Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Дадаян Давид Степанович. Стратегия развития и безопасности Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства : диссертация ... кандидата политических наук : 20.01.02.- Москва, 2006.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/51


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Проблемы и перспективы признания Нагорно-Карабахской

Республики 21

  1. Непризнанные государства в современных международных отношениях 21

  2. Основные этапы и процессы становления и развития государственности Нагорно-Карабахской Республики 46

  3. Безопасность Нагорно-Карабахской Республики и урегулирование нагорно-карабахского конфликта 70

Глава 2. Внешнеполитическая стратегия Нагорно-Карабахской

Республики 91

  1. Внешнеполитический механизм и дипломатия Нагорно-Карабахской Республики 91

  2. Региональные приоритеты внешней политики Нагорно-Карабахской Республики 112

  3. Концептуальные основы внешнеполитической доктрины Нагорно-Карабахской Республики 143

Заключение 160

Библиографический список источников и литературы 173

Приложения 190



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Одна из устойчивых тенденций современных международных отношений, существование которой признается сегодня всеми теоретическими направлениями политической науки, состоит в росте числа и многообразии социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние. Несмотря на расширение и диверсификацию состава участников международных отношений, традиционными международными акторами остаются государства. При этом не менее остро стоят проблемы выработки общих позиций в отношении национально-освободительных движений, борющихся за создание независимого государства - процесс, который в современной международной практике подвергается серьезным изменениям, становясь политически противоречивым и более выборочным.

В практику современных международных отношений прочно вошло понятие "непризнанное государство". Под него пытаются свести как вполне состоявшиеся государственные образования, не получившие соответствующего признания со стороны мирового сообщества, так и целый ряд сецессионистских движений, которые имеют мало общего с традиционными системами государственного устройства и механизмами управления. При этом практически каждый из случаев появления непризнанных государств связан с урегулированием определенного этнополитического конфликта, что в условиях глобализации современных международных отношений выходит за рамки

сугубо региональной проблемы и приобретает глобальный характер. Очевидно, следует признать, что к началу XXI века мир столкнулся с глобальной проблемой — проблемой "непризнанных государств".

Вместе с тем, эффективное решение любой проблемы должно основываться на объективном рассмотрении всего комплекса вопросов, связанных с ее появлением и динамикой развития, а также потенциальных вызовов, которые она несет для стабильности и безопасности международной системы. Нельзя не согласиться с мнением, что различные пути создания государства приводят к глубокой неоднородности как самих государственных образований, так и их внешней политики, их роли на международной арене1. В этом смысле и непризнанные государства достаточно неоднородны: несмотря на некоторую схожесть стратегических целей, имеют место качественные различия в динамике и степени развития политических институтов, особенностях формирования внешних связей, в совокупности тех факторов, которые по определению классиков политического реализма образуют "мощь государства"2. При этом ряд отечественных и зарубежных экспертов склонны выделять среди непризнанных государств постсоветского пространства Нагорно-Карабахскую Республику, как наиболее продвинутую в процессах государственного строительства, в том числе и в таких сферах как обороноспособность, военная и экономическая безопасность, демократизация. В данном случае опыт НКР не может не представлять особого интереса.

Хрупкий мир, поддерживаемый на современном этапе в зоне нагорно-карабахского конфликта исключительно благодаря сложившемуся по итогам

1 Мозель Т.Н. Теоретические основы международных отношений. - М, ДА МИД России, 2000. С.38.

2 См.: Morgenthau Н J. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. - N. Y, 1961 .P.28-29.

боевых действий балансу сил, нуждается в выработке действенных мер, которые, наряду с процессом политического урегулирования конфликта, могли бы стать реальной гарантией мира и стабильности в регионе, основой формирования новой архитектуры региональной безопасности. Данная задача, в свою очередь, требует объективного понимания сути происходящих в регионе политических процессов, научного обоснования сложившихся в зоне конфликта реалий. Стоит подчеркнуть, что речь идет о регионе, в котором переплетается целый ряд проблем геополитического, экономического, военного и межнационального характера. Сложность анализа и разрешения многочисленных проблем международного характера на Южном Кавказе объясняется как столкновением здесь интересов, во многом противоречивых, внешних акторов международных отношений, так и резкой дифференциацией позиций внутренних акторов (определение даже числа которых, уже представляется задачей неоднозначной).

Сегодня, когда политическое руководство Российской Федерации берет курс на решительное восстановление российской государственности и приоритетов национальной стратегии, закавказское направление требует к себе особого внимания. Решение целого ряда задач, стоящих перед Россией на данном направлении, в той или иной степени зависит от состояния, динамики развития военно-политических процессов в регионе, перспектив урегулирования этнополитических конфликтов, той роли, которую будут играть ее традиционные партнеры по региону на международной арене.

При этом развитие контактов тех или иных российских государственных, общественных структур, хозяйствующих субъектов с непризнанными государствами получает неоднозначную оценку как у международной

общественности, так и в самой России. С одной стороны, непризнанные государства, в частности, те из них, которые образовались на постсоветском пространстве, рассчитывают на гораздо более деятельное участие России в разрешении стоящих перед ними стратегических задач, с другой стороны ряд государств обвиняют Россию в том, что она поддерживает сепаратистские движения в их странах. Одновременно, одна часть российской общественности, научных кругов выступает за расширение связей с непризнанными государствами, а другая часть высказывает опасения, что такого рода сближение может спровоцировать рост сепаратистских движений в самой России. В этих условиях знаковым можно считать комментарий Департамента информации и печати МИД России об итогах референдума о независимости в Южной Осетии, в котором, в частности, подчеркивается: "Нравится это кому-то или нет, мы в данной ситуации имеем дело со свободным волеизъявлением народа, выраженным посредством демократических процедур. Не считаться с этим по меньшей мере недальновидно"3.

Все эти вопросы нуждаются в объективном анализе с учетом взаимосвязанности военно-политических процессов в отдельных конфликтных регионах с общемировые тенденциями.

Степень научной разработанности темы. Предваряя анализ научно-исследовательского потенциала по теме исследования, заметим, что данная проблематика, в целом, остается недостаточно разработанной в отечественной и зарубежной политической науке. В тоже время совершенно иная картина открывается при рассмотрении темы исследования с позиции отдельных ее составляющих. Так, в частности, опора на работы теоретического плана

3 См Комментарий Департамента информации и печати МИД России, 13 ноября 2006 г. // www mid ru

позволила существенно обогатить научно-теоретическую часть исследования, сопоставить реалии развития военно-политических процессов в регионе с систематизированными наиболее устоявшимися положениями и выводами политической, социологической и исторической науки4.

В последние годы появилось значительное число публикаций, посвященных анализу проблем, связанных с осмыслением современных политико-правовых тенденций в развитии принципа самоопределения народов, появлением на международной арене так называемых "непризнанных государств", разработкой теоретических основ для "легализации" новых государств, в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в условиях глобализационных процессов5.

Тема исследования предопределила необходимость рассмотрения работ, посвященных анализу состояния, динамики и перспектив развития военно-политических процессов на Южном Кавказе, проблемам формирования устойчивой системы региональной безопасности, характеру взаимоотношений, складывающихся между основными субъектами региона, вовлеченности тех

4 См : Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды. В 3-х томах. - М.,
2001; Богатуров АД, Косолапов Н.А, Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа
международных отношений. - М., 2002; Лебедева М М. Политическое урегулирование конфликтов - М , 1999,
Лютовинов В И, Мотин Ю Н. Военно-политические процессы в мире и в России. - М, 2006; Общая теория
национальной безопасности / Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М., 2005; Поздняков Э.А. Системный подход в
исследовании международных отношений. - М., 1976; Поздняков Э.А. Философия политики. В 2 т. - М., 1994,
Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика) / Под общ ред
А В Возженикова - М, 2006; Цыганков П А. Теория международных отношений. - М , 2002.

5 См: Барсегов Ю. Самоопределение и территориальная целостность. - М., 1993; Богатуров А Д
Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности / Богатуров А Д, Косолапов Н.А,
Хрусталев М А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. - М, 2002. С.241-252;
Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. - М,
2001; Крылов А Б. Сепаратизм в странах Востока - М, 1992; Крылов А. Социальный портрет непризнанного
государства // Азия и Африка сегодня. - 1998. №11. С.42-46; Кунадзе Г. Дискуссионные вопросы
международных отношений // Космополис. - 2002/2003. №2. С.68-78; Маркедонов С. Земля и воля // Россия в
глобальной политике. - 2006. Т.4, №1. С.30-40; Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др;
Пер. с англ и нем. Л Е. Переяславцевой и др. - М, 2002; Право народов на самоопределение: идея и
воплощение / Сост. Осипов А.Г. - М, 1997; Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и
изучение случаев - СПб, 1999.

или иных внешних акторов в региональные процессы6. Изучение этих работ представляется важным в силу того, что различные авторы рассматривают практически одни и те же явления исходя из самых разных позиций. В этом же ряду выделим ряд работ, в которых исследуются проблемы взаимоотношений государств Южного Кавказа с Российской Федерацией, формирования эффективной внешней политики России на закавказском направлении .

Анализ стратегии развития и безопасности Нагорно-Карабахской Республики был бы невозможен, если бы он не основывался на обширном исследовательском потенциале, наработанном отечественными и зарубежными авторами по проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этом ряду следует выделить работы, в которых выявляются причины конфликта, раскрываются основные этапы и ключевые параметры в его развитии, предлагаются различные варианты и перспективы урегулирования8, а

6 См.: Азербайджан и Россия: общества и государства / Отв. ред и сост. Д Е Фурман. - M., 2001; Гаджиев К.С.
Геополитика Кавказа. - М., 2003; Григорян А. Армяно-азербайджанские отношения: реалии и перспективы. -
Ереван, 2001; Гушер А. Южный Кавказ, Америка, НАТО // Азия и Африка сегодня. - 2005. №11. С.9-13;
Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии / Бруно Копитерс,
Майкл Эмерсон и др; пер. с англ. - М, 2005; Кунэ Ф. НАТО и страны Южного Кавказа: много шума из ничего?
// Центральная Азия и Кавказ. - 2003. №3; Минасян СМ. Развитие вооруженных сил государств Южного
Кавказа и проблемы контроля над вооружениями в регионе / Новая Евразия: Россия и страны ближнего
зарубежья. Аналитический альманах / Под ред д и н. Е М.Кожокина; Рос. ин-т стратегич. исслед. - М, 2004.
Вып.16. С.100-154; Социально-политическая ситуация на Кавказе: История, современность, перспективы / Ин-т
политического и военного анализа; Отв. ред: А.А.Шаравин, С М.Маркедонов. - М, 2001; Тищенко Г Г
Вооруженные силы и военно-политический курс Армении / Армения: проблемы независимого развития / Под
общей ред Е.М.Кожокина: Рос. ин-т стратегич. исслед. - М., 1998. С.555-565; Тищенко Г.Г. Военно-
политический курс и вооруженные силы Азербайджана / Независимый Азербайджан, новые ориентиры / Под
ред Е.М Кожокина: Рос. ин-т стратегич. исслед. - М, 2000, Спорные границы на Кавказе / Под ред Б Копитерс
- M, 1997; Чернявский СИ. Новый путь Азербайджана. - М, 2002; Lackowsky Z. Arm Control in the Caucasus II
Armament and Disarmament in the Caucasus and Central Asia. - 2003.

7 См.: Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье: национальные интересы и безопасность России // Азия
и Африка сегодня. - 2004. №9. С.2-8; 2004. №10. С.2-7; Скаков А Ю. Политика России в Закавказье, вызовы и
перспективы / Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: энергетика и политика / Под ред А.В
Мальгина, М.М. Наринского. Вып. 2. - М., 2005,Шакарянц С. Политика постсоветской России на Кавказе и ее
перспективы. - Ереван, 2001; Язькова А.А. Государства Закавказья и Россия в новом геополитическом
измерении // Россия и современный мир. - 2003. №2. С.97-106; Аглян В. Политика безопасности РФ на
современном этапе, новые тенденции в закавказской стратегии // XXI век. - 2004. №4. С 62-82 (на арм. яз)

8 См., например: Абасов А, Хачатрян А. Карабахский конфликт. Варианты решения: идеи и реальность - М,
2004; Араслы Дж. Армяно-азербайджанский конфликт: военный аспект. - Баку, 1995; Золян С. Нагорный
Карабах: проблема и конфликт - Ереван, 2001; Карабахский конфликт. Беженцы, территории, безопасность /
С.Минасян, М Агаджанян, Э Асатрян - Ереван, 2005; Корнелл С. Конфликт в Нагорном Карабахе: динамика и
перспективы решения / Азербайджан и Россия: общества и государства / Отв. ред. и сост. Д Е.Фурман. - М,
2001. С.435-477; Мамедова Л, Гусейнов Г. Армяно-азербайджанский конфликт: проблемы мира и войны //

также исследования, в которых акцентируется внимание на миротворческих инициативах и позиции третьих стран9. Немалая часть этих работ посвящена анализу роли России и ее посреднических усилий, авторы которых подчеркивают ключевую роль Российской Федерации в процессе достижения договоренностей о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта10. При этом ряд российских исследователей убеждены, что "исходя из объективных факторов (исторических, геополитических, экономических, гуманитарных), Москва имеет все основания для поддержания прямых -"особых" - отношений со Степанакертом, который может и должен играть роль самостоятельного политического фактора в процессе мирных переговоров... В качестве полноценного политического субъекта он способен не только продвинуть вперед миротворческий процесс, но и внести весомый вклад в укрепление региональной стабильности и международной безопасности"11.

Следует признать, что объем научных исследований по проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта настолько широк и

Центральная Азия и Кавказ. - 2003. №5. С.77-84; Манасян А. Карабахский конфликт. Ключевые понятия и хроника - Ереван, 2005; Нуриев Э, Салимов К. Реалии и перспективы урегулирования карабахского конфликта // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №6. С.7-15; Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан) - М, 2002, Ступишин В П. Карабахский конфликт 1992-1994. - М., 1998;Ширинян Л. Вариант "обмена территориями" в урегулировании карабахского конфликта // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №2. С.49-54. См.: Бабаян Д. Запад и нагорно-карабахский конфликт // Центральная Азия и Кавказ - 2004. №6; Митяев В Г. Карабахский конфликт в контексте международных отношении / Армения: проблемы независимого развития / Под общ. ред. ЕМ Кожокина: Рос. ин-т стратегии, исслед. - М., 1998. - С.487-554; Шаффер Б США и карабахский конфликт // Демо. - 2004. 31 августа. С.9; Mareska J. The International Community's Efforts to Resolve the Conflict over Nagorno-Karabakh: A Case Study in Lost Opportunities for Conflict Resolution. - Paris, 1995; Балаян Т.К. Карабахская проблема и международная дипломатия в 1991-1994гт. - Автореф дисс. канд истор наук. - Ереван, 2002 (на арм яз.).

10 См.: Балаян Т.К. Посредничество президентов России Б Н Ельцина и Казахстана Н.А Назарбаева в
урегулировании карабахского конфликта // "Актуальные проблем международных отношений в начале XXI
века". Материалы 5-ой научно-практической конференции молодых ученых, 18 апреля 2002 г. - М, ДА МИД
России, 2002. С.64-68; Гаспарян А. Динамика карабахского конфликта и роль Российской Федерации в его
урегулировании // Центральная Азия и Кавказ - 1999. №6; Казимиров В.Н. Как это было? // Международная
жизнь - 1996. №5. С.41-52; Шакарянц С. Политика Российской Федерации в деле разрешения проблемы
Нагорного Карабаха / Армения 2020. Стратегия развития и безопасности / Армянский центр стратегических и
национальных исследований. - Ереван, 2003. C.441-511 (на арм. яз).

11 Востриков СВ. Карабахский узел как конфликтогенный фактор Закавказья // Политические исследования -
1998 №6. С. 147.

многогранен, что задача классификации этих работ представляется далеко неоднозначной. При этом выводы и оценки одних и тех же явлений, представленные в исследованиях по этой проблематике весьма противоречивы в зависимости от того, какую из конфликтующих сторон представляет автор или интересы какой из держав, вовлеченных в региональные процессы, он защищает. По существу, все эти противоречивые оценки берут начало с традиционного непримиримого спора азербайджанских и армянских исследователей вокруг фундаментальных вопросов истории и географии азербайджанского и армянского этногенеза12.

Это обстоятельство создает известную сложность для объективного понимания сути конфликта, динамики его развития и перспектив разрешения. Как пишет американский эксперт по Южному Кавказу, профессор Одри Алтстадт, "стороны, вовлеченные в тот или другой спор, могут действовать на основе своих представлений или толкований истории, исследователи, однако, должны проявлять осторожность относительно этих представлений. Аналитики должны использовать контролируемые исторические источники и быть бдительными в отношении ловушек, связанных с политическим применением истории"13. Нельзя не согласиться с этим выводом американского ученого.

При этом мы убеждены в том, что объективный политический, исторический или правовой анализ проблемы не может быть проармянским или проазербайджанским, и именно с этих позиций необходимо оценивать вклад

12 Обзор споров азербайджанских и армянских авторов см: Astorian S.H. In Search of Their Forefathers: National
Identity and the Historiography and Politics of Armenian and Azerbaijani Ethnogeneses I Donald D.Schwartz and
Razmik Panossian. Nationalism and History: The Politics of State-Building in Post-Soviet Armenia, Azerbaijan and
Georgia. - Toronto: University of Toronto Press, 1994.

13 Altstadt Audrey L. О Patria Mia: National Conflict in Mountainous Karabagh I Duncan W.R., Holman G P, eds
Ethnic Nationalism and Regional Conflict. The Former Soviet Union and Yugoslavia. -1994. P.l 12.

предшествующих авторов в исследованность проблемы и всего комплекса вопросов, связанных с ней.

Возвращаясь непосредственно к обзору литературы по основной теме исследования, следует выделить работу министра иностранных дел НКР 1997-2002гг. Наиры Мелкумян "Нагорный Карабах: в поисках устойчивого мира", в которой рассматриваются возможности построения новой системы взаимоотношений в регионе на основе осознания общих интересов сторон. Автор обосновывает необходимость учета реалий политических трансформаций, имеющих место на Южном Кавказе и подтверждающих роль НКР "как полноценного участника процесса формирования и установления внутрирегионального равновесия сил"14.

Итогом многолетних исследований, в том числе и по проблемам статуса и безопасности Нагорного Карабаха, урегулирования нагорно-карабахского конфликта15 стала монография авторитетного эксперта по карабахской проблематике Рубена Заргаряна "Доктрина геополитики современной восточно-средиземноморской цивилизации". Внимание автора акцентировано, в частности, на проблеме урегулирования нагорно-карабахского конфликта как важнейшего фактора стабильности Восточно-Средиземноморской цивилизации. При этом Р.Заргарян выступает за "необходимость сохранения и юридического признания установившегося де-факто независимого статуса

'4 Мелкумян Н. Нагорный Карабах: в поисках устойчивого мира // Центральная Азия и Кавказ -1999. №3. С 61 15 См, например: Заргарян Р. Доктрина национальной безопасности Нагорно-Карабахской Республики // Мир, демократия и безопасность. - 1997. Август, №2. С. 13-17; Заргарян Р. Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики // Независимая газета. - 1996. 10 апреля. С.З; Заргарян Р. О государственном статусе Нагорно-Карабахской Республики // Азия и Африка сегодня. - 1997. №9. С.42-46.

Нагорно-Карабахской Республики, который является гарантией безопасности карабахского народа и фактором региональной стабильности"16.

Работа российского эксперта Андрея Арешева "Нагорный Карабах в региональной и мировой политике", посвященная анализу роли НКР в современных геополитических процессах в регионе, помогает объективному пониманию истинных мотивов политики региональных и мировых акторов, вовлеченных в миротворческих процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В предисловии к работе автор подчеркивает, что "НКР - наиболее состоявшееся по всем признакам и атрибутам "непризнанное государство", причем отнюдь не только в Кавказском регионе"17.

В этом же ряду необходимо выделить работы Н.Айрумян, Н.Алиева, А.Гуляна, Ж.Крикоровой, в которых исследуются вопросы становления государственности и обеспечения безопасности НКР, внешнеполитической стратегии и дипломатии, формирования институтов гражданского общества, легитимности избирательного процесса, восстановления и развития экономического потенциала республики, эффективности проводимых социально-экономических реформ18.

Объектом исследования являются общие закономерности в развитии непризнанных государств, их военно-политическая роль в системе региональных координат.

16 Заргарян Р. Доктрина геополитики современной Восточно-Средиземноморской цивилизации: Турецкая
угроза Восточно-Средиземноморской цивилизации. - СПб., 2004. С.34.

17 Арешев А. Нагорный Карабах в региональной и мировой политике. Сб. ст. - М., 2006 С.4.

18 См.: Айрумян Н. Гражданское общество, демократические выборы и карабахское урегулирование //
Центральная Азия и Кавказ. - 2003. №4. С.71-79; Айрумян Н. Экономика Нагорного Карабаха в поствоенный
период // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. №6. С.210-216; Алиев Н. Нагорный Карабах: сепаратизм и
легитимность выборов // Центральная Азия и Кавказ. - 2005. №5. С.128-134; Гулян А. Юбилей карабахской
дипломатии. Министерству иностранных дел НКР - 10 лет // Азат Арцах. - 2003.2 августа. С.4-5; Крикорова Ж
Нагорно-Карабахская Республика* 4 года в режиме прекращения огня // Центральная Азия и Кавказ. -1998 №1
С.133-141.

Предметом исследования являются процессы становления и укрепления государственности, политические институты, национальные интересы, внутри-и внешнеполитическая стратегия, безопасность Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства в условиях динамично развивающейся системы международных и региональных отношений.

Научная задача исследования заключается в разработке стратегии
развития и безопасности Нагорно-Карабахской Республики в качестве
самостоятельного военно-политического субъекта современных

международных отношений.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что, в условиях нарастания угроз дестабилизации ситуации вокруг непризнанных государств постсоветского пространства, в частности, вокруг Нагорно-Карабахской Республики, обоснование и реализация комплекса мер, направленных на формирование более устойчивой системы региональной стабильности и международной безопасности становится необходимостью и предполагает определение роли и места непризнанных государств в данной системе на основе анализа их стратегии.

Целью исследования является определение стратегии развития и безопасности Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

выявить основные проблемы, стоящие перед международным сообществом в процессе признания новых государств;

охарактеризовать основные этапы в развитии государственности Нагорно-Карабахской Республики;

дать оценку эффективности механизмов обеспечения безопасности Нагорно-Карабахской Республики;

раскрыть особенности формирования и реализации внешних связей Нагорно-Карабахской Республики в условиях непризнанности;

раскрыть характер и динамику формирующихся отношений НКР с влиятельными центрами современного мира;

выявить основные параметры политической стратегии по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в свете обеспечения безопасности НКР и региональной стабильности;

- обозначить концептуальные основы внешнеполитической доктрины
НКР.

Методологической основой исследования стал системный подход, позволивший подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, находящихся в едином процессе, высветить наиболее характерные особенности изучаемых явлений, установить их взаимосвязь и взаимозависимость. Данный метод позволил представить объект изучения в его единстве и целостности как составной части политической системы, что способствует нахождению "правил" между взаимодействием различных элементов этой системы. Кроме того, системный подход дал возможность фиксировать изменения в функционировании региональных отношений, обнаружить причинные связи таких изменений с эволюцией международной системы, выявить детерминанты, влияющие на поведение государств.

Автор использовал также междисциплинарный подход, поскольку в силу комплексного характера исследования, оно затрагивает не только сферу

политической науки, но и область права, экономики, социологии, истории международных отношений и военных наук.

В целях данного исследования особенно востребованным представлялось применение метода сравнения. С одной стороны, имелась необходимость сравнить процессы, связанные с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, особенностями военного противостояния, становлением государственности и обеспечением безопасности Нагорно-Карабахской Республики, с военно-политическими процессами которые протекают в других непризнанных государствах и конфликтных регионах, выявить общие и повторяющие явления, и в тоже время, выделить уникальность ситуации. С другой стороны, ставилась задача сопоставления реалий формирования внешних связей НКР с процессами, которые протекают в рамках современных межгосударственных отношений.

С применением элементов экспликативного метода (контент-анализа и ивент-анализа) проводился мониторинг политических событий, освещавшихся в различных источниках информации. Эти методы оказались достаточно эффективными в ходе отслеживания развития событий и выявления взаимозависимости между процессами выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений и их обоснованностью в складывающихся условиях развития военно-политической ситуации.

Теоретическая основа диссертации базируется на современном исследовательском материале, монографиях и трудах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций, в той или иной степени имеющих отношение к решению задач, поставленных в данном исследовании.

Источниковая база. При написании диссертации было изучено и проанализировано несколько групп источников.

В первую группу вошли правовые акты, закрепившие международно-правовой статус НКР, сформировавшие правовые основы жизнедеятельности республики в сферах обеспечения национальной безопасности, внешней и внутренней политики. Использованы тексты ряда международных договоров и соглашений, подписанных с участием нагорно-карабахской стороны. Кроме этих системообразующих внутри- и межгосударственных актов, создающих правовое поле для обеспечения сотрудничества НКР на международной арене и обеспечения ее безопасности, с целью сопоставления был исследован ряд законодательных актов, регулирующих внешнеполитическую деятельность других государств, а также документы международных организаций - ООН, ОБСЕ, Совета Европы.

Вторая группа источников - тексты выступлений, заявлений, обращений руководителей Нагорно-Карабахской Республики, Азербайджанской Республики и Республики Армении. Использование этих материалов дает возможность получать информацию о позиции руководства этих государств по ключевым вопросам развития современных международных и региональных отношений. В работе также широко использованы интервью руководителей НКР различным средствам массовой информации, а также материалы, опубликованные в специализированных изданиях МИД НКР ("Вестник Министерства иностранных дел НКР") и Постоянного Представительства НКР в Москве ("Карабахский курьер").

В следующую группу вошли материалы, опубликованные в различных средствах массовой информации. Даже, несмотря на политическую

ангажированность и пристрастность большинства современных СМИ, им нельзя отказать в оперативности освещения событий. Кроме того, большое количество периодических изданий и телевизионных программ дает возможность, сравнивая и анализируя информацию, получить в итоге объективную картину интересующего события. Особый интерес представляют публикации в таких российских изданиях, как "Коммерсант", "Независимая газета", "Ноев ковчег", а также в ряде армянских ("Республика Армения", "Голос Армении", "Новое время"), азербайджанских ("Бакинский рабочий", "Зеркало", "Эхо") и нагорно-карабахских ("Азат Арцах") периодических изданиях. В работе также широко использованы материалы ряда информационных агентств.

Наконец, в отдельную группу источников выделим личные наблюдения автора, который на протяжении последних десяти лет работы в системе Министерства иностранных дел НКР непосредственно принимал участие в разработке и реализации задач, связанных с проблематикой данного исследования.

Таким образом, основную часть источников составили документы законодательных и исполнительных органов власти Нагорно-Карабахской Республики, международные соглашения с участием НКР, документы международных организаций, программные заявления, выступления и интервью руководителей республики, материалы СМИ, а также личные наблюдения автора.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- установлено, что признание новых, уже фактически состоявшихся и отвечающих строго определенным критериям, государств не только не

нарушает стабильность и безопасность международной системы, но, наоборот, может способствовать укреплению и дальнейшему совершенствованию механизмов их обеспечения;

доказано, что безопасность Азербайджанской Республики, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения интегрирована, взаимообусловлена и взаимозависима, а разрешение нагорно-карабахского конфликта возможно исключительно в рамках полноценного переговорного процесса, нацеленного на создание безопасностных условий сосуществования в регионе армянского и азербайджанского народов;

установлено, что дипломатия непризнанных государств обладает рядом специфических особенностей, а внешнеполитический механизм во многом сконструирован в соответствии с общепринятой международной практикой и устоявшимися традициями;

- установлено, что в отличие от других непризнанных государств
постсоветского пространства Нагорно-Карабахская Республика проводит
многовекторную внешнеполитическую стратегию, нацеленную на
формирование устойчивого политико-экономического диалога с основными
центрами современного мира (Россией, Соединенными Штатами и
общеевропейскими институтами), развитие отношений с которыми,
рассматривается как один из важнейших инструментов для обеспечения
безопасности НКР;

- обосновано, что поддержание традиционно дружественных и
формирование союзнических взаимоотношений, лишенных конъюнктурных
колебаний, между Россией и Нагорным Карабахом, отвечает их долгосрочным
национальным интересам;

- представлен ряд документальных источников, который впервые
вводится в оборот российской политической науки.

Научные результаты, выносимые на защиту:

- авторское определение роли непризнанных государств в процессе
формирования устойчивой системы региональной и международной
безопасности и систематизация политико-правовых критериев по
"легализации" непризнанных, но фактически состоявшихся государств;

разработка концепции общности интересов Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха в сфере безопасности и переговорной стратегии по урегулированию нагорно-карабахского конфликта;

формы и методы реализации непризнанным государством внешних связей и систематизация внешнеполитических приоритетов Нагорно-Карабахской Республики.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование позволяет оценить эффективность стратегического курса Нагорно-Карабахской Республики на построение независимой государственности, а также усилий, направленных на обеспечение безопасности, устойчивого социально-экономического развития и усиление позиций республики на международной арене. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы для разработки внешнеполитической доктрины, концепции национальной безопасности НКР.

Одновременно результаты исследования могут быть полезными для анализа региональной политики и миротворческих инициатив различных международных акторов, вовлеченных в политические процессы на Южном Кавказе. В частности, выводы и положения исследования могут быть

применены в целях оценки динамики и перспектив взаимоотношений России и государств региона.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов по Кавказскому региону, разработке методических пособий, спецкурсов по региональной проблематике, по проблеме непризнанных государств. При этом ряд вопросов, обозначенный в работе, может стать предметом отдельных исследований.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, представленные в работе, были озвучены автором в ходе выступлений на "Круглом столе" по теме современные российско-армянские отношения (к 175-летию Туркманчайского договора), прошедшего в Дипломатической академии МИД России (декабрь, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции "Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство" (Тирасполь, 16-7 февраля 2006 г.), а также опубликованы в ряде академических сборников и в общественно-политических изданиях.

Результаты исследования были востребованы в ходе регулярных встреч экспертов по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Структура работы подчинена целям и основным задачам исследования и состоит из введения, двух глав, структурированных в шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций