Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Левашко Елена Викторовна. Формирование и развитие энтомологических научных школ в Санкт-Петербурге : первая половина XX в. : диссертация ... кандидата биологических наук : 07.00.10 / Левашко Елена Викторовна; [Место защиты: Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН].- Москва, 2007.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-3/1393


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Энтомологические школы в Зоологическом музее (Институте) 12

1.1. Генезис Зоологического музея (Зоологического института) Академии наук как
научной и научно-организационной основы зарождения школ в энтомологии. 12

1.2. А. А. Штакельберг - создатель Санкт-Петербургской диптерологической

школы 28

Глава II. Университетская энтомология: от дифференциации к интегрированному
знанию 62

  1. М. Н. Римский-Корсаков и начальные этапы становления и развития научной школы в Санкт-Петербургском университете 62

  2. Дальнейшее развитие научной школы в университете: Б. Н. Шванвич и А.С.Данилевский 73 ,

Глава III. Научные школы в прикладной энтомологии 86

3.1. Формирование школы в области лесной энтомологии. Н. А. Холодковский и

М. Н. Римский-Корсаков 89

  1. Сельскохозяйственная энтомология. Основные этапы формирования научной школы Г. Я. Бей-Биенко. ПО

  2. Школа в медицинской арахноэнтомологии. Н. А. Холодковский, Е.Н.Павловский 125

Выводы: 152

Список литературы 153

Приложения 180



Введение диссертации:

Актуальность исследования.

В первой половине XX в. в Санкт-Петербурге1 существовал ряд научных школ, разрабатывавших фундаментальные и прикладные проблемы энтомологии. Центрами формирования этих школ были Зоологический музей (Зоологический институт Академии наук), Санкт-Петербургский государственный университет, и ряд высших учебных заведений и ведомственных научно-исследовательских учреждений. Идеи, развивавшиеся этими школами, сохранили свою значимость до настоящего времени. Проблемы экологической безопасности и рационального природопользования, задачи борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и переносчиками болезней человека и животных заставляют современных исследователей вновь обращаться к результатам, полученным этими школами и материалу, накопленному ими в процессе их существования. В связи с этим изучение истории формирования и развития санкт-петербургских энтомологических школ, анализ использовавшейся ими методологии, стиля научного руководства и личностей их руководителей приобретает особый интерес и актуальность.

Изучение научных программ, разрабатывавшихся ведущими научными школами, важно для воссоздания динамики роста знания как процесса, реализующегося в ходе решения конкретных научных задач (Музрукова, 2002, с. 9). Рассмотрение этого процесса в контексте политической, социальной и экономической обстановки в стране придает данному исследованию дополнительную полноту и актуальность.

Историко-научный анализ становления санкт-петербургских энтомологических школ является особенно существенным для настоящего времени при условии рассмотрения этого процесса с когнитивной, социальной и исторической точек зрения.

В истории отечественной энтомологии первая половина XX в. представляет

1 Учитывая неоднократные изменения названия города [до 1914 г. - Санкт-Петербург (неофициально -Петербург); в 1914-1924 гг. - Петроград; с 1924 по 1991 гг. - Ленинград; с сентября 1991 г. - Санкт-Петербург], мы используем по отношению ко всей первой половине XX в. и современности наименование -Санкт-Петербург. По отношению к тем периодам, когда название города менялось, употребляются соответствующие названия.

4 наибольший интерес по масштабам и результативности научных исследований и по

количеству новых направлений. В этот период, благодаря интенсивному развитию биоценологии, популяционной экологии и экспериментальной физиологии, энтомология обрела новые подходы к решению стоявших перед ней насущных задач. Появление новых направлений стимулировало формирование новых научных школ. В связи с этим существенным представляется изучение соотношения вновь возникавших и традиционных направлений в рамках энтомологических школ.

Несмотря на имеющийся достаточно богатый материал, в историко-научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, отсутствует целостная картина развития основных энтомологических школ в Санкт-Петербурге первой половины XX в. Не уделяется достаточного внимания роли этих школ в развитии отечественной и мировой энтомологии, анализу их научных традиций, преемственности и творческого потенциала, а также личностям основателей и лидеров этих школ, таких, как А. А. Штакельберг, Б. Н. Шванвич, А. С. Данилевский, Н. А. Холодков-ский, М. Н. Римский-Корсаков, Г. Я. Бей-Биенко и Е. Н. Павловский.

Историография

В отечественной и зарубежной историографии имеется ряд работ, освещающих отдельные стороны развития энтомологии данного периода. Это сводки по энтомологии и различным ее отраслям Н. М. Кулагина (1937), Н. Я. Кузнецова (1941), М. Н. Римского-Корсакова (1937), Г. Я. Бей-Биенко (1967), Е. М. Шумакова (1957), Д. М. Федотова (1960); биографические словари и мемориальные статьи. В зарубежных сводках В. Тишлера (Tischler, 1965), Р. Ф. Смита, Т. Э. Миттлера, К. Н. Смита (Smith et al, 1973) сведения об отечественных энтомологах этого периода носят отрывочный характер. Имеются работы отечественных историков науки по отдельным отраслям энтомологии, например, Л. В. Чесновой (1988), Л. В.Чесновой и Б. Р. Стригановой (1999), посвященные некоторым научным школам и отдельным ученым. Обзоры по истории некоторых учреждений и организаций, связанных с энтомологией, весьма разнятся степенью разработанности (Бей-Биенко, 1960; Кожанчиков, 1958; Новожилов, Павлюшин, 1999). Ряд исследований затрагивает вопросы взаимодействия отечественной биологии и политики в рассматриваемый период (На переломе..., 1997).

5 Цели и задачи исследования.

Целью данной диссертационной работы является историко-научный анализ становления и развития основных энтомологических школ Санкт-Петербурга в первой половине XX в. в контексте социальных, экономических и политических особенностей изучаемого периода.

Задачи исследования:

- проследить формирование энтомологических школ в основных научно-
исследовательских и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга - Петрограда
- Ленинграда с конца XIX века до середины XX века;

провести анализ научной и научно-организационной деятельности санкт-петербургских школ в области теоретической и прикладной энтомологии;

выявить индивидуально-психологические черты лидеров, определявшие их стиль руководства научными школами.

установить главные направления деятельности научных школ и оценить достигнутые ими результаты.

Методология.

Для решения поставленных задач были использованы традиционные методы историко-научных исследований: метод сравнения и аналогий, логический исторический анализ, методы типологизации и классификации.

При выполнении работы были проанализированы:

научные труды (публикации) специалистов-энтомологов;

труды историков науки и публикации энтомологов, носящие исторический характер;

архивные материалы, касающиеся деятельности научных учреждений; дневники и эпистолярное наследие ведущих ученых-энтомологов (ПФ АР АН, Архив Музея истории СПбГУ, Центральный архив СПбГУ, Архив ЗИН РАН).

Хронологические рамки исследования охватывают период первой половины XX в., однако для корректного анализа проблемы рассмотрена ее краткая предыстория.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые на основе историко-научного метода воссоздано целостное представление о зарождении и путях формирования ведущих энтомологических школ Санкт-Петербурга в

6 первой половине XX в., выявлены характерные особенности и специфика их формирования и развития, а также определена роль идей, выдвинутых этими школами в обоснование учения о природной очаговости инфекционных болезней, агробио-ценозах, зонально-географической смене стаций саранчовыми и ряда других. В работе прослежены также взгляды лидеров школ на проблему взаимосвязей фундаментального и прикладного знания в энтомологии.

Впервые вводятся в научный оборот архивные материалы, связанные с жизнью и деятельностью русских энтомологов Н. Н. Соколова, С. И. Малышева и Б. П. Уварова.

Практическая значимость.

В результате проведенного исследования в научный оборот введены неизвестные ранее факты по истории энтомологии и ряда смежных дисциплин.

Материалы и выводы диссертации могут служить дополнительными источниками при создании трудов, учебников и методических пособий по биологии и истории науки для вузов и средней школы.

Ряд положений данного исследования может быть использован биологами
различных специальностей, науковедами, историками науки, социологами, психо- г-
логами непосредственно при проведении методических и социокультурных
семинаров в научных учреждениях биологического профиля. >

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на годичных конференциях ИИЕТ РАН в рамках круглых столов секции, организованной Центром истории социокультурных проблем науки и техники в 2002, 2003, 2004 и 2005 гг. Был сделан доклад на годичных курсах для учителей в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства (август 2006 г.). По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Широкие возможности для разностороннего развития энтомологии в Санкт-Петербурге (1-я половина XX в.) были обусловлены высокой концентрацией квалифицированных научных кадров, наличием обширных энтомологических коллекций и профильных исследовательских лабораторий в университете и ряде институтов.

2. Под влиянием дифференциации самой энтомологии в эти десятилетия

шло формирование энтомологических школ различной направленности.

3. Выделены два периода в развитии энтомологических школ Санкт-
Петербурга в первой половине XX в. Первый период (1900-1930 гг.) - становление
энтомологических школ в Зоологическом музее АН, Санкт-Петербургском универ
ситете, Военно-медицинской академии и Лесном институте и расширение их
исследовательской проблематики. Второй период (1930-1950 гг.) характеризовался
возникновением научных школ во вновь созданных организациях (ВИЗР, НИИ
лесного хозяйства и ряде других) и формированием системы государственной
поддержки научных исследований.

4. Диптерологическая школа А. А. Штакельберга, сформировавшаяся в Зооло
гическом институте в 20-х-30-х гг. XX в., занимала особое место среди
энтомологических школ Санкт-Петербурга и имела общенациональный масштаб,
координируя и направляя подготовку специалистов в этой области и все исследо- ,
вания отряда двукрылых в стране.

5. Спецификой формирования научной школы А. С. Данилевского на ка
федре энтомологии Санкт-Петербургского университета являлось не свойственное ?
энтомологии того периода соединение традиционных подходов к изучению насе
комых с новыми экспериментальными эколого-физиологическими методами, ч
Учение о фотопериодизме, составившее научное содержание этой школы, получи
ло мировую известность.

Структура и объем диссертации.

Диссертация изложена на 172 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы. Библиография включает 297 источников, в том числе 283 на русском языке и 14 на иностранных языках.

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

  1. Формирование и развитие научных школ Н. А. Холодковского // Социокультурные проблемы науки и техники. Сборник трудов. М.: Компания Спутник+, 2002. Вып. 1.С. 161-167.

  2. Основные этапы творчества Г. Я. Бей-Биенко в социокультурном контек-

8 сте II Годичная научная конференция ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН. 2003.М.:

Диполь-Т, 2003. С. 264 - 266.

  1. Основные этапы творчества Г. Я. Бей-Биенко в контексте социокультурных факторов // История социокультурных проблем науки и техники. Сборник трудов. М.: Компания Спутник+, 2004. Вып. 2. С. 236 - 250.

  2. Энтомологическая научная школа М. Н. Римского-Корсакова и ее трансформация // Годичная научная конференция ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН. 2004. М.: Диполь-Т, 2004. С. 204 - 207.

  3. Создание и развитие кафедры энтомологии в СПбГУ // История социокультурных проблем науки и техники. Сборник трудов. М.: ИНФОКОР, 2004. Вып. 3. С. 175-187.

  4. Б. Н. Шванвич - ученый и педагог // Годичная научная конференция ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН. 2005.М: Диполь-Т, 2005. С. 241-243.

  1. Энтомологические научные школы Б. Н. Шванвича и А. С. Данилевского. (1930 - 1941) // Наука и техника в первые предвоенные десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917-1940) М.: Academia, 2007. С. 245-256.

  2. Энтомологические научные школы города на Неве (1917-1941) // Вопросы истории естествознания и техники. 2007. № 2. С. 41-52.

*#*

Изложение основного содержания диссертационной работы по главам целесообразно предварить кратким анализом самого понятия научной школы. Актуальность приведения данного анализа вызвана тем, что формирование и деятельность санкт-петербургских энтомологических научных школ рассматривается нами во взаимосвязи с такими факторами, как личностные качества лидера, его научный статус, научная программа, а также социальные и экономические условия государства.

В специальной литературе существует ряд хорошо известных определений научной школы (Ярошевский, 1973; Кедров, 1977; Фандо, 2005; Geison, 1981). В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к уточнению определений научных школ, выявлению закономерностей их развития, оценке исторической роли и перспективности различных форм таких объединений. Это обусловлено в

9 значительной степени изменением структуры финансирования науки, одной из

форм которого с 1995 г. стала Программа поддержки ведущих научных школ

России (Решение Правительства РФ, 1995).

Факторы, влияющие на успешность и неуспешность научных школ, рассмотрены в классической работе Моррела (Morrell, 1972), который предложил модель идеальной исследовательской школы. Несколько модернизировав схему Моррела, Дж. Гисон (Geison, 1981) выделил около полутора десятков таких факторов. Среди них следует отметить стиль руководства и авторитет лидера, наличие студентов или выпускников, из которых набирается пополнение для школы и др.

Отметим также, что характерной чертой научной школы должно быть наличие творческой, доброжелательной атмосферы. В ее создании ключевая роль принадлежит лидеру. Вместе с тем имеют значение также особенности других участников группы и традиции учреждения (или учреждений), в котором формируется школа. Данный феномен тесно связан с концепцией личностного знания М. Полани, который наряду с явным типом знания, выраженного в различных формах рационального мышления, выделяет особое имплицитное знание, воплощающееся в телесных навыках, схемах восприятия и личностных контактах исследователей и передается «из рук в руки» (Polanyi М, 1958).

Важным фактором формирования научной школы является наличие у лидера оригинальной новаторской научной программы. Концепция научных программ успешно использовалась отечественными историками науки для исследования деятельности объединений ученых в естествознании (Зиневич, 1977; Мирзоян, 1983).

В контексте данной работы понятие «научная школа» рассматривается, в основном, как объединение исследователей или учеников вокруг лидера (учителя), выполняющего три основных функции - исследовательскую, педагогическую и научно-организационную.

В первой половине XX в. «наряду с традиционными университетскими школами стали формироваться научные коллективы в заново организованных и организуемых специальных институтах» (Григорьян, 1978, с. 4). В целом, такая же картина характерна и для развития энтомологических научных школ в Санкт-Петербурге.

10 Определенное своеобразие энтомологических школ, функционировавших в

эти десятилетия, приводит к убеждению, что их характер определялся главным образом теми учреждениями, на основе которых они возникали. Один ученый при этом мог стать создателем двух научных школ разного профиля, как это произошло с Н. А. Холодковским и М. Н. Римским-Корсаковым. В связи с изложенным, в приведенном исследовании, посвященном формированию и развитию энтомологических научных школ в Санкт-Петербурге в указанный период, мы постарались обратить особенное внимание на учреждения, которые явились базой для формирования научных школ. Нами было выделено три типа таких учреждений: Зоологический музей (институт), университет, научно-исследовательские институты и вузы, где разрабатывались прикладные направления энтомологии. Каждая выделенная на этом основании группа школ имела свою специфику.

К первой группе относятся энтомологические школы, возникшие на базе Зоологического музея АН. Их отличали высокая компетентность при относительно узкой специализации лидеров по объектам изучения. Эти научные объединения были различны по своему количественному составу. Как правило, они включали штатных работников, актив опытных специалистов из других учреждений и молодежь: аспирантов, студентов, прикладных энтомологов. Основное направление исследований этих школ было связано с глубоким изучением богатейших коллекций фондов музея и имело вследствие этого систематико-морфологическую и фаунистическую направленность. Консолидирующим фактором в развитии этих школ явилось многолетнее составление исчерпывающих классических трудов по фауне насекомых страны.

Вторая группа школ создавалась на базе университетской кафедры зоологии беспозвоночных, из которой в 1919 г. была выделена кафедра энтомологии. Именно с этим событием был связан процесс интенсивного развития многоаспектной энтомологической школы. На протяжении исследуемого периода во главе кафедры-школы стояли выдающиеся специалисты (М. Н. Римский-Корсаков, Б. Н. Шванвич), благодаря которым при развитии традиционных направлений

2 Основан на базе коллекций Кунсткамеры в 1832 г. как Зоологический музей Петербургской академии наук
(с 1917 г. Российской академии наук, с 1925 г. АН СССР), в 1930 г. реорганизован в Зоологический институт
АН СССР. В работе используются сокращенные названия - ЗМ, ЗИН.

3 Императорский Санкт-Петербургский университет (ИСПбУ) менял название в связи с переименованием
города (с 1914 г. - Петроградский, с 1924 г. - Ленинградский, с 1991 -Санкт-Петербургский).

11 создавались новые, перераставшие в дочерние научные школы, имевшие большую

теоретическую и практическую значимость. Сформировалась группа примыкающих и осуществляющих определенную преемственность школ.

К третьей группе отнесены известные научные школы в лесной, сельскохозяйственной и медицинской энтомологии. Каждая из этих школ формировалась нескольких учреждениях учебного и научно-исследовательского плана. Несмотря на специфику каждой из них, они имели ряд общих характерных особенностей. Основатели школ прекрасно ориентировались в актуальных задачах, которые ставило перед энтомологией государство, стремились к четкому выполнению этих задач. При их разработке лидерами и ближайшими их коллегами и учениками одновременно создавались общебиологические концепции, получившие широкую известность. Так, Н. А. Холодковский на базе обобщения полученных материалов внес существенный вклад в разработку концепции политипического вида и явления партеногенеза. М. Н. Римский-Корсаков создал оригинальный системный подход к изучению насекомых как важных сочленов лесных биоценозов. Лидер школы в сельскохозяйственной энтомологии Г. Я. Бей-Биенко обосновал принцип смены стаций наземными беспозвоночными, разработал учение об агроценозах. Основатель школы в медицинской и ветеринарной энтомологии Е. Н. Павловский разработал учение о природной очаговости трансмиссивных болезней4.

В данной работе рассматриваются исследования группы специалистов по паразитическим насекомым и клещам, как подшколы паразитологической школы Е. Н. Павловского.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций