Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Манасова Галина Николаевна. Педагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владимир, 2007 280 с., Библиогр.: с. 208-222 РГБ ОД, 61:07-13/2664


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Глава I. Символы в ходе развитии исторнко-п еда гогн чес кого про-
цесса 15

  1. Использование символов в практике воспитания первобытного общества 15

  2. Из истории педагогического символизма западноевропейской школы и педагогики 24

  3. Символика в теоретических размышлениях отечественных педагогов и в практике образовательных учреждении России (до октябри 1917 г.) 44

Глава II. Опыт использования символов в отечественной школе и
педагогике (с 1917г. по настоящее время) 74

2.1. Символика в российской школе и педагогике с 1917 г, до на
чала 90-х гг, XX века 74

2.2, Проблема символов в современном российском обществе и
школе 89

Глава III, Система повышения эффективности функционировании
символов в целостном педагогическом процессе 99

ЗЛ. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы применения символов в педагогической деятельности 99

  1. Символ как понятие педагогической науки п феномен, присущий воспитанию; сущность, виды и функции 109

  2. Условия и способы повышения эффективности функционирования символов в целостном педагогическом процессе 150

  3. Экспериментальное исследование организации воспитательной работы с использованием символов 174

Заключение 203

Список используемой литературы 208

Приложения 223



Введение диссертации:

Ведущим принципом государственной политики в области образования избран гуманистический хараїсгер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Реализация этих, без сомнения, важных идей стала предметом многих научно-педагогических поисков. Сегодня большую социальную значимость имеет вопрос выявления путей осмысления и интериоризации взрослеющим человеком системы гуманистических ценностей, составляющих основу всякой культуры.

Основным социальным средством сохранения и передачи духовно-практического опыта человечества является язык. «Все, что связано с личностью человека, этим неисчерпаемым космосом мироздания, находит наиболее полное выражение в организованной особым образом системе знаков, смысловых единиц - в языке» [132, 11], который в качестве способа существования культуры необычайно многолик. Символы выделяются среди прочих языковых средств способностью емко, наглядно и образно фиксировать и выражать духовные и материальные ценности. Свойство символов нести социально-значимое содержание делает их необходимой составляющей педагогической деятельности человека»

В процессе формирования ценностного мировосприятия взрослеющего человека обнаруживается неразрывная связь между нравственными и познавательными аспектами бытия. Символы выступают своего рода посредником между накопленными человечеством нравственными идеалами, ценностями познания и индивидуальным личностным опытом, содействуя его внутреннему, духовному обогащению. Со времен первобытного общества они служат регулятором сознания и поведения личности, являясь эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

Яркость, внешняя выразительность, эмоциональная насыщенность символов легко воспринимается детской психикой, открывает путь к познанию обобщенного, не лежащего на поверхности смысла и делает их универсальным средством педагогического взаимодействия (общения и деятельности), иногда

более действенным и совершенным, чем словесное обращение.

Вместе с тем, несмотря на то, что символ давно и прочно вошел в арсенал средств педагогического взаимодействия, его воспитательная сущность и потенции изучены явно недостаточно. Понятие символа до сих пор не определено в педагогической науке, хотя есть философские основания для его разработки. Исследования символов в области педагогики носят обзорный и фрагментарный и характер. Лишь в некоторых немногих работах они составляют самостоятельный предмет изучения. Различные аспекты проблемы символа рассматриваются в исследованиях П.М. Золина, Н.Г. Салминой, Н.Е. Щурковой и Л.Т. Потаниной. В статье П.М. Золина [62] предпринята попытка осмысления символики как явления социально-исторического и раскрытия ее воспитательного значения. Н.Г. Салмина [157] рассматривает способы включения знаков и символов в процессе обучения для кодирования и декодирования познавательной информации, Часто употребляя термин «знаково-символическая деятельность^ Н.Г. Салмина не считает различия между знаком и символом существенными в рамках своего исследования, Н.ЕЛЦуркова и Л.Т.Потанина [146] пишут о проблеме символического поведения и о его возможностях в формировании социально-ценностных отношений личности к миру и самому себе.

Изучение имеющейся литературы по проблеме символики свидетельствуют о том, что до сих пор не был проведен последовательный теоретико-педагогический анализ понятия символа. Вследствие этого остается без внимания специфика данного феномена, присущего воспитанию.

На наш взгляд, исследование явления и понятия символа следует начать с изучения особенностей и закономерностей его функционирования в ходе возникновения мирового историко-педагогического процесса, поскольку символы изначально были присущи воспитанию и сохраняют свое назначение на протяжении всего многовекового развития образования и педагогической мысли. Их возникновение и использование в практике воспитания - явление закономерное и исторически сложившееся.

Символы подвластны Духу времени: они живут, преобразуются, умира-

гот, возрождаются, наполняясь новым содержанием, сообразно общественным, экономическим, политическим и культурным переменам. Символика есть хранилище воспитательных традиций и педагогических воззрений каждой культурно-исторической эпохи.

Логическим продолжением исторического исследования проблемы должен стать анализ условий и способов эффективного включения символов в качестве механизмов нравственного роста, развития познавательных интересов и трансляторов культурных ценностей в реальный педагогический процесс.

Изучение символики в настоящее время особенно важно, поскольку в последние десятилетия в нашей стране произошли глубокие изменения во всех сферах жизни, в том числе и в области образования как следствие отказа от прежней идеологии и системы ценностей. Одним из проявлений указанных изменений стало то обстоятельство, что символика Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, отражавшая идеалы воспитания советской эпохи, на сегодняшний день утратила свои воспитывающие и ценностно-ориентирующие возможности. Одновременно с этим в формировании социальной ситуации развития современного ребенка все более ощутимую, но далеко не всегда положительную роль начинают играть средства массовой информации, часто прибегающие к активному использованию символов с целью показать приоритет материальных благ в жизни современного человека, что не может не оказывать определенного воздействия на общественное сознание и, прежде всего, на формирование мировоззрения взрослеющего человека.

В этих условиях неизбежно встает вопрос о необходимости создания позитивной символики, отражающей духовные ценности и интересы общества, а также о профессиональном и обоснованном использовании ее в педагогическом процессе.

Сделать это представляется невозможным без специального исследования педагогического потенциала символов, что и побудило нас к научному поиску решения данной проблемы.

Таким образом, научные и методические основы эффективного функ-

ционирования символов в педагогическом процессе разработаны недостаточно, что выражается в существовании ряда противоречий, определяющих актуальность исследования:

между декларированием высшими органами образования необходимости воспитания подрастающего поколения в духе гуманистических ценностей и отсутствием четко определенной системы средств (в том числе символических) для реализации данных целей;

между достижениями отечественной и зарубежной философии в области исследуемой проблемы и недостаточной ее разработанностью в педагогической науке;

между длительным исторически сложившимся опытом использования символов в практике воспитания и незнанием закономерностей, обусловливающих их становление и адекватное применение в современных образовательных условиях;

между активной пропагандой посредством рекламных символов приоритета материальных благ в обществе и отсутствием символики духовно-ценностного содержания в социальном пространстве воспитательного процесса;

между стремлением школьной практики внедрить символы в процесс воспитания и неопределенностью педагогических условий и способов, обеспечивающих их эффективное функционирование.

С учетом всего сказанного выше, был сделан выбор темы исследования, проблема которого представляет собой поиск ответа па вопрос: каковы закономерности, педагогические условия и способы эффективного функционирования символов в процессе воспитания как механизмов раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интересов и формирования ценностного отношения к данным сторонам духовной жизни человека.

Цель исследования: выявить закономерности, условия и способы эффективного функционирования символов в целостном педагогическом процессе в качестве механизмов нравственного роста, развития познавательных интересов

и формирования ценностного отношения к перечисленным сферам духовной жизни личности на протяжении истории развития человеческой цивилизации и в настоящее время.

Объектом исследования является педагогический процесс, опосредованный символами.

Предмет исследования: закономерности, педагогические условия и способы эффективного функционирования символов в процессе воспитания.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование символов в педагогическом процессе будет эффективным, если:

педагог обладает ценностным мировосприятием, которое лежит в основе его мыеледеятельности по созданию символов;

внутренним содержанием символов являются истинные человеческие ценности и ценностные отношения;

в единстве реализуются деятельности ый и коммуникативный подходы к осуществлению педагогического процесса, направленного на раскрытие заключенного в символах идейно-ценностного содержания;

педагог имеет целостное представление о подходах к классификации символов, отбирает и использует различные, соответствующие данным подходам, виды символических средств, оптимальных в той или иной ситуации воспитания;

используются игровые формы организации воспитательного взаимодействия, центральным смыслообразующим элементом которого являются символы;

целенаправленно и систематично применяется технологический подход к созданию символов в ходе педагогического и детского творчества и включению их в воспитывающую деятельность.

Достижение цели исследования предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:

1, Охарактеризовать закономерности функционирования символов в ходе историко-педагогического процесса.

  1. На конкретном историко-педагогическом материале, а также с учетом философских и психолого-педагогических оснований исследуемой проблемы раскрыть содержание понятия "символ" с точки зрения заложенных в нем педагогических идей и смыслов.

  2. Определить и рассмотреть различные подходы к классификации символических средств воспитания; изучить и описать воспитательные функции символов.

  3. Выявить условия эффективного использования символов в процессе воспитания,

  4. Разработать и обосновать технологию конструирования символических средств воспитания в условиях профессиональной деятельности учителей и включения данных средств в реальный педагогический процесс в качестве инструмента развития нравственного потенциала и познавательных интересов учащихся, формирования ценностного восприятия названных аспектов человеческого бытия.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс идей, концепций, теорий и подходов, обеспечивающий наиболее полное и целостное описание и объяснение объекта и предмета исследования.

Идеи: отечественных и зарубежных философов о символическом языке культуры (СС. Аверинцев, А,Ф. Лосев, Н.Н. Рубцов, КА Свасьян, ПА. Флоренский, Э. Кассирер, А. Уайтхед, Э. Фромм, К. Юнг и др,), диалога (ММ Бахтин, B.C. Библер, A3. Брушлинский и др.), психолингвистики (И.А. Зимняя, Е.И. Исенина, А.А, Леонтьев), семиотики (В.В. Иванов, Ю.М. Лотман, Г.Г\ Почепцов), использования языка жестов и телодвижений (Н.В. Белякова, Ю.А. Левада, А.С. Макаренко, Ф, Хофман).

Ко}щепции\ культур но- историческая концепция развития психики (Л.С. Выготский, В,В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), формирования духовного мира человека (В.П. Зинчснко, С.Л. Рубинштейн), постижения значения (A.M. Коршунов, В.В. Мантатов) и личностного смысла (М.М. Бахтин,

A.H. Леонтьев, П.В, Симонов), ценностей и оценок художественных и иных творений (О.Г. Дробпицкий, В Л. Эфроимсон).

Теории: содержания, организационных форм и методов воспитания (ЮЛ. Азаров, Л.В, Байбородова, ИЛ. Иванов, В.А. Караковский, А.С.Макаренко, ИЛ\ Огородников, СЛ. Паладьев, М.И. Рожков, ЕЛ, Ромашкова, ЕЛ. Степанов, В.А, Сухомлинский, Н.Е, Щуркова), информации (ВЛ. Зин-ченко, А, Моль, АЛ. Черный), личностно-ориентированиого образования и новых образовательных технологий (П.В. Бордовская, АЛ. Лиферов, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская), знаков и знаковых систем (М.В. Гамезо, ГЛ. Глотова, Н.Г. Сашина), воспитания и обучения (Н.Г. Груздев, Е.Н. Петрова), деятельности (А.В. Карпов, АЛ, Леонтьев, МБ. Туровский), языкознания (Н.Я Марр, Е.М. Верещагин).

Подходы: культурологический (И.В. Блауберг, IX Бнцилли,

ТС, Злотникова, МК, Мамардашвили, Н.Е. Щуркова, Э.Г.Юдин), парадиг-мальный и цивилизационный (MB. Богуславский, Г.Б. Корнетов и др.), системный (И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, Э.В. Мирский, Э.Г\ Юдин и др.), аксиологический {В.А. Василенко, СЛ. Гессен, М.С. Каган, И.Б. Котова, ВА. Сластенин, ГЛ. Чижакова, ЕЛ. Шиянов и др.), герменевтический (Е.Б. Рашковский, В.В. Розанов, Г.Г. Шпет), антропологический (Б.М. Бим-Бад, И.А. Колесникова, Г.Б, Корнетов и др.).

В исследовании использовались методы общенаучного и собственно педагогического познания: анализа и синтеза педагогических явлений; единства логического и исторического; индукции и дедукции; анализа научной и художественной литературы; наблюдений; моделирования; рефлексии собственного педагогического опыта, вырабатываемого в ходе целенаправленной работы в классе; обобщения и систематизации данного опыта; формирующего эксперимента, системного количественно-качественного анализа полученных данных и статистической обработки эмпирического материала.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002-2003 гг.) - анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение ее состояния в теории и на практике, определение основных методологических характеристик исследования, цели и задач работы.

Второй этап (2003-2004 гг.) — обобщение исторического и теоретического материала, обеспечившего дальнейшую разработку педагогического аспекта решения проблемы; проведение формирующего эксперимента по апробации системы воспитательных дел и занятий, центральным элементом которых является символ как инструмент педагогического взаимодействия, направленного на раскрытие нравственного потенциала, развитие познавательных интересов учащихся и формирование ценностного отношения к данным сторонам человеческой жизни.

Третий этап (2004-2006 гг.) - завершение экспериментальной работы, подтверждающей эффективность разработанной технологии конструирования символов и включения их в реальный педагогический процесс; оформление исследования, формулирование общих выводов и заключения, составление списка литературы и приложений.

Научная новизна исследования заключается в том, что

определены основные этапы и закономерности функционирования символов в ходе историко-педагогического процесса, которые могут послужить основой для дальнейшего описания в теории и методике обучения и воспитания их дополнительных возможностей;

раскрыты сущностные характеристики символа как социокультурного феномена, присущего воспитанию и дано его определение как категориального понятия педагогической науки;

выявлены педагогические условия эффективного функционирования символов в процессе воспитания;

разработаны продуктивные средства конструирования символов и включения их в процесс воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

обоснованы целесообразность и необходимость применения СИМВОЛОВ в качестве носителей ценностей и механизмов раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интересов и формирования мировосприятия учащихся;

выявлены и систематизированы виды символических средств воспитания, дифференцируемых по различным основаниям;

охарактеризованы функции символов, присущих воспитанию;

установлены формы и способы организации воспитательной работы с использованием символов.

Практическая значимость исследования видится в том, что полученные данные могут быть использованы в современном учебно-воспитательном процессе; его важнейшей задачей является формирование такого сознания учащихся, в котором символические знаковые явления гармонично вписываются в общечеловеческие и национальные ценности, являющиеся регулятором не только субкультуры школьников, но и их мировоззрения и ментальносте уже в качестве полноценных субъектов всемирного исторического процесса. Представленная в диссертации технология конструирования символов в ходе педагогической мыследеятельности и включения их в воспитательное взаимодействие позволит систематично и целенаправленно использовать воспитывающий и развивающий потенциал символики в целях формирования мировосприятия и личностного становления учащихся. Основные положения и результаты исследования могут найти применение в создании учебными заведениями собственной оригинальной системы символических средств воспитания, направленных на приобщение учащихся к различным видам культуры и гуманистическим духовным ценностям и в то же время обеспечивающих сохранение и выражение самобытности воспитательного пространства образовательного учреждения. Положения и выводы исследования могут быть полезны и на уровне учебно-воспитательного коллектива класса, в условиях которого символы выступают в качестве средства отражения и реализации целей и принципов его жизнедеятельности и посредника в межличностных и деловых отношениях. Разработан-

ный и описанный в приложении к диссертации методический комплекс обеспечивает реализацию воспитательной работы с использованием символов.

Личный вклад автора в исследование заключается в разработке программы исследования, организации экспериментальной работы по обозначенной проблеме, подготовке программы воспитательных дел с использованием символов, проведении семинаров по способам осуществления воспитывающей деятельности с включением символических средств.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается использованием методов, адекватных проблеме и предмету исследования, выдвинутой гипотезе и вынесенным на защиту положениям; теоретико-методологической базой, созданной на основе использования общепризнанных концептуальных положений, их обобщения в соответствии с целью и задачами проводимой работы; логикой построения научно-исследовательской деятельности.

На защиту выносятся:

1. Закономерности становления и использования символов в ходе истори-ко-педагогического процесса:

появление символов на ранних этапах становления человеческого общества обусловлено необходимостью выработки жизненно важных навыков общения и взаимодействия;

существует взаимообратная связь между изменениями в сфере общественных, политических и экономических отношений и вытекающими из них нововведениями в области педагогической теории и практики, с одной стороны, и процессом возникновения и функционирования символов в ходе воспитывающей деятельности, с другой стороны;

характер и специфика школьно-педагогической символики определяется принципами и наиболее значимыми особенностями жизнедеятельности человеческого общества в ту или иную культурно-историческую эпоху;

в переломные моменты развития общества объединяющие и стимулирующие возможности символов реализуются наиболее полно, создавая условия

для формирования мировоззрения, соответствующих ему способов поведения в новом жизненном и ценностном пространстве.

2, Сущностные характеристики символа: единство чувственно-восприни
маемой формы и смыслового наполнения, нацеленность на вызов эмоций, смы
словая емкость и глубина, многозначность и многоаспектность, высокая сте
пень обобщенности его внутреннего содержания; определение символа как по
нятия педагогической науки.

  1. Виды символических средств воспитания, дифференцируемых по различным основаниям: способу внешнего выражения, «широте символического поля», сфере применения в педагогической деятельности, устойчивости и постоянству в применении, характеру символического значения, социальной значимости; функции символов, присущих воспитанию: познавательно-мировоззренческая, адаптивно-регулятивная, инициирующая активность, коммуникативная и объединяющая,

  2. Комплекс педагогических условий, повышающих эффективность применения символических средств: обеспечение ценностного содержания символов, включаемых в процесс воспитания; адекватное восприятие и понимание педагогом подлинных человеческих ценностей при планировании и реализации воспитательной работы с использованием символов; единство деятельностного и коммуникативного подходов к осуществлению педагогического процесса, направленного на раскрытие заключенного в символах идейно-ценностного содержания; игровая форма организации воспитательного взаимодействия, опосредованного символами; знание и учет различных подходов к классификации символов.

5, Система средств, обеспечивающих создание символов участниками пе
дагогического процесса и включение их в воспитательного взаимодействия с
целью раскрытия нравственного потенциала, развития познавательных интере
сов и формирования ценностного отношения учащихся к данным аспектам
жизни человека.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в работе положения и выводы обсуждались на областном и городском семинарах учителей начальных классов города Владимира, посвященных вопросам организации процесса воспитания в современной школе; на курсах повышения квалификации учителей при Владимирском областном институте повышения квалификации работников образования; на заседаниях кафедры педагогики начального образования Владимирского государственного педагогического универси-тета (2002-2005 учл1.). Материалы исследования широко используются в научно-экспериментальной работе учителей гимназии № 23 г» Владимира, работающей как инновационное образовательное учреждение.

Структура диссертации соответствует логике диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций