Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Жахова Ирина Геннадьевна. Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении "Перспективе" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Смоленск, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:05-13/1389


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Стр.
Введение 3

гл. 1 Научно-теоретические основы контроля как средства управления

учебно-познавательной деятельностью студентов 15

  1. Роль и место контроля в учебном процессе высшей школы 15

  2. Основы проектирования контролирующей системы, ориентированной

на оптимизацию управления обучением в 45

вузе

1.3. Психолого-педагогические условия активизации учебно-
познавательной деятельности студентов 1-го курса средствами

контроля 66

Выводы по 1-ой главе 85

гл. 2 Разработка и экспериментальная проверка системы контролирующих

заданий по «Перспективе», направленной на управление учебно- 87
познавательной деятельностью студентов

  1. Готовность студентов 1-го курса к изучению «Перспективы» 87

  2. Система контролирующих заданий по курсу «Перспектива» и

методические особенности использования ее в образовательном

процессе Х1/

2.3. Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы
заданий и ее результаты 139

Выводы по 2-ой главе 163

Заключение 165

Список литературы 169

Приложения



Введение диссертации:

Проблема исследования и ее актуальность. Сегодня общество особенно заинтересовано в грамотных специалистах, способных решать задачи, связанные с общими требованиями времени, общественными и социальными изменениями, что обеспечивается не только высоким уровнем образованности и профессиональной компетентности человека, но и определенным уровнем его общей культуры и жизненного менталитета.

Современные философские концепции теории образования (А.С.Арсеньева, Б.С.Гершунского, М.С.Кагана) основным аспектом образования выделяют его общественную ценность, они выдвигают четкие требования к его результатам в соответствии с потребностями времени и социальным значением. Особенно важно, чтобы подготовленные в системе педагогического образования специалисты стали носителями идеи обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

В приказе Министерства образования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования» говорится: «Необходимость модернизации определена внутренними закономерностями развития образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства», - при этом определены основные направления совершенствования педагогического образования:

оптимизация структуры и совершенствование организации

профессиональной подготовки педагогов;

преобразование содержания и форм подготовки;

научное и учебно-методическое обеспечение обновления

педагогического образования (127, с.З). Популярные в условиях модернизации образования идеи развивающего обучения направлены на совокупное совершенствование всех качеств личности и заключают в себе возможности эффективного моделирования

образовательного процесса (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.Б.Котова, З.И.Калмыкова, Н.А.Менчинская, Н.Н.Поспелов, Е.Н.Шиянов, Д.Б.Эльконин).

Известно, что условием, обеспечивающим целостность характера, последовательность функционирования и развития образовательного процесса, его системообразующим признаком является управление (В.В.Афанасьев, П.И.Пидкасистый, В.А.Ситаров). Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы организации и управления учебным процессом в высшей школе связаны с основными научно-методическими проблемами дидактики высшей школы и общими потребностями образования. Возросшие требования к организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе выдвигают задачи, связанные с совершенствованием управления процессом обучения в высшей школе, вызывая необходимость активизация механизмов педагогического воздействия на учебно-познавательную деятельность студентов.

Известно, что рационально организованный контроль максимально способствует повышению качества обучения в целом и может выступать средством модернизации процесса обучения, воспитания и развития при овладении любой образовательной дисциплиной (В.С.Аванесов, Ш.А.Амонашвили, К.М.Гуревич, В.И.Загвязинский, И.Куписевич, Е.И.Перовский, В.М.Полонский, И.П.Подласый, Т.И.Шамова).

Проблема повышения эффективности управления образовательной деятельностью посредством модернизации контролирования в рамках развивающего обучения особенно актуальна, так как контролирующее звено заключает в себе возможность активного воздействия на учебно-воспитательный процесс, способствует оптимизации, стимулированию, интенсификации учебно-познавательной деятельности, воспитанию творческой самостоятельности личности и содержит в себе мощный развивающий резерв (С.Н.Архангельский, Н.О.Вербицкая, А.М.Матюшкин, Н.Ф.Талызина, А.В.Хуторской).

Вопросы организации контролирования в высшей школе нашли отражение в исследованиях ученых, занимающихся дидактикой высшего образования ( В.С.Аванесова, А.А.Вербицкого, С.И.Зиновьева, К.Ингенкампа, Б.Г.Иоганзена, М.В. Кларина, А.В.Коржуева, А.Г.Молибога, Н.Д.Никандрова, В.А.Якунина), в диссертационных исследованиях авторы обращаются к проблемам совершенствования контролирующего звена в высшей школе (Ж.А.Байрамова, Е.Л.Ерошевская, А.А.Кукушкин), активизации обучения средствами контроля (В.В.Афанасьев, М.М.Балашов, И.В.Еськова, Л.С.Ушакова), дидактических условий организации контроля в вузе (В.И.Ефимов, Г.И.Кириллова, И.Н.Лукина), адаптации студентов к особенностям организации обучения посредством контроля (О.А.Анякина, Н.А.Гулюкина). Контроль является одним из средств активизации обучения, анализ' практических результатов внедрения различных контролирующих систем (в том числе систем тестового и рейтингового контроля), подтверждают эффективность усиления контролирования в учебном процессе высшей школы (В.С.Аванесов, В. А.Алчинов, Т.П.Бакова, Н.А.Васильева).

Несмотря на достаточное внимание к вопросу оптимизации контролирования в высшей школе, до сих пор не рассматривалась проблема совершенствования управления учебно-познавательной деятельностью студентов в профессиональной школе в концепции развивающего обучения на основе модернизации контролирующего звена в контексте подготовки по отдельным дисциплинам. Актуальной и своевременной является данная тема в системе преподавания чертежно-графических дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических вузов, что обусловлено:

- возросшими требованиями современного общества к уровню
подготовки специалистов;

- необходимостью организации учебного процесса, ориентированного на
подготовку студентов к решению профессионально направленных задач,

6 обеспечение профессионально-познавательной самостоятельности, создание условий для самообучения и воспитание личности в процессе обучения;

- потребностью формирования чертежно-графической грамотности личности, являющейся сегодня неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки студента высшей школы.

Анализ педагогической практики показывает: изучение чертежно-графических дисциплин оказывается довольно сложным для большинства студентов. «Перспектива», относящаяся к дисциплинам чертежно-графического цикла, занимает среди них особое место, так как она создает теоретическую базу перспективного рисунка, представляющего основу изобразительной деятельности. Рабочая программа по «Перспективе», предусматривающая изучение не только теоретических положений и законов науки, но и их сознательное применение в решении комплексных задач, связанных с построением различных объектов действительности, чрезвычайно насыщена.

В процессе исследования были установлены причины, отрицательно влияющие на учебную успеваемость студентов по «Перспективе»:

- низкий уровень готовности студентов к изучению дисциплин чертежно-
графического цикла;

особенность организации и планирования учебного процесса в высшей школе, вызывающая необходимость интенсивной адаптации студентов-первокурсников

объективная и субъективная сложность дисциплины для восприятия и понимания учебного материала.

Исследования особенностей успеваемости студентов по курсу «Перспектива», проведенные нами на художественно-графическом факультете Смоленского государственного педагогического университета в 2001-2003 годах, показывают, что у ряда обучаемых возникают сложности при изучении данной учебной дисциплины, связанные с тем, что:

- основная часть обучаемых имеет достаточно слабую успеваемость в
течение всего семестра (60%);

-многие студенты начинают основательно разбираться в учебном материале лишь к середине семестра (16%); а некоторые лишь при подготовке к экзамену (14%);

- успешность обучения студенты связывают с большими временными
затратами (39%); хорошие экзаменационные результаты, несомненно,
связаны с большой и напряженной работой при подготовке к экзамену.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что студенты испытывают
затруднения в организации самостоятельной учебной деятельности и
нуждаются в активном педагогическом руководстве со стороны
преподавателя.

Таким образом, выявленные нами данные обусловливают актуальность диссертационного исследования, основной целью которого являются определение и разработка направлений повышения качества подготовки студентов в педагогическом вузе. Изучение педагогического опыта показывает, что одним из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса может быть выбрана модернизация контролирующего звена.

Анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы и педагогической практики по данной проблеме выявляет противоречия между:

необходимостью рациональной организации управления учебно-познавательной деятельностью при изучении чертежно-графических дисциплин и реализацией ее в практике обучения в педагогическом вузе;

необходимостью существования научно-обоснованной системы контролирующих заданий по курсу «Перспектива», ориентированной на оптимизацию обучения студентов 1-го курса и ее отсутствием на практике.

Объективно существующие противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости совершенствования управления учебно-познавательной деятельностью

студентов посредством модернизации контролирующего звена в процессе обучения «Перспективе».

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Контроль как средство управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении «Перспективе».

Цель исследования: совершенствовать управление учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении «Перспективе», разработав систему контролирующих заданий и включив ее в учебно-воспитательный процесс в соответствии с обоснованной методикой применения; определить эффективность организации управления учебно-познавательной деятельностью путем экспериментальной проверки.

Объект исследования: процесс обучения «Перспективе» в педагогическом вузе.

Предмет исследования: контроль, направленный на формирование и развитие самоуправления учебно-познавательной деятельностью у студентов 1-го курса, на начальном этапе обучения чертежно-графическим дисциплинам.

Гипотеза исследования: управление учебно-познавательной деятельностью студентов при изучении чертежно-графической дисциплины «Перспектива» будет более эффективным посредством применения системы контролирующих заданий, которая обеспечит:

- оптимально-планомерный характер учебной деятельности;
-оптимизацию процесса адаптации к особенностям организации

обучения в высшей школе при развитии учебно-познавательной деятельности студентов 1-го курса;

- совершенствование мотивационно-ценностной сферы личности
студента в учебной деятельности.

Сформулированные проблема, цель, гипотеза определяют задачи исследования:

1. Рассмотреть педагогический контроль как средство управления
обучением, развитием и воспитанием в высшей школе в педагогической
теории и практике.

  1. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие оптимальной организации управления учебно-познавательной деятельностью студентов посредством контроля.

  2. Разработать систему контролирующих заданий по курсу «Перспектива» и методику работы с ней, направленные на управление учебно-познавательной деятельностью студентов.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности
управления учебно-познавательной деятельностью студентов при
использовании разработанной системы заданий.

Методологической и теоретической основой исследования является комплексный поход к:

1) проблемам, связанным с управлением в сфере образования,
основывающийся на:

положениях об организации управления процессом обучения (С.И.Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В.Давыдов, М.И.Махмутов, Н.В.Кузьмина);

исследованиях вопросов организации и руководства учебной деятельностью (С.И.Архангельский, В.В.Афанасьев, Н.О.Вербицкая, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.Ф.Талызина; Т.И.Шамова, Г.И.Щукина);

положениях об алгоритмизации в обучении (П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда; Н.Г.Преображенская, Н.Ф.Талызина);

2) общепедагогическим проблемам обучения в высшей школе,
основывающийся на:

- положениях в области философии образования и методологии
процесса обучения (А.С.Арсеньев, Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский,
М.С.Каган, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, ИЛ.Лернер, И.Лингарт,
М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, А.В.Хуторской, В.А.Якунин);

- теориях развития личности в обучении (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович,
Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, И.Б.Котова,
Н.А.Менчинская, Н.Н.Поспелов, Е.И.Шиянов, Д.Б.Эльконин);

- теории проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов,
В.Оконь, М.Н.Скаткин);

теории деятельностного подхода к развитию личности в обучении (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

исследованиях в области мышления и познавательных процессов (Е.И.Бойко, Л.М.Веккер, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко, С.А.Кабыльницкая, В.Я.Ляудис, А.М.Матюшкин);

вопросах активизации восприятия и усвоения знаний, формирования умений и навыков (Ю.К.Бабанский, Б.В.Бокуть, П.Я.Гальперин, О.О.Денина, З.И.Калмыкова, Н.Я.Конфедератов, Е.Ф.Рыбалко, Н.Ф.Харламов, А.Ф.Эсаулов);

положениях методики обучения графическим дисциплинам (А.Д.Ботвинников, Е.А.Василенко, В.А.Гервер, Ю.Ф. Катханова, Н.Г.Преображенская),

исследованиях условий развития пространственных представлений и воображения (М.Н.Берулава, Е.Н.Кабанова-Меллер, Б.Ф.Ломов, И.С.Якиманская);

современных исследованиях, связанных с повышением эффективности обучения графическим дисциплинам в высшей школе (О.В.Анякина, В.И.Вышнепольский, И.В.Глазкова).

3) проблемам организации контроля в обучении, основывающийся на:

- положениях в области научной организации контроля знаний
(В.С.Аванесов, Ш.А.Амонашвили, В.И.Гинецинский, К.М.Гуревич,
В.И.Загвязинский, К.Игенкамп, Б.Г.Иоганзен, И.И.Кобыляцкий,
Н.И.Кувшинников, И.Куписевич, Н.Д.Никандров, Е.И.Перовский,
И.П.Подласый, В.М.Полонский, С.И.Руновский, Т.И.Шамова, В.А.Якунин);

- .положениях об управлении учебно-познавательной деятельностью
через контроль (С.И.Архангельский, Н.О.Вербицкая, А.М.Матюшкин,
Н.Ф.Талызина);

- исследованиях вопросов, связанных с требованиями к контролю
(Н.Г.Дайри, В.Н.Ефимов, Г.И.Щукина);

- методах оценки результатов учебного процесса (Б.Г.Ананьев,
Н.И.Мешков, Т.В.Тюняева).

Основные методы исследования:

- теоретический анализ философской, психологической, педагогической,
методической и специальной литературы;

обобщение и систематизация научных положений по вопросам исследования;

изучение передового педагогического опыта, анализ студенческих графических работ;

эмпирические методы: обсервационные (наблюдение, мониторинг за состоянием образовательной среды на аудиторных занятиях), диагностические (анкетирование, опросы, тестирование), экспериментальные (констатирующий, обучающие поисковый и формирующий эксперименты);

- статистические методы (измерение и математическая обработка
экспериментальных данных, их системный и качественный анализ,
графическая интерпретация).

Организация исследования. Исследование проводилось с 1994 года по 2004 год.

Первый этап: (1994 — 2001) — теоретико-поисковый - состоял в аналитическом и теоретическом обосновании проблемы; анализе философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Были выявлены основные теоретико-методологические понятия исследования, сформулированы его гипотеза, проблема и задачи. Проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе были выделены возможности контроля в управлении познавательной

деятельностью студентов, определены психолого-педагогические и методические условия организации контролирующего звена при обучении чертежно-графическим дисциплинам, разработана система контролирующих заданий по курсу «Перспектива».

Составлена программа организации педагогического эксперимента, разработаны методические материалы.

Второй этап: (2001 — 2003) - опытно-экспериментальный — состоял в организации опытной проверки гипотезы, ее уточнении в ходе эксперимента. На данном этапе опытным путем было проведено уточнение содержания и общей структуры системы контролирующих заданий по курсу «Перспектива», а также ее методической основы. Разрабатывались диагностические материалы по проблеме исследования.

Третий этап: (2003 - 2004) — заключительный — был посвящен заключительной экспериментальной проверке системы, анализу и обобщению результатов педагогического эксперимента, систематизации и обобщению полученных данных, формулировке выводов, оформлению диссертационного исследования и подготовке его к защите.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработан подход к решению проблемы совершенствования
управления учебно-познавательной деятельностью студентов,
основанный на применении в учебном процессе системы
контролирующих заданий;

определены психолого-педагогические условия организации управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении чертежно-графическим дисциплинам;

- разработаны и экспериментально проверены система контролирующих
заданий и методика работы с ней, направленные на совершенствование
управления учебно-познавательной деятельностью студентов 1-го курса.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в

следующем: внесен вклад в теорию и методику обучения, развития и

воспитания студентов в обучении чертежно-графической дисциплине
«Перспектива», полученные теоретические разработки могут быть

использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том,
что его результаты могут быть использованы в практике обучения
чертежно-графическим дисциплинам в высших и средних

профессиональных учебных заведениях, а также для оптимизации
управления обучением при изучении других учебных предметов с
учетом их специфических особенностей, в разработке и

совершенствовании учебных программ и дидактических средств, в подготовке учебных пособий.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной обоснованностью методологической базы исследования, обусловлена применением комплексной методики в реализации задач исследования, последовательной организацией экспериментальной работы и подтверждена анализом полученных результатов. На защиту выносятся:

1. Организация управления учебно-познавательной деятельностью студентов в обучении чертежно-графическим дисциплинам, предусматривающая использование в учебном процессе системы контролирующих заданий при соблюдении выделенных психолого-педагогических условий.

2.' Система контролирующих заданий по курсу «Перспектива» и методика работы с ней, направленные на совершенствование управления учебно-познавательной деятельностью студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения черчению и декоративно-прикладному искусству Смоленского государственного педагогического университета.

Под руководством автора студентами СГПУ выполнялись курсовые и дипломные работы, темы которых связаны с проблемой оптимизации контролирующего звена.

Основные положения исследования являлись предметом обсуждения на региональных научно-методических конференциях Смоленского государственного педагогического университета («Оптимизация преподавания чертежно-графических и художественно-изобразительных дисциплин» (2001г.); Липецкого государственного педагогического университета («Традиции и новации в преподавании художественно-графических дисциплин» (2002г.); Всероссийских научно-практических конференциях («Народное искусство: Прошлое и современность» (Смоленск, 2002г.); «Проблемы развития российского и зарубежного образования» (Смоленск, 2003г.); Региональной научно-практической конференции молодых ученых Смоленской области (2002г.).

В экспериментах участвовали студенты 1-го и 2-го курсов Смоленского государственного педагогического университета и Липецкого государственного педагогического университета. Разработанная система контролирующих заданий, методика ее применения внедрены в педагогический процесс Смоленского государственного педагогического университета и Липецкого государственного педагогического университета. В экспериментальной работе принимало участие 292 студента.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений; содержит таблицы, графики, диаграммы, рисунки.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций