Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Довженко Виктор Иванович. Нетрадиционные формы контроля качества знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов в процессе обучения технологии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Брянск, 2005. - 201 с. РГБ ОД,


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН
учащихся, как объект педагогического исследования 16

  1. Генезис и сущность понятия нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5-9 классов образовательной области «Технология». 16

  2. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН как средство мотивации технологического образования учащихся 5-9 классов 37

  3. Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН как средство развития интеллектуального потенциала школьников 5-9 классов 54

1.4 Критерии выбора нетрадиционных форм контроля 64

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 72

Глава 2.Методика применения нетрадиционных форм контроля и
оценки качества ЗУН учащихся 5-9 классов 74

  1. Диагностический инструментарий и средства исследования уровня технологических ЗУН 74

  2. Методика проведения педагогического эксперимента по исследованию эффективности применения нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся и их действий 86

  1. Эффективная составляющая взаимосвязи форм контроля ЗУН и действий учащихся 5-9 классов 103

  2. Эффективность применения нетрадиционных форм 116

контроля ЗУН учащихся на уроках технологии 116

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 139

Заключение 142

Библиография 147

Приложения 166



Введение диссертации:

Ориентация на гуманизацию и возвышение личности, а также переход к новым отношениям в экономике, в значительной степени изменяет подход к проблеме подготовки подрастающего поколения к жизни. Эта серьезная проблема стоит перед образованием сегодня как никогда [6].

В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг, т. е. качество стало не только востребованной категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. Потребители образовательных услуг большое внимание уделяют их качеству - качество образования становится также социально востребованной категорией.

В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.

Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.

Многие положения, лежавшие когда-то в основе организации трудовой подготовки школьников, в настоящее время подлежат пересмотру. Изменения, произошедшие и происходящие в политике и экономике, выдвигают новые требования к сегодняшнему выпускнику школы. Школа призвана обеспечить для учащихся жизненное, социальное и трудовое становление, адекватное современной социальной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям занятости населения [171].

Однако, выпускники школ, получая общее среднее образование и интеллектуальное дополнительное развитие через средства массовой информации, тем не менее, не проходят в школьный период необходимой технологической

(трудовой) подготовки и жизненной социализации [192]. У выпускников школ заметно проявляется переоценка своих способностей, несогласованность потребительских запросов и личных социально-трудовых возможностей.

Жизненное, социальное и трудовое становление выпускника школы может быть эффективным при условии согласования содержания школьного образования с целями, состоянием и ведущими тенденциями развития общества в духовной, социальной, научно-технической и производственной сферах, с созидательной и преобразующей ролью личности в этом развитии. Тем самым обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым условиям [240].

В настоящее время появляются новые подходы к разработке целей и задач,

содержанию, формам и методам обучения. Сформирована новая концепция содержания образовательной области «Технология». В связи с этим возрастает роль научных исследований, связанных с использованием контроля и оценки качества знаний, умений и навыков (далее ЗУН) учащихся в процессе обучения технологии.

Как известно, в своей педагогической практике учитель постоянно обращается к знаниям учащихся, использует их умения и навыки в своей работе. Учитель постоянно должен сравнивать существующий уровень ЗУН учащихся с тем уровнем, который должен быть. Поэтому учителю постоянно приходится использовать методы контроля качества ЗУН учащихся в своей практике [209].

Вопрос контроля и оценки качества ЗУН учащихся вызывает затруднения у многих учителей. Существующие трудности, прежде всего, связаны с отсутствием или недостаточностью системности, научности и многих других принципов в осуществлении контроля и оценки ЗУН. Зачастую мы встречаемся с формальным подходом в контроле и оценке качества ЗУН ученика. Иногда у педагогов складываются определенные стереотипы и предвзятое отношение к ученику, все это, в конечном счете, мешает учителю правильно и справедливо его оценить. Тем самым учитель не только искажает реальную картину уровня и качества ЗУН

учащихся, но и наносит непоправимый моральный вред своим ученикам, вырабатывая у детей неверное, а порой и негативное отношение к оценке и контролю, а вместе с этим и формальное отношение к самой учебе [271].

Объективный контроль и оценка требуют серьезного и многопланового, научного подхода к этому вопросу. Важной областью применения контроля качества ЗУН учащихся, по мнению Б.Г. Ананьева, является анализ учебной деятельности ученика, а также выявление учителем различного рода изменений в его развитии с целью выбора наиболее оптимальных форм и методов последующей коррекционной работы.

Общетеоретические основы контроля и оценки качества ЗУН учащихся волновали многих педагогов еще с незапамятных времен, это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув еще на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по настоящее время, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества -категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения [209]. Противоречивый характер контроля и оценки ЗУН учащихся отметил еще чешский философ-гуманист Ян Амос Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контроля в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы [191].

Контроль и проверка ЗУН были едва ли не основными методами и формами, во всяком случае, им придавалось большое значение. В конце XVII, начале XVIII веков некоторыми прогрессивными педагогами-гуманистами эти методы были подвергнуты резкой критике за их отрицательное воздействие на молодое поколение [79].

В начале XX века вопросы контроля были подвергнуты более тщательному анализу и изучению. Так, французским психологом А. Бинэ разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития. Эта работа была продолжена такими учеными, как О. Стоун по математике, Б. Зекингем по правописанию, Э. Торндайк по диагностике большинства предметов.

В России также использовали достижения западных ученых, в начале XX века Россия безоговорочно приняла тестовую основу объективного контроля, которая после известного постановления ЦК ВКП(б) в 1936 году была ликвидирована. Попытки возродить тестирование в 70-х годах ни к чему не привели [146]. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

Строго критиковал формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. По его словам обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно в такой обстановке ученик не может проявлять любознательность, инициативу.

Попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке, предпринимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса - использовать ли в школах оценки или обходиться без них. В мае 1918 года постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контроля успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось социалистическое соревнование и т.д. [146].

В области определения системы оценок наблюдается большое разнообразие, как в принципах, так и в конкретных подходах, выборе способов оценивания и

выставления оценок. В зарубежных школах практикуются различные системы оценивания ЗУН. Принятые различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др., при этом для каждого предмета часто устанавливается определенный весовой коэффициент, определяющий значимость данного предмета [287]. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам приобретают большую весомость. В царской России, например, существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году оценка «О» была упразднена, но постепенно и оценка «1» перестала использоваться, а, начиная с 50-х годов, все меньше стала использоваться и оценка «2». Шестибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, потому как в ней «ступенька» между тройкой и четверкой является непреодолимой для большинства обучаемых.

Однако многие педагоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации пятерки, четверки и тройки. В результате получается девятибалльная шкала [213]. Поэтому обучение без оценок, а фактически и без контроля не дало и не могло дать никаких положительных результатов. Еще тогда, в царской России стало понятно, что «заложенное самой природой стремление к знаниям» не является действенным стимулом в учебной деятельности школьников [213].

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контроля и оценки знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащегося, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы [10]. В системе контроля оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты контроля, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором [121]. Дополняясь принципом добровольности обучения

(а значит, и контроля), оценка из нелюбимого в прошлом, для многих школьников средства принудительного обучения, превращается в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе [207].

Психолого-педагогический аспект исследования контроля и оценки ЗУН учащихся изложен в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Н.Г. Дайри, М.И. Дьяченко, М.И. Зарецкого, Р.Г. Лемберга, Б.Т. Лихачева, Е.И. Перовского, Н.Н. Пидкасистого, И.П. Подласого. Особенности и условия оценки результатов учебной деятельности, а также определение ее критериев рассматривались в работах В.П. Беспалько, З.И. Калмыковой, А.А. Кыверялга, В.Л. Рысс, И.Т. Огородникова и др. Анализ результатов этих исследований позволяет сделать вывод о недостаточной решенности проблемы в первую очередь на практическом, прикладном уровне. Это, в свою очередь, создает определенные трудности при разработке оптимальных методов и форм контроля и установлении объективных количественных показателей обученности.

Все это также позволило сделать вывод об актуальности и недостаточной разработанности проблемы диагностирования, контроля и оценки достижений учащихся, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Недостаточно изучено влияние контроля и оценки ЗУН учащихся на их действия, что придает проблеме актуальность и определенную практическую направленность.

Анализ и исследование проблемы контроля и оценки позволили дать более подробную характеристику контроля и разработать его классификацию, включающую в себя цели, принципы, типы, функции, методы, формы, факторы и т.д. Дальнейшее исследование было ограничено изучением лишь влияния, которое оказывает контроль и оценка ЗУН учащихся на их действия.

В нашей работе мы руководствовались следующим. Исследование такого многогранного аспекта педагогической деятельности как контроль и оценка достижений учащихся в плоскости его практического применения следует все-таки начать с изучения вопроса о воздействии и влиянии контроля и оценки учащихся на их действия. Следующим этапом исследования явилась разработка и апробация

методов и форм контроля, которые оказывали бы наиболее благоприятное влияние на ученика, усиливали его внутреннюю мотивацию и положительное отношение к контролю. Такие формы и методы контроля позволили бы повысить эффективность учебного процесса.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы j| влияния контроля и оценки достижений учащихся на их действия, а также проблемы теоретического и практического обоснования эффективности использования форм и методов контроля в процессе подготовки учащихся в образовательной области «Технология», мы определили выбор темы диссертационного исследования - «Нетрадиционные формы контроля качества ЗУН учащихся в процессе обучения технологии».

В качестве проблемы было принято положение, что периодическое использование таких нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся как конкурсы, викторины, творческие отчеты, защита рефератов, ролевые игры, экскурсии и т.п., в урочное и внеурочное время значительно повысят эффективность школьной технологической подготовки за счет повышения интереса ученика к изучаемому предмету, усиления его внутренней мотивации.

Более научно-обоснованный выбор форм, методов контроля и оценки качества ЗУН учащихся позволит не только дать более полное представление учителю об имеющихся знаниях и отработанных умениях и навыках, но и дать более объективную оценку их деятельности, тем самым успешно стимулировать учащихся в освоении образовательной области технологии.

Цель исследования состояла в теоретической разработке и экспериментальной проверке содержания и нетрадиционных форм контроля и Ф оценки качества ЗУН учащихся по технологии, выявлении особенностей влияния, которые оказывают контроль и оценка достижений учащихся на их действия.

Объект исследования - обучение учащихся образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - нетрадиционные формы контроля качества ЗУН, методические основы эффективного применения и использования контроля качества учебной деятельности учащихся 5-9 классов по технологии.

Гипотезой исследования принято предположение о том, что нетрадиционные формы контроля действий и учебных достижений учащихся будут эффективными при условии:

соответствия структуры и содержания нетрадиционных форм контроля современным достижениям психолого-педагогической науки и социально-экономическому развитию общества;

обеспечения учебного процесса по технологии контрольно-дидактическим инструментарием;

-оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся;

- учета особенностей изучения технологии и соответствия форм контроля
действиям и учебным достижениям учащихся.

На основании выделенной цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить состояние научных исследований и достижений по применению различных форм и методов контроля и оценке качества ЗУН учащихся.

  2. Исследовать структуру и содержание нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся 5-9 классов в процессе обучения технологии и систематизировать их.

  3. Разработать дидактический инструментарий для нетрадиционных форм контроля качества ЗУН учащихся.

4. На основе эксперимента выявить характерные особенности и
закономерности влияния, которые оказывают контроль и оценка ЗУН в процессе
изучения технологии на действия учащихся.

5. Разработать методические рекомендации для учителей технологии по
эффективному применению различных форм и методов контроля и оценки ЗУН
учащихся.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории качества, вытекающие из материалистической диалектики; методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); методология комплексного исследования и системный подход к педагогическим процессам (С.И.Архангельский, Ю.КБабанский, Т.А.Ильина, Е.И. Перовский, В.А. Сластенин); теория контроля и оценки учебно-познавательной деятельностью учащихся и качества образования (Н.Г. Дайри, М.И. Зарецкий, С.Н. Киселев, Л.Н.Леонтьев, Г.Е. Минин, П.И. Пидкасистый, З.И Романовская, Е.В. Сотников, И.В. Столярова); концепция педагогических технологий (В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), а также требования и принципы контроля и оценки качества обучения (Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, В.А. Кальней, М.Р. Кудаев, Е.И.Перовский, В.Н. Полонский, Л.Г. Подоляк, А.В. Соловьев В.Д. Шадриков, СЕ. Шишов, ), в частности, теория нетрадиционных форм контроля (Н.П. Архангельский, Ж.А. Байрамова, А.А. Вербицкий, И.В. Гладкая, П. Горбунов, М.Р. Кудаев, Н.П. Макаркина, Г.А. Нефедов, В. Оконь, З.В. Семенова).

Для решения поставленных задач в ходе работы над темой диссертационного исследования использовались следующие методы исследования:

Изучение и обобщение научных трудов по исследуемой теме.

Анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме контроля ЗУН и оценки достижений учащихся.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Наблюдение и анализ за педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время.

Педагогический эксперимент.

Статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.
Исследование проводилось в 1997-2005 годах и включало в себя следующие

этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.) - носил поисково-теоретический характер. На основе теоретического анализа педагогической, психологической, методической

литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования. Определялись исходные параметры, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. На этом этапе проходило изучение теоретических источников и материалов, что показало недостаточную разработанность и некоторую противоречивость проблемы контроля и оценки качества ЗУН учащихся. На этом основании была уточнена тема исследования, его научный аппарат, выдвинута гипотеза и ряд предположений, которые необходимо было проверить опытно-экспериментальным путем.

Второй этап (1999-2001 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводилась разработка экспериментальной методики, разработана программа и положение педагогического эксперимента, определены критерии эффективности проводимой работы, выбраны и опробованы методы и методики исследования. Этап проходил на базе городских средних школ города Смоленска и сельских средних школ Смоленского района Смоленской области. В эксперименте приняло участие 386 учащихся, в том числе 220 из городских и 166 школьников сельских школ. При этом использовался опыт педагогической деятельности автора в качестве учителя технологии.

Третий этап (2001-2005 гг.) - носил обобщающий характер, на основе его осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, обобщены и сформулированы основные выводы и рекомендации, были подведены итоги экспериментальной работы, позволяющие судить о подтверждении гипотезы и результатов диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность исследования полученных результатов и выводов определяется подбором методов исследования адекватных его целям, задачам и объекту, репрезентативным объемом экспериментальной выборки и использованием методов математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

- Разработано содержание нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся 5-
9 классов в процессе обучения технологии (викторины, конкурсы, творческие
отчеты, олимпиады, творческие проекты, тесты, ролевые игры и т.д.).

- Разработана методика применения нетрадиционных форм контроля
качества ЗУН учащихся 5-9 классов в процессе обучения технологии.

Определены основные критерии эффективности нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся 5-9 классов по технологии: (повышение уровня технологических знаний учащихся; формирование технологических умений и навыков и культуры труда учащихся в ходе выполнения ими практических заданий; развитие самостоятельности и навыков самоконтроля, самоанализа; развитие технического мышления и пространственного воображения; развитие познавательной активности; уровень технологической подготовки; психологическая комфортность и эмоциональная насыщенность; неадекватный творческий подход к решению задач технологического характера; созидательная продуктивная деятельность).

Раскрыты факторы усиления воздействия нетрадиционных форм контроля и оценки ЗУН на мотивацию обучения учащихся 5-9 классов технологии (снятие временных ограничений в процессе соперничества, демократический стиль общения, ситуация выбора, личная значимость, творческий продуктивный характер деятельности).

- Выявлены критерии выбора нетрадиционных форм контроля ЗУН:
сочетание методов контроля; качество обученности учащихся ЗУН; интерес к
предмету; взаимодействие преподавателя и учеников, эффективность выбранного
метода; гарантированный положительный результат.

Теоретическая значимость исследования:

- разработаны инновационные нетрадиционные формы контроля ЗУН
учащихся, позволившие повысить мотивацию и качество обучения технологии
(повышения качества ЗУН учащихся, расширения кругозора, осознанности
действий, прочности приобретенных ЗУН, мотивации изучения предмета,

повышение уровня самоконтроля и самоанализа, познавательной активности, сформированность профессиональных и личностных качеств ученика рганизованность, сообразительность, точность действий, глазомер, внимательность, сосредоточенность, целеустремленность);

раскрыт механизм влияния нетрадиционных форм контроля и оценки ЗУН учащихся на их действия в процессе обучения технологии;

доказана эффективность использования нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся в силу своей универсальности и в других образовательных областях.

Практическая значимость исследования:

разработанное содержание нетрадиционных форм контроля ЗУН учащихся на уроках технологии (викторины, конкурсы, творческие отчеты, олимпиады, ролевые игры) внедрены в школах Смоленской области; -

на основе результатов исследования разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм контроля" и оценки качества ЗУН для учителей общеобразовательных школ;

сконструированы тесты контроля ЗУН учащихся 5-9 классов по технологии, проверены на валидность и надежность;

разработаны батареи творческих проектов по технологии обработки конструкционных материалов, методика их применения и оценка достижений учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования, в процессе опытно-экспериментальной работы в средних школах №№ 6, 26, 27 г. Смоленска и в Михновской, Стабенской, Хохловской сельских средних школах Смоленского района. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на кафедре эстетического и трудового воспитания института усовершенствования учителей г. Смоленска (1998-2004 гг.), а также на научно-практических конференциях того же института и кафедры технологии художественно- графического факультета Смоленского государственного педагогического университета (1999 г.), кафедры

технологии и предпринимательства Брянского государственного университета (2000-2003 гг.). Материалы исследования отражены в 10 публикациях автора.

На защиту выносятся

1 Совокупность теоретических положений, раскрывающих содержание нетрадиционных форм контроля и оценки качества ЗУН учащихся (факторы усиливающие мотивацию, критерии выбора, критерии эффективности).

2. Специфика особенностей влияния контроля и оценки качества ЗУН
учащихся на их учебную деятельность (самостоятельность, самоконтроль,
самоанализ, созидательная профессиональная деятельность).

  1. Содержание нетрадиционных формы контроля ЗУН учащихся 5-9 классов по технологии (викторины, конкурсы, творческие отчеты, творческие проекты, тесты, ролевые игры, олимпиады и т.д.)

  2. Методические рекомендации применения нетрадиционных форм и оценки качества ЗУН учащихся на уроках технологии.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В диссертации содержится 18 таблиц, 18 рисунков, основное ее содержание изложено на 149 страницах. В приложениях представлены материалы, раскрывающие некоторые разделы работы.

Разработанные на основе результатов исследования методические рекомендации активно внедряются в практику работы школ г. Смоленска и Смоленской области. Результаты и материалы исследования включены в содержание теоретических и практических занятий по методике преподавания образовательной области «Технология» Смоленского института повышения квалификации учителей.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций