Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ефимова Галина Николаевна. История создания и перспективы модернизации пассажирского вагона в России : диссертация ... кандидата технических наук : 07.00.10 / Ефимова Галина Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ) МПС РФ].- Москва, 2009.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/1498


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

1. Развитие производства отечественных пассажирских вагонов 11

  1. Зарождение пассажирского вагонного хозяйства в дореволюционной России 11

  2. Совершенствование пассажирского вагоностроения в СССР 26

  3. Реорганизация производства пассажирских вагонов в постсоветской России 40

  4. Перспективы модернизации пассажирского вагона в условиях ускорения научно-технического и социально-экономического развития железнодорожного транспорта 49

Выводы 65

2. История создания и совершенствования кузовов пассажирских ва
гонов
70

  1. Совершенствование конструкции кузова и унификация его параметров 70

  2. Устройство и технические характеристики тепло- и шумоизоляции... 93

  3. Разработка архитектурно-планировочных решений в конструкции кузова и комплектация мебелью 100

Выводы 136

3. Развитие инженерных систем жизнеобеспечения в пассажирском ва
гоностроении
140

  1. Отопление и водоснабжение 140

  2. Системы освещения 163

  3. Устройства вентиляции и кондиционирования воздуха 179

Выводы 197

4. История создания и совершенствования технических устройств,

обеспечивающих плавность хода 199

4.1. Конструирование первых устройств обеспечения плавности хода в
конце XIX- начале XX вв 199

4.2. Создание устройств гашения колебаний вагонов в советский пери
од 206

  1. Совершенствование устройств обеспечения плавности хода на рубеже ХХ-ХХІвв 214

  2. Разработка методики выбора лучших вариантов тележек пассажирских

вагонов по технико-экономическому критерию 227

Выводы 245

Заключение 249

Список использованных источников и литературы 252

Приложения 261

Приложение 1. Перечень пассажирских вагонов, выпускаемых

ОАО«ТВЗ» 261

Приложение 2. Перечень тележек для подвижного состава магистральных

железных дорог 266

Приложение 3. Комментарии к «Программе развития пассажирских перево
зок в дальнем следовании до 2015 года» 267

Приложение 4. Акт об использовании результатов научных исследований
Г.Н. Ефимовой 269



Введение диссертации:

Актуальность проблемы. Пассажирский вагонный парк является одним из важнейших видов железнодорожного подвижного состава российских железных дорог. От его технического состояния и способности удовлетворять потребности в перевозках зависит качество обслуживания и своевременность доставки пассажиров, производительность и экономические показатели работы железных дорог.

Пассажирский вагон, являясь неотъемлемой частью пассажирского комплекса железных дорог, обеспечивает возрастающий спрос на сервисные услуги железнодорожного транспорта.

Сервис на транспорте - это «высококачественное обслуживание пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, включая обеспечение перевозок, предоставление комплексных услуг и выполнение дополнительных работ» [54, с. 12]. «Главной задачей транспортного сервиса является повышение качества перевозок и уровня транспортного обслуживания, завоевание необходимой доли рынка транспортных услуг» [54, с. 4].

Исследование основных историко-технических периодов и направлений формирования вагоностроения, создания и перспектив модернизации пассажирских вагонов на основе достижений научно-технического прогресса с 40-х гг. XIX в. по начало XXI в. позволяет определить критерии целесообразности их совершенствования для удовлетворения потребности населения в перевозках, является составной частью истории российской науки и техники и заслуживает специального научного рассмотрения.

Оценка качества пассажирского вагона характеризуется такими показателями, как комфортабельность и плавность хода.

Комфортабельность (удобство) пассажирского вагона обеспечивается единством конструкции кузова, планировки, дизайна и внутреннего оборудования [112, с.32].

Плавность хода характеризует динамические качества пассажирского вагона, исходя из условий физиологического воздействия ускорений и частот колебаний его кузова на организм человека [32, с. 166].

В настоящее время вагонный парк располагает потенциалом, способным поддерживать развитие транспортного сервиса и создавать различные модели обслуживания пассажиров в пути следования. Заводы отечественного вагоностроения приступили к созданию пассажирских вагонов нового поколения, которые отличаются повышенной комфортностью, надежностью и экономичностью.

Основной целью работы является определение тенденций модернизации отечественного пассажирского вагона на основе установления ис-торико-технических периодов и ретроспективного анализа направлений развития пассажирского вагоностроения с 1846 г. по 2006 г.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие научные задачи:

установлены основные историко-технические периоды и направления формирования отечественного вагоностроения, создания и модернизации пассажирского вагона в период с 1846 г. по 2006 г.;

выявлены критерии, определявшие целесообразность совершенствования конструкций кузовов пассажирских вагонов с 1870 г. по 2006 г. и инженерных систем жизнеобеспечения - с 1863 г. по 2006 г. с целью повышения комфорта и обеспечения безопасности перевозки;

определены тенденции совершенствования тележек с целью обеспечения плавности хода пассажирского вагона, с учетом повышения технических требований и потребительского спроса пассажиров в период с 1865 по 2000 гг.;

установлена номенклатура показателей технического уровня и качества тележек пассажирских вагонов, характеризующих плавность хода;

- выбраны лучшие конструктивные варианты тележек пассажирских вагонов.

Объектом исследования является пассажирский вагон и пассажирское вагоностроение.

Предметом исследования являются историко-технические периоды развития пассажирского вагоностроения; технические характеристики пассажирского вагона и его частей, изменяемые во времени.

Методология исследования основывается на применении междисциплинарного принципа, методов количественных оценок, прогнозирования, сравнительного, регрессионного и кластерного анализа, экспертных оценок и критериев выбора лучших технических решений, расчетных и экспериментальных данных.

В работе учтены методы исследования и опыт исторического анализа науки и техники железнодорожного транспорта и теоретические подходы, использованные при подготовке диссертаций, выполненных на кафедре «Инновационные технологии», на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 07.00.10 «История науки и техники», в том числе Пашковой Т.Л. «История и перспективы развития перевозок транзитных грузов на Транссибирской магистрали» и Шилиной Е.В. «История становления российской оптоэлектроники и ее применения на железнодорожном транспорте».

Историография.

Установлению периодизации истории развития техники, в том числе транспорта, в рамках общественно-экономических формаций посвящено коллективное исследование А.А. Зворыкина, Н.И. Осьмовой, В.И. Чернышева, СВ. Шухардина.

Историко-технические аспекты создания и совершенствования пассажирского вагона представлены в работах П.С. Анисимова, B.C. Виргинского, Г. Гюнтера, B.C. Наговицына, А.С. Никольского, Е.А. Сотникова, Л.А. Шадура и др.

Основополагающие аспекты создания и совершенствования отечественного пассажирского подвижного состава представлены в работах

ученых второй половины XIX в., в том числе Н.Л. Щукина, Н.П. Петрова, Н.Е. Жуковского и др. В публикациях в дополнение к экспериментальным методам определения размеров впервые применен научный подход к проектированию и расчету конструкций вагонов. В них впервые отражены организационные и производственные аспекты создания и совершенствования типов отечественного подвижного состава, выполнены первые расчеты прочности и надежности конструкции кузова. В работе В. Арциша комплексно описан пассажирский вагон 1870-1890-х гг.

Особенности технического развития кузовных конструкций вагонов в XX в. освещены в работах В.З. Власова, В.Н. Котуранова, Е.Н. Никольского, А.А. Попова, П.И. Травина, Л.А. Шадура и др. Исследования рессорного подвешивания и гасителей колебаний отражены в публикациях П.С. Анисимова, СВ. Вертинского, М.В. Винокурова, В.В. Лукина, А.А. Львова, А.А. Попова, В.Д. Хусидова, И.И. Челнокова и др. Безопасной, надежной и экономичной эксплуатации подвижного состава посвящены работы М.М. Болотина, Б.В. Быкова, А.А. Воробьева,, Н.С. Бачурина, А.В. Горского, В.В. Кобищанова, Л.Д. Кузьмича, В.П. Лозбинева, Е.Н. Никольского, Г.И. Петрова, П.А. Устича, В.П.Феоктистова, А.А. Хохлова и

др.

В работах М.В. Винокурова, А.Е. Зороховича, В.П. Егорова, Ю.М. Калымулина, А.З. Либмана, И.Ф. Пастухова, Б.Н. Ребрика, Ю.О. Фаерштейна и др. исследуется развитие систем жизнеобеспечения пассажиров в пути следования.

Источники. В качестве источников рассмотрены государственные и ведомственные нормативные документы, федеральные и отраслевые программы развития пассажирского вагоностроения.

При исследовании использованы документы фондов Центрального государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) и Российского

государственного архива экономики (РГЭА), посвященных отечественному пассажирскому вагоностроению.

Анализ источников и литературы дореволюционного, советского и постсоветского периодов развития железнодорожного транспорта показал, что вопросы строительства и совершенствования пассажирского вагона как комфортабельного транспортного средства получили достаточное отражение. При этом техническое состояние вагона оценивалось преимущественно с точки зрения его динамических характеристик, без привязки к потребительскому спросу пассажиров. Недостаточно представлена история совершенствования пассажирского вагона во взаимосвязи с социально-политическим и экономическим развитием общества. Практически отсутствуют сведения по внутреннему обустройству пассажирского вагона и оснащению его специальным оборудованием, определяющим качество пассажирского сервиса.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе системного подхода, комплексного историко-технического анализа пассажирского вагона и пассажирского вагоностроения России с 1846 г. по 2006 г., методов прогнозирования, методов экспертных оценок и технико-экономического критерия выбора лучших решений:

выявлены тенденции, влиявшие на организацию производства и модернизацию пассажирского вагона с 1846 г. по 2006 г., тележек пассажирских вагонов - с 1865 г. по 2000 г.; смену поколений техники отечественного пассажирского вагоностроения в рамках следующих историко-технических периодов: 1846 -1874 гг., 1875 - 1917 гг., 1918 -1945 гг., 1946 - 2006 гг.;

научно обоснована методом экспертных оценок номенклатура показателей технического уровня и качества параметров тележек пассажирских вагонов, характеризующих плавность хода;

- разработана методика выбора лучших конструктивных вариантов
тележек пассажирских вагонов (направлений их модернизации) по технико-

экономическому критерию с учетом предложенных показателей их технического уровня и качества.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней:

составлен прогноз развития вагоностроения;

обоснована возможность применения упрощенного метода определения интегрального показателя конкурентоспособности тележек пассажирского вагона по экономическим параметрам на стадии их проектных разработок;

получено уравнение регрессии для прогнозирования статического прогиба рессорного подвешивания тележек пассажирских вагонов.

Достоверность результатов работы основана на использовании

большого объема документов и других источников, корректном применении методов регрессионного анализа для оценки и прогнозирования исследуемых явлений. Достоверность выбора номенклатуры показателей для оценки технического уровня и качества тележек, характеризующих плавность хода пассажирских вагонов, подтверждена допустимым значением коэффициента конкордации (0,86) и его значимостью. Результаты выбора лучших вариантов тележек пассажирских вагонов (направлений их совершенствования) по предложенному технико-экономическому критерию подтверждены методом кластерного анализа.

Апробация работы. Основные положения и выводы по содержанию диссертации докладывались на международных и российских научно-практических конференциях: «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2002 г.), «Безопасность движения поездов» (г. Москва, 2005 г., 2007 г.), «Современные проблемы управления перевозочным процессом. Повышение качества подготовки специалистов и уровня научных исследований» (г. Москва, 2006 г.), «Наука - транспорту» (Москва, 2007 г., 2008 гг.).

Реализация результатов работы. Материалы исследования

используются в учебном процессе МИИТа при изучении слушателями курсов «Теория инноваций», «История науки и техники», «История

российской науки», «История техники», «История транспорта» (приложение 4).

Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 9 печатных работах, в том числе одна работа опубликована в издании, рекомендованном ВАК России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, структурированных по тематическому принципу, заключения, списка использованных источников и литературы, четырех приложений. Диссертация представлена на 269 страницах, включает в себя 39 таблиц, 10 диаграмм, 1 дендрограмму, 1 график и 104 рисунка. В библиографии насчитывается 114 наименований документальных и литературных источников.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций