Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Аверьянова Клавдия Николаевна. Культура оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней школы на Ямале : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Аверьянова Клавдия Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 196 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/418


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3-13

Глава 1. Культура оленеводов в традиционной системе

жизнеобеспечения коренных народов Ямала (на материале ненцев)

  1. Культура оленеводов как объект этнокультурологического анализа 14-19

  2. Генезис и основные исторические этапы развития традиционной культуры

оленеводов -. 19 - 26

  1. Культура оленеводов как этноэкологическая система (материально-производственный аспект) 26 - 57

  2. Культура оленеводов как этноэкологическая система (духовно-креативный аспект) 58 - 75

Глава 2. Теоретические и методические основы профильного обучения культуре оленеводов в общеобразовательной средней школе на Ямала

  1. Профильное обучение как фактор освоения культуры оленеводов в средней школе 76-88

  2. Методика профильного обучения культуре оленеводов и программное обеспечение элективных курсов в 7-9 классах сельских школ ЯНА0...88 - 117

Заключение 117 - 121

Библиография 122 - 136

Приложения 137-196



Введение диссертации:

Актуальность исследования.

Исследование и освоение культуры оленеводов Крайнего Севера России - одна из актуальных проблем как науки, так и культурно-образовательной практики. Речь идет о важнейшем компоненте системы жизнеобеспечения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - регионов, которые играют значительную роль в дальнейшем устойчивом экономическом и культурном развитии страны в целом, благодаря, с одной стороны, мощным природным ресурсам, с другой стороны, сохранению тех форм традиционной этнической культуры, которые обладают высоким уровнем адаптированности к природно-климатическим условиям, сформировавшимся культуро-экологическим равновесием.

Ямал среди регионов Крайнего Севера занимает особое место, благодаря не только своему статусу «газовой столицы» России, но и довольно высокому уровню сохранения традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов, сохранению таких традиционных отраслей хозяйства как оленеводство. Именно это оказалось во многом решающим фактором выживания, увеличения численности коренных малочисленных народов Ямала, отмеченном в результатах всероссийской переписи населения 2002 года.

Культура оленеводов - наиболее устойчивая форма жизнедеятельности коренных народов Ямала, которая проявляется в быту, языке, одежде, искусстве, поведении и общении, народной педагогике, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся до настоящего времени. В то же время недостаток специалистов-профессионалов в сфере оленеводства рассматривается в современных условиях как одна из основных проблем традиционных хозяйств Ямало-Ненецкого автономного округа. Несмотря на

4 то, что овладение профессией в сфере- оленеводства требует соблюдения сложных и серьезных требований, данные специальности по социологическим исследованиям, являются недостаточно престижными. Залогом успешной* будущей- трудовой деятельности является готовность личности к профессиональному самоопределению^ в соответствии со способностями, интересами- и* желаниями. Решение этой проблемы требует создания соответствующей культурно-образовательной среды в общеобразовательном учебном заведении, одна из задач которой - выявлять и развивать у школьников природные наклонности к данной деятельности, создавать четкую, целенаправленную систему будущей; работы и систему стимулирования их к овладению основами1 будущей профессии оленевода. Таким' образом; образованию принадлежит решающая роль в сохранении! и актуализации* культуры оленеводов, в подготовке специалистов, способных, продолжая сформировавшиеся* традиции- данной" отрасли традиционного хозяйства, успешно- адаптировать ее к новым- социально-экономическим условиям, осуществлять ее неразрушающую модернизацию.

ИМЄННО- ЭТНОКуЛЬТурОЛОГИЧеСКИЙ ПОДХОД К ДаННОЙ Проблеме И' его

реализация, в -культурно-образовательной практике, на наш взгляд, позволяет, выявить новые- ресурсы для ее решения, теоретически и методически обосновать необходимую для этого образовательную технологию. С другой стороны, проведенное исследование имеет значение для теоретико-методологического- обоснования самой этнокультурологии как новой и активно развивающейся отрасли -культурологической* науки, в частности, той ее части, которая связана с исследованиями культуры жизнеобеспечения» этноса.

Актуальность темы нашего исследования связана также с тем, что оно находится в русле решения і важнейших кулътуро-экологических проблем. В' ситуации нарастающей глобализации культуры, вызывающей и «встречные»

5 этномобилизационные процессы, ориентированные на защиту этнокультурной самобытности, культурного многообразия, особенно важным оказывается определение уровня, характера и адаптационных возможностей модернизации культуры, определение константных, относительно неизменных, сохраняющих качественное своеобразие культурного целого его компонентов, и, с другой стороны, компонентов, обладающих определенным модернизационным потенциалом, способностью неискажающего ее фундаментальных ценностных оснований апгрейдинга культуры. Для сохранения и развития культуры оленеводов эта проблема имеет совершенно конкретный смысл: что в процессе ее освоения может быть без ущерба для культуры модернизировано, а что - воспроизводиться и сохраняться в относительно неизменном виде. Сказанное имеет прямое отношение, как к содержанию, так и к технологии обучения будущих оленеводов.

Важнейший аспект актуальности проведенного исследования связан с тем, что исследование и образовательная реализация культуры оленеводов имеет большое значение для решения проблем формирования, сохранения и интеграции этнической, региональной и гражданской идентичности населения регионов Крайнего Севера, сохранения гражданского консенсуса, мира и согласия в российском обществе. Здесь необходимо учитывать также и то, что оленеводство - это единственная отрасль хозяйства коренных малочисленных народов Севера (и своеобразная этнокультурная ниша), где эти народы не встречают конкуренции со стороны представителей количественно доминирующих в обществе этнонациональных групп населения. А это - существенный фактор укрепления этнического, этнокультурного статуса коренного населения, и, соответственно, достижения указанной интеграции идентичностей.

Степень изученности проблемы.

Вопросы развития культуры оленеводов получили определенное освещение в отечественной научной литературе. Различные аспекты развития традиционной культуры оленеводов Ямала, истории оленеводства коренных малочисленных народов, место оленеводства в этнической культуре, его значение для сохранения языка и ценностей духовной культуры рассмотрены в работах Бармич М. Я., Вострякова П. Н., Багашева А. Н., Броднева М. М., Головнева А. В., Евладова В. П., Житкова Б. М., Крупника И. И., Лар Л. А., Мухачева А. Д., Михайловой А. Е., Павлова Б. М., Подкорытова Ф. М., Пушкаревой Е. Т., Салаваткина В. Г., Соколовой 3. П., Сусой Е. Г., Сыроватского Д. И., Харючи Г. П., Хомич Л. В., Южакова А. А. и др.

В то же время эти работы ориентированы в основном на рассмотрение экономических, материально-производственных аспектов развития оленеводства в рамках истории, этнографии, сельскохозяйственных наук, а также исследование общего состояния этнической традиционной культуры коренных малочисленных народов Ямала, изучение отдельных элементов материальной и духовной культуры, языковой ситуации в регионе, и в значительно меньшей степени затрагивают культурологические аспекты и проблемы воспроизводства культуры оленеводов, в частности, через систему образования.

Объектом исследования является культура оленеводов коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в образовательном пространстве средней школы.

Предмет исследования - условия, возможности и образовательные технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.

Целью исследования является теоретическое и методическое
обоснование, разработка и апробация образовательной

7 этнокультурологической технологии, обеспечивающей сохранение и развитие культуры оленеводов, создающей педагогические условия для овладения будущим оленеводам своей профессии с учетом этнорегиональных особенностей Ямала.

Исходя из цели исследования, в работе последовательно решались следующие задачи:

  1. Теоретико-методологическое обоснование понятия «культура оленеводов», отражающего важнейший компонент традиционной этнической культуры коренных народов Ямала;

  2. Исследование генезиса, исторических особенностей и этнической специфики формирования культуры оленеводов Ямала;

  3. Анализ культуры оленеводов как этноэкологической системы в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;

  4. Теоретическое и методологическое обоснование этнокультурологического подхода к освоению культуры оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней общеобразовательной школы ЯНАО;

  5. Обоснование принципов профильной подготовки в рамках национально-регионального компонента образовательной программы средней школы как фактора освоения культуры оленеводов;

  6. Разработка новой образовательной технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО с учетом ее этнорегиональной специфики;

  7. Методическая разработка и апробация программы образовательной подготовки будущих оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.

8 Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы известных историков культуры, философов, антропологов, этнографов, североведов - Э. С. Арутюнова, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, Д. С. Лихачева, С. В. Лурье, Г. Д. Гачева, И. Ю. Трушковой, Г. П. Харючи, Л. В. Хомич, П. Н. Вострякова, Ф. М. Подкорытова, Е. Т. Пушкаревой, А. Д. Мухачева, 3. П. Соколовой, И. И. Крупника, А. А. Южакова, Е. Г. Су сой, Д. И. Сыроватского, В. Г. Салаваткина, М. Я. Бармич, Ч. М. Таксами и др.

Принципиальное теоретико-методологическое значение для

исследования имели идеи армянских этнологов и антропологов,
обосновавших и апробировавших еще в 80-х годах XX века при анализе
традиционной этнической культуры концепцию «культуры

жизнеобеспечения» (С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, Ю. И. Мкртумян и др.), основанную на принципах системного подхода к культуре. Продуктивность данного подхода бьша доказана и при анализе традиционной культуры других российских этносов, других этнорегиональных культурных моделей (И. Ю. Трушкова). Автор основывался также на разработанном и реализованном в образовательной практике кафедрой этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена этнокультурологическом подходе к образованию представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (И. Л. Набок, Н. С. Чернякова, Т. А. Апинян, Т. Д. Булгакова и др.). Важнейшим теоретико-методологическим ориентиром в разработке педагогических проблем культуры оленеводов послужил разрабатываемый в русле модернизации отечественной системы образования компетентностный подход (В. И. Байденко, Н. И. Максимов и др.)

Автором диссертации использован комплексный междисциплинарный
подход, интегрирующий исторические, этнографические,

этнокультурологические, педагогические методы исследования.

9 Источники и основные этапы исследования.

В диссертации; использованы научные публикации вышеперечисленных ученых, полевые материалы автора диссертации, а также апробированные в~ педагогическойпрактике авторские методические разработки..

На первом'этапеисследования (2002 — 2003 г. г.) бьикпроведен анализ
культурологической, этнографической; этнологической,, философской,
психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования;
уточнено- и конкретизировано, понятие «культура оленеводов» в контексте.
национально-регионального компонента общеобразовательной программы
средней- школы; выявлено состояние исследуемой проблемы в истории;
теории и практике- школьного образования; определены направления-
исследования проблемы профильного обучения культуре оленеводов;
разработана; программа .элективных, курсов обучения? для сельских школ
Ямала. .'_ .'

На втором этапе исследования (2003 - 2005 г. г.)'; были определены,
принципы формирования содержания профильного курса . культуры
оленеводов в национально-региональном-' компоненте, общеобразовательной
программы средней; школьь и принципы, организации:процесса профильного
обучения; построена теоретическая;модель методики-профильного обучения
для сельских школ; разработана- методика профильного обучения: произведен
отбор; содержания; профильногої курса; определены формы, методы- и
средства; способствующие профилизации; и индивидуализации,- обучения
культуре оленеводов:. -

На третьем этапе исследования (2005 - 2007 г. г.) адаптирована программа элективных курсов обучения для сельских школ Ямала; осуществлены анализ и интерпретация результатов исследования; завершено оформление текста диссертации.*

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила

Белоярская средняя школа-интернат Приуральского района Ямало-Ненецкого

автономного округа, а также сельские школы-интернаты, осуществляющие

предпрофильную подготовку школьников по специальности «оленевод».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных теоретико-методологических обоснований, учетом реальных возможностей образовательных учреждений, опытом многолетней педагогической деятельности автора исследования, наличием положительных результатов реализации представленной педагогической модели на практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурологический подход к культуре оленеводов позволяет

рассматривать ее как системообразующий компонент системы жизнеобеспечения этноса и определить, таким образом условия ее существования и развития в современной социокультурной ситуации.

  1. Профильное образование в общеобразовательной школе, ориентированное на воспроизводство культуры оленеводов как этноэкологической системы является решающим условием сохранения, защиты и развития традиционной культуры этноса в новых экономических и социальных условиях.

  2. Комплекс профессиональной компетентности школьников в области культуры оленеводства помимо традиционного набора знаний, умений и навыков должен включать ряд деятельностных способностей, позволяющих им эффективно действовать в условиях глобализации и формирования нового культурно-информационного пространства.

'п

4.. Для создания, условий формирования деятельностных способностей .. целесообразно применение образовательной технологии,, рассматривающей деятельность школьников, и . систему их ответственности за ее результаты в качестве базовых элементов; образовательного процесса.

5. Реализация этнокультурологической образовательной: технологии

подготовки; будущих оленеводов' на; базе общеобразовательных
учреждений Ямала необходима в рамках национально-
регионального. компонента образовательных программ в
соответствии с действующими государственными.

образовательными1 стандартами? . подготовки школьников" соответствующего сельскохозяйственного профиля; :

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

. - осуществлен этнокультурологический анализ культуры оленеводов;

культура: оленеводов рассмотрена в контексте культуры

жизнеобеспечения этноса как ее системообразующий компонент;

культура оленеводов исследована как этноэкологическая система; в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;

разработана, теоретическим .иг- методически обоснована концепция профильной; подготовки будущих оленеводов вл общеобразовательной школеЯмала;

разработана и< апробирована- на практике этнокультурологическая: образовательная технология' подготовки школьников к самостоятельной трудовой; деятельности в сфере традиционных отраслей оленеводства с , учетом требований современной рыночной экономики. Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке новой образовательной программы профильного обучения
школьников Ямала культуре оленеводов, учитывающая
этнокультурологические особенности генезиса, исторического развития
и современного функционирования этой сферы традиционной системы
жизнеобеспечения;

в решении актуальной культуроэкологической проблемы - защиты, сохранения и развития культуры оленеводов с помощью создания адекватной этим задачам образовательной технологии подготовки будущих оленеводов на Ямале;

во внедрении в учебный процесс образовательных учреждений Ямала теоретически обоснованной и апробированной на практике образовательной технологии массовой подготовки школьников основам культуры оленеводов;

в создании предпосылок, теоретическом и методическом обосновании формирования новой образовательной среды, способствующей повышению качества профессионального образования и решению проблемы занятости коренного населения Ямала.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (г. Санкт-Петербург, 2003), региональных научно-практических конференциях «Оленеводство XXI века: проблемы и перспективы» (Салехард, 2003); «Ямальские чтения» (Салехард, 2005) и др., а также ряде семинаров для работников системы общего образования, проводимых Ямало-Ненецким окружным институтом повышения квалификации работников образования в Ямальском, Шурышкарском, Приуральском, Красноселькупском, Тазовском, Пуровском, Надымском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.

Теоретические разработки по данной теме используются в научной работе кафедры развития национально-регионального компонента в образовании Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, в учебно-воспитательном процессе сельских школ Ямала.

Данные результаты исследования одобрены Департаментами по делам малочисленных народов Севера и образования Ямало-Ненецкого автономного округа и рекомендованы для применения в учебно-воспитательном процессе сельских общеобразовательных учреждениях ЯНАО.

Рекомендации по использованию научных результатов.

Методика профильного обучения культуре оленеводов может быть применена в массовой практике работы учителей, преподающих предметы национально-регионального компонента и других учителей-предметников в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования, при подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повьппения квалификации педагогических кадров.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций