Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Задкова Ольга Алексеевна. Обучение геометрии студентов первого курса педвуза в контексте деятельностного подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Саранск, 2005. - 224 с. РГБ ОД,


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1. Сущность деятельностного подхода в обучении математике

  1. Деятельностный подход в философии, психологии и педагогике 11

  2. Деятельностный подход в методике преподавания математики ..21 2. Состояние проблемы обучения геометрии в педвузе

в научной и учебной литературе

  1. Анализ научной литературы по проблеме исследования 28

  2. Анализ учебной литературы по проблеме исследования 38

3. Методическая система обучения геометрии и её характеристика ... 57

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 77

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ НА ПЕРВОМ КУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

1. Организация работы по формированию геометрических понятий у

студентов педвуза 79

2. Организация работы по изучению геометрических теорем 95

3. Методика работы с геометрическими задачами 106

4. Особенности различных форм организации обучения студентов

при изучении геометрии 128

5. Методические аспекты изучения темы «Смешанное произведение

векторов» 143

6. Анализ результатов эксперимента 154

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

ЛИТЕРАТУРА 173

ПРИЛОЖЕНИЯ 191



Введение диссертации:

Одной из тенденций развития современного образования в педагогическом вузе является сокращение количества часов, отводимых на изучение специальных математических дисциплин. Одновременно происходит возрастание требований к качеству знаний, умений и навыков студентов. В связи с этим в теории и методике обучения математике обострились многие проблемы, в том числе проблема, связанная с подготовкой студентов математических специальностей педагогических вузов.

В настоящее время ведётся интенсивный поиск путей совершенствования обучения математике в педвузе. Значительно стимулировало исследования в методике обучения математике использование деятельностного подхода. Идеи деятельностного подхода нашли широкое применение в психологии, педагогике, предметных методиках и др. В психологических исследованиях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других всесторонне исследуется понятие деятельности и её компонентов, их свойства и условия взаимодействия. Педагогические аспекты вопросов деятельностного подхода учащихся и студентов рассматриваются, в частности, в работах Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, Т.В. Габай, С.Д. Смирнова, O.K. Филатова, Д.В. Чернилевского, Г. И. Щукиной и др. К проблеме развития идей деятельностного подхода в методике обучения математике обращались такие учёные, как А. А. Столяр, В. И. Крупич, Г. И. Саранцев, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, М. А. Родионов и другие, рассматривающие их в четырёх вариантах: создание ситуации самостоятельного открытия и усвоения способов деятельности; выделение совокупности действий, адекватных их предметному содержанию; учебная деятельность; деятельностный подход как одна из составляющих методологии методики обучения математике.

В условиях современной актуализации идей деятельностного подхода к обучению вариант использования его как одной из составляющих методологии обучения математике является наиболее перспективным. Его реализация

предполагает выстраивание деятельности, адекватной учебному материалу и составляемой мотивационной сферой, различного рода действиями, способами деятельности, контролем и самоконтролем.

Среди специальных математических дисциплин в подготовке учителя математики геометрия занимает важное место в развитии абстрактного мышления и пространственного воображения студентов, столь необходимых им в будущей профессиональной деятельности. Важность во многом определяется современным пониманием предмета геометрии, строгостью его изложения, глубиной и широтой геометрического материала, приложениями в различных областях знаний. Поэтому особенно актуальными становятся вопросы теории и методики обучения различным разделам курса геометрии педвуза. Среди них большое значение для математической подготовки студентов имеет геометрический материал, изучаемый студентами на первом курсе. Так как именно при изучении этого материала систематизируются, обобщаются и осмысливаются многие знания, полученные в школе, но на более высоком научном уровне; закладывается фундамент математической подготовки будущего учителя, качество которого является одним из условий успешной педагогической деятельности.

Анализ различных работ, посвященных проблемам обучения геометрии в педвузе, показывает, насколько разнообразны подходы к решению этого вопроса. Проблема обучения геометрии тесно связана с общими проблемами вузовского образования. В работах СИ. Архангельского, Л. Г. Вяткина, В. И. Загвязинского, С. И. Зиновьева, И. И. Кобыляцкого, А.Г. Молибога и других рассмотрены обще дидактические аспекты проблемы преподавания в вузе. В последнее время появился ряд трудов, посвященных проблеме изучения математических дисциплин в педагогическом вузе. В частности, вопросам улучшения вузовской математической подготовки будущих учителей математики посвящены работы С. Н. Дорофеева, А. Г. Мордковича, А. И. Нижникова, Г. И. Саранцева, И. С. Сауфанова, Е. В. Силаева, А. Г. Солониной, В. А. Тестова, Г.Г. Хамова и др. Ими обоснованы такие направления

математической подготовки учителей, как формирование творческой активности будущих учителей математики, профессионально-педагогическая направленность преподавания математических дисциплин в педвузе, техноло-гизация учебного процесса, подход к изучению математики как науки о математических структурах, развитие познавательной самостоятельности студентов, генетический подход к обучению, персонализация обучения и др.

Анализ работ, освещающих проблемы обучения геометрии в вузе, показывает, что при создании учебников авторы старались учитывать специфику будущей педагогической деятельности. Некоторые из них включали в изучаемый материал исторические сведения (М.В. Потоцкий, В.Т. Петрова), другие акцентировали внимание на применении изученного в других дисциплинах (Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев, В.А. Ильин и Э.Г. Позняк и др.), третьи при изложении материала обращались к элементарной геометрии (А.В. По-горелов, А.Д. Александров, Н.Ю. Нецветаев и др.) и т. д. Однако в проводимых до сих пор исследованиях проблем математического образования будущих учителей главное внимание обращалось на предметные знания, в меньшей степени учитывалась преемственность между школой и вузом и профессионально-педагогическая направленность обучения математике в вузе, основные положения концепции деятельностного подхода. При этом обучение предполагалось осуществлять на моделях, основанных на психолого-педагогических теориях обучения, разработанных главным образом для основной и даже для начальной школы.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется противоречием между необходимостью развития методики обучения геометрии в контексте деятельностного подхода и реальным состоянием обучения студентов в педагогическом вузе.

Проблема исследования заключается в поиске путей и средств совершенствования процесса обучения геометрии на первом курсе педагогического вуза на основе использования основных положений концепции деятельностного подхода.

Цель исследования состоит в разработке методики обучения геометрии студентов первого курса физико-математического факультета педагогического института в контексте деятельностного подхода.

Объект исследования - процесс обучения геометрии в педвузе.

Предметом исследования является методическая система обучения геометрии студентов первого курса педвуза, включающая в себя цели, содержание, профессионально-педагогическую направленность обучения математике в вузе, преемственность между школой и вузом и технологии обучения.

Учитывая выше сказанное, можно сформулировать гипотезу исследования - организация обучения геометрии студентов первого курса педагогического вуза, основанная на положениях деятельностного подхода, включающая действия и эвристики, адекватные изучаемым понятиям и теоремам, учитывающая профессионально-педагогическую направленность обучения в вузе и преемственность со школьным курсом геометрии, позволит улучшить результаты обучения и повысить качество знаний и умений студентов.

Для достижения поставленной цели и проверки поставленной гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы выявить состояние проблемы обучения геометрии в педагогическом вузе и наметить пути её совершенствования.

  1. Сконструировать на основе проведённых исследований методическую систему обучения геометрии студентов первого курса физико-математического факультета педагогического института в контексте деятельностного подхода и выявить основные её компоненты.

  2. Разработать методику обучения геометрии студентов первого курса педвуза по формированию понятий, работе с теоремой и решению геометрических задач.

  3. Проверить экспериментально эффективность разработанной методики обучения геометрии студентов первого курса педвуза.

Для решения сформулированной задачи применялись следующие методы исследования: системный анализ, деятельностный подход, анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ, школьных и вузовских учебников геометрии, сборников задач по геометрии для педвуза; изучение и обобщение опыта работы преподавателей вузов; анализ контрольных и самостоятельных работ, ответов студентов на занятиях, результатов зачётов и экзаменов; статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента со студентами физико-математического факультета педагогических специальностей.

Исследования проводились поэтапно:

На первом этапе осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ учебников геометрии и сборников задач с целью выявления существующих подходов к организации процесса обучения геометрии на первом курсе педвуза, а также возможности использования идей деятельностного подхода для совершенствования этого процесса, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе разрабатывалась методическая система обучения геометрии на первом курсе педвуза, составлялись системы задач по формироьа-нию изучаемых понятий, разрабатывались этапы работы с теоремами курса геометрии, проводился поисковый эксперимент.

На третьем этапе проводился обучающий эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики, изучались его результаты, формулировались выводы и оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что решение проблемы совершенствования обучения геометрии студентов первого курса педвуза осуществляется на принципиально новой основе - системном представлении целей, содержания, технологии обучения, преемственности между средней школой и вузом, профессионально-педагогической

направленности обучения математики в школе и в вузе. Этот подход позволил расширить теоретические представления о содержании обучения путем выделения совокупности действий и эвристики, адекватные их предметному содержанию; разработать линии преемственности со школьным курсом геометрии и условия их реализации; реализовать профессионально-педагогическую направленность обучения математики в вузе посредством решения геометрических задач, позволяющих осуществить мотивационное обеспечение школьного курса геометрии, умение проводить правдоподобные рассуждения, «открывать» новые способы решения задач, эвристические приемы, осуществлять выбор знаний для решения конкретной задачи и т. п.

Теоретическая значимость исследования состоит в сконструированной методической системе обучения геометрии студентов первого курса педвуза и исследовании её основных компонентов, таких, как цели, содержание, профессионально-педагогическая направленность обучения математики в вузе, преемственность между школой и вузом, технология обучения; в выделении основных этапов работы над понятиями и теоремами вузовского курса геометрии, в раскрытии сущности этих этапов, в выделении действий, адекватным им; в разработке методики обучения геометрии студентов первого курса педвуза, включающей действия, эвристики, адекватные понятиям и теоремам, изучаемым в курсе геометрии.

Выводы, сформулированные в ходе проведённого исследования, расширяют существующие в настоящее время теоретические представления о методике изучения специальных математических дисциплин в педвузе, позволяют рассматривать в единстве формирование предметных знаний и методов их использования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная автором методическая система обучения студентов первого курса педвуза может быть использована преподавателями математических дисциплин педвузов. Результаты исследований могут быть также использованы при составлении пособий для практических занятий со студентами,

сборников задач для студентов физико-математических факультетов, обу-

Ь чающихся по педагогическим специальностям.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведённого исследования, обеспечиваются опорой на современные положения теории и методики обучения математике, с учётом деятельност-ной концепции обучения, применением методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике, экспериментальной проверке выводов с использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

ш 1. Основу методики составляют закономерности функционирова-

ния методической системы обучения геометрии на первом курсе педагогического вуза, построенной в контексте деятельностного подхода, включающей в себя следующие компоненты: цели обучения геометрии, содержание обучения геометрии, преемственность между школой и вузом, профессионально-педагогическую направленность обучения математике в вузе, технологии обучения.

  1. В качестве средств реализации методики формирования понятий, работы с теоремой на выделенных этапах выступают задачи, ориентирован-ные на овладение действиями, адекватными каждому этапу, и их совокупностью.

  2. Мотивация введения понятий и работы с теоремой осуществляется путем использования практических задач с физическим содержанием, историко-математического материала, игровых форм работы и др.

  3. Методика решения геометрических задач предполагает использование задач, решаемых разными методами, вспомогательных задач, а также включением задач, требующих проводить проверку правильности приведенного решения и др.

., На защиту выносятся также методические рекомендации к организации

г!'

и проведению некоторых форм занятий по геометрии в контексте деятельностного подхода.

Апробация основных положений и результатов исследования проводились через публикации статей и тезисов, в форме докладов и выступлений на заседаниях научно-методического семинара кафедры алгебры и геометрии Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (2000 - 2005 гг.), на ежегодных научно-практических конференциях молодых учёных «Актуальные проблемы науки и образования» (Балашов, 2002 - 2005 гг.), Всероссийской научной конференции «Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика» (Саранск, 2002 г.), Всероссийской научной конференции «Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики» (Тольятти, 2003 г.), международной научной конференции «57 Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2004 г.). По теме исследования имеется 8 публикаций.

Внедрение разработанных методических рекомендаций осуществлялось в ходе экспериментальной проверки при проведении занятий по геометрии на первом курсе физико-математического факультета Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Черньїшевскої о.

Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание изложено на 190 страницах машинописного текста. Библиография составляет 183 наименования.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций