Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Строева Елена Владимировна. Интегративный подход к методике формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Смоленск, 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-13/1140


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 11

І.І.Сиротство в Российской Федерации 11

1.2.Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошколь

ного возраста 13

1.3.Состояние здоровья детей 6-7 лет 20

1 АЗадержанное психическое развитие 28

1.5.Физическое развитие детей 6-7 лет 31

1 .б.Физическая подготовленность детей 6-7 лет 33

1.7.3акаливание детей 6-7 лет 36

1.8.Питание детей 6-7 лет 40

1.9.0собенности физического воспитания детей, проживающих в кор-

рекционных дошкольных учреждениях 43

Заключение 46

Глава 2.3АДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48

2.1.Задачи исследования 48

2.2.Методы исследования 48

2.3.Организация исследования 55

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ И СОМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СМОЛЕНСКОМ

КОРРЕКЦИОННОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ 57

3.1 .Условия жизни детей до поступления в детский дом 57

3.2.Характеристика санитарно-гигиенических условий 60

3.3.Состояние здоровья 64

ЗАФизическое развитие 65

3.5.Физическая подготовленность 73

Заключение 78

Глава 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО

ПОДХОДА К МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В КОРРЕКЦИОННОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ

СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 81

4.1 .Теоретические основы методики формирования здоровья воспи

танников коррекционных дошкольных учреждений 81

4.2.Содержание инновационной методики формирования здоровья

воспитанников коррекционных дошкольных учреждений 87

4.3.Эффективность применения инновационной методики 103

Заключение 117

ВЫВОДЫ 120

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 125

ПРИЛОЖЕНИЯ... 148 



Введение диссертации:

Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации создалась острая проблемная ситуация, связанная с ростом заболеваемости, ухудшением физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста с различным социальным статусом, особенно детей-сирот [1,22,27, 139, 140].

По данным О.Н. Коган (2000), О.А. Шпитальной (2000), Т.К. Михайловской (2003), Д.В. Грязнова (2005), у детей-сирот, проживающих в специализированных дошкольных учреждениях, отмечается задержка психического развития, умственная отсталость, аномальное развитие двигательной сферы и различные соматические заболевания, которые во многом обусловлены неблагоприятными социально-экологическими условиями и образом жизни до поступления в детские дома. В частности, региональной особенностью экологической обстановки в Смоленской области является дефицит йода в водных источниках, что приводит к возникновению многих заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста [3,128,146].

Здоровьеформирующая функция физической культуры в современных условиях нарастающих угроз разрушения внешней экологической среды ребенка и его внутренней экологии приобретает особое значение. Для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста, проживающих в коррек-ционных детских домах, существенное значение имеет здоровый образ жизни [18, 95, 188, 191]. Важным составным компонентом здорового образа жизни является оптимальный режим организованной физкультурной двигательной активности, который способствует формированию здоровья, повышению адаптационного потенциала ребенка [46,49,121,269].

Научному обоснованию методики физического воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.Н. Осокиной (1978), Д.В. Хухлаевой (1984), В.Г. Алямовской (2001), Л.Д. Глазыриной (1992,2001), В.Н. Шебеко (2001), Э.Я. Степаненковой (2001), Н.Н. Кожуховой (2002). Вместе с тем, в рекомендациях по методике физического воспитания детей 6-7 лет,

проживающих в специальных (коррекционных) дошкольных детских домах, крайне слабо освещены современные подходы к формированию здорового образа жизни детей-сирот [Л.М. Беженцева, 2004; Д.В. Грязнов, 2005; В.Н. Чумаков, 2005]. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают теоретическая разработка и экспериментальное обоснование инновационных методик физического воспитания оздоровительно-развивающей направленности, эффективно формирующих потребности и мотивы детей к занятиям физической культурой, способствующих индивидуальной коррекции состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности и создающих благоприятные условия для гармоничного развития личности. С этих позиций предпринятое исследование является актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать методику формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей 6-7 лет в коррекционных детских домах.

Предмет исследования: педагогические условия реализации интегра-тивного подхода к методике формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах средствами физической культуры.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что инновационная методика формирования здоровья детей-сирот 6-7 лет, воспитанников коррекционных дошкольных детских домов, основанная на интегративном подходе к использованию средств физической культуры, существенно повысит эффективность процесса физического воспитания и улучшит уровень психосоматического здоровья, развитие физических качеств и функционирование кардиореспираторной системы.

Задачи исследования:

1. Изучить социальный статус, состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-7 лет при поступлении в детский дом.

2. Определить влияние общепринятой методики физического воспитания на морфофункциональные показатели воспитанников коррекционного дошкольного детского дома.

3. Теоретически разработать и экспериментально оценить инновационную методику формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах, основанную на интегративном подходе к применению средств физической культуры.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились положения теории и методики физической культуры и спорта (Л.П.Матвеев, Ю.Ф.Курамшин, Л.Д.Глазырина, Л.И.Лубышева); концепции социального и психологического развития детей и подростков (Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский); коррекционно-развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская, У.В. Ульяненкова, Г.Ф. Кумарина); адаптивной физической культуры (Н.А. Гросс, СП. Евсеев, Л.В. Шапкова, B.C. Дмитриев).

Методы исследования: изучение и анализ специальной научно-методической литературы; изучение и обобщение документальных материалов; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты; антропометрия и соматоскопия; контрольно-педагогические испытания (тесты); кардиоин-тервалография; спирометрия и пневмотахометрия; определение химического состава и калорийности пищи по меню-раскладке расчетным методом; методы математической статистики.

т

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005 гг. на базе Смоленского коррекционного дошкольного детского дома и включало в себя четыре этапа. Первый этап (сентябрь 2000 - август 2001 гг.)- анализ и обобщение научно-методической литературы; определение цели, объекта, предмета гипотезы и задач исследования, контингента испытуемых, освоение методов исследования. Второй этап (сентябрь 2001 - июнь 2003 гг.) - констатирующий педагогический эксперимент. Изучены социальный статус, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность детей при по

ступлений в детский дом. Проведен анализ влияния традиционной методики физического воспитания на морфофункциональные показатели исследованных лиц, выявлены недостатки этой методики. Третий этап (сентябрь 2003- июнь 2004 гг.) - формирующий педагогический эксперимент. Изучена эффективность воздействия инновационной методики на состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние кардиорес-пираторной системы воспитанников детского дома. Всего обследовано 86 детей в возрасте 6-7 лет. Четвертый этап - (июль 2004- май 2005 гг.) - анализ, обобщение, статистическая обработка и интерпретация результатов проведенного исследования, разработка выводов и практических рекомендаций, оформление рукописи диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: -теоретически разработана, научно обоснована и внедрена на региональном уровне в практику физического воспитания детей 6-7 лет в коррекци-онных дошкольных детских домах инновационная методика на основе интегра-тивного подхода к формированию здоровья средствами физической культуры, которая существенно укрепляет их здоровье, повышает уровень физического развития и физической подготовленности, улучшает функцию кардиореспира-торной системы;

- определены и обоснованы дидактические условия, обеспечивающие повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями, и целенаправленное использование эстетических, эмоционально насыщенных, несложных координационного вида физических упражнений, сюжетно-ролевых игр;

- разработан и применен показатель физической подготовленности, существенно повышающий эффективность педагогического контроля процесса физического воспитания в коррекционных детских домах;

- разработан и реализован интегративный подход к формированию здоровья в образовательно-коррекционном пространстве, который обеспечивает целенаправленное воздействие комплекса оздоровительных факторов (физические упражнения в режиме дня, рациональное питание, закаливание, физиоте

рапия, звукотерапия, сауна, аэрофитотерапия и ароматерапия) и ориентированный на оптимальную стратегию развития и коррекции физических качеств и формирования двигательных умений с учетом индивидуальных психосоматических особенностей ребенка в процессе физического воспитания в коррекционных детских домах.

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования существенно дополняют современные концепции теории и методики физического воспитания, адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики новыми положениями в вопросах применения инновационных средств и методов физической культуры для формирования здоровья детей 6-7 лет в коррекционных детских домах.

Практическая значимость. Инновационная методика физического воспитания, основанная на интегративном подходе к использованию средств физической культуры, обеспечивает благоприятные педагогические условия для положительных изменений состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников коррекционных дошкольных детских домов.

Результаты исследования могут быть использованы:

- при разработке нормативно-программного материала по физическому воспитанию в коррекционных дошкольных детских домах;

- в практической деятельности педагогов детских домов коррекционного типа;

- в учебном процессе высших и средних физкультурных учебных заведений;

- на курсах повышения квалификации и факультетах повышения послевузовского образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов, положений и выводов, сформулированных в диссертационном исследовании, обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций о значении физического воспитания в развитии и оздоровлении детей-сирот; совокупностью методов,

адекватных цели и задачам исследования; использованием теоретического анализа и синтеза; результатами педагогического эксперимента; корректным применением математико-статистических методов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Высокий уровень заболеваемости, низкие показатели соматического развития и физической подготовленности являются следствием плохих экологических и социально-гигиенических условий жизни детей 6-7 лет до поступления в коррекционный детский дом.

2. Традиционная методика физического воспитания в коррекционных дошкольных детских домах не обеспечивает оздоровительно-развивающий эффект в связи с недостаточным учетом психосоматического состояния, функциональных возможностей детей и объемом организованной двигательной активности. Это актуализирует острую необходимость разработки педагогических инноваций.

3. Инновационная методика формирования здоровья детей 6-7 лет, воспитанников коррекционных детских домов, основанная на интегративном подходе к использованию физических упражнений, рационального питания, закаливания, физиотерапии, звукотерапии, сауны, аэрофитотерапии и ароматера-пии, обеспечивает существенное укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение физической подготовленности и функциональных возможностей кардиореспираторной системы, а также высокий закаливающий эффект.

Апробация результатов. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на трех международных (Минск, 2003, 2004; Смоленск, 2003) и всероссийской (Смоленск, 2005) конференциях, посвященных вопросам здорового образа жизни, оздоровления детского населения, проблемам физического воспитания, и отражены в 9 публикациях.

Результаты исследования внедрены в практику работы Смоленского коррекционного дошкольного детского дома, СОГОУ детского дома семейного типа «Гнездышко» и в учебный процесс по дисциплине «Физическая реабили

тация» (ДС 04) в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и подтверждены 4 актами внедрения.

Личный вклад автора заключается в определении основной направленности, цели и задач исследования; разработке и обосновании методики физического воспитания оздоровительно-развивающей направленности детей 6-7 лет, проживающих в коррекционных дошкольных детских домах; подборе адекватных методов исследования; организации и проведении педагогического эксперимента, медико-биологических и педагогических обследований детей; статистической обработке полученных данных; анализе, обобщении и интерпретации полученных результатов и их внедрении в практику коррекционных дошкольных учреждений.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, который включает 296 источников, из них 13 иностранных авторов, и приложений. Основное содержание работы изложено на 147 страницах машинописного текста, работа иллюстрирована 25 таблицами и 12 рисунками.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций