Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Шквыря Елена Леонидовна. Конструирование задач как средство формирования математической компетентности учащихся 5-6 классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шквыря Елена Леонидовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Нижневартовск, 2009.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1355


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы конструирования задач в условиях компе-
тентностного подхода к обучению учащихся
12

1.1. Анализ теоретического состояния и практического опыта обучения в усло
виях компетентностного подхода 12

1.2. Математическая компетентность как структурообразующий компонент ма
тематической подготовки учащихся общеобразовательной школы 25

1.3. Модель формирования математической компетентности учащихся

5-6-х классов посредством конструирования задач 49

Выводы по первой главе 57

Глава 2. Методика формирования математической компетентности уча
щихся 5-6-х
классов посредством конструирования задач в процессе обу
чения математике 59

  1. Содержание и методические особенности формирования умений конструировать задачи у учащихся 5-6-х классов в процессе обучения математике 59

  2. Методика обучения конструированию математических задач как средство формирования математической компетентности учащихся 5-6-х классов 70

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 92

Выводы по второй главе 100

Заключение 101

Библиография 105

Приложения 118

Приложение 1 118

Приложение 2 137

Пр шоэюен ие 3 . 151



Введение диссертации:

Современный мир предъявляет новые требования к личностным качествам человека: сегодня необходимо быть самостоятельным и высококультурным, необходимо ориентироваться в сложных и подчас противоречивых ситуациях. Общество нуждается в гражданах, умеющих не только усваивать знания и приобретать умения и навыки, но и способных эти знания интерпретировать в соответствии с обстоятельствами, добывать их самостоятельно. «Качественные изменения в социальной структуре общества, развитие демократических начал в работе учебных заведений выявили противоречие между требованиями общества к личности гражданина и состоянием, эффективностью подготовки молодого поколения к жизни и деятельности в новой ситуации. Ускорение процесса обновления информации делает необходимым непрерывное образование. Общеобразовательная школа призвана при этом подготовить выпускника к постоянному пополнению знаний, повышению образованности» [3. С. 3].

Тенденция гуманизации школьного математического образования предполагает усиление в содержании элементов математических знаний, открывающих возможности для развития ребенка, обусловливает расширение содержания математического образования, новый подход к построению задач, ориентированных на развитие математического мышления. Модернизация образования требует переориентации методической системы обучения, математике с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на.формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию. Главная задача учащегося заключается не только в получении знаний о существующих в окружающем мире зависимостях, но и в овладении умениями^ творчески и самостоятельно учиться. В материалах модернизации образования ком-петентностный подход обозначен как одно из важных концептуальных положений обновления его содержания, целью которого является, обеспечение качества подготовки выпускников школы [87]. В стандартах основного общего обра-

зования по математике в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» говорится о том, что в результате изучения-предмета ученик должен знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Это и означает, что учащийся должен овладеть математической компетентностью. Компетентностный подход нашел отражение в трудах А.Л.Андреева [4], В.А.Болотова [12], Е.В.Бондаревской [13], А.Н.Дахина [31], И.А.Зимней [52], С.В.Кульневич [70], О.Е.Лебедева [71], Г.К.Селевко [88], А.В .Хуторского [106], И.СЯкиманской [121] и др. Большинство работ посвящено проблемам высшей школы, становлению профессиональной компетентности студентов.

Как сегодня реализовать компетентностный подход в средней общеобразовательной школе? Этот вопрос остается актуальным. Методисты считают, что развитию компетентности способствует расширение границ учебно-исследовательской работы обучающихся, выполнение ими творческих заданий в процессе, позволяющем сочетать знания, умения и опыт практической деятельности.

Можно предположить, что формированию математической компетентности, умений самостоятельно и творчески учиться способствует такая деятельность учащихся, в ходе которой происходит рождение «новой» для учащегося информации, создание нового «продукта». Деятельность по конструированию задач может способствовать формированию математической компетентности учащихся школы. Вопросы конструирования задач учащимися рассматривали такие ученые, как В.А.Далингер [30], О.Б.Епишева [40], А.Я.Цукарь [107], П.М.Эрдниев [117] и др. Анализ содержания действующих учебников и изучение опыта преподавания учителей позволяют говорить о недостаточном количестве заданий на самостоятельное составление задач учащимися, об отсутствии методик, способствующих формированию математической компетентности. Практика традиционного обучения не в полной мере способствует реализации идеи компетентностного подхода. Для его реализации необходима мето-

дика, согласно которой развитие ученика происходит в процессе его активного участия в обучении, в частности, в деятельности учащихся по конструированию задач. Эффективному внедрению такого подхода способствуют более ранние этапы обучения.

Анализ нормативных документов Министерства образования и науки РФ и исследование проблемы формирования математической компетентности учащихся позволили выявить следующие противоречия:

  1. между необходимостью формирования математической компетентности учащихся общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью соответствующего дидактического и методического обеспечения;

  2. между возможностями учебных предметов, в частности математики, для развития творческого потенциала у учащихся и недостаточной разработанностью методик, позволяющих эффективно использовать возможности конструирования задач.

Исходя из выявленных противоречий, подтверждающих актуальность исследования, нами была определена проблема исследования, состоящая в поиске путей организации процесса обучения математике, которые позволят формировать математическую компетентность учащихся 5-6 классов посредством конструирования задач.

Указанные противоречия и выявленная проблема определили тему диссертационного исследования: «Конструирование задач как средство формирования математической компетентности учащихся 5-6-х классов».

Объект исследования - процесс обучения математике в 5-6-х классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования - процесс формирования математической компетентности учащихся 5-6-х классов посредством конструирования математических задач.

Цель исследования - научное обоснование и реализация методики обучения учащихся конструированию математических задач, способствующей

формированию математической компетентности учащихся (на примере 5-6-х классов).

Гипотеза исследования такова: если в учебном процессе учащиеся 5-6-х классов будут вовлечены в деятельность по конструированию (составлению) задач, то это позволит формировать их математическую компетентность.

Для достижения поставленной цели в свете выявленной проблемы потребовалось решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретическое состояние и практический опыт вопроса реализации компетентностного подхода в современном российском образовании;

  2. уточнить сущность и компонентный состав математической компетентности учащегося; обосновать модель формирования математической компетентности учащихся 5-6-х классов;

  3. разработать комплекс заданий, направленный на формирование математической компетентности учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы;

  4. разработать и теоретически обосновать методику обучения конструированию задач, направленную на формирование математической компетентности учащихся 5-6-х классов;

  5. осуществить экспериментальную проверку методики обучения конструированию задач, определив эффективность ее использования Методологической основой исследования являются:

компетентностный подход в образовании (А.Л.Андреев, В.А.Болотов, С.Г.Воровщиков, А.Н.Дахин, И.А.Зимняя, СВ.Кульневич, О.Е.Лебедев, Г.К.Селевко, А.В.Хуторской, И.С.Якиманская и др.);

идеи деятельностного подхода к обучению (В.В.Давыдов, О.Б.Епишева, В.И.Крупич, Т.И.Шамова и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- теория и методика обучения математике в школе (Н.Я.Виленкин,
О.Б.Епишева, В.И.Жохов, Ю.М.Колягин и др.);

теоретические основы развития мыслительных процессов и использования задач в обучении (В.А.Далингер, Ю.М.Колягин, А.М.Матюшкин, Л.М.Фридман, И.М.Шапиро и др.);

концепция личностно ориентированного и дифференцированного обучения (В.А.Гусев, В.В.Фирсов, И.СЯкиманская и др.);

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций