Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Мачехина Ольга Николаевна. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников : 13.00.01 Мачехина, Ольга Николаевна Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников (проектно-контекстный подход) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2007 171 с. РГБ ОД, 61:07-13/1743


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение.... 1-11

1. Проблемы развития социальной компетентности

старших школьников в современных условиях 12-50

1.1. Структура социальной компетентности 12-25

1.2. Ключевые социально-ролевые компетенции

в старшем школьном возрасте 26-53

2. Проектно-контекстный подход как концептуальная
основа развития социальной компетентности
старшеклассников 54-84

2.1. Теория контекстного обучения и проектная деятельность

в современной школе 54-72

2.2. Ролево-игровое проектирование в

образовательном процессе ; ; 73-81

2.3. Педагогические условия формирования социально
компетентной личности учащегося 81-84

3. Экспериментальное исследование развития

социальной компетентности старшеклассников.. 85-111

  1. Методика'эксперимента 85-86

  2. Результаты эксперимента и их обсуждение 86-111

  1. Результаты диагностирующего этапа эксперимента 86-98

  2. Результаты формирующего этапа эксперимента 99-111

Заключение 111-115

Литература 116-137

Приложения 138-171



Введение диссертации:

В современном российском образовании все шире реализуется принцип вариативности, позволяющий как отдельным учителям, так и педагогическим коллективам образовательных учреждений проектировать учебно-воспитательный процесс, используя любые педагогические технологии. Однако оно направлено, главным образом, на привитие обучающимся определенной суммы знаний по предметам школьной программы. Что касается конкретных умений и навыков, то им обучают в довольно узких рамках того или иного учебного предмета. Возникает закономерный вопрос: в достаточной ли степени современная российская школа готовит своих питомцев к будущей жизни, прививает ли способность к самостоятельному анализу реальных ситуаций и нахождению наиболее оптимальных способов решения проблем.

На чрезвычайную важность этих моментов указывал . еще К.Д.Ушинский: «...Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно не раздражает так нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются какими-то мечтающими пассивными существами, все собирающимися жить, ...все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями... Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать, и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания». [189, с.30-31] С тех пор прошло много лет, но эта проблема все еще остается весьма актуальной. На это, в частности, указывает тот факт, что одаренные российские школьники и студенты, участвуя в

современных международных интеллектуальных конкурсах, таких, как PISA (Programme for International Students Assessment), чаще всего оказываются не на высоте там, где задание ограничивается решением теоретических задач или воспроизведением своих мыслей на бумаге. Но в тех случаях, когда необходимо умело разъяснить или доказать практическую значимость своих идей, результат значительно скромнее.

В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе модернизации образования должен быть сделан на подготовку старшеклассников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны. Выпускник школы должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.

Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены многие исследования (К.А.Абульханова, Ю.Н.Емельянов, И. А. Зимняя, Л.А.Петровская, МАХолодная, М.А.Чошанов, Н.ВЛковлева и др.); изучается профессиональная компетентность (ААБодалев, А.А. Вербицкий, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.И.Пугач, В АСластенин, О.М.Шиян, А.ШЦербаков и др.), социальная компетентность взрослого человека (М.Аргайл, Ю.МЖуков, Д.Равен, К.Рубин, Ю.Мель и др.) как части его профессиональной компетентности (АА.Деркач, А.К.Маркова). Совсем недавно стала разрабатываться и проблема развития социальной компетентности у школьников.

Развитие социальной компетентности учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе

образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал. По проблемам контекстного обучения выполнен целый ряд исследований в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого (Н.А.Бакшаева, Н.В.Борисова, Т.Д.Дубовицкая, Н.В.Жукова и др.). Широко представлены и работы по проблемам реализации проектной технологии в школе (Ю. В. Громыко, Е.В. Зачесова, Н.Ю. Пахомова, Е.С.Полат, Л.Б. Прокофьева, Г.К. Селевко, и др). Однако исследования проблем формирования социальной компетентности старшеклассников в русле проектао-контекстного подхода еще не проводились, что и обусловливает актуальность темы диссертации.

Анализ литературы показывает,, что существует объективное противоречие между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию выпускниках общеобразовательных школ и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на формирование социальной компетентности современной молодежи.

Необходимость разрешения этого противоречия обусловила проблему исследования: педагогические условия развития социальной компетентности воспитания и обучения детей в контексте их будущей социальной жизни и деятельности.

Цель исследования - выявление педагогических условий развития
социальной компетентности старших школьников при реализации проектао-
контекстного подхода . -

Объект исследования - социальная компетентность учащихся старших классов средней школы.

Предмет исследования - педагогические условия формирования

социальной компетентности старших школьников с позиций проектно-контекстного подхода

Гипотеза исследования: продуктивное развитие у старших школьников ключевых социально-ролевых компетенций (гражданин; сын\дочь; друг\подруга; муж\жена; работник) обеспечивается в условиях реализации проектно-контекстного подхода; при этом, ведущими формами организации их деятельности являются ролевая игра и обучающие социальные ситуации.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа литературы обосновать важность формирования социальной компетентности учащихся старших классов.

  2. Определить понятие «проектно-контекстный подход».

3. Сформулировать принципы и структуру обучающих социальных
ситуаций и ролевой игры для старшеклассников.

  1. Спроектировать экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности старшеклассников.

  2. Провести формирующий эксперимент.

  3. Количественно и качественно обработать результаты эксперимента, сформулировать обобщения и основные выводы.

Методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по педагогике, философии, социологии; процедуры анализа, синтеза, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; змпирическиеі наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности, постановка формирующего эксперимента; методы обработки эмпирических данных: их качественная и количественная обработка.

На защиту выносятся следующие положения

1. Педагогическими условиями формирования социальной компетентности старшеклассников при реализации проектно-контекстного подхода являются: моделирование контекста социальной жизни в образовательном пространстве школы; использование мотивационных стимулов (самоутверждения в группе, коррекции собственной самооценки, реализации творческих, организаторских и иных способностей, востребованности результатов деятельности в среде ближайшего окружения учащихся), побуждающих школьников овладевать способами социально ориентированных действий и .поступков; развитая личность учителя-воспитателя и его гуманистическое отношение к личности школьника; профессиональное саморазвитие педагогов; социально-личностно ориентированная школьная культура.

2. Ролевая игра и обучающие социальные ситуации как формы контекстного обучения и воспитания, реализующиеся в виде ролево-игровых проектов, обеспечивают продуктивное развитие социальной компетентности посредством формирования в старшем школьном возрасте ключевых социально-ролевых компетенций: гражданина; сына\дочери; друга\подруги; ученика\студента; работника; мужа\жены.

Научная новизна исследования

1. Сформулирована сущность проектно-контекстного подхода к
обучению и воспитанию в средней школе, заключающаяся в проектировании
и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм
контекстного обучения старшеклассников.

2. Показано, что продуктивная реализация выделенных педагогических
условий формирования социальной компетентности старшеклассников при

проектно-контекстном подходе предполагает принцип проектирования самими обучающимися при координирующей роли учителя-воспитателя контекста социальной жизни в форме ролево-игровых проектов и социальных ситуаций.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Выделены и содержательно описаны ключевые социально-ролевые компетенции, которые должны быть развиты в старшем школьном возрасте: гражданина; сына\дочери; друга\подруги; ученика\студента; работника; будущего мужа\жены.

  1. Сформулированы принципы ролевой игры старшеклассников как формы контекстного обучения и воспитания, направленной на развитие их социальной компетентности: адекватности игровой деятельности школьников основным социально-ролевым компетенциям; позитивного решения общественных и личных задач; взаимообучения и изменения себя; проблемности; индивидуализации; совместного анализа изучаемых проблем и явлений; принцип доброжелательности и сотрудничества;

3. Теоретически и экспериментально обоснованы возможности
проектно-контекстного подхода в развитии рассматриваемых ключевых
социально-ролевых компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в следующем. Предложен комплекс конкретных социальных ситуаций и ролевых игр, направленных на развитие социальной компетентности обучающихся; разработаны методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования. социальной компетентности старшеклассников в русле проектно-контекстного подхода. Полученные результаты и выводы использованы при разработке программ курсов повышения квалификации педагогов и психологов в Московском Институте Открытого Образования, в

преподавании курса «Педагогическая психология» студентам факультета психологии МГГУ им. М.А.Шолохова. Основные результаты исследования внедрены в практику ряда общеобразовательных учреждений Москвы, С.Петербурга, Рязани, Брянска. В практическую реализацию положений и выводов диссертационного исследования вовлечен широкий круг преподавателей средних общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, институтов повышения квалификации работников образования.

Работа над диссертацией проходила в несколько этапов

На первом, поисково-теоретическом этапе (2000-2003гг.) изучалась философская, педагогическая и психолого-педагогическая литература, материалы диссертационных исследований по проблемам личностно-ориентированных образовательных технологий, осуществлялось эмпирическое исследование констатирующего характера. .Это позволило уточнить научный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи исследования, наметить пути их решения.

На втором, констатирующем, этапе (2003-2005гг.) осуществлялся выбор
методов и методики исследования; проводились аналитико-диагностические
процедуры по выявлению уровня сформированное критериев социальной
компетентности: знаний, умений, социально-личностных характеристик по
определенным ключевым социально-ролевым компетенциям.

Осуществлялась координационная деятельность по ролево-игровым проектам.

На третьем, заключительном, этапе (2006-2007 гг.) осуществлялись: систематизация результатов экспериментальной работы, обработка и обобщение полученных данных; проверка выводов и результатов исследования; уточнение отдельных теоретических положений; полученные в ходе экспериментальной работы данные подвергались количественному и

качественному анализу.

Экспериментальная база исследования: средние школы №№ 207, 188, 1144 г. Москвы, школа № 686 «Класс Центр» г. Москвы, школа № 147 г. С. Петербурга, школа № 67 г. Брянска, кафедра открытых образовательных технологий МИОО. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 180 старшеклассников, включая 22 - в формирующем эксперименте.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям и задачам, репрезентативностью и статистической обработкой эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией, а также контрольным сопоставлением с реальным педагогическим опытом; длительностью исследования. Повышению надежности результатов способствовали объем и разнородность выборки (различных типов образовательных учреждений: общеобразовательных и экспериментальных школ и колледжей), разнообразие используемых диагностических методик.

Апробация и внедрение результатов. Ход и результаты исследования нашли отражение в докладах, статьях, материалах и тезисах, различных конференций: Международной научно-практической конференции "Дидактика современного учебного предмета", Москва, 23-24 октября 2006 г.; VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные методы в современном преподавании», Москва, 28-29 марта 2006 г.; XIX Всероссийского семинара по проблемам гражданского образования, Адлер, 25-30 сентября 2006 г.; Всероссийской конференции «Гражданское образование: ценности и приоритеты», Брянск, 25-28 октября 2006 г.; Результаты исследования в виде подготовки и проведения ролево-игровых проектов старшеклассников внедряются в ходе работы слушателей

Московского Института Открытого Образования, Рязанского института повышения квалификации работников образования, в работе учителей ГОУ СОШ № 147 г. Санкт-Петербурга, МОУ СОШ № 67 г. Брянска и др.

Структура работы: диссертация состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 225 источников, в т.ч. 11 -на иностранном языке, приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций