Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Шерифзянов Рустам Шамилевич. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку (на примере подготовки художника-педагога) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шерифзянов Рустам Шамилевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 128 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Научные основы методики обучения академическому
рисунку в системе подготовки художника-педагога
11

  1. История возникновения академического рисунка, его учебные и творческие стороны 21

  2. Психолого-педагогические основы взаимосвязи «учебного» и «творческого» аспектов в процессе обучения академическому рисунку .

1.4. Выводы по материалам I главы 76

Глава 2. Экспериментальное исследование методов обучения
академическому рисунку, построенных на взаимосвязи «учебного» и
«творческого» аспектов
79

  1. Констатирующий эксперимент 80

  2. Поисковый эксперимент 113

  3. Обучающий эксперимент 138

  4. Выводы по материалам II главы 172

Заключение 174

Библиографический список 183

Приложение 195



Введение диссертации:

Проблема исследования и ее актуальность.

Русская академическая школа выпустила из своих «стен» немало
великих художников-графиков, живописцев, скульпторов,

архитекторов, декораторов, искусствоведов, педагогов. Своих успехов в учебе и в личном творчестве- они достигли благодаря свободному владению академическим рисунком.

Свободное владение рисунком предполагает длительный творческий процесс подготовки художника, в нашем случае -художника-педагога. К решению проблемы, которая в сущности сводится' к одному из важных положений теории и методики преподавания изобразительного искусства: «Обучение рисунку есть единство учебных и творческих задач», в разное время относились по-разному. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. К примеру, большой вклад в научную базу академического рисунка внесли' такие художники, как: Павел Петрович Чистяков, Илья Ефимович Репин, Михаил Васильевич Нестеров, Дмитрий Николаевич Кардовский и др. В начале 20 века отдельные аспекты проблемы творчества в рисунке рассматривали следующие художники-педагоги: Михаил Дмитриевич Бернштейн, Николай Эрнестович Радлов, Павел Яковлевич Павлинов, Борис Владимирович Иогансон, Александр Евгеньевич Яковлев.

С последними исследованиями в области обучения академическому рисунку можно ознакомиться в диссертационных работах таких авторов, как: A.M. Савинов, А.И. Иконников, А.И. Сухарев, Е.Л. Толстых, Б.Е. Оспанов, К.В Макарова, P.M. Золотухина, А.П. Дроздов. Первые фундаментальные исследования по проблеме формирования и развития учебных и творческих способностей были предприняты А.Е. Терентьевым и Н.Н.Ростовцевым. Эти ученые-

педагоги главным образом сосредоточили свое внимание и усилия на
теоретической разработке данной проблемы, указывая на

необходимость обоюдного решения учебных и творческих задач в академическом рисунке.

Результаты проведенных исследований по вопросу специальной
подготовки (рисунок) у абитуриентов, поступающих в различные
художественные вузы Российской Федерации, далеко не одинаковы.
Художественно-графический факультет Ml Л У по основной
специальной дисциплине - рисунок - в рейтинге 10 ведущих
художественных вузов страны: 1) Российская академия живописи,
ваяния и зодчества; 2) Санкт-Петербургский государственный
академический институт живописи, скульптуры и архитектуры; 3)
Московский государственный академический художественный

институт им. Сурикова; 4) Московский государственно-промышленный
университет им. Строганова; 5) Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия; 6) Московский

государственный университет печати; 7) Московский государственный* текстильный университет им. А.Н.Косыгина; 8) Московский архитектурный институт; 9) Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова; 10) Московский педагогический государственный университет - занимает стабильно 10 место. Это во многом объясняется тем, что на художественно-графические факультеты педагогических вузов Российской Федерации поступают, как правило, выпускники общеобразовательных и художественных школ с относительно слабой специальной подготовкой по базовой дисциплине - рисунок, в то время как в художественные высшие учебные заведения лучшие выпускники художественных училищ, колледжей, лицеев. Это обстоятельство вносит свои коррективы в методику обучения рисунку на художественно-

графических факультетах-, особенно на начальной стадии, когда педагогу приходится все внимание обращать, прежде всего, на- процесс овладения студентами основами изобразительной грамоты за счет решения элементарных творческих задач. В1 этой ситуации педагогу зачастую не до творчества. Однако история методики преподавания изобразительного искусства, художественная практика и результаты последних научных исследований в области-педагогики говорят о том, что такое положение дел необходимо менять.

Как показывает анализ современных выставок, по- рисунку и* графике, само реалистическое изображение претерпело существенное изменение: вполне достаточно сравнить рисунок ведущих мастеров 17-19 веков с современным рисунком, и мы увидим разницу. Поэтому в настоящее время перед методикой преподавания изобразительного1 искусства встают сложнейшие задачи: пойти по пути совершенствования методов обучения академическому рисунку; учить рисунку как творческому процессу осмысления- действительности* и ее отражения или обучать, опираясь только на научную базу; а может, есть третий путь, когда целесообразнее использовать научные основы обучения академическому рисунку в творческом/ понимании и взаимодействии.

Вопросы обучения академическому рисунку через призму взаимосвязи- учебного и творческого и являются проблемой нашего исследования. Для решения проблемы развития академического рисунка огромное значение имеет определение оптимального соотношения учебных и творческих задач в процессе обучения на художественно-графических факультетах. Академический рисунок позволяет изучить действительность в художественно-образной форме и дает большой импульс для развития творческих способностей рисующего.

Цель исследования - выявить, научно обосновать и

экспериментально проверить методы обучения академическому рисунку при подготовке художника-педагога, целенаправленно используя взаимосвязь «творческих» и «учебных» аспектов.

Объект исследования - процесс обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Предмет исследования - система методических средств обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах, направленных на более действенную взаимосвязь учебных и творческих задач.

Гипотеза исследования. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения рисунку будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения академическому рисунку использовать специальные упражнения и задания, методы и- целевые установки, такие как:

систематически и целенаправленно знакомить студентов с лучшими образцами мирового графического изобразительного искусства, в которых просматривается, хорошо читается взаимосвязь учебного и творческого аспектов;

знакомить студентов с различными техниками и материалами, способствующими пониманию взаимосвязи учебного и творческого рисунка;

знания о перспективе, теории теней, средствах рисунка, закономерностях строения натуры, анатомии должны носить ярко выраженный творческий характер;

активизировать у студентов чувственно-эмоциональное восприятие натуры во взаимосвязи с пространственно-объемным и линейно- конструктивным;

восприятие натуры и рисунка должно носить научно-

творческий характер;

научить студентов поэтапно осуществлять конструктивно-пластический замысел;

ставить задачи на выполнение не только обобщенных тональных зарисовок, но и детально проработанных рисунков.

Задачи исследования:

Теоретически проработать вопрос взаимосвязи «учебных» и «творческих» аспектов в психологии, педагогике и методике обучения рисунку.

Проанализировать опыт сложившихся традиционных методов обучения академическому рисунку.

Разработать методы активизации творческих способностей студентов и модифицировать систему освоения базовых знаний по учебному рисунку в целях повышения уровня умений и навыков на занятиях по академическому рисунку.

Разработать наиболее эффективную систему учебных заданий по академическому рисунку, направленную на развитие творческого потенциала студента и на повышение уровня учебного рисунка.

Раскрыть суть понятий «творчество», «академия», «обучение» как основополагающих в процессе создания художественного произведения.

Методологическую основу составляют ведущие положения художественной педагогики, психологии, истории изобразительного искусства и методики обучения изобразительному искусству.

Методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

экспериментальное исследование;

обучающий педагогический эксперимент;

анализ-программ по дисциплине "Рисунок" педагогических и художественных вузов;

знакомство с опытом ведущих художников-педагогов;

проведение бесед со студентами, преподавателями, художниками;

анкетирование студентов;

анализ практических работ студентов;

педагогическое наблюдение за деятельностью студентов.
Этапы исследования

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; определялась методология исследования, гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования; проводился констатирующий эксперимент, предприняты поиски эффективных путей и методов обучения академическому рисунку.

На втором этапе (2006-2007 гг.) проводился поисковый эксперимент; составлялась и апробировалась экспериментальная методическая система обучения академическому рисунку на основе взаимосвязи учебного и творческого аспектов; при помощи разработанных критериев проведена оценка студенческих работ, разработаны и проверены на практике основные задания и упражнения, а также методические приемы, способствующие более эффективному освоению академического рисунка.

На третьем этапе (2007-2008 гг.), завершающем, проводился формирующий эксперимент; сформулированы окончательные выводы эксперимента; проделана большая работа по внедрению результатов исследования в учебный процесс и оформлению диссертационного

исследования.

На защиту выносится: научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения академическому рисунку, включающая в себя цели, задачи, содержание, методы формы и средства обучения, основанная на следующих положениях:

— Непременным условием повышения профессиональной
подготовки студентов по академическому рисунку является установка на
образное осмысление натуры во взаимосвязи с овладением необходимых
учебных навыков и усвоением основных научных знаний в сфере
академического рисунка.

— Для повышения уровня знаний, умений и навыков необходимо
построить учебный процесс таким образом, чтобы на всех его этапах
выработка изобразительных умений и навыков шла параллельно с
творчески активным восприятием действительности студентами
художественно-графических факультетов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Разработана и экспериментально проверена методическая система обучения на основе взаимосвязи учебного и творческого аспектов, способствующих повышению качества академического рисунка.

Разработана система учебно-творческих заданий и упражнений, способствующих формированию специальных умений и навыков по созданию художественного образа.

Предложены и обоснованы критерии оценки студенческих работ по двум основным аспектам - учебному и творческому.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты способствуют решению проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов

при обучении академическому рисунку посредством взаимосвязи творческого и учебного аспектов.

Практическая значимость результатов' и выводов исследования заключается в разработке специальных заданий, упражнений, направленных на совершенствование и активизацию профессиональной подготовки студентов по академическому рисунку. Полученные результаты исследования могут использоваться для совершенствования* учебных программ по рисунку, для разработки наглядных методических пособий и учебников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

опорой на исследования в области психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и-искусствоведения;

избранной методологией и широтой констатирующих исследований;

экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике, в работе со студентами 1, 2 и 3 курсов в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе художественно-графического факультета МПГУ. Материалы исследования докладывались и проходили обсуждение на заседаниях кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета. Основные положения нашли свое отражение в публикациях по теме исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики и иллюстрации, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение включена программа обучения с 1 по 3 курс.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций