Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Давлетшина Диля Мустафовна. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях : На материалах Республики Татарстан : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.05. - Казань, 1998. - 156 с. РГБ ОД, 61:98-22/102-3


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3-1

Раздел 1. Музыкальная культура: содержание, структура, функ- 12 -

ции.

Раздел 2. Содержание музыкальных ценностей, интересов и по- 39 -

требностей молодежи на современном этапе.

Раздел 3. Механизм влияния музыкальной культуры на форми- 71 -

рование духовных ценностей студенческой молодежи.

Раздел 4. Пути оптимизации социального функционирования 96 -

музыкальной культуры на современном этапе.

Заключение 126

Список литературы 136

Приложение

— з —



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования определяется тем, что перемены, происшедшие за последнее десятилетие в экономической, политической, культурной сферах, самым непосредственным образом сказались на сознании буквально всех социальных групп и слоев общества.

Коренные изменения произошли, прежде всего, в духовном облике молодёжи, которая во многом отличается от своих сверстников до перестроечной поры. В своей жизнедеятельности она руководствуется императивами, отличающимися от тех, которые детерминировали мотивацию поведения не одного поколения.

Никогда прежде культура в целом и музыкальная, в частности, не имела такой степени свободы выбора музыкальных жанров, направлений, стилей, как отечественных, так и зарубежных. С этой точки зрения проблема содержания и структуры духовно - ценностных ориентации студенческой молодёжи может интерпретироваться как проблема геополитики, анализируя которую мы получаем возможность ответить на такие животрепещущие вопросы: что ожидает Россию в будущем, сохранится ли музыкальная культура как этнокультурная целостность или она будет ассимилирована и станет частью западного мира.

Обращение к музыкальной культуре студенческой молодёжи не случайно: именно музыкальная культура стала актуальной в процессе становления и

— 4 —

развития молодого поколения, формирования внутреннего мира личности, взаимодействия социальных общностей, взаимного притяжения и отчуждения людей. Именно в среде молодежи наибольшим влиянием пользуются идеи гедонизма и эгоцентризма, проводником которых чаще всего оказывается музыкальная культура. Это чрезвычайно опасное явление, поскольку общество, ориентирующееся на гедонизм, обрекает себя на стагнацию и упадок. Стремление к наслаждению противоположно стремлению к труду, к воплощению в деятельности творческого потенциала, и поэтому неизбежно ведет к деградации воли и сознания. Первой жертвой этой ущербной философии жизни становится молодежь.

Противоречие между идеальным и реальным уровнем музыкального развития молодёжи составляют проблемный узел рассматриваемой темы. Возникает необходимость выявления наиболее общих закономерностей взаимодействия молодёжи с музыкальной культурой и конкретных вопросов, определяющих специфический характер этого взаимодействия в сфере музыкальной жизни, основные тенденции и пути повышения его эффективности. Стремление внести вклад в решение выделенных выше проблем составляет цель диссертационной работы.

Степень разработанности темы.

Научной литературы, посвященной изучению музыкальной культуры в целом, достаточно много. Из них следует отметить работы А. Сохора, Б. Асафьева, X. Кушнарева, А. Буцкого, С. Раппопорта, К. Конрада, М. Маркова, В.Блудовой, А. Зися, Г. Панкевич - о содержании художественных произведений и процессе их восприятия; В. Цукермана, А. Семашко, Г. Тарасова - о духовных, музыкальных потребностях. Необходимо выделить целый ряд работ, в частности , А. Костюка, Е. Назайкинского, В. Медушевского, А. Милки о восприятии музыкальных произведений; Е.

— 5

Ручьевской, Вальковой, В. Холоповой - о тематизме музыкальных произведений; Л.Мазеля, Ю.Тюлина, В.Бобровского, Ю.Холопова, Н.Горюхиной - о принципах формообразования и классификации музыкальных форм; М.Арановского, М.Тараканова, Т.Лейе, И.Нейштадт, И.Налетовой - о сущности жанра, его признаках и классификации. Наконец, следует назвать работы музыкально - педагогические, в частности Н.Гродзенской, А.Лагутина, Е.Финченко, В.Белобородовой, Е.Горской - о процессе слухового восприятия музыкальных произведений, предмете внимания слушателей и методах работы со слушателями. Данные работы, а также целый ряд других, свидетельствует об определенных достижениях на пути создания теории музыкального творчества и его функционирования в обществе.1

С конца 60-х годов стало развиваться новое направление - социология музыки. В этих работах акцент делается на типологии слушателей, сущности музыкальных потребностей, каналах распространения музыкального творчества в обществе, условиях потребления музыкальных произведений различными

1 Адорно Т. Типы и синдромы //Социол. исслед. 1993, №3. ; Его же. Социология музыки. М. 1976. 1 и 2 кн.; Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Под редакцией Е.Орловой. - М. - Л. : Музыка, 1965. - 151 с; Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. - 365 с. ; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие: Пер. с франц. - M.,: Мир, 1966. - 351. Его же. Социодинамика культуры. M., 1975.; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973. - 146 с; Его же. Очерки теории культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. - 228 с; ]Сохор АН. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып 1, 2, 3. Л., 1980 - 1983.; Его же. Музыка и общество M., 1972.; Его же. Воспитательная роль музыки. Л., 1975.; Его же. Музыка как вид искусства. M., 1970.; Его же. Социология и музыкальная культура. М., 1975. Алексеев Э., Андрукович П., Бловинский Г. Молодежь и музыка сегодня. // Социальная функция искусства и его видов. М., 1980. ; Восприятие музыки. М., 1980.; Дмитриевский B.H. Социологические и социально - психологические аспекты изучения общих закономерностей функционирования искусства. М., 1983.; Зулумян Г.Б., Соловьев В. И., Шульгин ВИ. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социол. исслед. 1983. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социол. исслед. 1990., № 12., Мельников В.М., Ямпольский ЛТ. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития. Горький. 1990. ; Молодежь и культура. Л., 1990.; Медушевский ВВ. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. -

—6 —

социальными группами. Причины пробуждения интереса к эмпирическим исследованиям в области музыкальной культуры кроются в невиданном ранее масштабе распространения музыкального творчества через средства массовой коммуникации во всех социальных общностях. У социологов возникло желание выяснить, что из огромного потока музыкальных произведений в действительности предпочитается, а что и кем отвергается, и почему это происходит; что и как воспринимается в процессе «потребления» музыкальных произведений; каковы факторы, способствующие потреблению музыкального творчества или тормозящие его. Большое количество исследований посвящено изучению музыкальных предпочтений молодежи. Это работы Э.Е.Алексеева, П.Ф.Андруковича и Г.Л.Головинского, А.Костюка, А.Моля, Ю.Малышева, И.П.Мильто, Л.Б.Переверзева.1) Однако в этих работах не выделяются музыкальные предпочтения студенческой молодежи , обладающей наибольшим уровнем образования, в том числе и музыкального, наибольшей автономностью, т.е. свободой выбора предлагаемых обществом альтернатив в сфере музыкального потребления.

Научных разработок о функционировании музыкального искусства в нашей республике также достаточно много. В разные годы появились работы М.Н.Нигмедзянова, Д.Садрижиганова, Г.Кантора . Однако, и в этих изданиях не исследуются особенности функционирования музыкального искусства в студенческой среде, специфика музыкальной культуры молодежи. Лишь в исследованиях Г.М.Кантора, посвященных музыкальному образованию в

254 с; Его же. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. Дис... канд. иск. - М., 1971.

1 Э.Е.Алексеев, П.Ф. Андрукович, Г.Л. Головинский «Молодежь и музыка сегодня (по материалам
конкретного музыкально-социологического исследования //Социальные функции искусства и его видов. М.,
1980.; Ю.Малышева «Мысли вслух» М.,1969.; И.П.Мильто «Поговорим ио музыке.Минск., 1989.;
Л.Б.Переверзев «Путь к музыке, М.,1981.

2 М.Н.Нигдаянов . Музыкаьный Татарстан., Казань., 1970.; Д.Садрижиганов. В мире музыки. - Казань:
1990.;Г.М.Кантор. Казань музыкальная. Казань: 1994.

— 7 —

Казани в XIX веке, и Е.К.Карповой об истории музыкального училища г.Казани в дореволюционное время затрагиваются вопросы вкусов, музыцирования среди студентов и учащихся, но только в дореволющионное время.

Внесли большой вклад в изучение отдельных проблем социокультурной сферы жизни республики Татарстан ученые Р.Г.Балтанов, Л.А.Волович, Н.А.Гаделышша, К.Т.Гизатов, В.В.Иванов, Т.Г.Исламшина, Л.П.Жукова, Ф.Г.Зиятдинова, В.В.Муругова, К.Ф.Фасеев, Р.С.Хакимов и др.1

Подводя итог изложенному, отметим, что в перечисленных работах не ставилась задача изучения изменений в функционировании музыкальной культуры в студенческой среде , а также выявления основных музыкальных интересов, потребностей и ценностей молодежи РТ в современных условиях.

Объектом диссертационного исследования является учащаяся и студенческая молодежь крупного города как наиболее социально продвинутая часть молодого поколения. Предметом исследования была выбрана музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей учащейся и студенческой молодежи. Целью диссертационного исследования является выявление состояния и специфики музыкальной культуры, как одного из важнейших средств социализации молодежи, формирования ее духовных ценностей. Постановка данной цели предусматривала решение следующих задач:

проанализировать социологические аспекты содержания, структуры и функции музыкальной культуры;

См.:Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно - социологического анализа религии и атеизма в СССР: Дисс.д. филос. Наук. - Казань, 1974; Гизатов K.T. К проблеме национальной формы искусства: Дисс.к.филос. н. - Казань, 1965;Волович Л.Н. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания.-Казань:1976. Иванов ВВ. Проблемы социокультурной инфраструктуры города в свете экономической социологии. - Казань, 1994; Исламшина Т.Г. и др. Молодежные субкультуры. - Казань, 1997. И т.д.

— 8 —

выявить основные музыкальные ценности, интересы и потребности студенческой молодежи как составной части музыкальной культуры общества;

определить механизм влияния музыкальной культуры на формирование духовных ценностей учащейся молодежи;

определить основные пути оптимизации влияния музыкальной культуры на молодежь в современных условиях.

Методологической и общетеоретической базой исследования

послужили труды видных отечественных и зарубежных социологов Т.Адорно, М.Вебера, П.Сорокина, М.Бахтина, П.Гуревича, Ю.Давыдова, М.Кагана, И.Когана, И.Кона, Л.Ионина, Э.Маркаряна, В.Ядова в исследовании культуры как целостности, позволившие дать обоснование появлению и функционированию молодежной музыкальной субкультуры. При написании диссертации автор опирался на принципы конкретно - исторического, деятельностного подходов, поскольку ценности носят конкретно - исторический характер, а музыкальные ценности и предпочтения воплощаются в музыкальной деятельности. Для определения места и функций музыкальной культуры в более общей системе был использован метод структурно - функционального анализа Т.Парсонса, который позволил выявить роль и функции музыкальной культуры в формировании духовного мира молодежи.

Эмпирической базой явились статистические сборники, информационно -аналитический бюллетень «Молодежный вестник Татарстана», результаты ряда российских и республиканских социологических исследований по проблемам музыкальной культуры и образа жизни городского населения, публикации в российской и республиканской периодической печати. Основная

— 9 —

социологическая информация была получена в ходе проведенного автором конкретно социологического исследования «Музыка и студенты» под руководством научного руководителя проф. М.А.Нугаева в ноябре 1997 года. Вклад автора состоял в разработке программы исследования, инструментария, проведении анкетирования и обработке полученной социальной информации.

Выборка и репрезентативность исследования. Для изучения содержания музыкальных ценностей и предпочтений студенческой молодежи было проведено социологическое исследование влияния музыкальной культуры на формирование духовных ценностей молодежи. Исследование проходило в однородной социальной среде с охватом студентов 3-го курса двух казанских вузов: Казанского государственного технологического университета и Казанского государственного педагогического университета.

Были взяты группы с техническим, гуманитарным и музыкальным
направлением образования. Для того, чтобы раскрыть специфику
музыкальных предпочтений студенческой молодежи, была опрошена

группа молодых работников АО «Органический синтез». Эта группа была примерно одинакова по численности с группами студентов по отдельным направлениям. Выборочная совокупность составила 204 единицы и была сформирована методом одноступенчатой стратифицированной случайной выборки с гнездовым отбором при 7% значимой допустимой ошибке. А также был проведен опрос 718 студентов методом интервьюирования.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены изменения в функционировании музыкальной культуры в студенческой среде на современном этапе развития общества;

— 10 —

2. Определено место музыкальной культуры в системе факторов
формирования духовных ценностей молодежи;

  1. Выявлены основные музыкальные интересы, потребности и ценности современной студенческой молодёжи;

  2. Раскрыт механизм влияния музыкальной культуры и её компонентов -музыкального образования и просвещения - на формирование духовных ценностей студенческой молодежи;

5. Определены основные пути оптимизации влияния музыкальной
культуры на формирование духовных ценностей студенческой молодёжи: это
распшрение музыкального образования и просвещения через средства
массовой информации, усиление рекламы и продвижение на массовый
рынок произведений классической музыкальной культуры, включающей
нравственно - религиозную, народную музыку; возрождение самодеятельного
музыкального творчества во всех звеньях народного образования.

Научно - практическая значимость исследования определяется

возможностью использования выводов диссертационного исследования для разработки региональной политики в сфере музыкальной культуры, включения в программы учебно - воспитательной работы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса социологии, культурологии, основ музыкального воспитания, спецкурса по социологии культуры, а также при разработке программ социологического исследования музыкального развития молодежи.

— 11 —

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийской научно - практической конференции /май 1995 г./; Республиканской научно - практической конференции / апрель 1996г./; Межвузовской научно - практической конференции /апрель 1996/, на Республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов / октябрь 1977 г./ а также в семи публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций