Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Нагайчук Андрей Федорович. Политический лоббизм : Понятие, механизмы, роль заинтересованных групп : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.05. - Кемерово, 1999. - 159 с. : ил. РГБ ОД, 61:00-22/190-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 16

ЛОББИРОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 16

  1. Политический смысл лоббизма 16

  2. Основные типы лоббистской деятельности 33

ГЛАВА 2 50

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОББИРОВАНИЯ 50

  1. Участники лоббизма 50

  2. Средства лоббирования 71

ГЛАВА 3 100

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛОББИЗМА 100

  1. Лоббистские интересы в регионе 100

  2. Региональные механизмы лоббирования 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

ЛИТЕРАТУРА 138

ПРИЛОЖЕНИЯ 149



Введение диссертации:

Актуальность проблемы. Прошедшие за последние годы в России многочисленные социально - политические и экономические преобразования способствовали становлению такого явления как лоббизм. Это явление связано, прежде всего, с утверждением плюралистической модели демократии. Хотя так называемый «коридорный лоббизм»1 имел место и в годы существования СССР в виде корпоративной модели, но наибольшее развитие лоббирование получило в постсоветской России.

Средства массовой информации и научная литература в последнее время стали уделять значительное внимание промышленным и финансовым группам, общественным движениям и объединениям, стремящимся оказывать систематическое и целенаправленное влияние как на законотворческую деятельность, так и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов. Эти группы называются «группами давления» или «группами влияния».

Давление на парламент и администрацию, именуемое также «лоббированием», осуществляется с целью реализации групповых интересов. Возникновение таких групп - результат реформ, свидетельство того, что Россия вступила в новый этап развития. Одни полагают, что Россия в очередной раз заимствовала на Западе одну из худших черт политической жизни, а именно - доступность парламента и правительства для разного рода манипуляций со стороны монополий. Другие, наоборот, дают появлению групп давления позитивную оценку, полагая, что таким образом формируется механизм учета и реализации многообразия интересов.

1 Кравченко А.И. Лоббизм в России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 60.

Представленная работа является попыткой описать виды, методы и субъекты лоббирования, а также его изменения в период реформирования России. Основное внимание уделяется сфере политики, поскольку именно там складываются самые влиятельные группы давления, заинтересованные в выгодном для них политическом решении.

Формирование института политического лоббизма (в цивилизованном виде) помогает населению лучше определять альтернативы и оценивать их, позволяет определять меру политического риска при принятии политического решения, поддерживает политическую информированность на нужном уровне, обеспечивает, хоть и частично, вовлеченность граждан в доступные формы влияния на власть. Изучение опыта лоббирования позволяет политологам и социологам отслеживать образцы поведения участников лоббирования, технологию их деятельности, возникновение различных форм и каналов давления на политическую власть (забастовки, средства массовой информации, ассоциации предпринимателей и т.д.).

Необходимость изучения политического лоббирования диктуется еще и тем, что в современной России, исходя из особенностей национального менталитета, участие в деятельности той или иной группы давления является наиболее распространенной формой проявления политической активности индивида. Особенно популярным и массовым можно назвать такой способ влияния на власть как забастовка.

О формах и механизмах политического лоббирования заставляет говорить и тот факт, что в России, с одной стороны, все интенсивнее идет процесс оказания влияния на федеральные органы власти со стороны регионов, для чего они объединяются (например, «Сибирское Соглашение»). С другой стороны, начинается процесс интеграции России и Белоруссии, что неизбежно

приведет к активизации лобби в политике на государственном, транснациональном уровне. Само политическое развитие России формирует потребность в изучении и научном осмыслении проблематики формирования института политического лоббизма и, прежде всего, процессов, связанных со спецификой становления регионального лоббизма.

Актуальность заключается в том, что имеет место скрытая политическая жизнь, в которой осуществляется лоббирование, и необходимо выявить имеющиеся трансляторы и механизмы. Проблемная ситуация заключается в противоречивости практической жизни, в которой есть место лоббизму и формальной, с официальными институтами власти.

Лоббизм - явление латентное. Если представить его в виде айсберга, то окажется, что подводная его часть практически не исследована и, как правило, является во многом криминализированной. Проявляется это, прежде всего, в коррумпированности российской политической сферы современного этапа. Однако жизнь не стоит на месте, и идущий процесс легитимации многих явлений общественной жизни приводит к появлению более цивилизованных методов лоббирования, что дает возможность изучать это важное социально - политическое явление, ставшее неотъемлемой частью российского общества.

Разработанность темы в научной литературе. В последнее время в научных изданиях и средствах массовой информации появились публикации, посвященные различным аспектам проявления лоббизма в России. Некоторые публикации по данному вопросу, к сожалению, не столько проясняют, сколько запутывают проблему. С новыми проявлениями указанной темы столкнулась российская действительность.

В последние 6-7 лет в России появилось много научных работ, посвященных теме лоббирования в политике. Тем не менее, эта тема остается одной из самых малоизученных в отечественной науке. Первые работы российских авторов, касающиеся лоббизма, появились в начале 90-х годов и были посвящены, как правило, описанию опыта зарубежных стран и, прежде всего, специфике британского и немецкого лоббизма (работы Н.Г. Зяб-люк, В.Г. Белова, Л.К. Лапицкого, В.В. Песчанского и др.). Анализ отечественных лоббистских структур начинает появляться в работах российских ученых в первой половине, а особенно активно во второй половине 90-х годов. В это же время были опубликованы работы, содержащие описание лоббизма в России. Это, прежде всего, научные статьи А.И. Кравченко, В. Губернаторова, С.А. Зубкова, СП. Перегудова, СВ. Конюшко и др. В этот же период к теме деятельности лоббистов в органах государственной власти обращаются и средства массовой информации. Особый интерес журналисты испытывают к лоббистской деятельности депутатов Государственной Думы (статьи Е. Анисимова, В. Устюжанина и др.).

Среди работ и статей второй половины 90-х годов, посвященных анализу системы представительства организованных интересов во власть, как в России в целом, так и в отдельных регионах, особо хотелось бы отметить исследования Г.В. Голосова, К.С. Гаджиева, А. Кучерова, А. Нечаевой, СН. Баранова, В.А. Лепехина, А.И. Кравченко, Н.Ю. Беляевой и др.

Интерес российских ученых к лоббизму не ограничивается анализом результатов лоббистской деятельности. За последние годы появилось довольно много работ, посвященных изучению «технологии» лоббирования. Данный аспект отражен в работах

В.П. Пугачева, В. Дмитриева, А. Паршинцева, Г.П. Кубась, В. Губернаторова, Л.Д. Кузнец и др.

Сравнительный анализ существующих в России механизмов лоббирования с западными аналогиями проводится в работах К.С. Вяткина, СВ. Ерохова, Н.Г. Зяблюка, А.Д. Нельсона, М.Т. Уоллерстайна, В.В. Смирнова, СВ. Зотова и др.

Из зарубежных исследователей ценный вклад в рассматриваемую проблематику внесли работы А. Бентли, У. Алемана, Г. Алмонда, Ж. Мейно, М. Дюверже, Ф. Шмиттера, Дж. Пауэла, Ж. Блонделя, Дж. Барбера, Ж. Ламарка и др.

И все же специфика регионального политического лоббизма раскрыта в российской научной литературе лишь фрагментарно. Для публикаций российских авторов по теме лоббизма характерен, в основном, макроуровневый подход. Остаются неиспользованными социальные характеристики участников лоббистской деятельности. Также мало исследована технология, механизмы и каналы лоббирования. Неисследованным остается вопрос о влиянии региональных интересов и групп давления на федеральную власть, а также обратный процесс (особенно в ситуации передела сфер влияния).

Общими положениями, отраженными в имеющихся научных публикациях, можно считать следующее: 1) основой лоббистской деятельности является определенный интерес в политике, выражаемый теми или иными субъектами, 2) исследована типология заинтересованных групп (общие проблемы). Американские исследователи Г. Алмонд и Дж. Пауэл считают их, прежде всего, группами, заинтересованными в определенной выгоде 2. Ученый А. Бентли утверждает, что ведущей функцией заинтересованных групп является давление (лоббирование) на прави-

2 Almond G.A. Discipline Divided: Introducing Political Science. Newbury, 1990. P. 38.

тельство, чтобы подчинить его своей воле 3. Учеными Ж. Блон-делем, У. Алеманом, Ж. Мейно даются универсальные характеристики функций и типов заинтересованных групп. В свою очередь, анализом специфики отечественных заинтересованных групп занимались ученые С.Н. Баранов, В.В. Губернаторов, Г.В. Голосов, СВ. Конюшко, К.С. Вяткин, СП. Перегудов и другие исследователи.

К сожалению, полный анализ этими исследователями дается только предпринимательским заинтересованным группам и профсоюзам, а таким группам, как выпускники элитных школ и выходцы из КПСС, юристы уделяется мало внимания. Менее всего исследован опыт деятельности дипломатического корпуса как специфической группы давления в политике государства, особенно на международном уровне (например, в условиях создания Европейского Союза).

В научных публикациях достаточно подробно рассматриваются место и роль заинтересованных групп в осуществлении лоббистской деятельности (В.П. Пугачев, К.С. Гаджиев, Г.В. Голосов и др.). В исследовательской литературе практически не освещен механизм непосредственного лоббирования профессионалами, которые действуют «по заказу» той или иной заинтересованной группы.

Сравнительный анализ работ зарубежных и российских ученых показывает, что ведущей функцией деятельности заинтересованных групп авторы считают лоббирование, которое осуществляется определенными средствами и через специальные каналы.

В отечественной науке средства лоббирования имеют различную степень изученности. Возможности правового канала

3 Бентли А. Теория заинтересованных групп. М.: Международные отношения, 1981. С. 78.

лоббирования анализируются в работах А. Кучерова и В.А. Лепехина, А.П. Любимова. Более полный анализ в работах практически всех исследователей получили экономические и правовые каналы лоббирования. Наиболее разработанным направлением исследований является анализ коммуникации как ведущего способа доведения интересов группы до власти, а также обратного процесса. Эти работы проводились такими учеными, как И. Кон, Ю.М. Власов и другие.

До сих пор остается открытым вопрос о формах и механизмах деятельности актеров лоббирования (так называют участников лоббизма французские ученые). Практически все исследователи признают их главенствующую роль в лоббисткой деятельности. Ключевыми же структурами большинством отечественных и зарубежных ученых признаются информационно - аналитические и консультативные центры и общества.

Российские ученые подтверждают выводы своих зарубежных коллег о том, что существуют три основных направления лоббистской деятельности: законодательное и исполнительное. Но если первые два направления достаточно хорошо освещены в работах российских ученых, то давление на судебные органы власти практически не рассматривается в отечественной литературе.

Следует отметить, что большинство исследователей сходятся во мнении о том, что из новейших моделей демократии лишь «плюралистическая» относится к лоббизму лояльно.

Корпоративная модель лоббизма анализируется в работах А.И. Кравченко, К.С. Вяткина, СП. Перегудова, В.П. Пугачева и других ученых.

Многие политологи пришли к выводу, что обсуждать проблему корпоративизма бессмысленно, т.к. в одних обществах он

может являться злом, а в других - благом. Исследования показали, что наибольшую предрасположенность к системе корпоративизма демонстрируют культурно однородные общества с организованным и дисциплинированным населением. Как считает А.И. Кравченко, такое положение вещей было особенно характерно для СССР 4. Зарубежные авторы отмечают, что в индустриально развитых странах более естественно чередование периодов корпоративизма с периодами «свободного предпринимательства» в осуществлении лоббизма.

Споры вокруг лоббизма главным своим источником имеют недостаточную изученность проблемы. И дело не в том, что ей уделяется мало внимания, а в ее исключительной сложности. Во-первых, теория лоббизма плохо соотносится с большинством моделей демократии. Во-вторых, эмпирические исследования лоббизма часто сталкиваются с препятствиями, вытекающими из особенностей субъекта лоббирования. Ведь люди, стремящиеся оказывать давление на правительство, редко афишируют это, особенно если эти попытки заканчиваются успешно. И все же нельзя закрывать глаза на существование этого феномена. Серьезный политический прогноз нельзя сделать, не учитывая роль лоббистских структур.

В современной российской политической социологии остаются слабо освещенными следующие вопросы: а Региональные процессы взаимодействия субъектов лоббистских институтов власти, формы представительства интересов региона на федеральном уровне, механизмы осуществления лоббирования. а Влияние «принадлежности» (к заинтересованной группе, структуре давления) определенного типа лоббистской деятельности на способы политического поведения «актеров» лоббизма.

4 Кравченко А.И. Лоббизм в России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 59.

а Влияние социально - политической системы и структуры общества на характер функций, методов и механизмов лоббирования.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить специфику формирования лоббизма в регионе и взаимосвязь региональных и общероссийских тенденций в осуществлении политического лоббирования.

Задачи исследования: а Раскрытие специфики региональных процессов политического лоббирования. а Выявление основных типов лоббистской деятельности. а Характеристика функций и механизмов политического лоббирования.

Объект исследования - процессы политического лоббирования. Анализ построен на исследовании заинтересованных групп и лобби Кемеровской области. Диссертационное исследование проведено на примере крупного промышленного региона -Кузбасса, отличающегося политической активностью населения (основанной на опыте рабочего движения), борьбой разного рода групп давления, их противостоянием центру, а до лета 1997 года - противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти областного уровня.

Предметом является роль заинтересованных групп в реализации основной лоббистской функции - давления на власть. При этом необходимо учитывать, что давление может оказываться не только на органы государственной власти, но и на партию власти или общественное движение.

Основу эмпирической базы диссертации составили законодательные акты, проекты законов, документы избирательных кампаний, результаты социологических исследований, материалы заседаний Государственной Думы Федерального Собрания и Законодательного Собрания Кемеровской области. Богатый ма-

териал для исследования дали периодическая печать, передачи радио и телевидения. Для решения поставленных в диссертации задач активно использовались дневники наблюдений за забастовочными движениями в Кузбассе и в России в целом. Существенную помощь в эмпирическом обосновании темы диссертации оказали результаты исследований, проводимых аналитическим центром «Аргумент-Люкс» и различными подразделениями Кемеровского государственного университета.

Методологической базой исследования являются теоретические положения российских и зарубежных ученых, внесших заметный вклад в политическую социологию лоббизма (М. Дю-верже, А. Бентли, У. Алеман, Г.А. Сатаров, В.А. Лепехин, А.И. Кравченко, К.С. Вяткин и некоторые другие). В основу методологии диссертации автором положены структурно - функциональный, сравнительный и ситуационный подходы.

Методы исследования. В настоящем исследовании использовались следующие методы: а Информационно - поисковый. а Изучение документов. а Вторичный анализ. а Наблюдение (включенное). а Ситуационный анализ.

Дополнительно для проведения исследования были использованы две целевые программы: включенного наблюдения и информационно - поискового анализа (см. Приложение №1).

Гипотеза исследования заключается в существовании специфических функций и механизмов политического лоббирования, основных типов лоббистской деятельности и специфики регионального лоббизма. Существуют две стороны взаимодействия - заинтересованные группы и власть. Отсюда определяется на-

правленность, множество участников и т.д. Качественная направленность лоббизма Формируется исходя из социально - политического интереса или заказа, в соответствии с которым осуществляется лоббирование.

Научная новизна: а В работе определяется функциональное назначение основных типов лоббистской деятельности в регионе по различным признакам и по степени влияния на различные уровни власти. а Раскрывается специфика политического лоббирования как взаимодействия заинтересованных групп с институтом государственной власти, что зависит от социальных характеристик, политических принципов и ориентации субъектов взаимодействия. а Впервые исследуется специфика лоббирования на региональном уровне политического взаимодействия. Она заключается в существовании «встречного лоббирования». Специфика определяется существованием в Кузбассе ведущей угольной отрасли и критериями спецификации.

Основным научным результатом диссертации, определяющим ее принципиальную новизну, является выработка принципов изучения региональной специфики лобби (например, соблюдение меры дистанцирования от Федерального центра). В теоретическом плане научная новизна работы заключается в применении к анализу лобби Кузбасса теоретических положений, разработанных российскими и зарубежными учеными. В прикладном аспекте новизна диссертационной работы состоит в исследовании влияния социальных характеристик, а также технико -производственных, демографических, экономических, социально - политических факторов на состав участников, выбор средств и форм осуществления лоббистской деятельности в рамках конкретного региона. Не менее важным является попытка анализа

типов лоббистской деятельности в регионе и способов лоббирования регионом центра и, соответственно, обратных процессов.

Концептуально новым является понимание лоббизма в широком смысле. В данном случае лоббизм - это деятельность не только непосредственных лоббистских структур, а многосложное явление, связанное с влиянием социальных групп на процесс лоббирования. Лоббирование - это взаимодействие заинтересованных групп с государственным институтом власти (это принципиальный подход всей работы).

Научная значимость диссертационной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование роли, места и специфики регионального лобби в системе лоббирования, существующего на сегодняшний день в России и на международном уровне. Диссертация включает теоретическую систематизацию знаний и освещает проблемы регионального лоббирования. Содержание диссертации может служить основой дальнейших политологических, социологических, социально - психологических и правоведческих исследований этой проблемы. Результаты работы могут стать дополнительным стимулом для решения других проблем, связанных с изучением и совершенствованием такого важного в современной политике явления как лоббизм.

Результаты диссертационной работы, предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в политической практике, в разработке соответствующих решений государственными органами и общественными организациями (особенно при создании законодательных и нормативных актов о лоббистской деятельности). Материалы исследования, основные выводы и обобщения, фактические данные, содержащиеся в диссертации, можно использовать в преподавании политических и социологи-

ческих наук, при обучении работников государственных структур, широкого актива общественности, профсоюзных лидеров, при разработке и реализации планов проведения различных общественных и политических кампаний (таких как агитационная, избирательная, забастовочная и т.д.). Диссертационная работа выполнена в рамках исследовательского проекта «Социально -территориальная обусловленность политического поведения», поддержанного Российским гуманитарным научным Фондом (исследовательский проект №97-03-04304).

Апробация диссертационной работы. Основные идеи, содержащиеся в диссертационном исследовании, были изложены в научных публикациях объемом 1-2 печатные страницы. Основные научные положения диссертационной работы были обсуждены на Барнаульской международной научной конференции «Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 веков», на республиканской научно - практической конференции «Социальное взаимодействие и политические процессы на территории», прошедшей в г. Кемерово в конце 1996 года, а также на республиканской научной конференции «Социально - политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование» (г. Кемерово, декабрь 1998 года).

Результаты диссертационной работы обсуждались на кафедре политологии и социологии Кемеровского государственного университета. Основные научные положения диссертации были опубликованы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций