Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Стрелецкая Юлия Владимировна. Коммуникативная подготовка на занятиях фитнес-аэробикой с учётом специфики деятельности и индивидуально-личностных различий студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 СПб., 2007 178 с. РГБ ОД, 61:07-13/947


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 9

  1. Проблема совершенствования профессионально-педагогической подготовки на современном этапе развития высшего физкультурного образования 9

  2. Знания, умения и навыки специалиста по физической культуре и спорту -задача профессионального образования 16

  1. Профессиональное общение как основа педагогического мастерства 19

  2. Коммуникативные умения и навыки, необходимые для результативной деятельности специалиста по физической культуре и спорту 25

  3. Специфические особенности фитнес-аэробики и их влияние на характер коммуникаций специалиста 30

1.3. Пути совершенствования коммуникативной подготовленности специали
стов по физической культуре 34

  1. Активные методы обучения 36

  2. Учет индивидуально-психологических особенностей - один из путей совершенствования коммуникативной подготовки будущих специалистов 39

1.4. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования 44

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47

  1. Методы исследования 47

  2. Организация исследования 52

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ К ДОСТИЖЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 54

3.1. Содержание педагогической коммуникации специалиста по физической
культуре, как показатель его профессионализма 54

  1. Недостатки традиционного технологического подхода в формировании коммуникативных умений и навыков у студентов физкультурных вузов 65

  2. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности специалистов на коммуникативную сферу их педагогической деятельности 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

ГЛАВА 4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У
СТУДЕНТОК ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 82

  1. Теоретические основы экспериментальной технологии и организация процесса формирования коммуникативных умений и навыков на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу" 82

  2. Учёт индивидуальных различий в коммуникативной подготовке будущего специалиста по физической культуре - основа результативности и качества 85

  1. Программированное обучение 87

  2. Система проблемных заданий и задач в технологии коммуникативной подготовки 92

  3. Контроль динамики коммуникативных умений и навыков, формируемых у студенток на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу» 94

  1. Организация и результаты основного эксперимента 95

  2. Результативность профессионально-педагогической деятельности испытуемых как эффект оптимизации коммуникативной подготовки 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

ВЫВОДЫ 111

РЕКОМЕНДАЦИИ 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114

ПРИЛОЖЕНИЕ 137



Введение диссертации:

Актуальность. В настоящее время проблема подготовки высококвалифицированных специалистов актуальна в различных сферах жизнедеятельности общества. Изменившаяся образовательная ситуация в стране, новые парадигмы образования, возможность выбора альтернативных учебных планов и программ, различных моделей и уровней образования предполагают изменение содержания и форм профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, конечной целью которых является профессиональная компетентность (Гаврилова Л.В., Островская И.В.,1998).

В настоящее время развитие образовательной системы Российской федерации определено Концепцией её модернизации на период до 2010г., которая требует от вузов адекватных действий, нацеленных на улучшение моделей организации деятельности и подходов к управлению высшими учебными заведениями. На данный момент главным в подготовке специалистов становится формирование базовых компетенций, передача универсальных способов деятельности, формирование принципиальных представлений об устройстве сфер деятельности, передача норм и правил осуществления профессиональной деятельности, в том числе коммуникативной.

Решением проблемы формирования коммуникативной компетентности занимались многие современные педагоги и психологи (Емельянов Ю.Н., 1985; Петровская Л.А., 1989; Жуков Ю.М., 1998, Панфилова А.П., 2001 и др.), однако никто из них не изучал возможности применения специфики общения в современных формах организации занятий физической культурой как средства педагогической подготовки. Особенности профессиональной деятельности в фитнес-аэробике, в ходе общения с занимающимися предъявляют повышенные требования к коммуникативной компетентности и индивидуально-психологическим особенностям специалиста. Данный факт может быть учтен в процессе базовой профессионально-педагогической подготовки, а именно коммуникативной у студенток 4 курса на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу».

Объект исследования - процесс коммуникативной подготовки на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу» у студенток 4 курса вуза физической культуры.

Предмет исследования - коммуникативная компетентность в фитнес-аэробике в контексте педагогического мастерства студенток 4 курса вуза физической культуры.

Научная гипотеза. Предполагалось, что учёт специфических особенностей профессионального общения в фитнес-аэробике, индивидуально-психологических особенностей и уровня дидактической подготовленности старшекурсниц в процессе коммуникативной подготовки на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу» позволит повысить эффективность формирования коммуникативной компетентности у студенток вуза физической культуры.

Цель исследования - разработать технологию коммуникативной подготовки на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу», с учётом специфики профессионального общения в фитнес-аэробике и индивидуально-личностных особенностей студенток 4 курса обучения вуза физической культуры.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой в процессе проведения исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Конкретизировать модельные характеристики и особенности осуществления коммуникативной деятельности специалиста в процессе проведения занятий по фитнес-аэробике.

  2. Определить степень влияния индивидуально-психологических особенностей личности на процесс формирования коммуникативных умений и навыков студенток вуза физической культуры.

  3. Выявить взаимосвязь качества коммуникативной деятельности в процессе проведения занятий по фитнес-аэробике с уровнем дидактической подготовленности обучающихся.

  4. Разработать и экспериментально проверить эффективность технологии коммуникативной подготовки на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу», с

учётом специфики профессионального общения в фитнес-аэробике и индивидуальных особенностей студенток 4 курса обучения вуза физической культуры. Теоретико-методологические основы исследования:

- теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
(Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

деятельностная теория учения (Л.С.Выгодский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

концепция технологизации образования (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Н.Ф.Талызина);

-деятельностная концепция подготовки физкультурных кадров (В.М.Краевский, В.Ф. Костюченко, М.В. Прохорова, Е.Р.Яхонтов) и концепция контекстного подхода в формировании профессионально-педагогических умений (А.А. Вербицкий, Ж.К.Холодов, Г.И. Хозяинов, В.А. Солодянников);

теория программированного обучения и управляемых систем (В.П.Беспаль-ко, Н.Ф.Талызина, А.М.Шлёмин);

теория педагогической акмеологии (Н.В.Кузьмина, А.А.Дергач, Н.М.Кос-тихина).

Научная новизна:

- конкретизированы модельные характеристики профессионального общения

в фитнес-аэробике, отражающие специфические особенности деятельности специалиста данного профиля;

- дано теоретическое обоснование технологии коммуникативной подготовки
средствами фитнес-аэробики на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу» на
основе учёта индивидуально-психологических особенностей студенток 4 курса
вуза физической культуры и уровня их дидактической подготовленности;

- предложена блочно-тематическая организация содержания коммуникатив
ной подготовки средствами фитнес-аэробики на основе применения проблем
ных задач и заданий в сочетании применением приёмов индивидуально-
психологического сопровождения;

7 - предложен комплексный подход в определении готовности к осуществлению специфической профессиональной деятельности, предполагающий оценку предрасположенности к коммуникативной деятельности, приобретения коммуникативных умений и навыков, необходимых для проведения занятий по фит-нес-аэробике будущими специалистами.

Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теоретических и методологических основ технологического подхода в коммуникативной подготовке кадров с высшим образованием новыми знаниями об эффективных путях формирования коммуникативной компетентности посредством формирования специфических приёмов общения в фитнес-аэробике, а также применения методических приёмов индивидуализации обучения.

Практическая значимость. В учебный процесс вуза физической культуры внедрена технология коммуникативной подготовки студенток на занятиях по «Музритмике» и «Шейпингу», основанная на учёте специфики общения в фитнес-аэробике, их индивидуально-психологических особенностей и принципах усвоения знаний в проблемном обучении. Разработанная технология позволяет повысить как эффективность коммуникативной компетентности будущих специалистов, так и уровень их дидактической подготовленности.

Исследования проводились с октября 2002 по апрель 2006 гг. Промежуточные и окончательные его результаты были доложены на научных конференциях кафедры теории и методики гимнастики Великолукской государственной академии физической культуры и спорта в 2003-2006 гг.

Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР Госком-спорта России на 2001-2005 гг., направление 04, темы 04.02.03.

Основные положения, выносимые на защиту: 1) Специфические особенности педагогической деятельности в фитнес-аэробике, и в частности, в общении специалиста, предъявляют повышенные требования к его коммуникативной компетентности. Формирование характерных для фитнес-аэробики коммуникативных умений и навыков на занятиях по

«Музритмике» и «Шейпингу» позволяет повысить эффективность подготовки и коммуникативную компетентность студенток.

2) Технология коммуникативной подготовки на занятиях по «Музритмике»и
«Шейпингу» имеет детерминированный характер и предполагает: конкретиза
цию модельных характеристик общения в фитнес-аэробике как задач обучения,
учёт уровня готовности студенток, программирование учебного материала с за
данным конечным образовательным результатом, разработку проблемных задач
и заданий и контроль знаний, умений, навыков.

3) Формирование коммуникативной компетентности студенток старших
курсов наиболее эффективно при реализации технологического подхода, осно
ванного на учёте индивидуально-психологических особенностей их личности.

Апробация и внедрения результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ВЛГАФК (2003, 2005 гг.) отражены в четырёх публикациях (2003-2005 гг.) и в методическом пособии (2006г.), применяемом в подготовке студентов ВЛГАФК. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, что подтверждено 2 актами внедрения.

Структура диссертации.

Работа состоит из ведения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения на листах компьютерного текста и содержит 9 таблиц, 17 рисунков. Библиографический указатель содержит 249 наименований литературных источников, из которых 22 были изданы за рубежом.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций