Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Харитонов Владимир Георгиевич. Теория и практика правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учет в деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 Москва, 2005 195 с. РГБ ОД, 61:05-12/1253


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ
ПРОСТРАНСТВ
13

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ 13

  2. ПРЕЦЕДЕНТЫ ПО ПРАВОВОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ ПО ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ 43

ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЛИМИТАЦИИ
ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
75

  1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ДОГОВОРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ 75

  2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ С СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ 102

  3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВА ИХ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЯ 150

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение диссертации:

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:

во-первых, необходимостью дальнейшего совершенствования теоретических положений международного и военного права в сфере делимитации морских пространств, а также норм международного и российского законодательства, концептуальных основ, определяющих участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств России. Эта необходимость обусловлена тем, что ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в процессе международно-правового оформления Государственной границы и границ прибрежных морских пространств Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права1, международных договоров, Конституции Российской Федерации и национального законодательства;

во-вторых, незавершенностью делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами, определения линии прохождения государственной границы, что обусловливает наличие угрозы пограничной безопасности государства.

Незавершенность международно-правового оформления морской Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница), а также границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа не только является одной из основных угроз национальным интересам и пограничной безопасности Российской Федерации, но и ведет к большим экономическим потерям страны, а также порождает конфликтность и напряженность в международных отношениях с сопредельными государствами, ко-

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховною Суда Российской Федерации. — 2003. — № 12.

4 торые в современных условиях могут быть разрешены только мирными средствами в соответствии с нормами международного права.

В частности, сухопутная Государственная граница полностью оформлена только с Финляндией1, Польшей2, Монголией3, КНДР4. Не завершена работа по международно-правовому оформлению Государственной границы с Литвой, Украиной и Китаем. Не оформлена граница России с Латвией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном.

Остро стоит вопрос разграничения прибрежных морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Финляндией, Польшей и КНДР. Не оформлены границы прибрежных морских пространств с Норвегией, Украиной, Грузией и Японией. Не решены вопросы правового статуса и режима использования Каспийского моря. Не ратифицировано Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик (далее - СССР) и Соединен-

См.: Мирный Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Финляндской Республикой от 14 октября 1920 года. Мирный Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 12 марта 1940 года: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в состав территории Советского Союза части государственной территории Финляндии в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски от 3 февраля 1947 года; Мирный Договор между Союзными и Соединенными Державами, с одной стороны, и Финляндией, с другой, от 10 февраля 1947 года.

" См.: Протокол о разграничении территориальных вод в Гданьском заливе от 18 марта 1958 года: Договор о прохождении границы континентального шельфа в Гданьском заливе и юго-восточной части Балтийского моря от 28 августа 1969 года; Договор о разграничении территориального моря (территориальных вод), экономической зоны, зоны морского рыболовства и континентального шельфа в Балтийском море от 17 июля 1985 года: Соглашение о точке стыка границ морских пространств в Балтийском море (СССР. Швеция. Польша) от 30 июня 1989 года.

л См.: Договор между СССР и МНР о советско-монгольской границе от 26 марта 1958 года: Договор между СССР и МНР о советско-монгольской государственной границе от 19 октября 1976 года; Договор о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам от 1980 года.

4 См.: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой о прохождении линии советско-корейской государственной границы от 17 апреля 1985 года; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой о разграничении экономической зоны и континентального шельфа от 22 января 1986 года.

5 ными Штатами Америки (далее - США) о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года;

в-третьих, наличием споров по вопросу разграничения территориальных пределов юрисдикции прибрежных государств, относящихся к наиболее острым, затрагивающим жизненно важные интересы. Как свидетельствует практика межгосударственных отношений, они могут быстро перерасти в вооруженный конфликт1. Необходимо отметить, что Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей Государственной границы и прибрежных морских пространств". Но в то же время необходимо упомянуть и о наличии возможности перерастания ситуации вокруг неделимитированных участков прибрежных морских пространств в международные споры (в том числе, возможные вооруженные конфликты с участием Российской Федерации);

в-четвертых, особым характером континентального шельфа и исключительной экономической зоны, которые ввиду своей протяженности зачастую «накладываются» на аналогичные морские пространства сопредельных государств, вследствие чего возникают проблемы, связанные с необходимостью их делимитации.

Совершенствование международно-правового оформления Государственной границы, а также границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа является одной из основных задач и направлений пограничной политики Российской Федерации3.

Изложенное, по мнению автора, позволяет говорить о необходимости научного исследования вопросов теории и практики правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учета в деятельности ФСБ России.

См.: Мовчан А.П., Янков А., Колодкин А.Л. Правовой режим морских прибрежных пространств // Мировой океан и международное право. - М.: Наука, 1987. - С. 128.

" Подробнее см.: П. 3.1 Основ пограничной политики Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1996 года.

' См.: Там же.

Научная разработанность темы диссертационного исследования.

Вопросы разграничения государственной территории, а также прибрежных морских пространств уже давно исследуются учеными прошлого и современности. В этой сфере работают такие ученые, как Ю.Г. Барсегов, И.П. Бли-щенко, А.Н. Вылегжанин, С.А. Гуреев, А.А. Ковалев, А.Л. Колодкин, М.И. Лазарев, В.Ф. Мешера, А.П. Мовчан, СВ. Молодцов, Ю.В. Осинцев, А. Янков1. Нельзя не отметить вклад в научное освещение проблемы разграничения территории (в том числе делимитации прибрежных морских пространств) П.Д. Бараболя, Ю. Депорова, Б.М. Клименко, В.А. Константинова, А.А. Кукара, И.С. Ку-лова, А.А. Порка, Э.П. Свиридова, Г.С. Симухина, Р.Ф. Сорокина, И.Е. Тарханова, Г.И. Тункина, В.Ф. Царева, Л.Л. Циммермана, В.Б. Чамарова и других". Большое внимание проблеме делимитации морских пространств уделено в работах таких зарубежных авторов, как Anderson D.H., Bekker, Pieter H.F., Blecher

См.: Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. - М.: Междунар. отношения. 1983: Блищенко И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. - 2-е изд.. доп. - М.: Изд-во МНИМП, 1999; Вылегжанин А.Н. Решения международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. - М.: Юрид. лит.. 2004: Гуреев С.А. Международное морское право: Учеб. пособие. - М.: Юрид. лит., 2003: Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. - М.: Науч. кн.. 2003: Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. -М.: Наука. 1983: Мешера В.Ф. Плановое и текущее морское законодательство // Советский ежегодник морского права. 1985. - М., 1985. - С. 50-54; Мовчан А.П.. Янков А.. Колодкин А.Л. Указ. соч.: Молодцов СВ. Правовой режим морских вод. - М.: Междунар. отношения. 1982; Осинцев Ю.В. Морские границы государств (Международно-правовые проблемы их установления и делимитации) //Дипломатический вестник. 1986. - М., 1987.

2 См.: Бараболя П.Д., Тарханов И.Е., Циммерман Л.Л. Международно-правовой режим морских театров. -Л., 1971; Депоров Ю. Разграничение морских пространств между государствами - актуальная проблема международного права // Советское государство и право. - 1986. - № 7; Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. - М.: Междунар. отношения. 1985; Константинов В.А. Международно-правовой режим морских пространств дальневосточного бассейна: Дис.... канд. юрид. наук. -М., 1998; Кукар А.А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации в прибрежных морских пространствах: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004; Кулов И.С. Международно-правовые аспекты проблемы делимитации морских пространств: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.. 1985: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права: Учеб. пособие / Г.С. Симухин, А.В. Третецкий, В.В. Си-дорин и др. - М.: Акад. ФПС РФ, 2000; Свиридов Э.П. Границы континентального шельфа. -М.: МО. 1981; Сорокин Р.Ф., Царев В.Ф. Проблема делимитации морских пространств в свете результатов работы Третьей конвенции ООН по морскому праву // Деятельность государств в Мировом океане. - М.: ИГПАН СССР, 1983; Тункин Г.И. Международное право. -М.: Юрид. лит.. 1982; Чамаров В.Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.. 2001.

7 M.D., Caron David D., Chamey, Jonathan I., Churchill R., Colson David A.,

Langeraar Wijnand, Lay H., Manner E.I., Nelson L.D..M, Nordquist M. и других1.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами и его учета в деятельности ФСБ России.

Предмет диссертационного исследования - общепризнанные принципы и нормы международного права (военный аспект), международные договоры Российской Федерации, нормы национального законодательства и военного права, регулирующие правовое обеспечение делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами, место и роль ФСБ России в этой деятельности.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном научном исследовании теории и практики правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств в современном международном и военном праве, выработке научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с участием ФСБ России.

Реализация этой цели требует научного анализа содержания международных договоров, в том числе, с участием Российской Федерации, норм военного права, концептуальных основ национальной и, в том числе, пограничной безопасности России.

1 См.: Anderson D.H. Maritime delimitation: A view of British practice II Marine Policy. -1988. - Vol. 12. - № 3 _ p. 231-240; Bekker, Pieter H.F.; Caron, David D. Land and Maritime Boundary Between Cameroon and Nigeria (Cameroon v. Nigeria Equatorial Guinea Intervening) II American Journal of international Law. - 2003. - Vol. 97. -№ 2. - P. 387-398: Blecher M.D. Equitable delimitation of continental shelf II Amer. J. Intern. Law. - 1979. -Vol. 73. - № 4; Charney, Jonathan 1. Progress in international maritime boundary delimitation law. - 1994. - Vol. 88. — № 2. -P. 227-256: Churchill R., Nordquist M., Lay H., New Directions in the Law of the Sea. - Vol. VIII; Colson David A. The delimitation of the outer continental shelf between neighboring states II American Journal of International Law. - 2003. - Vol. 97. - № 1.- P. 91-107; Langeraar Wijnand. Maritime delimitation: The equiratio method - a new approach II Marine Policy. - 1986. - Vol. 10. - № 1. - P. 3-18: Manner E. I. Some basic viewpoints on delimitation of marine areas between neighboring states II The frontier of the seas: The problems of delimitation: Proc. 5th Intern. Ocean Symp. Nov. 26-27 1980. - Tokyo. - 1981: Nelson, L.D.M. The roles of equity in the delimitation of maritime boundaries II American Journal of International Law. - 1990. - Vol. 84. - J4L' 4. - P. 837-858.

8 Задачи диссертационного исследования:

исследовать теоретические вопросы юридической науки по правовому обеспечению делимитации прибрежных морских пространств, выработать уточненное определение понятий прибрежных морских пространств и их правового обеспечения;

на основе научного анализа международной практики и принципов разрешения государствами споров по делимитации прибрежных морских пространств сформулировать рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации в целях применения их на переговорах по данному вопросу;

проанализировать состояние и перспективы международно-правового урегулирования делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами в современных условиях;

на основе историко-юридического анализа делимитации прибрежных морских пространств Берингова моря между Россией и США выработать предложения по вопросу дальнейшего временного применения и ратификации Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года;

провести критический анализ концептуальных основ и норм международного и военного права, определяющих участие ФСБ России в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.

Методологической основой диссертационного исследования послужили основные положения материалистической диалектики, комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В ходе исследования автором выявлялись закономерности, принципы и особенности государственно-правовых явлений в сфере правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких ученых, как Ю.Г. Барсегов, И.П. Блищенко, А.Н. Вылегжанин,

9 С.А. Гуреев, А.А. Ковалев, АЛ. Колодкин, М.И. Лазарев, В.Ф. Мешера,

А.П. Мовчан, СВ. Молодцов, Ю.В. Осинцев, А. Янков, работающих в сфере

международного морского права.

Правовой основой диссертационного исследования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы российского законодательства и военного права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами и его учета в деятельности ФСБ России.

Автором также использовались документы и материалы заседаний федеральных органов власти, связанные с обеспечением национальной безопасности, в том числе в прибрежных морских пространствах, а также документы Управления международного сотрудничества и Договорно-правового управления ФСБ России1.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что комплексно на основе анализа норм международного и военного права исследован процесс правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств. С учетом мирового опыта проведен теоретический и исторический анализ вопросов правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации. Обобщена судебная и прецедентная практика мирного урегулирования споров по вопросам делимитации морских пространств. Проанализировано состояние и перспективы международно-

1 См.. напр.: Материалы парламентских слушаний на тему: «О соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года и его правовых и иных последствиях для России» (Совет Федерации, 16 декабря 2003 года): Материалы парламентских слушаний на тему: «Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (Государственная Дума, 29 октября 2002 года); Материалы парламентских слушаний на тему: «Национальная безопасность Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения» (Совет Федерации, 24 апреля 2003 года): Распоряжение Председателя Совета Федерации «О рабочей группе Совета Федерации по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации»; Материалы выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему: «Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в прибрежных морских пространствах: на опыте Дальневосточного федерального округа» (Петропавловск-Камчатский. 21 июля 2003 г.) и др.

10 правового урегулирования делимитации прибрежных морских пространств

Российской Федерации с зарубежными государствами в современных условиях. Проведено критическое научное исследование концептуальных основ, норм международного и военного права, определяющих участие ФСБ России в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:

  1. Уточненное определение прибрежных морских пространств как частей Мирового океана, на которые распространяется полный суверенитет и юрисдикция государства (внутренние морские воды и территориальное море), а также частей Мирового океана, на которых в соответствии с нормами международного права и национального законодательства прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию и суверенные права (прилежащая зона, исключительная экономическая зона и континентальный шельф).

  2. Авторское видение правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств, под которым предлагается понимать совокупность принципов, методов и средств международно-правового оформления делимитации прибрежных морских пространств на основе общепризнанных принципов и норм международного и военного права, национального законодательства, направленных на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности государства в пограничном пространстве.

  3. Авторский вывод о том, что нормы и принципы международного морского права не являются достаточной правовой основой для быстрого и справедливого мирного разрешения споров путем непосредственных переговоров, в связи с чем большое значение имеют решения международных судов, полномочных рассматривать споры по делимитации прибрежных морских пространств. По мнению автора, необходимо изучить судебную и прецедентную практику разрешения споров, связанных с делимитацией прибрежных морских пространств, и в интересах обеспечения деятельности ФСБ России и иных феде-

ральных органов государственной власти издать сборник решений международных судебных органов и прецедентной практики по делимитации прибрежных морских пространств, а также методические рекомендации по их применению.

4. Авторский вывод о том, что незавершенность международно-
правового оформления границ прибрежных морских пространств создает
предпосылки непосредственной угрозы пограничной безопасности России и
требует особого внимания от компетентных органов власти государства по
обеспечению пограничной безопасности.

  1. Авторский вывод о целесообразности поддержать предложение о рассмотрении на заседании Государственной Думы Российской Федерации вопроса об отказе в ратификации Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года в связи с его несоответствием национальным интересам России, а Министерству иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России) провести процедуру уведомления США о прекращении его временного применения.

  2. Авторские предложения по совершенствованию норм международного и военного права в сфере делимитации прибрежных морских пространств.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его теоретических положений и научных рекомендаций в практической деятельности сотрудников ФСБ России и МИД России в ходе осуществления международно-договорной деятельности по разграничению прибрежных морских пространств, а также в преподавании дисциплины «Международное публичное право» в военно-учебных заведениях высшего профессионального образования федеральной службы безопасности и других военно-учебных заведениях и правовой подготовке военнослужащих, несущих службу на морских границах Российской Федерации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в двух научных статьях, докладывались и обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

12 Положения и выводы диссертационного исследования используются в

учебном процессе при чтении курса международного публичного права в Московском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Голицынском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация результатов исследования проходила в ходе научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности», проводимой в Московском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих пять параграфов), заключения, библиографии и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций