Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Зверев Владимир Владимирович. Формирование теории и практики охраны и реставрации художественных памятников в дореволюционной России : ил РГБ ОД 61:85-17/45


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

I. ВВЕДЕНИЕ I

П. ГЛАВА I. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСТАВРАЦИИ В РОССИИ В ХУШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ

  1. Истоки реставрации в России в ХУШ веке .. 24-

  2. Формирование археологического метода восстановления памятников 33

  3. Сложение теоретических основ реставрации археологических объектов 4-8

Ш. ГЛАВА П. СЛОЖЕНИЕ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ В РОССИИ В ИХ ВЕКЕ. ФОРМИРОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА*.

  1. Образование в России центров по охране и реставрации памятников 55

  2. Формирование археологического метода восстановления памятников русского средневековья во второй половине XIX века 66

  3. Теория и практика археологической реставрации второй половины XIX века 71

ІУ. ГЛАВА Ш. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

  1. Сложение организационной структуры реставрации монументальных объектов 86

  2. Разработка проблем реставрационного материаловедения в конце Х1Х-начале XX веков 98

  3. Развитие теории реставрации памятников в конце XIX - начале XX веков 109

У. Заключение 127

УІ. ПРИМЕЧАНИЯ К I ГЛАВЕ І37

УП. ПРИМЕЧАНИЯ К П ГЛАВЕ

УШ. ПРИМЕЧАНИЯ К Ш ГЛАВЕ ш

IX. БИБЛИОГРАФИЯ ^5



Введение диссертации:

Современная научная реставрация представляет собой одну из форм деятельности по сохранению памятников культуры и искусства, В свое время основатель советской научной реставрации И.Э.Грабарь отмечал: что "основной стимул реставрационного деяния - стимул сохранения спасения памятника" (II9, с.299). Однако вопрос о месте реставрации и ее роли в сохранении культурного достояния до сих пор представляется одной из главных теоретических проблем.

Иногда реставрацию сравнивают с хирургией - она относится к такому роду деятельности, когда производится непосредственное вмешательство человека в живую ткань художественного произведения. Но вторжение реставратора в структуру древнего памятника всегда таит в себе опасность - всякое недостаточно обоснованное действие может повлечь за собой если не гибель, то во всяком случае изменение формы и качества художественного произведения.

Успех реставратора базируется не только на выборе средств и мастерстве исполнения технических операций. Большую роль играет степень теоретической подготовленности реставратора. Без знания истории реставрации нельзя составить правильного представления о художественном своеобразии древнего памятника, оценить идеологическую, социально-культурную и эстетическую значимость изменений, привнесенных реставраторами в прошлом. Нельзя судить и о практической применимости прежних приемов и средств реставрации, так как чаще всего показателем технического и технологического качества работы является время. И лишь опираясь на практический, теоретический и исторический опыт реставратор

2 может правильно понять художественную и культурную значимость объекта, дать верную оценку работе своих предшественников, обосновать своё отношение к их работе, убедительно мотивировать собственную реставрационную концепцию.

Таким образом, путь к активной практической деятельности должен проходить через теоретическую подготовку реставратора. Но теоретические вопросы реставрации не получили пока должного освещения в современной научной литературе.

Особый интерес широкой общественности к сохранению памятников, размах реставрационных работ в нашей стране, разнообразие методик, применяемых в реставрационной практике заставили учёных и реставраторов-практиков обратиться к последовательному изучению истории отечественной реставрации. Интерес к реставрации ХУШ - начала XX веков вызван тем, что именно в это время закладывались основы, на которых происходило преодоление традиционного поновительства произведений искусства и архитектуры.Реставраторы XIX - XX столетий своей деятельностью определили общий характер современной научной реставрации, наметили перспективу развития её теоретических концепций.

Изучение ранней стадии развития реставрации представляет научный и практический интерес. Во-первых,история отечественной реставрации еще не написана, хотя ряд публикаций последнего времени свидетельствует о повышенном внимании учёных к этой теме ( 153; 161; 16 ). Во-вторых, современная научная реставрация не может развиваться без изучения опыта реставраторов предшествующих поколений.Более того история реставрации является неот-емлемой частью научной реставрации.Она необходима реставраторам-практикам в их повседневной работе, так как всякий реставраци-

онный процесе начинается с изучения истории создания памятника и его реставраций в предшествующие годы,

В течение последнего времени дореволюционная реставрация была предметом многих исследований, публикаций и обсуждений. Значение реставрации памятников в прошлом столетии, ее достоинства и недостатки, степень теоретической состоятельности и целесообразности технико-технологических решений - все эти вопросы занимают не только специалистов-реставраторов, но и ученых других областей знания: историков культуры, археологов, искусствоведов, а также широкую аудиторию любителей древнего искусства. Материалы реставрации привлекаются для утверждения подлинного знания о памятниках древности, методов их изучения и принципов реставрации в настоящее время.

Разносторонний интерес к отечественным древностям специалистов различных профессий обусловил изучение истории реставрации в самых разнообразных аспектах. Однако проблемы реставрации и охраны памятников изучались неравномерно. Наиболее актуальные проблемы, стоящие перед реставрацией в тот или иной период ее развития, определяли интерес к ее истории и направленность исследования.

Так в начальный период становления Советской школы реставрации 1920-х - 1930-х годов наряду с методическими проблемами особую актуальность приобрели проблемы технико-технологического характера. Возникла необходимость пересмотреть все средства и технические приемы, традиционно применявшиеся реставраторами в прошлом. Именно в этом направлении проводилось изучение реставрационной проблематики в Институте Археологической технологии в эти годы 44). С уклоном в изучение традиционных

4 технических приемов реставрации монументальной живописи рассматривалась история реставрации в России Е.А.Домбровской (І43).

Хотя первые труды по истории реставрации относятся к 1930-м - 1940-м годам, только в последнее время изучение ее получило систематический характер. Обращение к истории реставрации в 1960-е - 1970-е годы было вызвано необходимостью восстановления общности методических принципов характерных для реставрации 1920-х - 1930-х годов и утраченных в 1940-е -1950-е годы. Упразднение в 1934 году Центральных Государственных реставрационных мастерских, осуществлявших с 1924 года методический контроль за практической реставрацией в стране, способствовало распространению среди местных реставрационных организаций различных подходов, часто не имеющих под собой твердой теоретической базы в осуществлении реставрации памятников культуры и искусства. Положение осложнилось в послевоенные годы, когда для восстановления памятников, разрушенных в годы войны, были подключены непрофессиональные кадры. "Переоценка реставрационной деятельности предыдущего периода и отсутствие твердых теоретических установок и методики в отношении восстановления утраченных частей памятников создали кризисную ситуацию", - отмечал Н.В.Перцев, характеризуя период 1940-х - 1950-х годов (6).

Этапом преодоления кризисной ситуации стала Всесоюзная конференция 1968 года, поставившая вопрос о принципах реставрации древнерусской живописи. Вопросы о конечном результате реставрации, о месте и границах реконструкции в реставрационном процессе, обсуждавшиеся на конференции, стали наиболее актуальными в последнее время 4). Показательно, что вышедшая в 1971 году книга Е.В.Михайловского целиком посвящена истории развития теоретических концепций реставрации (202).

В 1970-е годы определилась тенденция к дифференцированному исследованию истории реставрации в рамках обособленных областью специализации - реставрации архитектуры, станковой масляной живописи, иконы, скульптуры (К таким работам относятся: труд И.П.Горина (167), две диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения А.Б.Алешина (159) и Ю.Г.Боброва (161), книга О.В.Яхонта (229) и обзорная статья М.Н«Лебедь (196). Однако изучение теории и практики реставрации, развивавшейся в сфере археологической науки, остается вне поля зрения современных ученых. Но именно она в XIX - начале XX столетия охватывала все сферы реставрации и охраны памятников, определяла характер всей реставрационной практики дореволюционной России. Археологические концепции теории и практики реставрации несли в себе рациональные начала, которые легли в основу советской научной реставрации и сохраняют свою актуальность в настоящее время.

Целью настоящей работы является исследование генезиса научной реставрации в России ХУШ - начала XX века, изучение опыта, накопленного археологической реставрацией в дореволюционный период, а также рассмотрение связи реставрации с археологией, искусствознанием и другими научными дисциплинами соответствующего времени.

Исходя из поставленной цели,в диссертации ставятся следующие задачи: I) показать начальную стадию формирования научной реставрации - зарождение идеи реконструкции памятников, как средства реализации научных программ архитектуры (в рамках изучения классического искусства) и археологии (в рамках вещеведе-ния, коллекционирования, антикварного разбирательства и систематизации памятников искусства); 2) проследить процесс преодо-

б

ления поновительной практики на основе применения археологической реконструкции памятников древности в XIX веке; 3) рассмотреть развитие теоретических концепций, как результат осмысления практической реставрационной деятельности с позиций археологической науки XIX - начала XX века; 4) изучить организационные основы реставрационного дела, порядок приема и сдачи реставрационных работ, ведения реставрационной документации в практике археологических обществ второй половины XIX - начала XX века, приемы и методы реставрации монументальной живописи; 5) показать расширение реставрационной проблематики в связи с внедрением реставрации в сферу охраны памятников, проследить процесс формирования реставрации в самостоятельную дисциплину.

Широкие хронологические рамки настоящей работы (ХУШ - начало XX века) обусловлены определенными исследовательскими задачами - проследить развитие реставрации археологического направления с момента зарождения первых идей восстановления памятников в их первоначальном виде до формирования реставрации в самостоятельную дисциплину, комплексную научную дисциплину. Хотя основные проблемы научной реставрации формировались в середине XIX - начале XX веков (понятие "научная реставрация" применено по отношению к этому периоду), ее истоки восходят к более раннему времени - к началу ХУШ века. Но сведения о реставрации, которые оставил нам ХУШ век, позволяют лишь в общих чертах наметить тенденцию складывания новых принципов реставрации на фоне общекультурных движений эпохи, но не дают возможности конкретизировать этот процесс.

В середине XIX века происходят значительные изменения в истории отечественной реставрации и охраны памятников. Это вре-

7 мя сложения сети государственных учреждений и общественных научных организаций, занимающихся охраной и реставрацией памятников, когда делались первые попытки научно подойти к проблеме восстановления памятников в их первоначальном виде и теоретически обосновать реставрационное вмешательство, отмечаются тенденции к усовершенствованию технических приемов реставрации, привлечению к их разработке специалистов из сферы естественных наук.

Основное внимание в диссертации уделено более позднему периоду - концу XIX - началу XX века, когда реставрация осознает свою специфическую сферу деятельности, выясняет основной круг теоретических проблем и практических целей. На ато время приходится процесс дифференциации реставрации в самостоятельную научную дисциплину.

1917 год рассматривается как рубеж, на котором завершается так называемый археологический этап в развитии реставрации в России, так как после Великой Октябрьской социалистической революции формирование реставрации протекает в новых социальных условиях и на иной материально-технической базе. Изменились ее социально-культурные ориентации и функции. Однако период конца XIX - начала XX веков особенно интересен тем, что именно на его фундаменте строились принципы, теория и практика советской научной реставрации.

Формирование научной реставрации в России представляется целесообразным рассматривать на примере реставрации монументальной живописи. Выбор продиктован тремя причинами: I) проблема сложения реставрации монументальной живописи не была предметом специального исследования; Z) монументальная живопись вклю-

8 чает в себя проблематику реставрации станковой живописи, решая сходные технические вопросы реставрационного материаловедения, В то же время, связанное с архитектурой реставрационное материаловедение монументальной живописи зависит от уровня строительной техники и технологии строительных материалов. Кроме того монументальная живопись в полной мере разделяет судьбу архитектурного сооружения, поэтому защита росписей от воздействия внешней среды представляет собой часть проблематики консервации архитектуры; 3) монументальная живопись уже в ХУШ веке стала привлекать к себе внимание ученой общественности. Она становится предметом археологического исследования, а в середине XIX века находится под охраной научных общественных организаций. Это позволяет рассматривать формирование научной реставрации в самой тесной связи с развитием охраны памятников.

При решении вопроса генезиса научной реставрации возникают трудности обусловленные спецификой ее формирования. Современная научная реставрация - это комплексная дисциплина. Однако комплексной она стала на определенной стадии развития и не представлялась таковой в сравнительно недавнем прошлом. Исследователями отмечалось, что уже в ХУШ веке различали реставрацию художественную и реставрацию по "механической части" (116).Художественная реставрация включает в себя все виды реконструкции памятников. Реставрация по "механической части" или, пользуясь современной терминологией, техническая реставрация направлена на технологическое решение проблемы. Художественная и техническая реставрация между собой соотносилась примерно так, как работа архитектора и строителя, как творческая и исполнительская

9 с безусловным приоритетом творческой работы. Следует подчеркнуть, что теоретические концепции формулировались именно по отношению к художественной реставрации. Вероятно, что именно такими представлениями исчерпывался смысл понятия реставрации.

Вопросы технической стороны реставрации представлялись второстепенными, в значительной степени осознавались как ремонт, проведенный по определенным правилам археологической реконструкции. Реставрация как единая проблема в ее теоретических и технических аспектах выявилась на определенной стадии развития реставрационного дела.

Это определило специфику дореволюционной литературы, посвященной теории и практике реставрационного дела. Во-первых, почти во всех трудах дореволюционного времени реставрация рассматривается с точки зрения метода, обеспечивающего сохранение памятника в качестве достоверного источника для археологической науки. Как правило, такие труды посвящены проблемам археологии и искусствознания. Реставрация в них упоминалась лишь в связи с искажениями (реже с сохранением) иконографии и стиля художественного произведения, памятника и т.п. Во-вторых, все теоретические аспекты чаще всего сводились к формулированию целей и задач реставрации и охраны памятников. Развернутые изложения принципов научной реставрации относятся лишь к началу XX в.

В-третьих, все теоретические положения реставрации высказаны либо по отношению к иконописи и станковому искусству, либо к реставрации архитектуры. Исключение составляют материалы, отраженные в прениях по докладам на II Всероссийском съезде художников (I9II-I9I2) (16).

В-четвертых, в дореволюционной России изредка издавались книги, которые знакомили читателей с материалами и приемами рее-

10 таврации станковой живописи, однако по реставрации монументальной живописи такого пособия создано не было. Сведения о технических операциях по реставрации монументальной живописи в литературе появляются только в 1880-е годы. Они либо сообщены археологами непосредственно занимавшимися реставрацией памятников, в виде информации о рабочих приемах, либо упомянуты в протоколах заседаний археологических комиссий.

Все это заставляет привлекать для исследования материалы, относящиеся не только непосредственно к реставрации монументальной живописи, но и архитектуры, станкового и прикладного искусства, особенно когда дается характеристика ранней стадии развития реставрации.

В последнее время определилась тенденция рассматривать проблемы истории реставрации с точки зрения формирования ее научных основ и принципов. Под этим углом зрения рассматривается генезис археологической реставрации и охраны памятников в России и в настоящей работе. Следует сказать, что до сих пор в научной литературе нет четкого определения понятий "реставрация" и "научная реставрация". Чаще всего эти понятия воспринимаются как синонимы. Значение термина "научная реставрация", применяемого в практике профессиональных контактов, не получило конкретизации в теоретических разработках. Представление о том, что реставрация является научной потому, что ее технические операции опираются на историко-искусствоведческое обоснование^ технологический процесс разрабатывается с учетом достижений физики, химии и приборостроения является в настоящее время наиболее распространенным. Поэтому формирование научной реставрации обычно рассматривается как поступательное развитие в рамках ре-

монтно-восстановительных работ.

Одни высказывают мнение, что реставрация становится научной тогда, когда сложились ее теоретические концепции (1910-е годы) (59). Другие утверждают, что реставрацию можно считать научной тогда, когда произошла перестройка реставрационного дела на базе внедрения аналитических методов исследования и новых технологий, разработанных с учетом достижений современной химии, физики и приборостроения (1940-е - 1950-е годы)(161).Однако мнения современных исследователей и ученых старшего поколения по поводу о научности и времени возникновения в России научной реставрации не совпадают. Так в свое время И.Э.Грабарь отмечал, что "реставрация как научная дисциплина родилась... во второй половине XIX века" (117).

В основу метода исследования настоящей работы положено изучение социальной функции реставрации и ее изменения во времени. Изменение социальной функции реставрации всякий раз выдвигает новые специфические проблемы перед специалистами отрасли. Вникая в вопросы особенно значимые для реставрации в тот или иной период истории и то, какими методами они решались, мы сможем проследить процесс осознания реставрацией своей специфической сферы деятельности и превращение ее в самостоятельную дисциплину.

Для того, чтобы конкретнее представить генезис научной реставрации в России, необходимо вспомнить, какой смысл вкладывался в понятие реставрация в прошлом (в XIX веке) и сравнить с тем, который вкладывается в него теперь. Для этого нам достаточно сравнить определения реставрации, данные в специальных и энциклопедических словарях XIX в. и в современных.

Впервые в русском языке определение реставрации дается в "Объяснительном словаре 30 000 иностранных слов употребляемых в русском языке" Михельсона (1836 г.). Реставрация, согласно объяснению, - возобновление, восстановление по отношению к художеству" (243). Более полное объяснение дано в "Толковом словаре великорусского языка" В.Даля, "Реставрация.- выправка обветшалого здания, развалин или картины; вычинка, поправка, восстановка. Реставрировать... восстанавливать, отделывать по-старому; вычерчивать целое здание по догадкам, из следов развалин. Все зодчие наши занимались реставрациями греческих либо римских памятников"(241). В этом определении уже более конкретном отмечается, что реставрация помимо вычинки и ремонта, занимается восстановлением древних памятников по их остаткам, а также впервые обращается внимание на применение графической реконструкции. Реставрация рассматривается В.Далем в непосредственной связи с задачами изучения архитекторами творчества древних зодчих посредством восстановления памятников античности.

Эта же мысль проводится и в "Энциклопедическом словаре" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (автор статьи А.Сомов). "Реставрация произведения искусства - исправление того, что в них исчезло или испорчено, возвращение им первоначального вида. В области архитектуры реставрация может быть двоякого рода: идеальная и фактическая. Задача первой заключается в том, чтобы по наличным остаткам здания обратившегося в развалины, полуразрушенного или искаженного позднейшими пристройками и надстройками, составить чертежи и планы, представляющие его таким, каким оно было тотчас по своем сооружении. Подобные реставрации предпринимаются, главным образом, с археологической целью, для получения наглядного и обстоятельного понятия о погибших памятниках

ІЗ древнего зодчества, но также и с целью упражнения в ближайшем изучении стилей - целью, которую, между прочим, преследовали и доныне преследуют художественные академии, поручая молодым отправляемым в путешествия архитекторам реставрировать... древнеримские храмы, базилики, и термы и т.п. Фактическая реставрация не ограничивается восстановлением только на бумаге, но производит на самом деле"(240). В определении А.Сомова подчеркнута первостепенная значимость реконструкции памятников, которая может быть идеальной (сейчас вместо понятия "идеальная реставрация" употребляется термин "графическая реконструкция") и фактической. Указывается, что идеальная реставрация преследует цели изучения культурного наследия и используется как археологами, так и архитекторами. По отношению к идеальной фактическая реставрация воплощает графическую реконструкцию, сделанную на основании архитектурно-археологического изучения памятника.

Сравнивая объяснения понятия реставрации, данные в словарях XIX в., можно заключить, что реставрация связывается авторами с ремонтом, чинкой произведений искусства, изучением и восстановлением в первоначальном виде древних памятников по их остаткам, 3>укция изучения и восстановления считалась основной не только при реставрации архитектуры и скульптуры, но и живописи. Так говоря о цели реставрации иконы Н.В.Покровский считал, что "реставрация предполагает точное восстановление утраченных или поврежденных частей иконы в том виде, в каком она вышла в первый раз из иконописной мастерской. Реставрировать иконы... должен воспроизвести цельную композицию старой иконы, цельный иконографический тип" (158).

14 Следует особо подчеркнуть, что термин "реставрация" в объяснении ученых XIX века, указывает на деятельность, направленную в область архитектурно-археологической реконструкции произведений искусства, но не связанную с охраной памятников. Современное же толкование понятия реставрации усложняется благодаря тому, что в настоящее время реставрационная деятельность рассматривается учеными как составная часть охраны культурного достояния(245). Вместе с усложнением функций реставрации изменилось и толкование понятия. Так И.Э.Грабарь отмечал, что научным требованиям реставрации уже не отвечает принцип, согласно которому ее целью представляется восстановление памятников в их прежнем виде(118). Хотя И.Э.Грабарь дает определение реставрации, пользуясь понятием восстановления, однако вкладывает в него иной смысл: "Реставрация в области искусства - восстановление в первоначальном виде памятников архитектуры, живописи, скульптуры, декоративного и прикладного искусства, а также быта, дошедших до нас в плохо сохранившемся состоянии или заведомо искаженном виде"(245). Но ниже И.Э.Грабарь объясняет, что под восстановлением следует понимать нечто иное, чем восстановление композиционной целостности произведения искусства в прежнем виде. "Совершенно понятно очевидно, что не может быть и речи о действительном восстановлении художественных произведений, столь искаженных в течение веков. Поэтому реставрация в современном понимании этого термина есть не восстановление памятников в его первоначальном виде, а только освобождение его от вековых наслоений, или иначе - его раскрытие. Основное требование, предъявляемое современной теорией и практикой сводится к тому, чтобы памятник только раскрывался, но не восстанавливался. Са-

15 мый термин реставрации является, таким образом, в известной мере анахронизмом и сохраняется лишь по привычке" (245, с.560). Таким образом деятельность по восстановлению памятников в их первоначальном виде, характерная для реставрации XIX века, уступила свое ведущее место раскрытию и заботе о структурной прочности древнего остатка. Проблема реконструкции памятников отступила перед проблемой их консервации. Характерно, что современные исследователи при формулировании понятия реставрации стараются обходиться без термина "восстановление". Так Н.В.Перцев считает определение реставрации исключающее понятие восстановления абсурдным. "Реставрация, - отмечает Н.В.Перцев, - общее понятие, включающее совокупность работ по выявлению сохранившегося в современном объеме подлинного памятника, его консервация (то есть обеспечение сохранности и жизненности) с реализацией возможности обозрения и изучения" (206, с.152).

Этого краткого обзора эволюции понятия реставрации достаточно для того, чтобы выявить глубокую разницу в понимании целей и задач, стоящих перед реставрацией прежде и теперь. В современных определениях реставрации подчеркивается функция сохранения культурного наследия в то время, как прежде выделялась функция реконструкции памятников в том виде, в каком они существовали до разрушения и переделок.

Все это указывает на то, что в определениях реставрации отражены ее различные социальные функции. Если в XIX веке реставрация функционирует в сфере исторической науки, то в конце XIX - начале XX века она развивается в системе охраны памятников. Следовательно, при изучении ранней стадии формирования реставрации нам необходимо будет рассмотреть вопрос о том, какие проблемы ставили перед реставрацией археология и искусствозна-

ниє, и какими методами она их решала. Для более позднего времени важно будет показать, какие задачи решала реставрация, и как изменилась теория и практика реставрационного дела в сфере охраны памятников.

Поскольку формирование археологического направления реставрации публикуется впервые, было особое внимание уделено становлению государственной сети охраны и реставрации памятников культуры и искусства в ХУШ - начале XX веков. Впервые под углом зрения сложения научных основ реставрации и охраны памятников рассмотрена деятельность Академии художеств. Императорской археологической комиссии, Московского археологического общества,архитектурных обществ Москвы и Петергурга и других общественных организаций по охране и реставрации памятников в дореволюционной России. Показана ведущая роль археологических обществ в деле сохранения и реставрации культурного и художественного наследия. Дана характеристика организации реставрационного процесса памятников монументального искусства в практике археологических обществ. Особое внимание уделено связи реставрации с научной проблематикой археологии и искусствознания XIX - начала XX веков.

На основании собранного материала, вводимого в ряде случаев в научное исследование впервые, сделана попытка показать диалектический характер развития реставрации.

Практическое значение работы заключается в том, что она, освещая малоизученный период в истории русской реставрации может быть использована для критического анализа современного состояния дел и дальнейшей разработки теории и практики советской научной реставрации. Кроме того материалы исследования неоднократ но использовались для докладов на научных конференциях специалис-

17 тов отрасли, а также являются составной частью лекционного курса по теории и практике реставрационного дела, предусмотренного программой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ.

В диссертации были использованы как опубликованные, так и неопубликованные источники. Опубликованные источники представлены следующими группами документов: I) законодательные акты; 2) труды научных и специализированных общественных организаций, в программу деятельности которых входила охрана и реставрация памятников в России; 3) русская : ~ периодическая печать; 4) труды и методические разработки русских и советских ученых 20-х - 30-х годов, посвященные проблемам научной реставрации.

Первая группа источников немногочисленна. К ней относятся законодательные акты, правительственные и синодальные постановления, регламентирующие деятельность по охране и реставрации памятников древности, старины и искусства и церковного быта государственных учреждений: Министерства Внутренних дел, Императорской Академии художеств (ИАХ), Императорской Архелогической комиссии (ИАК) и научных общественных организаций (10). Правительственные и синодальные постановления дают возможность проследить развитие и совершенствование системы охраны памятников в России в ХУШ - начале XX столетий и показывают возрастающую, а во второй половине XIX - начале XX веков ведущую роль ученой общественности в деле сохранения культурного достояния страны.

К этой группе источников относятся уставы государственных учреждений, научных и специализированных общественных организаций, в статьях которых определены юридические основы, правовые нормы, организационная структура, характер деятельности и формы отчетности в области охраны и реставрации памятников.

Большую группу источников представляют труды Императорской Археологической комиссии (ИАК), императорского Русского археологического общества (РАО), Одесского общества истории и древностей Российских (ООЙДР), императорского Московского археологического общества (ИМАО), Киевского, Новгородского, Псковского археологических обществ, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (ОЗСРПИС) (25-45) и др. Особую ценность в изданиях обществ представляют протоколы заседаний, посвященных охране и реставрации памятников. Решения, принятые на заседаниях, позволяют судить о методических установках, принятых обществами в вопросах реставрации памятников, а также и об уровне реставрационной техники. Отчеты членов общества об обследовании памятников архитектуры, монументальной живописи, станкового и прикладного искусства дают описание технического состояния памятников ко времени их реставрации. Состав документов и сам принцип документирования характеризует научный уровень, направленность и аспекты изучения объектов реставрации. Доклады членов реставрационных комиссий часто содержат сведения о реставраторах, характере выполняемых ими работ, об их реставрационных приемах и средствах.

Представления о деятельности научных общественных организаций в области охраны и реставрации памятников существенно дополняют труды Московского архитектурного общества (МОА) и Петербургского общества архитекторов (ПОА) (34-35). Материалы деятельности архитектурных обществ Москвы и Петербурга указывают на тесное сотрудничество этих обществ с ИАК и археологическими обществами по реставрации монументальных объектов. Сведения о работе технических комиссий, содержащиеся в публикациях архитектур-

19 ных обществ дают представление об уровне разработанности в конце XIX - начале XX вв. строительного материаловедения, которые могут быть использованы для характеристики степени развитости реставрационной технологии.

Большую ценность в разработке реставрационного материаловедения представляют труды русских ученых-химиков в области истории техники живописи, химии красок и технологии живописных материалов Ф.Ф.Петрушевекого (85), А.Д.Агеева (46), В.А.Щавинс-кого (II4-II5), В.Д.Киплика (66). Материалы их исследований публиковались в периодическом издании Академии художеств "Вестник изящных искусств" (124).

Следующую группу источников составляют труды русских ученых XIX - начала XX столетия, посвященные как теоретическим проблемам археологии, так и изучению памятников монументального искусства русского средневековья. Большое значение для уяснения места реставрации в системе наук ХУШ-ХІХ вв. имели труды русских ученых, занимавшихся разработкой научных методов исторической науки, классификацией ее источников и сравнительной оценкой их познавательных возможностей. К таким относятся исследования, статьи и заметки М.В.Ломоносова (75), А.Н.Оленина (80), И.Е.Забелина (60), Н.П.Погодина (87), А.С.Уварова (106) (36-40). Оценка реставрационной деятельности на памятниках древнерусского монументального искусства содержится в трудах русских и советских ученых Н.В.Покровского (157), А.В.Прахова (90), Д.В.Ай-налова, Е.К.Редина (48), Ф.Ф.Шмита (112), В.В.Суслова (103-105), А.И.Успенского (ПО), А.Н.Анисимова (49), Н.П.Сычева (217), И.Э.Грабаря (II7-II9), В.Н.Лазарева (193-195) и многих других . Ценность трудов этих ученых непосредственно для нашей работы заключается в том, что в них дается оценка реставрации с точки зрения научности ее методики и качества работы.

В археологических изданиях XIX - начала XX веков, посвященных изучению искусства античности и русского и зарубежного средневековья, иногда встречаются высказывания авторов по теоретическим проблемам реставрации. В трудах русских ученых И.П.Сахарова (97), К.К.Герц (56), Н.П.Кондакова (68-69) нашли отражение вопросы о специфических особенностях реставрации, ее отличительных чертах от традиционного пшновительства, делались попытки определить ее цели и задачи. Их идеи получили дальнейшую теоретическую разработку в трудах русских и советских ученых К.М.Быковского (53), Н.К.Рериха (93-94), П.П.Покрышкина (88), И.Э.Грабаря (II8-II9), Б.Н.Засыпкина (122), М.В.Фармаковского (123) и других.

В эту же группу источников входят копии стенописей, чертежи и планы соборов, сделанные реставраторами в процессе работы. К ним относятся копии стенописей Ф.Г.Солнцева (25), А.В.Пра-хова, рисунки В.В.Суслова (105), Ф.Ф.Рихтера (95) и др.

Из неопубликованных источников использованы архивные материалы отдела рукописей ГТГ, Эрмитажа, Центрального государственного исторического архива УССР в Киеве и др., которые дополняют сведения, нашедшие место в публикациях археологических комиссий и обществ по реставрации стенописей различных соборов.

В ходе исследования были изучены материалы съездов археологов, зодчих и художников (15-24). Труды съездов позволяют проследить эволюцию форм охраны и реставрации памятников в России с середины XIX - до начала XX столетия. В них содержатся материалы о новых задачах, вставших перед общественностью в начале XX века в области сохранения культурного достояния, об изменении форм защиты памятников от гибели и варварства разрушения. Полемика, развернувшаяся на съездах, зодчих и художников

21 вокруг состояния охраны и реставрации памятников в России, дает яркую картину перестройки теоретических основ и организационных принципов реставрационного дела, а также характеризует движение общественности за утверждение научных методов реставрации.

Пропагандистом новых идей в области охраны и научных методов реставрации памятников стала общественная периодическая печать. Проблемы охраны и реставрации памятников нашли отражение на страницах журналов "Старые годы", "Аполлон", "Золотое Руно", "Искусство и печатное дело", "Светильник", "Нива" и газет "Речь", "Биржевые ведомости" и др.

Журналы помещали заметки, содержащие оценку состояния охраны памятников в стране, критику правительственного законодательства в этой области, вандализмы разрушения как результаты войны и невежества. Многие авторы ставили своей целью определить задачи широкой общественности в деле защиты гибнущей старины от разрушения в связи с растущими масштабами индустриального строительства в черте исторически сложившихся городских ансамблей. В таких журналах как "Зодчий" и "Старые годы", "Золотое Руно" и др. нашли отражение теоретические проблемы реставрации в ее юридических, этических, эстетических аспектах.

Методика исследования истории реставрации базировалась на изучении трудов реставраторов - ученых 20-х - 30-х годов И.Э.Грабаря (II7-II9), А.И.Анисимова (49), Н.П.Сычева (217), Б.Н.Засыпкина (122), М.В.Фармаковского (123) и др. Особое значение имело изучение трудов и теоретических разработок И.Э.Грабаря для выяснения содержания и объема понятия научной реставрации, а также качественного отличия современной реставрации от реставрации XIX века.

Для выработки общей концепции исторического формирования научной реставрации большое значение имело изучение трудов французского архитектора-реставратора Виолле-ле-Дюка (78). Именно его точка зрения на происхождение и вызревание реставрации в недрах археологии и искусствознания в XIX веке заставила автора обратиться к изучению трудов по истории и методологии исторической науки.

Труды по истории и методологии исторической науки, философии истории (232-237) помогли выявить начальный этап формирования реставрации и сложение ее научной методики. В частности стали яснее причины, вызвавшие необходимость возникновения проблемы реконструкции памятников и прослежена органическая связь реконструкции с методами научного исследования проблем исторической науки, археологии и искусствознания. Изменение проблематики и методов исследования исторической науки, расширение источниковедческой базы, развитие прикладных дисциплин имеет прямое отношение к совершенствованию методов реконструкции и разработке ее теоретических концепций.

Большую помощь в написании диссертации оказали исследования советских ученых по истории архитектуры, особенно те, которые посвящены начальной стадии формирования в России архитектурной школы нового типа в начале ХУШ столетия (162, 176). Эти труды дали возможность выявить начальную стадию зарождения и специфические особенности формирования реставрации в России.

Кроме того в диссертации использованы труды русских и советских ученых Ф.И.Буслаева (52), Н.П.Кондакова (68-69), П.П. Муратова (76), И.Э.Грабаря (II7-II9), Н.В.Лазарева (193-195), в которых нашли отражение проблемы методологии искусствознания и, в частности, прослежено развитие иконографического и стилис-

тического методов анализа памятников искусства. Большую роль сыграли статьи и публикации советских ученых, посвященные методическим и теоретическим проблемам реставрации, например, Подо-бедовой (76), в которой была поставлена цель - показать взаимосвязь между реставрационной практикой ХІХ-ХХ столетий раскрытия монументальной живописи и уровнем искусствознания соответствующего времени. Следует также назвать статьи Г.И.Вздорнова (24), Н.А.Гагмана (24), Е.В.Михайловского (202), В.В.Филатова (220-222), Д.С.Лихачева (199) и других авторов, послужившие основой для выработки общей ориентации в развитии теоретических концепций реставрации.

Исследование проводилось на основании изучения стенописей в древних соборах Москвы, Владимира, Киева, Новгорода и Пскова, а также и личного опыта работы по реставрации монументальной живописи.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении дана постановка проблемы. В первой главе рассматриваются пути формирования реставрации в России в ХУШ - первой половине XX вв. Вторая глава посвящена начальной стадии формирования археологического метода реставрации монументальных памятников во 2-й половине XIX в» под влиянием развития археологии, а также проблемам сложения в России государственной сети охраны и реставрации памятников. В третьей главе рассмотрен процесс дифференциации наук и становление реставрации в самостоятельную научную дисциплину. В заключении сделаны выводы и дана периодизация истории Русской научной реставрации.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций