Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Мальцева Виктория Алексеевна. Формирование основ художественной культуры у младших школьников : 13.00.01 Мальцева, Виктория Алексеевна Формирование основ художественной культуры у младших школьников (на материале древнерусского искусства) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Елец, 2007 246 с. РГБ ОД, 61:07-13/1287


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Стр.

Введение 3

1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры у
младших школьников на материале древнерусского искусства
15

1.1.Изучение феномена художественной культуры в философской и

психолого-педагогической литературе 15

1.2.Специфика формирования основ художественной культуры у младших
школьников на материале древнерусского искусства 30

1.3. Модель формирования основ художественной культуры у младших
школьников на материале древнерусского искусства 50

Выводы по первой главе 74

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ
художественной культуры у младших школьников на материале
древнерусского искусства
76

2.1.Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры
у младших школьников на материале древнерусского искусства 76

2.2.Организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-
нравственной ценности древнерусского искусства 109

2.3. У чет специфики древнерусского искусства с позиций национально-
исторической традиции русского народа 128

2.4.Интерпретация образов произведений древнерусского искусства в

творческой деятельности младших школьников 146

Выводы по второй главе 166

Заключение 168

Библиографический список 173

Приложения 192



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Позитивные изменения в сознании российского общества на рубеже XX - XXI вв., связанные с переоценкой роли исторического и культурного наследия России в формировании облика современного человека, требуют переосмысления духовно-нравственных ориентации личности. В сложившейся ситуации особое значение приобретает формирование основ художественной культуры у младших школьников, стимулирующей развитие чувственно-эмоциональной, интеллектуально-познавательной и творческой активности учащихся.

Использование традиционных для России культурных ценностей древнерусского искусства в процессе формирования художественной культуры у младших школьников способствует укреплению гражданской позиции, созданию нравственных ориентиров, становлению духовно-нравственного и историко-культурного мироощущения. В этой связи древнерусское искусство, концентрирующее духовный опыт русского народа, призвано играть важную роль в процессе реализации права ребенка на воспитание в культурно-религиозной и национально-исторической традиции своего народа.

Процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства в педагогической науке предполагает поиск эффективных методов воздействия на личность ребенка, на развитие его духовного мира, творческого мышления, природных задатков и способностей. В силу возрастных и психолого-физиологических особенностей младших школьников (подражательность, впечатлительность, реактивность и др.) этот процесс необходимо осуществлять в системе начального образования.

Базовыми для нашего исследования являются идеи философии искусства (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант); современных теоретиков культуры (А.А. Велик, B.C. Библер, А. Кребер, П.А. Кудин, Ю.М. Лотман, Л.А. Рапацкая, Л. Уайт); фундаментальных искусствоведческих трудов (М.В. Алпатов,

В.В. Бычков, В.К. Вагнер, Н.С. Дмитриева, Т.В. Ильина, Н.М. Калашникова, В.Н. Лазарев, Л.Д. Любимов и др.).

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды о
духовном совершенствовании человека: свт. Тихона Задонского, свт. Феофана
Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Григория Синаита;

богословов: С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова; философов: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого.

Психологические механизмы формирования различных аспектов художественной культуры личности получили отражение в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Педагогический анализ проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников нашел отражение в работах М.А. Верба, В.И. Козлова, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошминой, B.C. Кузина, Б.М. Йеменского, Н.М. Сокольниковой, Л.В. Школяр, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова. Большинство перечисленных ученых связывают формирование художественной культуры младшего школьника с изучением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобразительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства.

В современной науке проблема формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства не имеет должного освещения. Отдельные ее аспекты рассматриваются в следующих ракурсах: философско-педагогическое осмысление духовно-нравственных ценностей Православия (Е.П. Белозерцев, Л.Н. Голубева, А.И. Еремкин, А.В. Иванов, В.М. Меньшиков, Е.А. Плеханов и др.); историко-педагогический аспект (Н.А. Белканов, З.В. Видякова, Т.Н. Волков, И.Ф. Плетенева,

В.Я. Струминский, Н.Н. Фомина); положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский; СП. Баранов, А.А. Велик, Г.В. Драч, И.П. Манакова, А.Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина).

Особый интерес представляют для нашего исследования работы в области педагогики раскрывающие совокупность духовных (Ш.А. Амонашвили, Л.Л. Шевченко); эмоционально-образных (СП. Баранов, СА. Воробьева, В.И. Мясцова, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко) и творческих (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова, Т.Я. Шпикалова и др.) качеств личности младшего школьника.

Проблеме соотношения научного и творческого в педагогике начального образования посвящены многие работы В.В. Водовозова, Н.А. Корфа, С. А. Рачинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

В работах вышеперечисленных ученых затрагиваются различные аспекты формирования художественной культуры, связанные с поиском методов и форм повышения качества усвоения искусствоведческих знаний, с развитием художественного восприятия, с формированием навыков творческой изобразительной деятельности у младших школьников. Однако неразработанность механизмов формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, затрудняет понимание ими духовных ценностей российской культуры. В настоящее время растет интерес учащихся и их родителей к изучению содержательных, эстетических и канонических особенностей древнерусского искусства. Этому способствует восстановление в образовательной системе российской школы исторической и культурной преемственности. При наличии практического интереса к данной проблеме ее теоретическое освещение в современной школе фрагментарно, отсутствует целостная программа формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства.

В этой связи возникают противоречия:

*1* между потенциальными возможностями воздействия древнерусского

искусства на духовно-нравственное становление личности младшего школьника и его недостаточным использованием в учебно-воспитательном процессе;

между развивающейся практикой использования материала
древнерусского искусства в формировании основ художественной культуры у
младших школьников и функционирующей системой обучения в начальной школе.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и сущность, педагогические условия и технология эффективного формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - художественная культура младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Гипотеза исследования - формирование основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства будет эффективным, если:

> раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры у младших школьников;

разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

реализовать следующие педагогические условия формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства; учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа; интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников;

разработать и внедрить в образовательный процесс

педагогическую технологию, повышающую эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры младших школьников;

обосновать и апробировать на практике модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

определить критерии, показатели и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

выявить и апробировать на практике систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников на материале древнерусского искусства, и технологию их реализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

ценностно-смысловые положения, лежащие в основе понятия
«художественная культура» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А. Белый, Э. Кассирер и

др-);

концептуальные подходы к формированию художественной культуры:
культурологический (Р.Барт, А.А. Велик, А.С. Кармин, Ю.М. Лотман, Л.П. Печко и
др.), аксиологический (Н.А. Бердяев, А. Белый, Э. Гидденс, Н. Смелзер,
П.А. Флоренский), деятельностный (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян и

др-);

положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский; С.Н. Баранов, И.П. Манакова, М.К. Петров, А.Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина);

духовно-мировоззренческие концепции православной культуры, оказывающие влияние на содержание и специфику человеческой деятельности (вселенский учитель Василий Великий, свт. Тихон Задонский, свт. Димитрий Ростовский; А.С. Хомяков, П.А. Флоренский и др.);

традиционные духовно-нравственные ценности древнерусского искусства (А.В. Бородина, Г.В. Драч, И.В. Кошмина, Т.Я. Шпикалова);

*1* психологические теории художественного развития младшего школьника в процессе восприятия произведений искусства и ведущей роли эмоциональной познавательной деятельности в творческом процессе (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон);

концептуальные идеи художественной педагогики об определяющей
роли творческой изобразительной деятельности в формировании
художественной культуры личности (А.И. Арнольдов, М.А. Барг,
Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, В.И. Козлов, В.К. Лебедко, А.А. Мелик-Пашаев,
Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; моделирование;

изучение учебно-методической документации по образовательной области «Искусство»;

диагностические методы исследования (наблюдение, беседа, интервьюиро-вание, опрос, анкетирование, тестирование);

педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контролирующей функциях;

анализ результатов творческой изобразительной деятельности младших школьников;

обобщение педагогического опыта по использованию различных видов древнерусского искусства на уроках изобразительного искусства (ИЗО) с

целью формирования основ художественной культуры у младших школьников.

Экспериментальной базой исследования являлись

общеобразовательные школы №№ 17, 95 г. Ельца, № 36 г. Липецка, школа-интернат №4 ОАО «РЖД» ст. Елец, школа-гимназия № 97 г. Ельца, младшая группа воскресной школы Казанского храма г. Ельца, младшая группа воскресной школы храма иконы Елецкой Божьей Матери. В опытно-исследовательской работе участвовало 250 учеников младшего школьного возраста.

Организация исследования осуществлялась в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-теоретический: посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической литературы; разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работы; разработке экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси» и методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблеме; включению экспериментальной программы в практику работы школы.

Второй этап (2002-2004 гг.) - опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающе-аналитический: обобщены и систематизированы накопленные научно-теоретические сведения; проведен качественный и количественный анализ полученных результатов; сформулированы основные выводы; результаты оформлены в виде диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

> раскрыты содержание и структура основ художественной культуры младших школьников;

определена система критериев, показателей и уровней
сформированности основ художественной культуры у младших школьников на
материале древнерусского искусства;

> теоретически разработана и экспериментально проверена модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом ретроспективных и современных достижений психолого-педагогической науки; выбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; доказательностью оценок качественных характеристик, полученных в процессе статистической обработки данных.

Теоретическое значение работы:

обоснованы теоретико-методологические подходы к проблеме формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

конкретизировано содержание основ художественной культуры у младших школьников в рамках предметно-ценностной, информационно-знаковой, деятельностной концепций;

разработаны концептуальный и теоретический блоки модели формирования основ художественной культуры у младших школьников;

определена система педагогических условий эффективного формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства; учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа; интерпретация

образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы и вуза:

модели формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

диагностической методики определения уровней сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

авторской программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси», педагогической технологии формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, технологической карты поурочного планирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Белгороде, Ельце, Благоевграде (Болгария), Липецке, Санкт-Петербурге. Основные результаты исследования апробировались на международных (Белгород - Днепропетровск - Прага - Уральск - 2006 г.; Елец -

2006 г.; Санкт-Петербург - 2006 г.); межрегиональных (Елец, Киров, Липецк 2005-

2007 гг.) и региональных (Белгород, Елец, Липецк 2004-2006 гг.) научно-
практических конференциях.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ЕГУ им. И.А. Бунина, на методических семинарах учителей изобразительного искусства, начальных классов общеобразовательных школ г. Ельца, г. Липецка; на заседаниях «круглых столов» учителей воскресных школ Липецко-Елецкой епархии; методические материалы по формированию художественной культуры у младших школьников используются учителями школ Липецкой области. Апробирована авторская экспериментальная программа «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественная культура младшего школьника - сложное интегративное
качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей
и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя
аналитико-синтетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на
произведения искусства, интересы, сформированный художественный вкус,
творчество и др.

Формирование основ художественной культуры у младших школьников на
материале древнерусского искусства рассматривается нами как

целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая осознание младшими школьниками ценностей древнерусского искусства и осуществление на их основе духовно-нравственной ориентации. Оно происходит на основе воспитания и развития вышеназванных качеств личности под влиянием социума.

2. Модель формирования основ художественной культуры у младших
школьников на материале древнерусского искусства состоит из четырех
взаимосвязанных блоков. Она включает в себя следующие составляющие:

а) концептуальный блок, рассматривающий художественную культуру в рамках предметно-ценностной, деятельностной, информационно-знаковой концепций с опорой на культурологический, аксиологический и деятельностный подходы;

б) теоретический блок, раскрывающий сущность художественной культуры
младшего школьника и показывающий взаимодействие информативного,
эмоционального, когнитивного, мотивационного, аналитического, интуитивного,
ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов художественной
культуры младших школьников;

в) диагностический блок, определяющий критерии (информированность,
эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели
(знания о древнерусском искусстве, сопереживание и понимание

эмоционального содержания произведения, суждение и оценка, фантазия, ассоциативность, самоанализ, самоконтроль, самооценка), уровни (продуктивно-творческий, алгоритмический, репродуктивный, фрагментарный) сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

г) технологический блок, содержащий педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и включающий целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

3. Эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства обеспечивает система педагогических условий:

организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства;

учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа;

интерпретация древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы (225 источников, 7 иностранных авторов), 24 приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, методология и методы исследования; показываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указывается опытно-экспериментальная база; характеризуются этапы работы и система внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале

древнерусского искусства» рассматривается феномен художественной культуры; разрабатываются концептуальный и теоретический блоки модели формирования художественной культуры у младших школьников на традициях древнерусского искусства; определяются место и значение древнерусского искусства в системе школьных дисциплин художественно-эстетического цикла.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства» определяются критерии, показатели и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусств, характеризуются педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и разрабатывается технология их реализации.

В заключении обобщаются результаты исследования и намечаются направления дальнейшей работы.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, не вошедшие в основной текст диссертации.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций