Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Максимова Эльвира Владимировна. Формирование ключевых компетенций студентов ССУЗ в процессе изучения иностранных языков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Максимова Эльвира Владимировна; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО]. - Казань, 2007. - 206 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/3064


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1 Теоретические предпосылки формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков 13

1.1 Компетентностный подход в проектировании целей обучения иностранным языкам в системе среднего профессионального образования 13

1.2 Сущность и содержание понятия «ключевые компетенции» и опыт их формирования на занятиях по иностранному языку 40

.3 Критерии оценки и уровни сформированности ключевых компетенций в обучении иностранным языкам студентов ссуз 60

Выводы по первой главе 72

Глава 2 Педагогические условия формирование ключевых компетенций студентов ссуз средствами иностранного языка 77

2.1 Реализация педагогических условий формирования ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков 77

2.2 Программа и методика опытно-экспериментальной работы 112

2. 3 Ход и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 129

Выводы по второй главе 155

Заключение 159

Библиография 162

Приложение , 186 



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, происходящими в условиях рыночных отношений. Перемены в развитии общества определяют необходимость реформирования системы образования, в том числе и системы среднего профессионального образования. Одной из задач в условиях модернизации российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство, характеризующееся гармонизацией образовательных стандартов, учебных планов, специальностей в разных странах, ростом мобильности и сотрудничества преподавателей и студентов, формированием рынка образовательных услуг.

Важным положением Болонского процесса, к которому присоединилась Россия в 2003 году, является ориентация профессионального образования на конечный результат в виде фиксированного набора ключевых компетенций. Идея ключевых компетенций, выдвинутая экспертами Совета Европы, находит свое распространение и развитие в системе профессионального образования в Российской Федерации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основная цель профессионального образования определяется как подготовка специалиста, свободно владеющего своей профессией и ключевыми компетенциями, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию.

Новые требования ориентируют систему среднего профессионального образования на переход от традиционного подхода - к компетентностному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся. Ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент намерен получить такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и

благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Общество и производство заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к смене профиля производства, освоению новых технологий.

Идеи компетентностного подхода раскрываются в трудах В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, Г.И. Ибрагимова, И.А. Зимней, A.M. Новикова, Г.В. Мухаметзяновой, СЕ. Шишова и др. Основы компетентностного подхода исследовались в тесной связи с вопросами развития мыслительных способностей обучающихся, творческого мышления, умений решать проблемы (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Д. Дьюи), формирования познавательной самостоятельности, активной жизненной позиции обучающихся путем использования их потенциальных возможностей(Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдови др.), формирования «сквозных» компонентов образования личности, соответствующих наиболее общим элементам структуры деятельности (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, B.C. Леднев). Проблему формирования личностной и индивидуальной компетентности будущего специалиста, его профессиональной деятельности исследовали в 80-90-е годы XX столетия В.В.Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина и др.

Возрастание роли иностранных языков в формировании ключевых компетенций студентов ссуз обуславливается расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, банков. В связи с этим возникает необходимость в специалистах, способных к межкультурной коммуникации с целью осуществления деловых контактов и контрактов, заключения экономических соглашений с зарубежными партнерами, поддержания сотрудничества с предприятиями разных стран. Способность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается не только в овладении студентами коммуникативной компетенцией, но и ключевыми компетенциями в процессе изучения иностранных языков. Ключевые компетенции стимулируют студентов на практическое овладение языком, на овладение способами и технологиями исследовательской, самостоятельной работы, имеющей большое значение в условиях дефицита учебных часов, отведенных на изучение иностранных языков, и большой загруженности студентов занятиями по профилирующим дисциплинам в ссуз. Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики существует тесная взаимосвязь между уровнем сформированности ключевых компетенций и возможностью трудоустройства молодого специалиста.

Отдельные аспекты, отражающие роль иноязычной подготовки компетентных специалистов в учебных заведениях различного типа, раскрыты в исследованиях М.П. Архиповой, Т.В. Букиной, И.А. Зимней, Ф.М. Кадыровой, ЯМ. Колкер, А.С. Крыловой, Р.П. Мильруд, М.С. Митрюхиной, Е.И. Пассова, Т.М. Трегубовой и др.

Однако анализ теории и практики преподавания иностранных языков в ссузе показывает, что процесс обучения в основном ориентирован на формирование навыков чтения, перевода и пересказа профессионально-ориентированных текстов, расширение словарного запаса по специальности, в то время как современная педагогика делает акцент на формировании ключевых компетенций как основе развития у обучающихся способностей к практическому использованию иностранного языка и воспитания личности в целом.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у студентов ссуз ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков и неразработанностью педагогических условий их формирования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков.

Цель исследования: определить и обосновать педагогические условия эффективного формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков.

Объект исследования: формирование ключевых компетенций студентов ссуз.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному формированию ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков.

Гипотеза исследования: формирование ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков будет эффективным, если:

- выявлены критерии отбора и структурирования содержания учебного материала по иностранному языку, ориентированного на формирование ключевых компетенций студентов ссуз;

- разработана и реализована проектная технология формирования ключевых компетенций, в которой используются идеи модульной технологии;

- разработана технология мониторинга качества формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков.

Задачи исследования:

1. Определить состав и содержание ключевых компетенций студентов ссуз, формируемых в процессе изучения иностранных языков.

2. Разработать комплекс критериев отбора содержания обучения иностранным языкам, способствующий формированию ключевых компетенций студентов ссуз.

3. Разработать проектную технологию формирования ключевых компетенций студентов ссуз на занятиях по иностранному языку;

4. Экспериментально проверить эффективность применения разработанных педагогических условий формирования ключевых компетенций студентов ссуз на занятиях по иностранному языку.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические, педагогические концепции и теории, включающие: деятельностный и личностно-деятельностный подходы к обучению (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); теории педагогического проектирования целей профессионального образования (В.П. Беспалько, О.С. Гребенюк, Н.Н. Михайлова, Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, B.C. Щербаков и др.); современные концепции подготовки компетентного специалиста (И.Г. Агапов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Р.Х. Гильмеева, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, А.А. Пинский, Дж. Равен, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, СЕ. Шишов, Т. Бриттель, Н. Хомский, Т. Хофман, Д. Хаймз и др.); теория содержания образования (B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский); концепции коммуникативного обучения (И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепции гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (Л.А. Волович, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Л.П.Тихонова и др.); теоретические подходы к моделированию профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, Г.П. Щедровицкий); концепции проектного обучения (Дж. Дьюи, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильин, В.В. Копылова, Е.С Полат, И.Д. Чечель и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов ссуз; изучение деятельности студентов с помощью наблюдения, анкетирования, устных и письменных опросов; организация системы мониторинга; анализ существующих новых учебных программ, разработка учебно-методического пособия.

Ведущим методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой осуществлялась проверка гипотезы и апробация методических рекомендаций. В комплексе диагностических мероприятий применялись: педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; беседы, тестирование студентов и преподавателей; естественный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическая и аналитическая обработка данных эксперимента.

Экспериментальная база исследования: банковский колледж Камской инженерно-экономической академии и Набережночелнинский педагогический колледж.

Этапы исследования: диссертационное исследование проводилось в три этапа:

на первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялось изучение педагогического опыта на основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской литературы, соответствующего проблеме исследования; определялись исходные параметры исследования, предмет его изучения, а также структура, гипотеза, методология и методы; разрабатывались программа и методика эксперимента.

на втором этапе (2003-2006 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой была уточнена гипотеза в ходе пробного («пилотажного») эксперимента, апробированы педагогические условия формирования ключевых компетенций студентов ссуз; разрабатывались критерии отбора содержания дисциплины «Иностранный язык», ориентированные на формирование ключевых компетенций, создавалось учебное пособие «Устройство на работу в иностранную фирму» для студентов неязыкового колледжа, определено отношение студентов и преподавателей средней профессиональной школы к этой проблеме.

на третьем этапе (2006-2007 гг.) проводились анализ и обработка результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных данных, были сформулированы основные выводы и практические рекомендации, оформлен текст диссертации. Научная новизна исследования:

1. Уточнен состав ключевых компетенций в обучении иностранным языкам студентов ссуз, включающий, помимо знания предмета (когнитивной основы ключевых компетенций), виды иноязычной профессиональной деятельности студентов ссуз, а также социально-коммуникативные и профессионально-коммуникативные умения, необходимые для их овладения.

2. Выявлен комплекс критериев отбора содержания дисциплины «Иностранный язык», ориентированных на формирование ключевых компетенций студентов ссуз, а также соответствующие формы, методы и средства обучения.

3. Разработана и апробирована проектная технология формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков, предполагающая построение учебного процесса на блочно-модульной основе; обоснована методика изучения блок-модулей, способствующая формированию иноязычных знаний, умений и навыков в единстве с личностно-профессиональным развитием студентов ссуз.

4. Разработана технология мониторинга качества формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков, позволяющая обеспечить диагностику уровней сформированности ключевых компетенций на основе результатов наблюдения за учебной деятельностью студентов, выполнения ими проектной работы и ведения «языкового портфолио».

Теоретическая значимость исследования:

1. Определен состав, раскрыта педагогическая сущность и содержание ключевых компетенций, формируемых в процессе изучения иностранных языков.

2. Дано теоретическое обоснование педагогической технологии формирования ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков, опирающейся на идеи проектного и блочно-модульного обучения.

3. Расширены педагогические знания в области практического применения ключевых компетенций в изучении иностранных языков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по созданию технологии, формирующей ключевые компетенции в процессе обучения иностранным языкам, основополагающим элементом которой является проектная работа студентов. На основе данной технологии разработана и внедрена программа формирования ключевых компетенций на занятиях по иностранному языку, которая может быть использована преподавателями как на аудиторных, так и на внеаудиторных занятиях. Разработано учебно-методическое пособие для студентов ссуз на английском языке, основанное на методе проектов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе участия на Международных научно-методической (г. Новосибирск, 2005 г.) и научно-практической (г. Казань, 2005 г) конференциях; Всероссийских научно-практических конференциях (г. Барнаул, 2004, г. Казань, 2004, г. Набережные Челны, 2004); межвузовской научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 2005); отражены в журнале «Вестник Чувашского Университета» (г. Чебоксары, 2006), Казанском педагогическом журнале (г. Казань, 2007), а также в международном сборнике научных трудов (г. Воронеж, 2007). Ход и анализ исследования также обсуждались на заседаниях лаборатории методологии и теории среднего профессионального образования ИПППО РАО г. Казани, кафедры иностранных языков Камской инженерно-экономической академии г. Набережные Челны. Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивались личным участием автора в проектировании опытно-экспериментальной работы в банковском колледже Камской инженерно-экономической академии и Набережночелнинском педагогическом колледже. На защиту выносятся:

1. Содержание обучения иностранным языкам, способствующее формированию ключевых компетенций студентов ссуз, отбор которого производится на основе критериев соответствия требованиям практики (рынка труда); вариативности; репрезентативности и валидности отбираемого языкового материала (в отношении сфер, тематики и ситуаций профессиональной коммуникации); соответствия основным направлениям развития педагогической науки и лингводидактики; эффективности входящих в содержание и технологию средств, форм и методов обучения иностранным языкам.

2. Проектная технология формирования ключевых компетенций студентов ссуз средствами дисциплины «Иностранный язык», ориентированная на организацию учебного процесса на блочно-модульной основе. На основе данной технологии формирование ключевых компетенций осуществляется в процессе выполнения студентами поэтапно усложняющихся проектов (от репродуктивных к творческим), приближающихся к профессиональным. Разделение проектов на мини-проекты позволяет студентам освоить алгоритмы проектной деятельности и способствует их успешной адаптации на начальном этапе обучения иностранным языкам в ссуз.

3. Технология мониторинга качества формирования ключевых компетенций, ориентированная на комплексную качественную оценку коммуникативного поведения студентов в процессе изучения иностранных языков в ссуз и основанная на систематическом наблюдении за деятельностью студентов на занятиях по иностранному языку, тестировании, презентации проектов и оценке «языкового портфеля» студентов ссуз.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и включает 18 таблиц, 4 рисунка, список литературы из 236 источников, в том числе 21 - на иностранном языке, и 10 приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций