Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Веретенников Николай Николаевич. Правовое регулирование деятельности военных судов Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 Москва, 2006 239 с. РГБ ОД, 61:06-12/1150


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13

1.1. Социальная обусловленность функционирования
военных судов Российской Федерации:

их система и юрисдикция 13

  1. Эффективность правосудия в Вооруженных Силах и механизм правового регулирования в ее достижении 40

  2. Полномочия органов государственной власти по правовому регулированию деятельности военных судов 64

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ СУДОВ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
90

  1. Сравнительный анализ прав, обязанностей и полномочий должностных лиц военно-судебной системы 90

  2. Актуальные вопросы юридического статуса судей

военных судов в современных условиях 115

2.3. Основные направления совершенствования
организационного и материально-технического обеспечения
деятельности военно-судебной системы 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

БИБЛИОГРАФИЯ 178

ПРИЛОЖЕНИЯ 201



Введение диссертации:

Актуальность темы диссертационного исследования.

Реализация основополагающих принципов и идей Концепции судебной реформы ознаменовала собой начало коренных реформ в сфере государст-веішого устройства и, прежде всего, в системе правосудия.

К основным целям указанной Концепции необходимо отнести: формирование самостоятельной судебной власти в России; развитие организационных основ судебной системы; совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения; усиление гарантий самостоятельности и независимости судей; обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права.1

Последовательное проведение реформы обеспечило расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, а также повышению доступа к правосудию. «Сейчас, оценивая прошедший период, есть все основания сказать, что это было время динамичного и плодотворного развития судебной системы. Одним из самых важных достижений преобразований является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд ».2

С принятием 29 июня 1999 года Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне завершилась реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание независимых от органов исполнительной власти военных судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таком важнейшем государственном институте, как Вооруженные Силы Российской Федерации.

1 См.: О концепции судебной реформы. Принята Верховным Советом РСФСР 24 октября
1991. - № 1801 (официально не опубликована)

2 Путин В.В. Прочная, современная, демократическая судебная система - это одна из
главных составляющих развития страны // Закон и право. - 2005. - № 1. - С. 5.

В системе факторов, существенно влияющих на эффективность осуществления правосудия в Вооруженных Силах и других воинских формирований страны, особое место занимает правовое регулирование деятельности военных судов.

Существующие на сегодняшний день правовые нормы, регулирующие деятельность военных судов, сложно назвать достаточно эффективными и не требующими совершенствования. Это связано с наличием следующих факторов, которые, по нашему мнению, определяют актуальность данного исследования:

Существующие на сегодняшний день правовые нормы, регулирующие деятельность военных судов, сложно назвать достаточно эффективными и не требующими совершенствования. Это связано с наличием следующих обстоятельств, которые, по мнению автора, определяют актуальность данного исследования:

во-первых, задачами, стоящими перед военными судами при осуществлении ими правосудия в воинских формированиях страны, которые стали ограничены по сравнению с ранее действовавшим Положением о военных трибуналах, и данный факт негативно сказывается на состоянии воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте. Одним из приоритетных направлений в деятельности военных судов должно стать предупреждение преступлений в Вооруженных Силах, поскольку отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений является непосредственным фактором угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

во-вторых, изменением структуры военно-судебной системы и приведением ее штатов по территориальному принципу (ликвидация военных судов отдельных армий, флотилий и родов войск). Данное обстоятельство привело к тому, что воинские части, выполняющие боевые задачи в районах проведения контртеррористических операций, фактически оказались вне юрисдикции военных судов, и доступ военнослужащих к правосудию в этих районах крайне затруднен;

в-третьих, недостаточной разработанностью теоретического понятия эффективности правосудия в Вооруженных Силах и, как следствие этого, объективной необходимостью выработки органами государственной власти мер, направленных на совершенствование единой и внутренне согласованной системы правовых норм по регулированию деятельности военных судов;

в-четвертых, разносторонней направленностью усилий должностных лиц военно-судебной системы на выполнение стоящих перед военными судами задач, предполагающих учет многогранности и сложности процессов, порождающих специфические требования к системе регулирования в таком правовом институте, как военные суды, а также разграничением компетенции между должностными лицами военно-судебной системы с целью принятия обоснованных, научно прогнозируемых решений;

в-пятых, актуальностью вопроса наличия у судей военных судов двойного правового положения - статуса судьи и статуса военнослужащего, и инициация в связи с этим в обществе вопросов зависимости представителей судебной власти от исполнительной (должностных лиц МО РФ и руководителей иных министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба).

Разработка теоретических предпосылок дальнейшего совершенствования современного правового регулирования деятельности военных судов в нашей стране с учетом голоженных в данном исследовании предложений, на взгляд диссертанта, поможет процессу формирования в России правового государства.

Степень разработанности темы. В отечественной научной литературе уделялось большое внимание проблемам правового регулирования деятельности военных судов. Так, Х.М. Ахметшин, Г.И. Загорский, O.K. Зателепин, А.С. Кобликов, А.А. Тер-Акопов, А.А. Толкаченко посвятили свои труды вопросам теории и практики военно-уголовного законодательства и мерам по предупреждению преступлений военнослужащими1. А.С. Безнасюк, В.М. Ле-

См.: Ахметшин Х.М. Основные вопросы теории советского военно-уголовного законодательства и практики его применения: Дис ... д-ра горид. наук. - М: ВПА, 1974; Загор-

бедев, Н.А. Петухов, А.Я. Петроченков, Х.У. Рустамов, П.Н. Украинцев, А.Т. Уколов, Н.А. Шулепов1 - становлению и развитию военно-судебной системы современной России.

Теоретико-методологические вопросы, касающиеся повышения эффективности правосудия, исследовались в работах М.И. Авдеева, В.Б. Алексеева, Г.З. Анашкина, А.Д. Бойкова, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Лукашова, К.С. Маку-хина, Т.Г. Морщаковой, И.Л. Петрухина2.

Ранее рассматривались отдельные аспекты правового статуса судей такими учеными, как В.Н. Буробин, В.В. Ершов, М.Н. Клеандров, В.М. Лебедев, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.А. Ржевский, Н.М. Чепурнова3 и др.

Ряд положений, имеющих значение для создания оптимальной модели организационного и материально-технического обеспечения судебной вла-

ский Г.И. Судебное разбирательство по уголовному делу. - М.: Юрид. лит., 1985; Зателе-пин O.K. Объект преступления против военной службы: Дис ... канд. юрид. наук. - М.: ВУ, 1999; Кобликов А.С. Осуществление правосудия военными трибуналами СССР: Дис ... д-ра юрид. наук. - М.: ВПА, 1966; Процессуальные меры предупреждения преступлений. - М.: ВПА, 1974; Тер-Акопов А.А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дис ... д-ра. юрид. наук / ВКИ. - М., 1982; Толкаченко А.А. Значение мотива воинских преступлений при назначении наказания // Вопросы практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства органами военной юстиции: Матер. VII научно-практ. сем. 1988 г. -М.: ВКИ, 1989.

1 См.: Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. - М., 2002.; Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. - СПб., 2001; Уколов А.Т. Правовое регулирование организации и деятельности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: Дис ... канд. юрид. наук. - М., 2004; Петухов Н.А. Осуществление судебной власти в Вооруженных Силах РФ. - М, 1998; Шулепов Н.А. Военные суды в современном мире и права человека // Право в Вооруженных Силах. - 2003. - № 6.

См.: Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок: Монография / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1975; Петрухин И.Л., Батурин К.С, Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. - М., 1970.

3 См.: Буробин В.Н. Правовой статус судьи военного суда. - М., 1996; Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. - М., 1992; Клеандров М.Н. Нужен федеральный закон о проверке кандидатов в судьи // Российская юстиция. - 2000. - № 1; Лебедев В.М. Указ. соч. - СПб., 2001; Морщакова Т.Г. Судебная реформа. - М., 1990; Петрухин И.Л. Судебная власть. - М., 2003; Савицкий В.М. Предисловие к комментарию ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» - М., 1994; Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы организации и деятельности. - М., 1998.

7 сти, нашли отражение в работах ученых-юристов B.C. Авдонкина, А.В. Гусева, В.М. Лебедева, Н.А. Петухова, Ю.Д. Северина, А.Н. Шевчука1.

Однако до настоящего времени специальных трудов, посвященных комплексному исследованию правового регулирования деятельности военных судов на современном этапе, не было.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что исследование вопросов правового регулирования деятельности судебной власти в воинских формированиях Российской Федерации относится к числу актуальных задач военного права, что и послужило основанием для выбора темы диссертации.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием военных судов Российской Федерации в правоприменительной деятельности, осуществляемой в Вооруженных Силах на основе норм различных отраслей права.

Предметом исследования является теория и практика правового регулирования деятельности военных судов Российской Федерации по осуществлению правосудия в воинских формированиях Российской Федерации как особого вида общественных отношений, складывающихся в области судебной деятельности государства.

Цель и задачи исследования. Актуальность темы исследования определяет его цель: проведение комплексного анализа научных трудов, норм права и практики правового регулирования деятельности военных судов в Российской Федерации и выработка на этой основе конкретных предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по исследуемой проблеме, т.е. решение задач, имеющих существенное значение для военного права.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- исследовать сущность и функциональную предназначенность системы военных судов Российской Федерации;

См.: Авдонкин B.C., Гусев А.В., Петухов Н.А. Организация деятельности судов / Под ред. Н.А. Петухова. - М., 2005; Лебедев В.М. Указ. соч.; Северин Ю.Д. Судебная реформа в СССР: проблема организационно-правового обеспечения правосудия. - М., 1991.

раскрыть понятие критериев эффективности правосудия и механизм правового регулирования, обеспечивающего деятельность военных судов и его влияние на эффективность правосудия;

проанализировать полномочия органов государственной власти по правовому регулированию деятельности военных судов, их влияние на осуществление эффективного правосудия в Вооруженных Силах;

исследовать правовой статус судей военных судов и других должностных лиц военно-судебной системы;

проанализировать состояние материально-технического, кадрового и ресурсного обеспечения деятельности военных судов;

выявить пробелы в действующем законодательстве, сформулировать предложения и практические рекомендации по совершенствованию организационно-правового механизма, обеспечивающего деятельность военных судов Российской Федерации, и оптимизация работы этих органов.

Методологическую основу работы составил философский метод научного познания объективной действительности. Использованы и частные методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, метод моделирования, а также комплексный метод и системный подход.

Информационную базу исследования составили Конституция Российской Федерации федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, приказы Министра обороны Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, интерпретационные акты, статистические и аналитические данные, опубликованные в справках и информационных бюллетенях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, обзорами и справками Дальневосточного окружного военного суда.

Теоретической основой работы послужили труды С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, А.П. Лончакова, А.В. Малько, В.М. Манохи-

9 на, Ю.И. Мигачева, B.C. Нерсесянца, О.В. Старкова, О.М. Якуба1 и многих других.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что автором предпринята попытка в порядке комплексного, сравнительно-правового анализа исследовать организационно-правовые основы современного регулирования деятельности военных судов Российской Федерации.

Новыми и наиболее существенными содержащимися в диссертации положениями в теории исследуемых автором проблем являются:

научное обоснование сущности судебной власти в военных формированиях Российской Федерации и социально-правовой ценности военных судов;

определение места военных судов в современной судебной системе Российской Федерации и демонстрация их потенциала;

научно-состоятельное определение понятия эффективности правосудия в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации, его критериев; механизма правового регулирование военных судов и содержания его структурных элементов;

- теоретическая выработка основных требований, предъявляемых к
правотворческой деятельности органов государственной власти по регулиро
ванию деятельности военных судов.

Сформулированные на основании вышеизложенного проведенного исследования положения и выводы направлены на оптимизацию военно-судебной системы Российской Федерации, на устранение факторов, негативно влияющих на правовое регулирование деятельности военных судов. Новаторством можно считать ряд разработанных диссертантом и объединенных единым замыслом в контексте судебной реформы предложений по модерни-

1 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. - М.: Норма, 2000; Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997; Лончаков А.П. Государственное управление и законы его функционирования. - Хабаровск, 1996; Мигачев Ю.И. Военное право: Учебник. - М., 1998; Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма, 2004; Старков О.В. Предупреждение преступлений. - М.: Юристь, 2005; Якуба О.М. Административная ответственность. - М., 1990.

10 зации отдельных статей Федерального конституционного закона «О военных

судах Российской Федерации» и принятия комплекса новых правовых актов,

регулирующих деятельность военных судов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определение социально-правовой ценности и компетенции военных су
дов Российской Федерации, которая проявляется в том, что они:

являются необходимым элементом механизма разделения власти и их деятельность является важнейшим условием формирования правового государства, включая военную организацию страны;

представляют собой своеобразный социальный институт охраны и защиты конституционных прав военнослужащих, средство и механизм исполнения законов в армии и на флоте;

являются важной составной частью системы обеспечения безопасности России.

Таким образом, компетенция военных судов Российской Федерации -это сложная правовая категория, представляющая собой юридическое выражение функций данных органов и складывающаяся из совокупности предметов ведения, полномочий, прав и обязанностей как их самих, так и судей военных судов и должностных лиц военно-судебной системы.

2. Авторский вывод о наличии у военных судов специальных функций,
не присущих судам общей юрисдикции:

поддержания боеготовности, дисциплины и правопорядка в воинских формированиях Российской Федерации;

осуществления мероприятий по предупреждению воинских преступлений и правовому воспитанию военнослужащих;

социального контроля за деятельностью органов исполнительной власти (военное командование и органы военного управления);

осуществления правосудия по всем категориям дел за пределами Российской Федерации в отношении всех граждан Российской Федерации (находящихся там в составе воинских контингентов Российской Федерации).

  1. Авторское определение понятия эффективности правосудия, под которой понимается степень реализации военными судами поставленных законодателем целей и задач по защите прав, свобод и охраняемых законом интересов человека, гражданина, и объективным потребностям Вооруженных Сил с соблюдением конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей военных судов.

  2. Авторское определение механизма правового регулирования деятельности военных судов как сложной военно-правовой категории, представляющей собой систему, которая включает в качестве структурных следующие элементы: меры законодательного и организационно-управленческого характера; правоприменительную деятельность во всех ее многообразных проявлениях; правовые гарантии осуществления правосудия и меры материально-технического, ресурсного и иного обеспечения деятельности военно-судебной системы с целью обеспечения оптимального, с точки зрения процессуально-экономичного, малозатратного и эффективного правосудия.

  3. Вывод автора о необходимости сохранения у судей военных судов статуса военнослужащего, поскольку такое правовое положение носителей судебной власти более отвечает целям осуществления правосудия в следующих случаях:

при проведении контртеррористических операций;

при нахождении военного суда вне юрисдикции Российской Федерации;

при осуществлении судопроизводства на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение.

Практическая значимость диссертационного исследования. Выводы, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы в законодательном процессе по правовому регулированию деятельности военных судов. В частности, принятие разработанного автором проекта Федерального закона «О дисциплинарном аресте военнослужащих» должно привести к повышению воинской дисциплины и правопорядка в воинских подразделениях.

Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов при изучении специальных юридических дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования: освещались на шести конференциях и совещаниях судей Дальневосточного окружного военного суда и военной прокуратуры Дальневосточного военного округа; докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях в Хабаровском пограничном институте ФСБ России: «Актуальные проблемы укрепления законности, правопорядка и дисциплины в пограничных органа в войсках ФСБ России», «Актуальные проблемы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере» внедрены в учебные процессы Хабаровского пограничного института ФСБ России, Дальневосточного юридического института МВД России и Российской академии правосудия (Дальневосточный филиал); использованы в практической деятельности Хабаровского гарнизонного военного суда; отражены в 11 научных публикациях, общим объемом 18, 9 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования определены задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, (включающих шесть параграфов), заключения, библиографии, приложений. В процессе изложения материала и в конце каждой главы приводятся выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций