Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Журавский Сергей Владимирович. Российский анклав : Возникновение, состояние и тенденции социально-политического развития. На примере Калининградской области РФ : диссертация ... кандидата политических наук : 22.00.05.- Москва, 2000.- 136 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-23/55-7


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Раздел 1. Исторические и политические предпосылки

возникновения российского анклава 15

Раздел 2. Состояние и тенденции социально-политического

развития российского анклава 39

Раздел 3. Международно-политический процесс и место в нем

российского анклава 79

Заключение 117

Список литературы



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены, произошедшие в Восточной Европе за последние десять лет, распад Советского Союза на ряд независимых государств, приведший в итоге к перекройке границ и изменению условий для сотрудничества в Европе и на пространстве бывшего СССР, привели к образованию в рамках Российской Федерации анклавной территории1 - Калининградской области. Российский анклав стал одним из наиболее продвинутых на Запад форпостов России, который отделен от нее Литвой и Белоруссией, окружен странами, лежащими на пути в Европу. Существование Калининградской области как анклавной территории России на Балтике, отягощенной собственными и общероссийскими проблемами, потребовало новых подходов к разработке и реализации программ ее социально-политического развития.

Руководством страны и области был разработан проект создания свободной экономической зоны (СЭЗ). Идея создания СЭЗ вписывалась в стремление российских демократов идти по пути социально-экономического и политического экспериментирования, поиска, в том числе и за рубежом, средств развития и перехода на рыночные механизмы. Местные власти за счет создания свободной экономической зоны стремились расширить свои полномочия в решении ключевых вопросов экономического и политического развития области.

Проблема развития Калининградской области в международно-политическом контексте также потребовала новых подходов к ее решению не только со стороны российского руководства, но и политиков государств балто-европейского региона. Требовалось определить концептуальные особенности внешнеполитической деятельности, совершенствования структур управления политическими процессами, места и роли российского анклава в структуре европейского международного сотрудничества.

1 Французское слово анклав (anklave) обозначает территорию или часть территории государства, полностью окруженную территорией одного или нескольких других государств.

Новизна возникших экономических и социально-политических проблем обусловила и различные подходы к их решению. Можно отметить два основных взгляда на развитие российского анклава, сложившихся в результате осложнения как экономической ситуации в России, так и изменения международно-политической обстановки в Европе.

Во-первых, во взаимодействиях Федеральной и областной власти наметился крен в сторону большей свободы и самостоятельности в решении судьбы области местными властями, что выразилось в установке на создание условий для "самодостаточного развития".

Эта точка зрения проявилась в результате, с одной стороны, упрощенного понимания механизмов и средств обеспечения суверенитета, значения международно-политических процессов, а с другой - проявлениями озабоченности местных властей перспективами развития области, слабой ее поддержкой, прежде всего финансовой, федеральным центром. Отсюда вытекал логический вывод - гарантией суверенитета анклава может стать только его всестороннее развитие, которое наиболее эффективно обеспечивается путем предоставления на местах особых полномочий. Во-вторых, это предоставление особого хозяйственно-экономического режима Калининградской области при опоре на федеральный центр, который бы обеспечивал интересы анклава, с сохранением в руках центра достаточно эффективных средств управления политическими и экономическими процессами. Такой подход позволял рассматривать перспективы развития области в широком международном контексте, строить отношения федерального центра и местных органов власти на общенациональном интересе, на основе тесного сотрудничества и взаимодействия. Однако это могло стать возможным лишь при условии, что федеральный центр эту цель будет рассматривать как одну из приоритетных. Как известно, такой вариант оказался малоосуществимым в силу ряда внутренних и внешних причин. До сих пор нет ясных и четких ответов на вопросы: каковы стратегические планы Центра по развитию своего российского анклава?

Каковы, с точки зрения федерального руководства, перспективы области в условиях быстро меняющейся международной ситуации в Европе? Каких концепций на сей счет придерживаются ответственные руководители самого анклава?

Неясность с ответами на эти и многие другие вопросы ведет к распространению в западных, местных и центральных СМИ различного рода домыслов о будущих судьбах Калининградской области. Речь идет о таких вариантах, как, например, радикальный - "продвинутый форпост России", "автономная республика Федерации", связанная в единый "еврорегион", или "Ганзейский регион Балтии", развивающийся под знаком "кондоминиума" прилегающих стран, и, наконец, самостоятельная "четвертая балтийская республика".

Все эти и другие варианты не имеют шансов осуществиться, если сохранится целостность и неделимость Российского государства. Однако их наличие указывает на срочную необходимость заново обдумать концепцию дальнейшего развития Калининградской области. Длительное невнимание к этим проблемам со стороны руководства России может привести к дестабилизации социально-политической ситуации не только в анклаве, но и на всем балтийском пространстве. Как отмечается & "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", "расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе создает угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных, ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной j эффективности многосторонних механизмов поддержания мира"1.

Предпринятая в настоящей диссертации попытка проанализировать!

/ і

причины возникновения российского анклава, его современное! социально-политической состояние, перспективы развития в свете) международно-политической ситуации в Европе, поможет комплексно) посмотреть на реальные проблемы Калининградской области, наметите

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года// Собрание законодательства РФ, № 52. М., 1997. - С. 10426.

пути решения острых экономических и социально-политических проблем региона.

Состояние и степень научной разработанности проблемы. Анализ источников, посвященных различным аспектам становления и развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации, позволил сгруппировать их по нескольким направлениям.

Во-первых, это официальные документы государственных федеральных и областных органов власти, позволяющих выявить концептуальные подходы к решению общих проблем региональной политики, а также функционирования российского анклава.

В документах, посвященных региональной политике российского государства1, рассматриваются ее содержание, принципы единства регионального и национального факторов, задачи региональной политики.

Несмотря на наличие "Основных положений региональной политики", в некоторых документах, в том числе и государственных, в выступлениях политических лидеров, депутатов, "региональное" подменяется "федеральным". Регион смешивается с субъектом Федерации, отождествляется с ним, что ведет к искажению сущности региональной политики, отрицательно сказывается на практике ее проведения.

Среди официальных документов, относящихся непосредственно к Калининградской области, следует назвать Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области (1996 г.); Указ Президента РФ от 18 мая 1995 года "О социально-экономическом развитии Калининградской области"; Указ Президента РФ от 7 ноября 1995 года "О 50-летии образования Калининградской области"; Федеральный Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (1996 г.); Постановление Правительства РФ от

1 См.: Основные положения региональной политики Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ 3 июня 1996 г. № 803; Концепция новой региональной политики. Материалы парламентских слушаний 6 февраля 1995 года. М., РИО аппарата Государственной Думы. 1995.

26 декабря 1995 года "Об утверждении Положения о Правительственной
комиссии по координации работ, связанных с жизнеобеспечением и
развитием Калининградской области"; Постановление Конституционного
Суда РФ по делу о проверке конституционности статей 23 и 24
Временного положения об обеспечении деятельности депутатов
Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением
Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года; Устав

(Основной Закон) Калининградской области Российской Федерации (1995 г.) и др.

В приведенных государственных актах раскрывается правовое обоснование и закрепляется статус Калининградской области, прежде всего как особой экономической зоны. Главная ее особенность, непосредственно установленная Законом о ней, - это режим свободной таможенной зоны, т.е. все товары ввозятся в область (и из российских регионов и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в анклаве товары вывозятся за его пределы также беспошлинно.

Другие важные привилегии особой экономической зоны только декларированы и требуют принятия дополнительных решений государственными органами власти. Так, предполагаются налоговые льготы российским и иностранным предпринимателям и инвесторам, но условия их предоставления не перечислены, размер льгот не установлен. Или: область может заключать соглашения с административно-территориальными образованиями других государств об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве, но эти соглашения вступают в силу только после их регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Также обстоит дело и с правом области устанавливать ограничения режима свободной таможенной зоны (вводить квоты на импорт) для защиты местных товаропроизводителей - они должны согласовываться с Правительством РФ. А такая процедура согласования достаточно длительна, что нередко ведет к упущенной экономической выгоде.

Однако, несмотря на некоторую непоследовательность и неопределенность, Закон об особой экономической зоне в Калининградской области все же играет важную стимулирующую роль для анклавного развития: усилилось внимание к области инвесторов; осуществляются зарубежные программы научно-технической поддержки; идет процесс интеграции области в балтийское экономическое пространство и т.д. Соседство с зарубежными странами дает возможность перенимать положительный опыт решения социально-экономических проблем анклава, учитывать возможные негативные последствия рыночных реформ.

Вместе с тем, более углубленного анализа требуют социально-политические процессы, протекающие в Калининградском анклаве, которые, в силу их специфики, не всегда своевременно и в полном объеме отражаются в государственных документах. Более оперативно они раскрываются в научных и периодических публикациях, которые в нашем исследовании составляют вторую группу источников.

Среди работ, посвященных анализу проблем региональной политики России, следует отметить публикации таких авторов, как Г.Р. Абдулатипов, СИ .Барзилов, Л.Ф .Болтенкова, Е.В Еремин, 3-М. Зотова, Е.В- Ларина, В.Н. Лексин, В.П. Любовный, Г.Т. Тавадов и др.1 В них с различных точек зрения раскрываются в теоретическом плане вопросы федеративных отношений, региональной политики, взаимоотношения центра и регионов, субъектов Федерации и т.д.

Однако недостаточно выясняется региональная политика как системное явление, включающая различные элементы, отношения, взаимосвязи между ними.

1 См.: Абдулатипов Г.Р. Россия на пороге XXI века: Состояние и перспективы устройства. М., 1998; Абдулатипов Г.Р., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., Республика, 1994; Еремин Е.В. Становление федеративных отношений в России: проблемы, основные направления. М., 1999; Зотова З.М. Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный уровни //Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный опыт. М., 1997; Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики: Учеб. пособие. Новосибирск, 1996; Лексин В.Н, Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997; Любовный В.П. Территориальное управление в условиях формирования рыночных отношений //Государство и право, 1999, № 9; Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты //Социально-политический журнал, 1997, № 1 и др.

Несомненный интерес представляют работы ученых и публицистов, проживающих в Калининграде и освещающих проблемы социально-политического развития анклава. Среди них, прежде всего, следует отметить монографии Г.М. Федорова, Ю.М. Зверева и B.C. Корнеевца1. В них дается сравнительный анализ уровня социально-экономического развития, политического устройства стран Балтийского региона и Калининградского анклава. При этом отмечается, что все соседи Калининграда, являясь государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, в то время как руководство области не имеет достаточных полномочий и теряет в оперативности принятия своих решений, согласуя их с Москвой. Вместе с тем, в этих работах не получили достаточного раскрытия политические проблемы анклава: деятельность политических партий и объединений, политические настроения и ориентации различных слоев населения и т.д.

Проблемы социально-экономического развития анклава

рассматриваются в публикациях В. Бильчака, А. Волика, А. Зимина, Ю.
Маточкина, Н. Медведева, Л. Смирнова, А. Телятникова и других2.
Авторы отмечают, что процесс рыночного реформирования в условиях
анклава протекает острее, чем в России в целом, что заметно отражается
на социальном положении и самочувствии жителей Калининградской
области. Анализу политической ситуации в анклаве и вокруг него
посвящены публикации А. Анисимова, 3. Барзилова, Ю. Берко, Л.

1 См.: Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец B.C. Балтийские сравнения и прогнозы: Сравнительный
экономический и социальный анализ развития Калининфадской области и постсоциалистических
стран Балтийского региона. Калининград, 1996; Их же. Российский эксклав на Балтике:
Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве. Калининград, 1997.

2 См.: Бильчак В. Калининградская область: федерализм и экономическое развитие анклавного
региона //Гуманитарные науки, 1995, № 1-2; Волик А. Пытаемся справиться с безработицей //Человек
и труд, 1995, № 11; Зимин А. За год похоронили население целого города //Калининградская правда,
1995,13 июля; Маточкин Ю. От выживания к развитию //Международная жизнь, 1995, № 6; Медведев
А., Смитов Л. Блеск и нищета янтарного края //Вести, 1995, 38, 30 марта; Телятников А. О концепции
экономической безопасности анклавного региона: Мнение //Калининградская правда, .1995, 18 мая и
ДР-

Вардомского, Л. Воробьевой, Н. Дашкевича, Д. Кириллова, В. Егорова, Е. Сорокина, В. Щепкина1 и других.

В диссертационных исследованиях Е.З. Еремина и СИ. Шишкина рассмотрены государственно-правовые проблемы регионализации, основные направления федеративных отношений2.

Несомненный интерес представляет кандидатская диссертация Ю.Н. Хмары, в которой рассмотрены сущность, особенности и пути совершенствования государственной региональной политики в современной России3.

Проблемы российского анклава находят отражение в публикациях зарубежных авторов, и в основном в них речь идет об экономических и геополитических аспектах отношений с Россией в целом и анклавом на Балтике, в частности4.

Таким образом, анализ научной и публицистической литературы позволяет сделать некоторые выводы. С одной стороны, в последние годы появилось значительное число работ, анализирующих различные аспекты развития российского анклава и прежде всего экономические и

внешнеполитические проблемы. С другой стороны, нет специальных работ, раскрывающих в единстве исторические, социально-политические

1См.: Анисимов А. Регион в аспекте международных отношений // Международная жизнь, 1995, № 6, Барзилов С, Чернышев А. Регион как политическое пространство //Свободная мысль, 1997, № 2; Берко Ю. Россия и Европа: состоится ли партнерство? //Свободная мысль, 1996, № 3; Вардомский Л., Ершов А. Международное региональное сотрудничество: шансы и перспективы Калининградской области //Внешняя торговля, 1996, № 1-2; Воробьева Л. Политический остров: Калининградская область в контексте геостратегических интересов //Открытая политика, 1995> № 1; Дашкевич Н., Кириллов Д. Россия уменьшает транзитную зависимость от стран Балтии, но отказаться от портов этих государств в ближайшем будущем ей не суждено //Финансовые известия, 1997, № 12; Егоров В. Интересы безопасности России и Европы на Балтике //Международная жизнь, 1995, №6; Сорокин Е. Ползучая аннексия калининградского анклава //Независимая газета, 1997, 14 марта; Щепкин В. Западный форпост России //Деловой мир, 1996,31 июля.

2 См.: Еремин Е.В. Становление федеративных отношений в России: проблемы, основные
напрвления. Автореферат дисс. канд. полит, наук. М. 1999; Шишкин СИ. Государственно-правовые
проблемы регионализации в РФ. Автореферат дисс. д-ра юрид. наук. Иркутск, 1996.

3 См.: Хмара Ю.Н. Государственная региональная политика в современной России: сущность,
особенности и пути ее совершенствования. Дисс. канд. полит, наук. М., 1999.

4 См.: Водо В. Создан балтийский общий рынок //Бизнес-Балтия, 1996, 17 июня; Гжеляк Г.
Трансграничные связи //Международная жизнь, 1995, № 6; Корона К. Граница должна помогать, а не
мешать сотрудничеству //Там же; Ольшевский 3. У нас хороший шанс //Там же; Vision and Strategies
Around the Baltic sea 2010. Copenhagen, 1994; The Baltic Region on resources, environment and
economy: Statistic Sweden, 1993; The Baltic Sea States. - Warsaw: Central Statistical Office, 1995 и др.

и международные проблемы Калининградской области как западного форпоста России. Такую попытку предпринимает автор настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования - является российский анклав в Балтийском регионе как узловой пункт сложного переплетения экономических, социально-политических и международных интересов России и ее ближних и дальних соседей.

Предмет исследования - исторические предпосылки становления российского анклава, процессы социального и политического развития в нем и вокруг него.

Цель диссертационной работы состоит в комплексном исследовании социально-политических проблем становления и функционирования российского анклава, его места и роли в международно-политических отношениях России и европейских государств.

Основные задачи исследования: рассмотреть исторические предпосылки возникновения российского анклава, объективные и субъективные факторы его образования; выявить и раскрыть особенности и содержание социальных процессов, протекающих в анклавной территории, их влияние на степень общественных настроений жителей области;

проанализировать возникающие в процессе проведения реформ политические проблемы региона, расстановку политических сил и их влияние на общественную ситуацию в анклаве;

исследовать положение анклава в современной международно-политической обстановке в Европе, состояние отношений с Германией, Польшей и Литвой.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также в законодательных и нормативно-правовых актах субъектов государственного и политического управления. Автор опирался на диалектико-материалистический анализ социальных явлений, принципы историзма, научного подхода к использованию

информации и всестороннего рассмотрения объекта и предмета исследования. На основе сравнительного социологического метода проведен анализ социальных и политических процессов, протекающих в России и ее анклаве, а также сравнение его состояния с положением в соседних балтийских странах.

Теоретические обобщения опирались на официальные источники -федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Российского правительства и областных органов власти, а также на материалы конкретных социологических исследований, проведенных во второй половине 90-х годов, в том числе с участием автора диссертации.

Эмпирической базой исследования стали нормативно-правовые акты и документы законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и Калининградской области, материалы научно-практических конференций, проведенных в Калининграде в 1995 и 1996 годах, а также международной конференции в Травемюнде (Германия, ноябрь 1996 г.), отечественных социально-политических исследований, публикаций в периодической печати.

Научная новизна диссертации определяется использованием социолого-политологического подхода при анализе возникновения, развития и перспектив российского анклава и состоит в следующем:

1. Теоретически осмыслен феномен российского анклава, решающей
предпосылкой образования которого явилось разрушение СССР. В
результате субъект Российской Федерации - Калининградская область -
оказался изолированным и удаленным от европейской части России на
600 километров. Анклавное положение области привело к тому, что на ее
территории фактически не выполняется ряд статей Конституции РФ (ст.
6, 8, 74), поскольку Основной Закон страны не отмечает наличия у
государства анклавных территорий. Этот политико-правовой казус
негативно отражается на социально-экономическом и политическом
положении Калининградской области и в целом Российского государства.

2. Проанализированы особенности и основные тенденции в
социальной сфере области. Автор приходит к выводу, что анклав в

результате поставгустовского кризиса 1998 года по многим показателям оказался в ряду самых неблагополучных регионов: за чертой бедности проживает около 40 процентов общей численностью населения области. Это, в свою очередь, порождает в общественном мнении тенденции к автономизации области, социально-экономическому "отрыву" от России и усилению "европейской" ориентации. Противопоставить развитию этих тенденций могло бы создание своеобразного режима наибольшего благоприятствования для Калининградской области, что укрепило бы социально-экономические связи анклава с Россией.

3. Показано, что жесткий финансовый кризис, прогрессирующее
обнищание населения и его недоверие как к федеральным, так и к
региональным органам власти, прежде всего исполнительной,
беспомощность областной администрации в вопросах стабилизации
социально-экономического положения являются факторами резкого
обострения политической ситуации в анклаве. В этих условиях необходим
активный поиск политических решений, в основе которых должно лежать
общее укрепление и развитие социально-экономической базы России в
качестве противовеса нарастающим европейским силам притяжения по
отношению к калининградскому анклаву.

4. Проанализированы место и роль российского анклава в
международно-политической обстановке, складывающейся в Европе.
Уникальное положение Калининградской области делает ее естественным
партнером в рамках формирующегося европейского политического и
социально-экономического сотрудничества. Последнее может стать
действенным средством в нейтрализации возможных негативных
проявлений со стороны государств с различной политической
ориентацией (Германия, Польша, Литва, скандинавские страны). При
взвешенной и глубоко продуманной внешней политике России
Калининградский анклав превратится в надежную опору, позволяющую
Российскому государству активно подключаться к системе европейской
интеграции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и управления как на федеральном, так и региональном уровнях, а также в материалах политических партий и общественно-политических движений. Сделанные в диссертации выводы и предложения могут оказать помощь ученым и специалистам, изучающим проблемы региональной политики, при разработке учебных курсов по политологии и политической социологии, подготовке практических занятий по проблемам социального и политического развития регионов и общества в целом, функционирования его политических институтов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на заседании кафедры социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета. Ее основные выводы нашли отражение в выступлении автора на конференциях и семинарах (Москва, 1998; Калининград, 1998, 1999). Ряд идей исследования был учтен при разработке Устава Калининградской области, а также использован в ходе практической деятельности автора в областной администрации и других управленческих структурах области.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций