Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Цветков Олег Михайлович. Политическое манипулирование : 23.00.03 Цветков, Олег Михайлович Политическое манипулирование : Дис. ...канд. филос. наук : 23.00.03 Москва, 1996 150 с. РГБ ОД, 61:96-9/265-7


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

В В Е Д Е Н И Е 3

ГЛАВА 1. Техника политического манипулирования.

1. Политическое манипулирование: понятие, Функ
ции, социальное назначение 16

2. Средства, способы и приемы политического манипулиро
вания 39

ГЛАВА 2. Политическое манипулирование в тоталитарных, авторитарных и демократических обществах.

1. Политическое манипулирование в тоталитарных и ав
торитарных обществах 58

2. Политическое манипулирование в современных демок
ратиях 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИС OK ЛИТЕРАТУРЫ 143



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Современный политический процесс характеризуется резким возрастанием в нем роли знаний и информации. Они становятся важнейшими ресурсами власти. Это ярко проявляется и в политической жизни современной России.

Общественно-историческая практика показывает, что в ходе массовых коммуникационых процессов субъекты политики (лидеры, элиты, государство и др.) могут ставить и реализовывать различные политические цели. Наряду с информированием, просвещением, политическим воспитанием людей, обеспечением их осознанного и компетентного участия в политике, они способны манипулировать людьми, т.е. скрытно управлять их политическим сознанием и поведением.

Манипулирование в той или иной мере используется в различных обществах. Оно может существенно влиять на динамику политической жизни: процесс принятия и реализации политических решений, ход и результаты избирательных кампаний, формирование политического сознания и поведения и т.п. Манипулирование может затрагивать всю сферу политики. Однако исследовано оно явно недостаточно. Слабая степень разработанности темы манипулирования с одной стороны, и очевидная насыщенность политической жизни деятельностью манипулятивного характера - с другой, делают анализ манипулирования весьма актуальным.

Важность данной темы исследования определяется также необходимостью поиска новых методологических подходов, позволяющих адекватно интерпретировать феномен политического манипулирования. Большое значение имеет выявление и анализ механизмов, пре-

пятствующих манипулированию.

Особую актуальность анализ политического манипулирования представляет для нашей страны, поскольку переход к новому типу общественных отношений вызвал к жизни весь спектр традиционных политических движений (от леворадикальных до монархических), почти каждое из которых стремится воздействовать на массовое сознание зачастую при помощи манипулирования.

Степень разработанности проблемы манипулирования позволяет определить анализ научной литературы. Результаты предшествующих исследований представляют собой обширный и разнообразный материал, содержащий полезную информацию. Он включает в себя ряд плодотворных идей, позволяющих выдвигать новые идеи и гипотезы.

Проблема манипулирования так или иначе поднимается со времен греко-римской античности и до наших дней. Уже в "Государстве" Платона ложь и обман, другие специфические формы целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение граждан допускаются ради общественного блага. Платон пишет о том, что необходимо "переписать" биографии богов с тем, чтобы изъять все места, где боги предстают в невыгодном для них свете; пытается обосновать своеобразный метод искусства, рассчитанный на внедрение в массовое сознание образа "положительного героя", в связи с чем предлагает ревизию эпоса и мифологии; говорит о необходимости для своего идеального государства социального мифа, который не может быть ничем иным, как явным вымыслом. Во имя общего блага в истинности этого социального мифа необходимо убедить всех граждан.

"Благо целого", по Платону, немыслимо без идейно-политического единства. Средством его достижения является сознательная и

целенаправленная, но скрытая от граждан специфическая деятельность по унификации их политического сознания.1

Макиавелли считал возможным постулировать такие качества политика как, коварство и лицемерие при условии, что они служат благим целям сохранения единства страны и верности подданных. Религию он рассматривал как средство идеологической обработки и т.п. Макиавелли считал пригодным все, что служит достижению политических целей,включая манипулирование.2

Однако особое звучание проблема манипулирования приобретает в литературе XIX и особенно XX веков, когда появляются и широко распространяются современные СМИ и возникают демократические государства. Борьба за "умы и сердца", за средства и каналы влияния на массы становится доминантой политики. К проблеме манипулирования обращаются политологи, социологи, психологи и философы.

В большинстве случаев для них характерно нестрогое употребление понятия "политическое манипулирование". Часто оно отождествляется с "пропагандой", "внедрением стереотипов", "идеологической борьбой", "социальной мифологией" и т.п. Это во многом объясняется широтой проблемного поля, в рамках которого исследуется манипулирование и фрагментарностью исследований, концентрирующихся главным образом на отдельных проблемах манипулирования.

Так, Тард, Лебон, Бехтерев и др. сосредоточили внимание на

1 См.: Платон. Государство/УСобр. соч. в четырех томах. т.З.
М.1994.

2 См.: Макиавелли Н. Государь//Макиавелли Н. Избранные
произведения. М.1982.

психологии "массы" и выявили такие характеристики "коллективной души" (Лебон) как легковерность, некритичность, внушаемость, "заражаемость", пренебрежение к логике и аргументации жажду иллюзий и, в конечном счете, управляемость. Лебон выявил те линии поведения, методы и принципы, к которым постоянно прибегают все политические партии и реклама.

Юнг разработал важную для нашей темы характеристику коллективного субъекта - "коллективное бессознательное". Под ним он понимал совокупность "изначальных" психических структур (архетипов), не представленных в индивидуальном сознании, но априорно оказывающих влияние на поведение общностей людей. Стимулируя коллективное бессознательное, (например, чувства единства и веры в харизматического лидере), можно эффективно манипулировать большими массами людей.

Меде, Терстоун, Лайкерт, Дуб предложили социологический способ измерения социальных и политических оценок и их зависимости от внешних воздействий на массовое сознание.1 Лукас и Брит, являющиеся специалистами в области рекламы, систематизировали приемы воздействия на аудиторию, которые основаны на повы-

1 См.: Moede W. Experimentelle Massenpsichologie. Berlin. 1920.: Thurstone L.L., Ohave E.J. The Measurement of Attitudes. Chicago. 1929.; Liken P. A. Technique for the Measurement of Attitudes.//Arch, of Psychology. 1932. N.40.1 Cm.Doodl.VA Propaganda. Jts Psychology and Technique. N.Y. 1935; Public Opinion and Propaganda. N.Y. 1949).

шении интереса к политическому "товару".1 В настоящее время это направление исследований вылилось в концепции "политического маркетинга", "символической политики", "политики театра" и практические рекомендации прикладного (в том числе и манипулятивно-го) характера.2

Липпман в работе "Общественное мнение" (1922г.), показал, что массовому сознанию присущи упрощенные модели оценки действительности - стереотипы.

Они имеют двойственную природу: с одной стороны, стереотипы возникают в результате коллективного опыта на основе субъективно-избирательных оценок, слухов, установок и т.п. и, с другой стороны, их источником служит целенаправленная деятельность СМИ и пропаганды. Стереотипы являются эффективным средством манипулирования . С их помощью в сознание людей внедряются политичес-кие нормы, ценности, образцы поведения и др. "каноны".3

1 См. Lekas D.B., Britt S.H. Advertising Psychology and Rese
arch. N.Y. 1950. P. 89

2 См., напр.: Гаджиев К.С. Средства массовой информации и поли-
тика//Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политика.
1995.N. 1.; Левчик А.Д. Основные элементы актуализации имиджа
кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избиратель
ной кампании//Вестн. Моск. ун-та. Сер.12.Политические науки.
1995.N2.

3 См., напр.: От тоталитарных стереотипов к демократической куль
туре. М. 1991.

Важным источником стереотипов служат СМИ. Их исследование вылилось в несколько направлений. Среди них выделяются социологическое, рассматривающее СМИ как социальное явление, лингвистическое, ориентированное на анализ текстов массовой коммуникации, и социолингвистическое, направленное на изучение особенностей функционирования языка в условиях массовой коммуникации. Политическая проблематика, в том числе и проблемы манипулирования, рассматриваются в этом широком контексте.1

Амплитуда оценок роли СМИ в жизни современного общества предельно широка: от их квалификации как средства тотального манипулирования - "индустрии культуры" (Адорно, Хоркхаймер, Хольцер и др.) до их понимания как "цепного пса демократии". Среди ученых, заложивших научные традиции исследований массовых коммуникаций, ряд авторов получил мировую известность: Лазарс-фельд, Лассуэл, Ховленд, Мертон, Маклуэн, Дейк и др.

В настоящее время большое внимание уделяется анализу функционирования СМИ в условиях демократии. Действует специализированный научный центр - Европейский институт СМИ (Г.Дюссельдорф), под эгидой которого проводятся эмпирические и иные исследования, регулярно издается литература, посвященная в том числе и проблемам ограничения манипулирования.

Анализируя манипулирование, авторы по-разному расставляют акценты. Так, Шиллер концентрирует внимание на внедрении в массовое сознание мифов как основном элементе технологии манипулирования; Багикян подчеркивает зависимость СМИ от крупного капи-

1 См., напр.: Крючкова Т.Б., НарумовБ.П. Зарубежная социолинг-

вистика. М. 1991.

тала; Мерло и Шерель много места уделяют анализу внутренних закономерностей функционирования СМИ, без познания которых, с их точки зрения, невозможно адекватно оценить и манипулирование.

Сохраняется влияние концепций, провозглашающих ограниченность возможностей изменений в массовом политическом сознании под воздействием СМИ (Клэппер, Ховленд, Бауэр, Сиэрс, Гаррамоунд и др.). В отдельные направления выливаются исследования политической риторики, политической символики, имиджей и т.п., их использования в электоральных процессах.

Обращаясь к исследованию глубин человеческого сознания, ряд авторов (Гуссерль, Шюц, Бергер, Лукман, Гарфинкель и др.) показал, что действительность, в том числе и политическая, "создается", "конструируется" в процессе интерсубъективного взаимодействия. Акцентируя внимание на "описании универсальных структур субъективной ориентации" (Лукманн), исследователи показали огромное значение для массового сознания символов и номинаций.

Бурдье писал о том, что монополия на производство и распространение политических представлений и мнений, являясь "основной ставкой в политической игре", таит в себе угрозу тотального манипулирования сознанием и поведением людей. Поэтому ученые должны "вмешиваться" в практическую политику, разоблачать манипулирование.

Для литературы бывших стран социализма было характерно исследование манипулирования с позиций противопоставления марксизма-ленинизма "непролетарским" идейно-политическим концепциям. Подразумевалось, что при социализме манипулирования быть не может. Политическое манипулирование в капиталистических страна:-: выводилось из самой сущности капитализма, считалось ее закони-

мерным проявлением. Практически вне контекста исследований оставались характерные для западных демократий механизмы, препятствующие манипулированию; не анализировались механизмы взаимного контроля и социальной ответственности в рамках классического разделения властей, не уделялось должного внимания социально-правовым механизмам деятельности СМИ, другим важным аспектам интересующей нас темы.

Тем не менее отдельные вопросы темы диссертации получили разработку. К ним можно отнести проблемы способов и приемов манипулирования (они показаны на западном материале), проблемы концентрации и монополизации СМИ в Западном мире и другие. Об этом писали Артемов, Власов, Феофанов, Мшвениерадзе, Засурский, Андруас и многие др. Социально-психологические аспекты воздействия на массовое сознание достаточно успешно рассматривали Шер-ковин, Богомолова и др. Было положено начало социологическому анализу СМИ (Грушин , Лауристин , Алексеев , Ладодо , Мансуров, Клямкин и др.).

Перестроечное и, особенно, постперестроечное время ознаменовалось необъятным потоком литературы по интересующей нас теме.

Однако целостного, всестороннего исследования манипулирования как феномена политической практики, характерного для разных политических систем и культур так и не появилось.До сих пор нет обобщающего исследования манипулирования, в котором была бы выявлена его специфика, систематизированы его отличия в разных системах власти, показана связь с различными сторонами и аспектами политических систем, место и роль на различных этапах политических процессов. Это повлияло на наш выбор темы диссертации а определило ее цель.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является установление специфики политического манипулирования как разновидности политической деятельности, характерной в той или иной мере для различных типов обществ и различных типов политических систем.

Цель конкретизировалась в следующих задачах:

выявить специфику политического манипулирования как особого рода политической деятельности по скрытому управлению политическим сознанием и политическим поведением людей;

уточнить понятие , функции и социальное назначение политического манипулирования;

систематизировать способы и приемы политического манипулирования;

выявить особенности политического манипулирования в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии;

разработать рекомендации по ограничению политического манипулирования в современных российских условиях.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили разнообразные положения, общенаучные и специальные приемы. Анализ природы политического манипулирования в различных типах политических систем потребовал привлечения системного и структурно-функционального подходов. Обращение к методу сравнительного анализа и социокультурному подходу позволило автору выявить особенности манипулирования в различных типах обществ. Рассмотрение деятельности партий и иных организаций, их взаимодействия с другими политическими институтами в борьбе за влияние на политическое сознание и поведение людей стало возможным благодаря использованию элементов институционального подхода. Поскольку полит::-

ческое манипулирование стремится определить политическое поведение людей, были использованы бихевиористский и другие методы.

Недостаточная разработанность проблемы, сложность объекта изучения потребовали привлечения материалов и исследований не только по политологии и философии, но и социологии, психологии, экономике и истории.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

углублен анализ политического манипулирования и определены его принципиальные отличия в различных системах власти;

систематизированы функции, способы и приемы политического манипулирования;

определены место и роль политического манипулирования на таких этапах политических процессов, как выдвижение политического лидера, обоснование программы преобразований, процедура выбора (электоральные процессы), реализация принятых проектов, пропаганда достигнутых успехов;

выявлены возможности и эффективность политического манипулирования в тоталитарных, авторитарных и демократических политических системах;

проанализированы и систематизированы механизмы, препятствующие политическому манипулированию;

обоснованы принципы информационной политики, которые могут быть эффективно применены для ограничения политического манипулирования в современных российских условиях.

На защиту выдвигаются следующие основные положения: 1. Политическое манипулирование характерно для вс-х типов современных обществ. Полностью устранить его из политической

жизни в обозримом будущем невозможно.

  1. В функциональном плане политическое манипулирование является специфическим способом политической коммуникации элит и неэлит, одним из важных средств легитимации власти или претензий на нее.

  2. Политическое манипулирование является универсальным по своим характеристикам в той степени, в которой универсальны политическое сознание и механизмы его формирования в различных обществах. Однако конституирующим фактором манипулирования, определяющим его особенности и масштабы, выступает тип политической системы и господствующие виды идеологий.

  3. Политическое манипулирование опирается на социальную мифологию, общественные предрассудки, религии, квазирелигии, стереотипы и другие составляющие массового сознания. Оно базируется на использовании индивидуальной и массовой психологии, особенностей человеческой психики. Несмотря на общую тенденцию рационализации массового сознания, роль приемов и способов манипулирования, опирающихся на чувственно-эмоциональную сферу,возрастает.

  4. Демократизация общества и государства может сопровождаться расширением возможностей манипулирования, увеличением спроса на него со стороны определенных политических сил. Отсюда вытекает необходимость тщательного анализа различных моделей массовых коммуникаций и практического внедрения тех из них, которые ограничивают возможности использования манипулирования.

  5. В силу своей способности мифологизировать политичен: :> сознание людей, формировать неадекватное виднни- политических проблем, ошибочные политические ориентации, установки и т.п. по-

литическое манипулирование представляет собой немалую опасность для российского общества. Ограничение манипулирования является в современной России необходимым условием становления стабильной демократии.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается, на наш взгляд, в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть применены для дальнейшего анализа манипулирования и связанного с ним более широкого круга проблем: политического сознания и поведения, политического коммуницирования, политической социализации, участия и др. На основе диссертации может быть подготовлен спецкурс пс общей и прикладной политологии.

Содержащиеся в диссертации рекомендации могут быть использованы при разработке государственной политики в области СМИ, для ограничения манипулирования в современных российских условиях. Особую значимость они имеют для нахождения форм организации СМИ, предотвращающих их превращение в инструмент политического господства определенных групп. Диссертация представляет интерес для научных работников, лидеров и активистов различных политических движений, работников СМИ, сотрудников государственных организаций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на суд научной общественности в выступлениях автора на международной научно-практической конференции (Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. Москва, янв.1995), в пяти научных публикациях. Диссертационный материал использовался при проведении семинарских занятий на Факультете журналистики, историческом и экономическом Факультетах МГУ. Ьаж-

нейшие идеи диссертации были апробированы автором в исследовательской работе по заказу министерства национальной политики, печати и внешних связей Республики Адыгея, в деловом общении с учеными, политиками и журналистами. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры политической социологии Центра социально-гуманитарного образования МГУ им. М.Б.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена логикой изложения. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций