Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Зверева Светлана Николаевна. Формирование физической готовности юношей к обучению в системе "школа-военный вуз" : Дис. ... канд. пед. наук : 20.01.06 Пермь, 2003 172 с. РГБ ОД, 61:03-13/1858-X


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Стр.
Введение 3

Глава 1. Анализ специальной направленности, специальных задач и

методологических подходов в формировании физической готовности

юношей к обучению в системе "школа - военный вуз"

1.1. Анализ необходимости специальной направленности

физической подготовки в военном вузе 11

1.2.Анализ преемственности процесса обучения юношей в рамках

системы "школа - военный вуз", в частности, по дисциплинам

"физическое воспитание" (средняя школа) и "физическая подготовка"

(военный вуз) 13

1.3.Индивидуальная боевая готовность военнослужащих и ее (ИБГ)

физическая составляющая „.._;' 21

1.4.Мето дологические подходы в формировании физической

готовности юношей к обучению в системе "школа - военный вуз". . . 29

1.4.1.ППФП как фактор эффективной адаптации молодого

пополнения военного вуза в системе "школа - военный вуз" 39

1.4.2.Морфофункциональные особенности организма юношей

14-17лет в системе "школа - военный вуз" 48

1.4.3.Технические средства обучения стрельбе юношей 14-17 лет

применяемые в системе "школа - военный вуз" 57

1.5.Критерии, параметры и методы оценки физической готовности

юношей 14-17 лет 60

1.6.Формулировка научной задачи и частных задач исследования. ... 66

Выводы по главе 1 68

Глава 2. Частная методика формирования физической готовности

юношей к обучению в ввузе в рамках системы "школа - военный вуз"

средствами биатлона (стрелковая и беговая составляющие)

2.1.Возрастная динамика развития стрелковой подготовленности юношей занимающихся биатлоном от 14 до 17лет как базовый элемент начала формирования необходимых для обучения в ввузе двигательных и психофизических качеств в системе "школа -

военный вуз" 69

2.1.1.Нормативы комплексного контроля за уровнем

подготовленности юношей занимающихся биатлоном 81

2.2.Связь показателей стрелковой подготовленности юношей 14-17 лет с психологическими и силовыми показателями, общефизической

подготовкой (ОФП), физической нагрузкой 82

2.3.Педагогическая модель и методика обучения стрельбе юношей в

системе «школа - военный вуз» 105

Выводы по 2 главе 116

Глава 3. Экспериментальное обоснование методики обучения и совершенствования стрелковой подготовки юношей занимающихся биатлоном в рамках системы "школа - военный вуз", с применением технических средств и специальных стрелковых упражнений

3.1.Содержание эксперимента 117

3.2.Статистическая обработка результатов эксперимента 119

3.3.Обсуждение результатов исследования 127

Выводы по 3 главе 133

Заключение 134

Библиография 137

Приложения 159



Введение диссертации:

В условиях реформирования системы образования и высшей военной школы, значительного падения престижности военной службы и, как следствие, понижения уровня подготовки абитуриентов поступающих в военные вузы, а также процентного ограничения со стороны военкоматов по отбору в военные училища кандидатов из числа местной молодежи, желания значительного числа молодых людей уклониться от военной службы, остро встает вопрос о создании новых подходов к подготовке кадров для военных вузов, способных сознательно и надежно действовать в повседневных и экстремальных ситуациях учебно-боевой деятельности. [64, 67].

Стрелковый спорт широко распространенный ранее, стал редким. Причин этому много: временное отсутствие НВП, изъятие из школ малокалиберного оружия, отсутствие помощи заинтересованных организаций, выведение стрельбы из обязательных видов программ массовых спартакиад и т.д. Однако, готовить юношей к службе в армии и к поступлению в военный вуз необходимо. Для выживания в экстремальных ситуациях важна не только физическая подготовленность, но и навыки меткой и быстрой стрельбы. Воин, обладающий этими навыками - практически готовый наводчик-оператор любо го вида оружия [227].

Ракетные войска стратегического назначения всегда находятся в постоянной боевой готовности. Это обстоятельство сказывается на характере приемов и действий личного состава по приведению пусковых установок в боевое или походное положение (в зависимости от принципа базирования). Все действия боевого расчета требуют максимально быстрой реакции и действий на команды и сигналы, подаваемые командиром группы, дивизиона [212].

Известно что, в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности, трактуемой как соответствующее биосоциальное состояние личности, объективно можно выделить: духовную готовность (идейную, политическую, нравственную), специально-трудовую готовность (тео-

ретическую, техническую, технологическую), психическую готовность (умственную, волевую, рефлекторно-эмоциональную), физическую готовность (телесную, функциональную, двигательную) (В.А.Шейченко 1996, 1998, А.В.Дубровский 1999, 2002).

Следовательно, в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место, равноправное по значимости остальным.

На сегодняшний день, под понятием «физическая готовность» подразумевается физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение какого-либо вида деятельности, характеризующееся соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности (В.А.Шейченко 1996, 1998, А.В.Дубровский 1999, 2002).

В настоящее время основу РВСН России составляют мобильные ракетные комплексы. Изменился характер учебно-боевой деятельности военнослужащих-ракетчиков. Отсюда общими задачами физической подготовки для военнослужащих являются согласно НФП-200ІГ.: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;

формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.

В целях адаптации юношей, будущих курсантов военного вуза к новым условиям жизни, необходимо в общеобразовательной школе организовать профессионально-прикладную физическую подготовку, направленную на формирование знаний, умений, навыков, востребованных военно-профессиональной деятельностью. Важной составляющей данной профессионально-прикладной физической подготовки для юношей до поступления

в военный вуз является стрелковая подготовка, которая основывается на общих положениях методики других видов спортивной стрельбы и биатлона в частности. Она имеет свои специфические особенности, а именно: ведение стрельбы после интенсивного бега на лыжах в условиях повышенного артериального давления и при высоком эмоциональном возбуждении [186].

Вопросы совершенствования огневой выучки военнослужащих, влияющие на эффективность их профессиональной деятельности, рассматривались в разное время в достаточно большом количестве исследований (В.В Крутов, 1987; В.И. Плиско, 1987; Б.А. Тарских, 1988; А.А. Хвастунов, 1995 и др.). Однако, эти исследования затрагивали только определенный контингент (воины), который, в целом, не всегда был готов изначально не столько физически, сколько психологически к стрельбе из оружия (и не только штатного).

Поэтому необходимо разработать и научно обосновать новые, специфические средства и методы рационализации стрелковой подготовки на этапе первоначального обучения, и, что очень важно, разработать и научно обосновать педагогические технологии в целом как процесс и результат по формированию умений и навыков стрельбы юношей (в рамках системы «школа - военный вуз») из штатного оружия. Одно из таких специфических средств - биатлон.

Вопросам подготовки биатлонистов довузовского возраста посвящено большое количество работ [98, 101, 112, 114, 122]. Однако необходимо отметить, что практически отсутствуют диссертационные исследования, в которых рассматривались бы вопросы обучения и совершенствования стрелковой подготовки (занимающихся биатлоном) юношей 14-17 лет как будущих курсантов в рамках системы «школа - военный вуз», с использованием технических средств.

Техника стрельбы включает в себя большое число элементов, тренировка которых нуждается в многократном их воспроизведении и систематическом контроле. Основное условие точной стрельбы - скоординированное выполнение всех действий стрелка при однообразной изготовке от выстрела

6 к выстрелу. В стрельбе вся техника обусловлена микродвижениями суставов тела спортсмена, которые едва заметны. Вышеперечисленные психофизические качества необходимые будущему воину-ракетчику, определил в своей диссертации А.В. Дубровский (1999, 2000). Это - общая (динамическая и статическая) и скоростно-силовая выносливость, устойчивость к укачиванию, быстрота ответных действий, тонкая двигательная координация, концентрация внимания в условиях ограниченной двигательной активности и пространства.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проведение образовательного процесса на всех этапах подготовки юношей до поступления в военный вуз сейчас не может эффективно решаться без широкого использования форм и средств профессионально-прикладной физической подготовки в средней школе, в частности без использования стрелковой подготовки с применением технических средств.

Механический перенос теоретических положений стрелкового спорта в подготовку юношей до поступления в военный вуз, без учета специфики и экспериментального обоснования, не может в должной мере удовлетворять современным требованиям профессионально-прикладной физической подготовки.

На сегодняшний день существуют определенные противоречия в подготовке юношей к поступлению в военный вуз: уменьшение учебных часов в средних школах по дисциплине «физическое воспитание», низкий уровень физического развития абитуриентов с одной стороны, а с другой - высокие требования к курсанту военного вуза; отсутствие преемственности образовательного процесса в системе «школа - военный вуз» по дисциплине «физическое воспитание» - «физическая подготовка» зачастую не соответствует определенным требованиям к физической готовности курсантов (вчерашних школьников) к обучению в военном вузе.

Эти противоречия определяют существование научной проблемы: отсутствие научно обоснованных методов подготовки юношей 14-17 лет к обучению в системе «школа - военный вуз».

Объект исследования - процесс формирования физической готовности юношей к обучению в системе «школа - военный вуз».

Предмет исследования - закономерности процесса формирования физической готовности юношей к обучению в системе «школа - военный вуз».

В соответствии с научной задачей исследования в качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение: исследование элементов стрелковой подготовки юношей, занимающихся биатлоном, позволит разработать эффективную методику подготовки школьников для быстрой адаптации и успешного обучения в военном вузе (РВСН).

Цель исследования - разработать методику начального обучения стрелковой подготовки юношей, занимающихся биатлоном, с применением технических средств, позволяющую формировать их физическую готовность к поступлению в военный вуз.

В соответствии с указанной гипотезой и целью исследования определены следующие частные задачи:

  1. Проанализировать преемственность процесса обучения юношей в рамках системы «школа - военный вуз» - по дисциплинам «физическое воспитание» (средняя школа) и «физическая подготовка» (военный вуз).

  2. Изучить возрастную динамику стрелковой подготовленности юношей (от 14 до 17 лет), выявить связь стрелковой подготовленности с общефизической подготовкой (ОФП), со специальной физической подготовкой (СФП), физической нагрузкой, психологическими, силовыми показателями и разработать контрольные нормативы.

  3. Разработать модель процесса профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в рамках дисциплины «физическое воспитание» по стрелковой подготовке юношей (от 14 до 17 лет), методику их обучения и совершенствования навыков стрельбы, с применением технических средств и

специальных стрелковых упражнений, позволяющих формировать их физическую готовность к обучению в военном вузе.

4. Экспериментально проверить эффективность методики обучения и совершенствования стрелковой подготовки юношей с применением технических средств и специальных стрелковых упражнений, позволяющей формировать их физическую готовность к обучению в военном вузе (ввуз).

Научная новизна. Исследованы закономерности влияния параметров стрелковой и физической подготовки, на основе которых предложена педагогическая модель с учетом возрастной динамики.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ по профессионально-прикладной физической подготовке для специализированных классов общеобразовательных школ, кадетских классов и других довузовских учреждений в системе «школа - военный вуз».

Методологической основой исследования являются: системно-деятельностный подход к процессу обучения (И.П. Ратов, П.Я Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Э. Мейман, Н.Ф. Талызина); профессионально-педагогическая направленность обучения (В.И. Андреев, Р.С. Сафин, И.Я. Курамшин, М.Я. Виленский); достижения в развитии частных методик обучения, в том числе с применением технических средств (СВ. Буч, В.А. Грибков, В.Л. Марищук, СВ. Мордашов).

Научные результаты.

  1. Разработана педагогическая модель процесса профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в рамках дисциплины «физическое воспитание» по стрелковой подготовке юношей (от 14 до 17 лет) в системе «школа - военный вуз» для формирования их физической готовности к обучению в ввузе.

  2. Выявлена связь между стрелковой подготовленностью юношей (от 14 до 17 лет) и уровнем развития основных физических качеств.

Практические результаты.

  1. Разработана программа по профессионально-прикладной физической подготовке в системе «школа - военный вуз», в рамках дисциплины «физическое воспитание», для специализированных классов общеобразовательных школ, кадетских классов, суворовских школ и других довузовских учреждениях.

  2. Разработана методика, реализующая программу по профессионально-прикладной физической подготовке в системе «школа - военный вуз», в рамках дисциплины «физическое воспитание», для юношей (от 14 до 17 лет) и позволяющая формировать их физическую готовность к обучению в военном вузе.

Достоверность полученных результатов работы обеспечивается использованием апробированных научных методик при выполнении исследований в области физической культуры, приведенных в научно-педагогической литературе известными статистическими методами обработки результатов экспериментального исследования и репрезентативной выборкой учебных подразделений для проведения педагогического эксперимента.

Апробация работы - предложенная методика была использована в подготовке школьников п. Звездный (Пермской области) и лицея милиции ГУВД города Усть-Качка (Пермской области).

Публикации. Материалы диссертации опубликованы в методической разработке, в 4 -тезисах докладов, в журнале «Теория и практика физической культуры» - 2001- №4.- С. 28-31.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций