательной деятельности игроков 16-18 лет приближаются к таковым в профессиональных командах мастеров, ближайшим резервом которых и являются юные футболисты этого возраста. Кроме того, в настоящее время весьма существенно возрастает значимость соревнований юношеских команд, также требующая совершенствования подготовки футболистов в подсистеме спортивного совершенствования (А.А.Сучилин, 1997).

Все выше изложенное обусловливает насущную необходимость разработки тренировочных программ, позволяющих за относительно непродолжительные отрезки времени в соревновательном периоде существенно повысить функциональный потенциал игроков (С.Ю.Тюленьков, 1998).

Решение этой проблемы в современных условиях возможно при организации тренирующих воздействий с учетом методических установок на комплексность (В.Н.Шамардин, 2002), разносторонность и вариативность (С.Ю.Тюленьков, 1998) и дифференциацию в связи с игровой специализацией (А.И.Шамардин, 2000; И.Н.Новокщенов, 2000) средств подготовки.

Следует отметить, что дифференциация средств подготовки в связи с игровым амплуа имеет особое значение. Это касается и дифференциров-ки в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации (А.А.Сучилин, 1981, 1997; Л.Ф.Муравьева и др., 1984; К.Ч.Джанузаков, И.А.Алешков, 1984; J.Bangsbo, 1998; А.И.Шамардин, 2000).

В последнее время появились работы, в которых предпринимаются попытки проведения отбора и комплектования игровых линий у юных футболистов (В.А.Сутула и др., 1999; Р.Аль Овайдат, 1999; Д.В.Рыбин, 2001), построения тренировки в соответствие с игровым амплуа

(А.И.Шамардин, 2000; И.Н.Новокщенов, 2000). Однако в этих работах внимание уделяется подготовке футболистов исключительно в подготовительном периоде, тогда как тренировочный процесс в соревновательном периоде специально не рассматривается.

Таким образом, в настоящее время четко обозначилась насущность повышения эффективности функциональной подготовки юных футболистов 16-18 лет в соревновательном периоде, в связи с необходимостью не только поддерживать высокий уровень тренированности в процессе соревнований, но и продолжать повышение функциональных возможностей футболистов в этот период. Недостаточная разработанность методических подходов к построению тренировочного процесса и технологий тренировки в соревновательном периоде обусловливают актуальность настоящего исследования.

Объект исследования - функциональная подготовка юных футболистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования.

Предмет исследования - средства, методы, организация и формы функциональной подготовки юных футболистов в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику функциональной подготовки юных футболистов различной игровой специализации на этапе спортивного совершенствования в соревновательном периоде годичного тренировочного цикла.

Гипотеза. Функциональная подготовка юных футболистов в соревновательном периоде годичного цикла тренировки на этапе спортивного совершенствования будет педагогически целесообразной и эффективной, если в ее основу положить дифференциацию средств и методов в соответствии с игровой специализацией футболистов при учете принципов комплексности, разносторонности и вариативности тренирующих воздействий.

Методологической основой работы явились: концепция системы
подготовки резерва для профессионального футбола (А.А.Сучилин,
А.П.Золотарев, Г.С.Лалаков), концепция системы управления подготовкой
юных спортсменов (В.П.Филин, М.Я.Набатникова), концепция комплекс
ной целенаправленной оптимизации функциональной подготовленности
футболистов (А.И.Шамардин), концепция функциональной специализации
организма спортсменов (В.Н.Платонов, Ю.В.Верхошанский,

А.И.Шамардин), положение о реализации принципа индивидуализации в системе воспитания физических способностей (Л.В.Волков, В.Г.Никитушкин; В.К.Бальсевич).

Научная новизна исследования. Впервые разработаны методические подходы к организации тренировочного процесса юных футболистов 16-18 лет в соревновательном периоде, основанные на принципах комплексности, разносторонности, вариативности и дифференциации тренирующих воздействий в зависимости от игровой специализации, обеспечивающие высокий уровень функциональной подготовленности на протяжении всего времени соревнований.

Показана высокая эффективность тренировочного процесса футболистов в соревновательном периоде на основе дифференцированного метода развития компонентов функциональной подготовленности у футболистов различных игровых амплуа.

Установлено положительное влияние дифференцированной функциональной подготовки в соревновательном периоде на игровую активность футболистов и качество выполнения технико-тактических действий. Теоретическая значимость результатов исследования. Разработанные методологические подходы к построению дифференцированной методики функциональной подготовки юных футболистов в зависимости от игровой специализации в соревновательном периоде дополняют и рас-

ширяют положения теории и методики подготовки спортивного резерва в футболе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в большой эффективности тренировочного процесса, осуществляемого по методике, основанной на дифференцировании функциональной подготовки футболистов различной игровой специализации. Разработанные подходы и технологические схемы, обеспечивающие поддержание и повышение функциональной подготовленности юных футболистов 16-18 лет в процессе соревновательной деятельности, могут быть использованы при разработке программ тренировочного процесса в соревновательном периоде для футболистов команд мастеров. Полученный материал может быть использован для совершенствования и оптимизации тренировочного процесса в других игровых видах спорта.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

  1. Организация тренировочного процесса юных футболистов в соревновательном периоде должна основываться на дифференцированном подборе тренирующих воздействий в соответствии с игровым амплуа, отвечать требованиям комплексности, разносторонности и вариативности тренирующих средств и методов воздействия.

  2. Тренировочный процесс футболистов в соревновательном периоде, дифференцированный по направленности тренирующих воздействий, соответственно игровому амплуа, способствует сохранению и наращиванию физической работоспособности и специфических функциональных возможностей.

  3. Дифференцированная методика тренировки футболистов разных игровых амплуа в соревновательном периоде обеспечивает поддержание и сохранение высокой двигательной активности и качества технико-тактических действий в игре.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций