Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Кошелев Виктор Петрович. Система последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф (состояние и направления совершенствования) : диссертация ... доктора медицинских наук : 05.26.02 / Кошелев Виктор Петрович; [Место защиты: ФГУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"""]. - Москва, 2008. - 356 с. : 24 ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В РОССИИ (ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ОФИЦИАЛЬНЫХ

ДОКУМЕНТОВ) 33

1Л .Возникновение медицинского (военно-медицинского) образования в России
в допетровскую эпоху 33

1.2. Развитие медицинского образования в эпоху царствования Петра I -
реформаторский курс 36

1.3. Дальнейшее развитие системы профессиональной подготовки врачей в
послепетровскую эпоху, становление ее учебно-материальной базы 40

1.4. Восстановление и развитие системы повышения квалификации врачебного
состава после 1917 года 72

1.5. Система повышения квалификации врачей в годы подготовки к войне, в
ходе Великой Отечественной войны и после ее завершения 78

  1. Современное состояние послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей 85

  2. Некоторые особенности послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей за рубежом 90

  3. Последипломная подготовка врачей СМК 98

1.9.3аключение '. 107

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 119

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР И КУРСОВ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ 136

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВРАЧЕЙ
СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ 154

Глава 5. ОХВАТ ВРАЧЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЗА 2001-2005 ГГ 172

Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
КАФЕДР И КУРСОВ МЕДИЦИНЬІ КАТАСТРОФ И ВРАЧЕЙ СЛУЖБЫ
МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ
СЛУЖБЫ 182

  1. Врачи СМК и преподаватели кафедр и курсов медицины катастроф о состоянии и путях совершенствования системы ДПО 182

  2. Методическая роль кафедр и Ученых советов вузов в повышении качества преподавания медицины катастроф в системе ДПО врачей СМК 200

6.3. Направления совершенствования подготовки по медицине катастроф в
системе ДПО врачей СМК 213

6.4. Организационные аспекты деятельности системы ДПО врачей СМК 229

6.5.Выездные циклы обучения в системе ДПО врачей СМК 251

Глава 7. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЬІ

КАТАСТРОФ 254

Глава 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА, ПЛАНИРОВАНИЯ И
ОТЧЕТНОСТИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ СЛУЖБЫ
МЕДИЦИНЬІ КАТАСТРОФ 272

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 287

ВЫВОДЫ 295

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 303

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ 305

ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ 338

4
ГОИЛОЖЕНИЯ.. 376

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВМедА Военно-медицинская академия

ВЦМК «Защита» Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»
ГВСУ КА Главное военно-санитарное управление Красной Армии

ГИУВ МО РФ Государственный институт усовершенствования

врачей Министерства обороны Российской Федерации

ГИДУВ Государственный институт усовершенствования врачей

ГОС Государственный образовательный стандарт

ДПО Дополнительное профессиональное образование

КУМС Курсы усовершенствования медицинского состава

ММА Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова

Наркомздрав Народный комиссариат здравоохранения

НИР Научно-исследовательская работа
НКО Народный комиссариат обороны

РМАПО Российская медицинская академия последипломного

образования

РСЧС Единая государственная система предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций
СМК Служба медицины катастроф

ТЦМК Территориальный центр медицины катастроф

УМЦ Учебно-методический центр

ЧС Чрезвычайная ситуация
ФУВ Факультет усовершенствования врачей

ФПК Факультет повышения квалификации



Введение диссертации:

Актуальность проблемы. Известно, что служба медицины катастроф (СМК) создавалась в результате настойчивых требований практики здравоохранения. За последние годы служба медицины катастроф (до 1994 г. служба экстренной медицинской помощи), являющаяся важной частью здравоохранения страны и одной из функциональных подсистем государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), преодолела период формирования и становления, разработаны и проверены на практике основные принципиальные положения ее организации и подготовки к работе в различных условиях, организовано обучение руководящего состава службы и значительной части медицинских специалистов (Гончаров С.Ф.,1995,1996; Жуков В.А., 1992,1996; Сахно И.И. 2002; и др.). Определенные успехи деятельности Службы подтверждаются ее успешной работой при ликвидации последствий многих чрезвычайных ситуаций (ЧС) последнего времени, международным признанием авторитета службы медицины катастроф России, стремительным увеличением научного, методического и организационного потенциала Службы [235,236].

Создание службы медицины катастроф в первую очередь обуславливалось нарастающими тенденциями роста числа пострадавших и людских потерь в различных видах ЧС (табл.1). За последнее десятилетие минувшего века количество пострадавших от катастроф в мире удвоилось, достигнув 188 млн. человек в год. Это почти втрое больше, чем в 70-е годы и в 6 раз больше, чем количество пострадавших от вооруженных конфликтов за те же 90-е годы. (Воробьев Ю.Л., 2005; Гончаров С.Ф., Черняк СИ., Колдин А.В., 2007; Громут А.А., Кашапов Н.Г., 2007).

Наше общество превращается в «общество риска» и потребность в

специалистах службы медицины катастроф, судя по упомянутым тенденциям,

будет возрастать. Поэтому одной из сложных задач здравоохранения остается

подготовка медицинских специалистов способных своевременно и качественно

организовать и осуществить оказание медицинской помощи пострадавшим при

ЧС, обеспечить восстановление их здоровья. (Гончаров С.Ф.,1995; Сахно

И.И.,1995; Жуков В.А.Д999; Трифонов СВ., 1999; и др.).

Таблица 1.

Количество чрезвычайных ситуаций и число пострадавших в них

(числитель-количество ЧС, знаменатель-количество пострадавших)

на территории Российской федерации в 2003-2006 гг. (по материалам

С.Ф.Гончарова, С.И.Черняка, Колдина А.В.,2007)

Наше общество превращается в «общество риска» и потребность в

специалистах службы медицины катастроф, судя по упомянутым тенденциям, будет возрастать. Поэтому одной из сложных задач здравоохранения остается подготовка медицинских специалистов способных своевременно и качественно организовать и осуществить оказание медицинской помощи пострадавшим при ЧС, обеспечить восстановление их здоровья. (Гончаров С.Ф.,1995; Сахно И.И.,1995; Жуков В.А.,1999; Трифонов СВ., 1999; и др.). Здоровье населения, его физическая и психологическая способность пережить все обрушившиеся на него бедствия в условиях ЧС во многом лежит в области компетенции врачей службы медицины катастроф, не говоря уже о биоэкстремизме, где роль врача

7 является определяющей в решении всех проблем ликвидации последствий биологического террора[22,305,386,388,387].

При первоначальном формировании Службы медицинские специалисты привлекались из общей системы здравоохранения, из медицинских служб различных ведомств, но в настоящее время службе медицины катастроф требуются подготовленные медицинские специалисты с особыми профессиональными качествами, вытекающими из специфики работы врача любой специальности в условиях ЧС. Без достаточного количества таких специалистов, по нашему мнению, невозможен качественный скачок в повышении уровня и эффективности деятельности СМК.

Следует отметить, что в настоящее время не подлежит сомнению, что образование стало одним из факторов в мире, определяющим национальную безопасность [12,19,32,42,44,57,66,91,120,148,217,248]. Всеми международными общественными институтами признано, что последипломное образование является одним из главных базисов развития страны в целом и ее отраслей в частности [352,370,376,377]. Особенно это важно для новых отраслей, создаваемых в силу объективно сложившихся обстоятельств в мире, таких как, например, медицина катастроф[70,73,81,111]. Для привлечения "внимания к этой важнейшей проблеме необходимы дополнительные научные исследования и разработка путей совершенствования системы ДПО врачей.

Необходимо признать, что существующая система ДПО врачей, в том числе врачей СМК, по данным литературы, отчетным документам, а также исходя из педагогической практики, не в полной мере соответствует современным требованиям. Она еще недостаточно четко определена по технологии, структуре и форме, хотя проблема качества подготовки медицинских специалистов была и остается главной и определяющей в высшем медицинском образовании. Т.А. Сибурина с соавторами (1993), справедливо отмечает, что одна из главных задач реформ здравоохранения - повышение качества медицинской помощи, не может быть решена в отрыве от

8 всестороннего изучения личностных и профессиональных качеств современного врача, его отношения к труду и уровня его социальной защищенности [325]. Проблему качества оказания медицинской помощи населению тесно связывают с уровнем подготовки врача такие известные специалисты в высшем медицинском образовании как академики РАМН М.А. Пальцев и И.Н. Денисов.(2005),[248] и др.

Касаясь вопросов нормативно-правового базиса системы ДПО врачебных кадров необходимо начать с того, что статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает: «Каждый имеет право на образование»[158]. Имеющий право, как правило, имеет и обязанность. Следовательно, моральная обязанность каждого работника, каждого специалиста, профессионала своего дела постоянно и непрерывно повышать свой образовательный, профессиональный уровень, совершенствовать знания и умения непрерывно на протяжении всей своей трудовой жизни, что является прямой основой для реализации основного Болонского принципа «образование через всю жизнь».

Государственная политика в области высшего профессионального образования основывается на следующих принципах:

непрерывность и преемственность процесса образования;

интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования [117,263,277,278,280,290,347] .

10
квалификации из узковедомственного неминуемо вырастает в
общегосударственную проблему. Соответственно, организация ДПО, методы,
формы, сроки обучения врачебного состава обязательно трансформируются
через этот сложный механизм связей и предстают достаточно сложными и
взаимозависимыми. Это согласуется с мнением исследователей,

утверждающих, что использование традиционных статистических методов и методов системного анализа для исследования процессов и явлений, происходящих в системе подготовки специалистов, а тем более врачей, затруднительно, так как обусловлено обычно неполнотой имеющейся исходной информации, а также многочисленностью взаимодействующих факторов при значительном уровне их неопределенности [348, 339].

Можно согласиться с утверждением В.А.Якунина (1988) о том, что с точки зрения общих системных свойств и признаков образовательные системы относятся к социальным системам. Практически любая образовательная система является сложной, поскольку она включает в себя множество подсистем и одновременно сама входит в качестве составной части или подсистемы в системы высшего порядка, что полностью, по нашему мнению, характерно для системы ДПО врачей, в том числе и СМК.

Обобщая представления о последипломной подготовке врача, как системе, необходимо отметить, что исследователи характеризуют образовательные системы как реальные (по происхождению), социальные (по субстанциональному признаку), сложные (по уровню сложности), открытые (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамические (по признаку изменчивости), вероятностные (по способу детерминации), целеустремленные (по наличию целей), самоуправляемые (по признаку управляемости) [5, 6, 18, 66, 75, 97, 113, 342, 407, 408]. Сопоставив данные определения с системой ДПО врачей СМК, мы без труда находим у них одинаковые отмеченные характеристики.

10
квалификации из узковедомственного неминуемо вырастает в
общегосударственную проблему. Соответственно, организация ДПО, методы,
формы, сроки обучения врачебного состава обязательно трансформируются
через этот сложный механизм связей и предстают достаточно сложными и
взаимозависимыми. Это согласуется с мнением исследователей,

утверждающих, что использование традиционных статистических методов и методов системного анализа для исследования процессов и явлений, происходящих в системе подготовки специалистов, а тем более врачей, затруднительно, так как обусловлено обычно неполнотой имеющейся исходной информации, а также многочисленностью взаимодействующих факторов при значительном уровне их неопределенности [348, 339].

Можно согласиться с утверждением В.А.Якунина (1988) о том, что с точки зрения общих системных свойств и признаков образовательные системы относятся к социальным системам. Практически любая образовательная система является сложной, поскольку она включает в себя множество подсистем и одновременно сама входит в качестве составной части или подсистемы в системы высшего порядка, что полностью, по нашему мнению, характерно для системы ДПО врачей, в том числе и СМК.

Обобщая представления о последипломной подготовке врача, как системе, необходимо отметить, что исследователи характеризуют образовательные системы как реальные (по происхождению), социальные (по субстанциональному признаку), сложные (по уровню сложности), открытые (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамические (по признаку изменчивости), вероятностные (по способу детерминации), целеустремленные (по наличию целей), самоуправляемые (по признаку управляемости) [5, 6, 18, 66, 75, 97, 113, 342, 407, 408]. Сопоставив данные определения с системой ДПО врачей СМК, мы без труда находим у них одинаковые отмеченные характеристики.

Следует также учесть мнение П.К. Анохина (1978), который подчеркивал, что для формирования системы является принципиальным не столько простое взаимодействие какого-либо множества элементов, сколько их взаимодействие для получения интегрального общего эффекта, результата, цели, ради которых и благодаря которым вовлекаемые элементы множества организуются в систему.

Среди множества элементов системы выделяются главные,

системообразующие, которые обеспечивают целостность системы как явления.
По нашему мнению, таковыми в системе ДПО врачей являются:
государственные образовательные стандарты дополнительного

профессионального образования медицинских специалистов, образовательные учебные заведения дополнительного профессионального образования, профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений, слушатели.

При рассмотрении данных вопросов нам необходимо определить, что мы понимаем под организационно-функциональной структурой системы последипломного образования врачебных кадров?

Организационно - функциональная структура системы последипломного образования врачей — это организация построения элементов системы с учетом их функциональной взаимосвязи на основе определенного порядка управления и планирования, с учетом направления и последовательности прохождения врачами необходимого объема последипломной подготовки в соответствии с уровнем их образования, стажем работы в должности, и в целом по специальности, должностью и служебной необходимостью в рамках требований нормативно-правовых документов и во взаимосвязи с различными типами образовательных учреждений с целью максимального приближения профессиональной компетенции врача к выполнению задач по его специальности. Это определение применимо и к системе ДПО врачей СМК.

Организационно-функциональная модель системы последипломного
образования врачей отличается от собственно организационно-

12 функциональной структуры тем, что на основе определенной структуры последипломного образования моделируется порядок подготовки врача конкретного уровня образования для определенных специально обозначенных целей (например, углубленная подготовка или подготовка по «общественному здоровью и общественному здравоохранению» и др.).

Термины «система последипломного образования, система последипломной подготовки, система дополнительного профессионального образования врачей СМК» нами понимаются как идентичные, и в работе используются как синонимы.

Следует подчеркнуть, что интерес к системе ДПО, на наш взгляд, во многом объясним тем, что подготовка специалистов, образовательные услуги, приносят известную, и немалую прибыль. По оценкам американских экспертов сообщает А.П. Панкрухин (1995), 1 доллар затрат в системе образования позволяет получить от 3 до 6 долларов прибыли. Об этом же говорит М.Ю. Кадыков с соавторами(1987): "Если вложения в производство приносят доход 145 - 165%, в науку - 200-600%, то вложения в повышение квалификации специалистов и руководителей - не менее 800%, а в отдельных случаях - 4000 -5000%» . Они же сообщают, что одной из причин снижения эффективности капитальных вложений и использования основных производственных фондов в 70-х - первой половине 80-х гг. явилась недостаточная эффективность использования кадров специалистов, что было вызвано, в свою очередь, несовершенством системы планирования и финансирования высшего образования, содержательными просчетами в подготовке специалистов [252,133].

Одной из основных характеристик последипломного образования врачебных кадров является его непрерывность. Следует заметить, что Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.Голикова определила одной из стратегических задач здравоохранения - создание условий для непрерывного повышения квалификации врачей [95]. Непрерывность

13 образования рассматривается как ведущая тенденция реформирования образования в России. Это направление последипломного обучения требует обеспечения совместимости социальных норм и качества образования, сопоставления интересов, мотивов, содержания и качества обучения на всех этапах. Совместимость обеспечивается государственными образовательными стандартами, фиксацией в целях образования задач учебных программ по ступеням образования. Исследователи же, особенно философы, отмечают, что идея непрерывности образования наиболее жизненна в плане ее реального и принципиального значения: " К числу получивших широкое хождение идей, которым придавалось действительно кардинальное значение, и которые в принципе могли привести к смене парадигм педагогической деятельности, можно отнести лишь концепцию непрерывного образования. Однако, ее общеметодологическая трактовка, представленная, в частности, в докладе ЮНЕСКО "Учиться быть", где под непрерывным образованием понималось такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту, было быстро вульгаризировано традиционной педагогикой. Фактически эта педагогика стала понимать под непрерывным образованием возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех и вся за аудиторными ст