Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Бушлякова Анна Владимировна. Традиции в политической жизни России : Дис. ...канд. филос. наук : 23.00.03 Екатеринбург, 1998 145 с. РГБ ОД, 61:99-9/239-6


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Традиция кик катеїория общественно-исторического

развития 12

1.1 .Сущность, модификации и функции традиций в

социально-историческом процессе 12

1.2.Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций

в общественном развитии 29

1,3, Особенности политических традиций 40

Глава 2. Политические традиции в историческом опыте России 59

2.1.Становление и эволюция общественных традиций в

дореволюционной России 59

2,2,Политические традиции советской России 87

2.3 Трансформации политических традиций в современной

политической жизни России 109

Заключение 130

Библиографический список использованной литературы 136



Введение диссертации:

В реформируемом российском обществе, охваченным затяжным и многопрофильным кризисом, важнейшим условием сохранения гражданского мира и государственной целостности является эволюционная устойчивость социально-экономического развития, духовная интеграция гражданских интересов, цивилизованное взаимодействие и согласие различных политических сил. Насущная проблема современной России - проблема обновления, поиск оптимальной формы устройства общественной жизни. На рубеже 90-х гг. XX в. был провозглашен демократический путь развития, преимущество которого перед другими состоит в том, что демократия может обеспечить свободу выбора каждым человеком своего предназначения, лучшую защиту личности от произвола властей и возможность граждан участвовать в управлении обществом. Однако, сегодняшняя экономическая и общественно-политическая реальность ставит под вопрос степень глубины и необратимости демократических преобразований в стране. В этой ситуации возрастает необходимость адекватной оценки перспектив становления демократической системы, осознание путей и способов укоренения демократии в России. Сложность решения этих проблем состоит в том, что даже при формальном наличии в политической системе всех органов и институтов демократической власти, демократии может и не быть. Реальная демократия не является автоматическим следствием отсутствия тоталитарного правления, Демократия предполагает не только трансформацию политических институтов, но и перемену всей социально-культурной парадигмы общества, изменение массового сознания, разделяемых значительной частью людей убеждений и ценностей, что является неустойчивым, противоречивым процессом, сопровождаемым социальными потрясениями.

Потребность к осмыслению таких феноменов как социальная память, национальные традиции, образующих культурный аспект политического развития общества, усиливаются в кризисные, переходные периоды. Переживаемые ныне Россией состояние духовной разорванности, дезориентации общественного сознания, вызванной девальвацией прежних официальных идеологических ценностей, радикальной ломкой старых установок и стереотипов, инициирует поиски национальной идентичности, ду-

4 ховно-нравственных ориентиров в историческом прошлом, в эволюциях и метаморфозах государственного устройства, в подъемах и спадах общественного развития. Русский философ ИЛ. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его признание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего»1. Уже не раз подтверждено, что устойчивые особенности и закономерности исторического развития, входящие в систему социально-исторического и политического опыта нации, задают направление, определяют рамки общественных процессов, во многом детерминируют политическое сознание и поведение различных социальных групп. По нашему мнению, именно традиции, представляющие наиболее устойчивый элемент этого опыта, оказывают постоянное влияние на выработку норм и ценностей общественного сознания, способствуя или, напротив, препятствуя восприятию новых форм социальной жизни, становясь, таким образом, основой либо тормозом преобразований в обществе. Соответственно теоретиков и практиков в последнее время все больше занимает изучение таких сторон и аспектов исторического опыта, социально-культурного наследия России, которые могли бы стать факторами становления стабильной демократической системы. Вот почему изучение базовых политических традиций России в настоящее время приобретает особую актуальность.

Имеющиеся в отечественной и зарубежной науке работы по исследуемой проблеме охватывают широкий круг традиционалистской тематики, В научной литературе анализируются разные модусы и характеристики традиции, однако содержание этого понятия не охватывается, на наш взгляд, во всей полноте и целостности. Исследователи рассматривают по преимуществу отдельные аспекты формирования и функционирования традиций. В частности, В.Б. Власова, В.А. Колеватов трактуют традицию как специфический способ социальной связи индивидов и групп в обществе в рамках процесса социализации. В.Д. Плахов, Л.П. Буева, Г.Ф. Салтыков в первую очередь отмечают вовлеченность традиции в систему общественных отношений. Ю.Н. Давыдов, КХН. Сафронов, М.Н. Кулажников, К.С. Сарингулян обращают наибольшее внимание на нормативный характер традиции и интерпретируют традицию

1 Ильин И.А. О России. Студия «Тритэ» - «Российский Архив», М., 1991, сЛ2,

5 как регулятивное понятие. Понимание традиции как формы фиксации социальной информации является основным для Л.В. Даниловой, И.А. Барсегяна. В методологи-' ческом плане автору представляется наиболее плодотворным системный подход Э.С. Маркаряна, который определяет традицию как стереотипизированный социальный опыт, что позволяет рассматривать традицию в качестве особого способа существования, развития и функционирования культуры. Тем не менее, нуждается в углубленном изучении категориальный статус традиции, способы возникновения и развития, формы выражения и проявления традиций, выполняемые ими роли и функции в социокультурном развитии общества.

Происходящие в стране глобальные трансформации стимулируют научную мысль на осмысление новых социальных реалий, определение альтернатив преобразований, формируя потребность в изучении явления социокультурной инновации. К настоящему моменту инновации изучались в основном в технологической области, как элемент научно-технического прогресса (И.В. Абрамов, С.А. Писарев, А.И. Пригожий). К проблеме возникновения нового знания обращались исследователи в области философии науки (А.Н. Антонов, Г.М. Елфимов). В тоже время наблюдается недостаток проработанности и теоретического изучения инновации с социокультурной точки зрения (эта область научного знания разрабатывается в последнее время в работах А.С. Ахиезера). Нуждается в углубленном изучении весьма актуальная проблема взаимодействия традиций и инноваций, варианты разрешения противоречий между старым и новым в общественной практике.

Что касается степени научного осмысления сущности и функционирования политических традиций, то, на наш взгляд, изученность проблемы не соответствует частоте обращения к этому понятию в политической практике, научной и повседневной лексике. Имеются немногочисленные работы (А.И. Демидова и А.А. Федосеева, В.А. Иванова, Ю.В. Ирхина, Р.Ф. Матвеева, Е.Е. Несмеянова), авторы которых затрагивают проблемы методологического анализа понятия «политические традиции», но в основном в рамках освещения более общих вопросов теоретической политологии, психологии политики, стиля политико-теоретического мышления. В то же время ряд принципиальных особенностей политических традиций, проблемы их генезиса,

6 трансформации, взаимодействия с традициями в других сферах общественной жизни еще не получили специального анализа.

В последнее время в периодических изданиях появилось немало дискуссионных публикаций, прямо или косвенно посвященных особенностям формирования политической культуры в разные периоды российской истории. Проблемы истоков современных политических процессов, взаимодействия культур России и Запада, самобытности российской культуры и ментальности поднимались на «круглых столах» в философских, социологических, политологических изданиях. В своих публикациях современные исследователи (В.О. Бабашкин, Н.И. Бирюков, В.М. Сергеев, К.С. Гад-жиев, Д.В. Гудименко, В.Н. Дахин, Н.И. Лапин, С.Я. Матвеева, А.В. Махлаев, Л.И. Семенникова, Н.Г. Щербинина, И.Г. Яковенко) предлагают различные наборы традиционных ментальных оснований российского общества, в качестве которых справедливо выделяются общинность, коллективизм, этатизм, правовой нигилизм. Вместе с тем часто эти традиции представлены как монолитное, единое образование, равномерно проявляющееся на протяжении многовековой истории российской государственности. Проблема дифференцированности российских политических традиций в историческом времени недостаточно проработана теоретически, и эволюционное развитие и трансформация традиций в конкретно-историческом контексте нуждаются в углубленном исследовании.

Это особенно важно, поскольку исследования советского периода российской политической истории носят по преимуществу обзорный характер, ориентированы главным образом на разоблачение тоталитарной практики и идеологии сталинского режима и времен застоя 70-х - 80-х гг.. Мало исследован период становления советских политических традиций, только началось основательное изучение протестной диссидентской деятельности. Особый интерес представляет анализ связей и взаимоотношений политических традиций с правовой законодательной практикой советской России.

Реформистский период новейшей истории России, особенно его постсоветский этап, чаще всего освещался у нас в жанре политической публицистики, в парадигме политической борьбы «коммунисты» - «демократы», где основной упор сделан на парламентское противостояние, интриги электоральных кампаний, тогда как судьба

российских политических традиций, ведущих начало со времен формирования отечественной государственности, часто оставалась вне внимания аналитиков. Недостаточно, на наш взгляд, изучены особенности модернизации российских политических традиций, способы мифологизации и приемы идеологического использования традиций в современной политической практике.

Состояние научной разработки традиционалистской проблематики и выбранный автором социально-исторический ракурс ее исследования обусловили необходимость обращения к широкой источниковедческой базе.

Изучение отечественных политических традиций, их «жизненного цикла» невозможно без обращения к обширным материалам по истории российской государственности. Важным базовым источником разработки проблематики традиций являются исследования по истории России с древнейших времен до наших дней. Наибольшую значимость для изучения связи времен и преемственности в исторической судьбе России представили для автора исследования выдающихся русских историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева. При отсутствии современных концептуальных историко-политических исследований особую эвристическую ценность в анализе судьбы отечественных социальных традиций в послеоктябрьской России приобретают работы отечественных мыслителей к. XIX - н. XX вв. - Н.А. Бердяева, А.С. Изгоева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве, С.Л. Франка. В качестве дополнительного источника привлекаются работы зарубежных авторов, анализирующие политическую историю России (Э. Карра, Р. Такера, Р. Пайпса), и историко-политологические исследования современных российских авторов (И.А. Исаева, Т.П. Коржихиной и А.С. Сенина, В.В. Согрина). Наше исследование опиралось на широкий круг фундаментальных работ в области философии и психологии политики (Г.Г. Дилигенский, В.А. Иванов, Ю.В. Ирхин, Ю.Л. Качанов, Е.Е. Несмеянов, А.С. Панарин, Е.Б. Шестопал), культурологии и этнографии (А.С. Ахиезер, Э.А. Баллер, М.А. Барг, А.Я. Гуревич, Б.С. Ерасов, Ю.Г. Ершов, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, К.С. Сарингулян, И.Е. Ширшов). Общетеоретические работы, посвященные исследованию социокультурных традиций (И.А. Барсегяна, В.Б. Власовой, Э.С. Маркаряна, О.А. Осиповой, А.И. Першица, В.Д. Плахова, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова, Е. Шацкого), позволили уточнить методологические подходы к проблематике

8 исследования. Несомненную ценность для автора представляют исследования западных социологов по проблемам исторического развития и социальных изменений (Г. Блумер, Э. Дюркгейм, Г. Лебон, К. Поппер, Г. Тард, Э. Шилз, С. Эйзенштадт).

Поскольку современные социально-политические процессы еще не устоялись и только становятся предметом фундаментального исследования, в работе широко используются материалы периодической научной и массовой печати: журнальные и газетные публикации, посвященные различным аспектам современной политической жизни России (в частности, публикации Э.Я. Баталова, Г. Вайнштейна, К.С. Гаджиева, Д.В. Гудименко, Е.В. Егоровой-Гантман, Б.Г\ Капустина, И.М. Клямкина, С.Я. Матвеевой, А.Н. Медушевского, В.Б. Пастухова, В.О. Рукавишникова, В. Хороса и др.).

Учитывая важную роль традиций в формировании институтов власти и легитимизации властно-управленческих отношений, автор анализировал законотворческую базу различных исторических этапов развития российской государственности, в том числе; тексты российских Конституций, решения представительных и исполнительных органов власти, программы политических партий. Для изучения тенденции отношения населения к современным политическим явлениям, характеризующие степень принятия и следования различным политическим традициям диссертантом привлекались данные социологических исследований общественного мнения в современной России. Наряду с научными и официальными источниками, в работе использована субъективная документалистика, представленная мемуарной литературой деятелей предреволюционного и советского периода истории - А.П. Извольского , П.Н. Милюкова, М.В. Родзянко, ЛД. Троцкого, современных политических лидеров М.С. Горбачева, А.А. Собчака.

Анализ актуальных потребностей социальной практики, изучение научной литературы и другой источниковедческой базы позволил сформулировать основные цели и конкретные задачи диссертационной работы. Основная цель состоит в исследовании закономерностей и особенностей формирования, эволюции и трансформации политических традиций в различные периоды российской истории. Исходя из поставленной цели автор предполагал решение следующих задач:

  1. Определение сущности и содержания социально-философского понятия «традиция» в соотнесении с другими категориями общественно-исторического развития;

  2. Изучение форм выражения и способов бытования традиций в общественной жизни, классификация их социальных функций, анализ взаимодействия традиций и инноваций как форм и механизмов осуществления процессов социокультурной преемственности и изменяемости;

  3. Анализ исторического генезиса и различных фаз эволюционного цикла российских политических традиций (зарождение, становление, активное функционирование, угасание, консервации, возрождение и трансформации), в соответствии с конкретно-историческим контекстом и политическими реальными процессами;

  4. Исследование особенностей формирования и функционирования политических традиций, способов их использования в идеологическом обеспечении политической практики.

При написании работы автор опирался прежде всего на сравнительно-исторический метод, позволяющий проследить складывание, трансформацию базовых политических традиций на разных этапах политической истории России, установить степень их преемственности и изменяемости. Использовался также методологический принцип системности, при котором содержание и характеристики исследуемых традиций рассматриваются в неразрывной связи с конкретным историческим контекстом и в рамках целостной, динамически развивающейся общественной системы. Особенность темы определила также использование источников, привлекающих социально-психологические методы исследования, поскольку они предоставляют возможность анализа внутренних структур, психологических закономерностей социального и политического поведения людей, их ценностных ориентации и установок, составляющих рефлексивную основу политических традиций.

Автор полагает, что научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Предпринята попытка выделения и конституирования понятия «традиция» в системном ряду категорий общественно-исторического развития, установления его связей с такими категориями, как «социально-исторический опыт», «культурно-историческое наследие», «социальная память», соотнесены понятия «традиции» и

10 «менталитета». Автор предлагает свое понимание сущности традиций, классификацию ич социальных функций, анализирует их структуру и различные модификации, выделяя традиции, в которых доминирует стереотипная, нормативная или символическая основа.

  1. Предлагается авторская трактовка комплекса взаимоотношений традиций и инноваций в рамках проблемы социокультурной преемственности и изменяемости при анализе этапов процесса формирования инновации, определены варианты взаимодействия, сосуществования и разрешения противоречий между традицией и инновацией, их последующих преобразований.

  2. Дается содержательный анализ особенностей политических традиций, их взаимосвязей с традициями в сферах права, морали, религии. Исследованы особенности исторического возрождения и функционирования политических традиций по методу аналогии и контраста.

  3. Впервые предпринята попытка рассмотрения генезиса отечественных политических традиций в истории российской государственности - с этапа становления до переживаемого ныне периода реформирования.

  4. Автором обоснована концепция трансформации (исторической судьбы) политических традиций - от их зарождения, формирования через фазу активного функционирования до угасания, вытеснения или последующей трансформации - возрождения в модернизированной форме. Особенности эволюционного цикла политических традиций рассматриваются на конкретно-историческом материале дореволюционной, советской и постсоветской России.

  5. Специально рассмотрены социально-политические роли и позиции российской интеллигенции в качестве субъекта-носителя общественных традиции показана неоднородность, дифференцированность политических традиций интеллигенции в различные исторические периоды.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами в 1 главе анализируются основные теоретические характеристики феномена традиций в обществе. В 1 параграфе исследуются сущность традиции как категории общественно-исторического развития, базовые свойства, формы и способы проявления в общественной жизни, структура и выполняемые социальные функции. 2 параграф посвящен

11 изучению проблемы взаимоотношений традиций и инноваций в обществе, для чего рассматривается свойства и виды, предпосылки возникновения, этапы формирования инновации; анализируются способы сосуществования и варианты взаимодействия традиций и инноваций, этапы преобразования традиции в ходе инновационного процесса. В 3 параграфе определяются особенности политических традиций, анализируются способы проявления традиций в политике, выявляются связи политических традиций с традициями в других сферах общественной жизни. Во 2 главе на выработанной методологической основе исследуются традиции в политической жизни России- В 1 параграфе изучаются общественно-политические традиции, сформировавшиеся и действующие с момента складывания российской государственности до 1917 г. 2 параграф посвящен анализу феномена советских политических традиций. В 3 параграфе исследуются закономерности трансформаций политических традиций в постсоветской России, инновационные явления в современной политической жизни.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций