Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Зальцман Эдвин Борисович. Поселения культуры шнуровой керамики на территории Юго-Восточной Прибалтики : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Зальцман Эдвин Борисович; [Место защиты: Ин-т археологии РАН].- Москва, 2009.- 478 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/207


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I

История археологического изучения памятников КШК

Юго-Восточной Прибалтики 9

Глава II

Приморская (жуцевская) культура. Краткая характеристика 28

Глава III

1 .К проблеме выделения памятников вальдбургского типа 55

1. Поселение Прибрежное 56

  1. Домостроительство 57

  2. Кремнёвые изделия 82

  3. Изделия из камня 84

  4. Украшения из янтаря 91

1.5. Керамика 97

  1. Прочие изделия из глины 133

  2. Предполагаемые следы действий ритуального характера 134 2. Культурно-хронологическая атрибуция древностей эпохи позднего неолита и ранней бронзы Юго-Восточной

Прибалтики 139

Глава IV

Хронология и периодизация памятников вальдбургского
типа и культуры шнуровой керамики в Юго-Восточной
Прибалтике 155

Глава V

Вопросы формирования памятников вальдбургского

типа и культуры шнуровой керамики в Юго-Восточной

Прибалтике 171

Заключение 194

Список литературы 204

Список сокращений 221

Приложение 1. Таблицы 222

Приложение 2. Перечень поселений эпохи неолита и ранней

бронзы на побережье Куршского и Вислинского заливов

(в пределах Калининградской области) 242

Приложение 3. Перечень поселений КШК внутренних районов
Калининградской области и их основные характеристики 254

Описание иллюстраций 262

Иллюстрации



Введение диссертации:

Культура шнуровой керамики занимает особое место в ранней истории Прибалтшш. Формирование местных вариантов этой культуры связывается с новыми группами населения, начало распространения которых стало во многих отношениях переломным моментом в этнокультурной истории Юго-Восточной Прибалтики в Ш тыс. до н. э.

Уже на раннем этапе примыкающие к побережью области, богатые янтарем и биоресурсами, были местом притяжения разнообразных в культурном отношении племенных группировок. На побережье Гданьского, Вислинского и Куршского заливов на основе нескольких компонентов складывается своеобразная приморская (в историографии также жуцевская, поморская, висло-неманская, Haffkustenkultur, Рашагіц) культура. Во внутренних районах бывшей Восточной Пруссии развивается так называемая мазурская группа культуры шнуровой керамики.

В историографии Прибалтики, Польши и Скандинавии энеолит как переходный этап не выделяется. В Скандинавии и Польше культуры с производящим хозяйством, такие как культуры воронковидных кубков, шаровидных амфор, шнуровой керамики относят к неолитическим. Причём хронологические пределы неолитической эпохи принято определять концом III - началом П тысячелетия до н.э. В Литве принята следующая периодизация неолитической эпохи: ранний неолит - 6550/6300-5600/5400 ВР (5500-5300 - 4400-4200 ); средний неолит - 5600/5400-4400/4300 ВР (4400-4200 - 3100-2900 ); поздний неолит - 4400/4300 - 3500 ВР (3100-2900 - 1800 ) [Antanaitis-Jacobs I., Girininkas А., 2002, р. 11]. Раннему бронзовому веку соответствует начало II тысячелетия до н.э. [Римантене Р.К., 2000, с.67-68; Krol D., 1991, р.75-82]. В Скандинавии: ранний неолит 3900-3400 ; средний неолит - 3400-2800 ; поздний неолит - 2800-

1800 cal.BC [Ebessen К., 1997, S.75-91]. Начало культур одиночных погребений и боевых топоров в Дании и Южной Швеции относят к концу среднего неолита (2900/2800 cal.BC) [Siemen P., 1991, р.89-95]. В Литве выделяют четыре неолитические культуры, отличающиеся друг от друга кардинальным образом - земледельческо-скотоводческие культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики, а также нарвскую и неманскую культуры с присваивающей формой хозяйства. Культура шнуровой керамики в Прибалтике сосуществовала с остальными тремя культурными образованиями во второй половине Ш-го - начале II тысячелетия до н.э. Расцвет культуры шнуровой керамики приходится на последнее столетие Ш тысячелетия до н.э. [Римантене Р.К., 2004, с. 155-162].

В отличие от прибалтийских стран, в отечественной историографии Ш
тысячелетие до н.э. относят к эпохе энеолита. Одновременно подчёркивается,
что характер энеолита лесной зоны серьёзно отличается от энеолита юга
России, так как здесь по-прежнему господствуют присваивающие формы
хозяйства. В то же время методы и приёмы организации охотничье-
рыболовческого хозяйства усложняются, повышается его

производительность, каменная индустрия достигает расцвета, появляются, пусть ещё очень редкие, изделия из меди [Крайнов Д.А., 1987, с. 10].

До появления культуры шнуровой керамики (далее КШК) на территории нынешней Калининградской области уже долгое время обитало разнородное в культурном отношении население. На берегах озер и рек внутренних районов селились группы племен неолитической цедмарской культуры, которая в основе своей содержала элементы нарвской и неманской культур с отдельными чертами, связанными с кругом более развитых центральноевропейских культур [Тимофеев В.И., 1998]. Количество памятников, относимых к цедмарской культуре, невелико. Регулярным раскопкам подвергались стоянки Цедмар А, Цедмар Д, Утиное Болото в юго-

восточной части Калининградской области и Дудка на территории Северо-Восточной Польши. На основании дат 14С время существования цедмарской культуры можно определить в границах 5600-4800 л. н. (некалибр.).

Основные ареалы нарвской и неманской культур находятся за пределами Калининградской области. Представителями нарвской культуры были основаны стоянки на Куршской косе и, возможно, в северо-восточной части Вислинского залива [Bohne-Fischer Н, 1941, S. 80; Зальцман Э.Б., 2004, с. 103-105].

В Юго-Восточную Прибалтику проникли и редкие группы представителей прибалтийской культуры, оставившие незначительное количество памятников. Известна только одна стоянка этой культуры, однако типичная для нее керамика обнаруживалась также на поселениях Цедмарского торфяника [Ebert М., 1927; Тимофеев В.И., 1996].

В Калининградской области зафиксированы слабые следы присутствия культуры воронковидных кубков (далее - КВК). Незначительное число находок, относящихся к этой культуре, выявлено на поселениях Цедмарского торфяника. Несколько фрагментов керамики КВК обнаружено в слое стоянки Шлосс-Казерне в Кенигсберге, основанной носителями прибалтийской культуры [Ebert М., 1927]. Находки близки материалам памятников типа Торунь Мокре в Польше [Kukawka S., 2001].

Общепризнанным считается, что племена культуры шнуровой керамики принесли с собой навыки ведения производящего хозяйства, основав на побережье крупные долговременные поселения, обитатели которых предпочитали заниматься скотоводством и (в меньшей степени) земледелием. Хозяйство носило комплексный характер. Большую роль играли рыболовство в прибрежных водах, охота на морского и сухопутного зверя.

Основное внимание, как в довоенное, так и в послевоенное время уделялось памятникам КШК, расположенным ныне в пределах Польши и Литвы. В восточной части Калининградской области в 1970-1980-х гг. памятники культуры шнуровой керамики исследовал В.И. Тимофеев [Тимофеев В.И., 2003а]. Побережье Вислинского и Куршского заливов в пределах Калининградской области, традиционно входящее в ареал распространения приморской культуры шнуровой керамики, до последнего времени практически не исследовалось; исключение составляют материалы, случайно обнаруженные при работах на памятниках более позднего времени. Обследование памятников ограничивалось сбором подъемного материала, причем коллекции были по большей части утрачены в годы Второй мировой войны. В результате целостная картина развития культуры шнуровой керамики на территории бывшей Восточной Пруссии отсутствовала. Большинство выводов относительно приморской культуры строилось на анализе богатых материалов с территории Польши и Литвы.

Во второй половине 1990-х гг. систематические исследования памятников культуры шнуровой керамики на северо-восточном побережье Вислинского залива развернул Неолитический отряд ИА РАН под руководством автора. В результате проведенных многолетних и регулярных полевых исследований открытого автором поселения Прибрежное (Вальдбург), были выявлены новые и обширные материалы, относящиеся к концу IV - первой половине III тыс. до н. э. В целом, поселение принадлежит к свите культур с проюводящими формами хозяйства. На основании итоговых исследований оно становится опорным памятником для периодов среднего и позднего неолита на указанной территории.

Первоначально памятник определялся как относящийся к одной из фаз приморской культуры шнуровой керамики [Зальцман Э.Б., 2004]. Однако тщательный анализ полученных материалов обнаружил значительное число

особенностей, не укладывающихся в традиционную схему развития приморской культуры.

Актуальность исследования продиктована как слабой степенью изученности памятников культуры шнуровой керамики на территории Калиниградской области, так и необходимостью включения в исследовательский процесс новых материалов, непосредственным образом касающихся этой культуры.

В цели исследования входили обобщение всех источников, касающихся памятников культуры шнуровой керамики на территории Калининградской области, определение их места в системе древностей неолита-ранней бронзы Юго-Восточной Прибалтики.

Перед автором стояли следующие задачи:

1) проанализировать совокупность известного археологического
материала;

2) оценить, насколько обоснованны выдвинутые ранее концепции;

3) разработать подробную классификацию новых материалов,
установить их локальное своеобразие, выделить отдельные этапы в их
развитии;

4) на основе результатов проведенных автором систематических
исследований предложить новое решение вопросов периодизации,
хронологии, культурной принадлежности выявленных за последние годы
памятников, а также ряда известных культурных комплексов, традиционно
относимых к приморской культуре шнуровой керамики, их взаимосвязи с
культурными образованиями соседних территорий.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций