Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Саркисов Сурен Арменович. Учение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете московского университета в XVIII в. : диссертация ... кандидата медицинских наук : 07.00.10 / Саркисов Сурен Арменович; [Место защиты: ГОУВПО "Московская медицинская академия"]. - Москва, 2008. - 162 с.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ К НАЧАЛУ

18 ВЕКА 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ И ЕГО
ПРЕПОДАВАНИЕ НА МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ
ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В 18 ВЕКЕ
27

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПРОИСШЕДШИЕ В ТЕЧЕНИЕ
18 ВЕКА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ

И ПРЕПОДАВАНИЯ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В ЕВРОПЕ : 27

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. БУРГАВЕ 40

  2. ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕНИЯ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ НА МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В 18 ВЕКЕ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ И ЕГО
ПРЕПОДАВАНИЕ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
59

3.1. УЧЕНИЕ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ В РОССИИ К НАЧАЛУ

18 ВЕКА 59

3.2. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПРОИСШЕДШИЕ В ТЕЧЕНИЕ
18 ВЕКА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ

И ПРЕПОДАВАНИЯ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В РОССИИ 69

3.3. ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕНИЯ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ
НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МОСКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА В 18ВЕКЕ 85

З.ЗЛ.АНАТОМИЯ 87

3.3.2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 94

333. ХИРУРГИЯ 102

3.3.4. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 108

3.4. ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕНИЯ О ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ
НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МОСКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

ВЫВОДЫ 130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131



Введение диссертации:

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что полученные результаты, послужат целям воссоздания целостной научно-достоверной истории становления и развития преподавания глазных болезней в российских высших медицинских учебных заведениях.

Цель исследования: изучить и проанализировать историю становления преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке, осуществить историческую реконструкцию объема и содержания сведений по офтальмологии, который получали студенты медицинского факультета Московского университета в 18-м веке.

Задачи исследования:

1. Установить положение дел в области изучения, диагностики,
лечения и преподавания глазных болезней к началу 18-го столетия.

2. Изучить и проанализировать основные преобразования,
происшедшие в течение 18-го века в сфере изучения, диагностики, лечении и
преподавания глазных болезней в Европе.

3. Изучить и проанализировать положение дел в сфере преподавания
глазных болезней и оказания медицинской помощи пациентам с
заболеваниями глаз в России в 18-м веке.

  1. Выявить и проанализировать источники, по которым велось преподавание всех без исключения учебных дисциплин на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке.

  2. Осуществить историческую реконструкцию порядка, объема и содержания преподавания глазных болезней на медицинском факультете

Московского университета в 18-м веке и сопоставить его с постановкой преподавания глазных болезней на медицинских факультетах университетов Европы.

Научная новизна.

Избранная тема до настоящего времени не являлась предметом целенаправленных изысканий.

В настоящей работе впервые собрана и проанализирована совокупность источников, раскрывающих историю становления преподавания офтальмологии на медицинском факультете Московского университета, что позволило впервые осуществить историческую реконструкцию порядка, объема и содержания преподавания глазных болезней на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке и дать ему научно-обоснованную оценку.

Хронологические рамки исследования: охватывают периодівремени с 1765 года (начало преподавания на медицинском факультете Московского университета курса анатомии) по 1804 год (принятие нового университетского устава, изменившего целевые установки деятельности медицинского факультета Московского университета).

Методы исследования: исторический (с использованием системного подхода, генетического и сравнительного методов), моделирования и исторической реконструкции, историко-архивный поиск.

Информационная база исследования.

Литературные данные. В исследовании использованы сведения, содержащиеся в монографиях, руководствах, учебниках, диссертациях и

статьях, посвященных истории медицины и истории офтальмологии в Европе и России, истории медицинского факультета Московского университета, а также деятельности отдельных российских профессоров и руководителей Московского университета.

Перечисленные работы не только определили направление поиска, но также позволили получить конкретные сведения по вопросам истории офтальмологии, истории преподавания глазных болезней в Европе и России до начало 19-го века, истории медицинского факультета Московского университета.

Вместе с тем, нам не встретилось ни одной публикации, автор которой ставил своей целью изучить и проанализировать становление преподавания офтальмологии на медицинском факультете Московского университета в 18-м веке. Более того, в литературе получило распространение мнение, согласно которому глазные болезни начали преподаваться в Московском университете'' лишь после принятия устава 1804 года.

Подробный обзор и анализ литература по отдельным проблемам, рассматриваемым в настоящем исследовании, приведены в соответствующих главах.

Источники. Источниковую базу исследования составили расписания
лекций, читавшихся на медицинском факультете Московского университета
в период с 1765 по 1804 год; учебники, служившие основой преподавания
профессорских курсов на медицинском факультете Московского
і университета в период с 1765 по 1804 год, учебники, руководства и научные

монографии по офтальмологии, подготовленные и изданные до первой половины 19-го века. Поиск документов об организации учебного процесса на медицинском факультете Московского университета осуществлялся в Российском государственном архиве древних актов (ГУ РГАДА, г. Москва).

Научно-практическая значимость.

Результаты исследования могут быть использованы для воссоздания целостной научно-достоверной истории высшего медицинского образования в Европе и России; истории офтальмологии как научно-практической и учебной дисциплины в Европе и России, в учебном процессе на кафедрах истории медицины и офтальмологии; для уточнения данных в справочной и энциклопедической литературе.

По материалам исследования опубликовано 10 работ в научных изданиях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Преподавание офтальмологии как самостоятельной учебной
дисциплины на медицинских факультетах европейских университетов
началось в 18-м веке. Решающую роль в этом сыграла деятельность
профессора Лейденского университета Г. Бургаве.

2. Программа обучения на медицинском факультете Московского
университета в период с 1765 по 1804 год включала значительный объем
сведений, относившихся к сфере глазных болезней, который был
распределен между 6-ю профессорскими курсами: анатомии, физиологии,
патологии, генеральной терапии, хирургии и практической медицины.

3. Объем, содержание и порядок преподавания глазных болезней на
медицинском факультете Московского университета полностью
соответствовали положению дел в большинстве университетов Западной
Европы и постоянно совершенствовались по мере становления учебного
процесса на факультете.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций