Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Шубина Татьяна Александровна. Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шубина Татьяна Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 259 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1220


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Становление православной проповеди как жанра._Исторический
экскурс и современное состояние
10

  1. Православная проповедь на Руси. Периодизация 12

  2. Типология и виды христианской проповеди в контексте обучения жанру.... 38

  3. Современная миссионерская проповедь 51

Глава П. Освоение теоретических основ жанра проповеди 70

  1. Риторические основы проповеди 70

  2. Жанровые признаки проповеди 84

  3. Специфика невербальных средств в создании и реализации проповеди 116

Глава Ш. Анализ образцов проповеди как начальный этап обучения 140

  1. Речеведческий' комментарий и анализ проповеди митрополита Антония Сурожского (Блума) 141

  2. Речеведческий комментарий и анализ проповеди протоиерея Артемия»

Владимирова 161

3*. Сравнительный анализ проповедей митрополита Антония Сурожского
(Блума) и протоиерея Артемия Владимирова (общее и индивидуально-автор
ское в создании проповеди) 179

Глава IV. Методика подготовки и произнесения проповеди 190

  1. Выявление уровня знаний о предмете студентов Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного универсиіета(конслшіфуюшийзкспфимент) 190

  2. Программа и методика опытного обучения 197

3. Результаты опытного обучения и выводы о наиболее эффективных

приемах подготовки студентов 211 \

Заключение 231

Источники 234

Исследуемый материал 234

Список использованной литературы 235

Приложения 244



Введение диссертации:

Актуальность исследования

В последние десятилетия заметно расширилась область распространения религиозной коммуникации, среди жестко регламентированных, «канонизированных» жанров которой особое место занимает православная проповедь. В настоящее время она становится более востребованной, поскольку она призвана противостоять бездуховности и псевдодуховности, в том» числе многочисленным оккультным и тоталитарным учениям.

Проповедь, несмотря на присущую ей строгую регламентацию, относится к активно развивающимся жанрам. Сегодня слово проповедника звучит не только в храме, перед прихожанами, но и по радио и телевидению. Миссионеры ездят по городам и селам, священники выступают на презентациях и освещают вновь открывшиеся государственные и частные учреждения; в некоторых учебных заведениях богословие вводится как отдельный предмет. Широкое распространение среди населения получила религиозная литература. Многие учреждения — образовательные, медицинские, места лишения свободы и прочие — активно взаимодействуют с Церковью и окормляются у духовенства. Следовательно, проповедь сейчас очень востребована.

Поэтому обучение жанру проповеди в последнее время приобретает большое значение. Задача научиться произносить проповедь для будущих миссионеров-проповедников выдвигается на первый план. В методике обучения названному жанру придается особое значение формированию коммуникативно-речевых умений, без которых немыслима деятельность пастыря-проповедника. Исследованию этих умений, формируемых в процессе работы над речевыми образцами, посвящены работы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, СИ. Львова, Н.А. Ипполитовой, Л.П. Федоренко и других.

Помимо этого в обучении жанру проповеди огромную роль играет гомилетическое наследие, чему посвящены учебники прот. А Ветелева, епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, проф. Н. Барсова, прот. М. Поторжинского и других, а также святоотеческая литература (творения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, митрополита Платона (Левшина), Феофана Затворника и других).

К сожалению, современная-миссия не всегда имеет успех у слушателей. На наш взгляд, нередко это вызвано не вполне корректным поведением верующих христиан, что приводит светских людей к неприятию слова Божия; поэтому в задачу современного проповедника входит изменение отношения невоцерковленных мирян к Православию. В' последние годы появились работы, затрагивающие нравственную сторону современной миссионерской проповеди, в связи с чем мы рассматриваем ее этический аспект (игумен Петр Мещеринов).

Практика показывает, что неумение студентов составить и произнести проповедь, использовать стилистические средства выразительности, соответствующие этому жанру, говорит о том, что методика обучения жанру проповеди пока не разработана. К тому же проповедь до сих пор не рассматривалась как речевой жанр. Так определилась тема диссертационного исследования: «Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру ввысших духовных учебных заведениях».

Под проповедью мы понимаем свидетельство о Христе и изложение Его учения.

Освоение жанра проповеди позволит студентам:

самостоятельно анализировать проповеднические образцы;

выявлять коммуникативные неудачи в проповеди;

составлять свои проповеди;

публично выступать с ними.

Объектом исследования являются специфика богословских жанров и методика их изучения в высших духовных учебных заведениях.

Предмет, исследования: жанр проповеди и методика его изучения.

Цели диссертационного исследования:

- систематическое изложение различных аспектов проповеди — истори
ческого, догматического, нравственного, риторического и методологического.
Целостный системный подход помогает обучать освоению этого жанра студен
тов — будущих проповедников и миссионеров. Рассмотрение проповеди с этих
позиций подводит студентов богословского вуза к самостоятельному созданию и

исполнению проповедей1, что является итоговой целью их обучения. Задача облегчается непрерывностью традиций христианской православной проповеди, богатым святоотеческим наследием и великолепным образцами проповедей современных миссионеров, которые мы сопоставляем в ходе изучения названного жанра;

- разработать методику обучения жанру проповеди будущих проповед
ников и миссионеров.

Гипотеза исследования:

Если определить необходимый минимум теоретических знаний по Гомилетике, разработать методику его реализации, обращаясь к анализу проповеднических образцов, представленных в виде мультимедийного текста, это позволит сформировать у учащихся коммуникативно-речевые умения и наиболее эффективно овладеть жанром проповеди.

Задачи исследования:

определить специфику жанрапроповеди;

вычленить индивидуально-авторское в исследуемых образцах;

выявить уровень подготовленности студентов к составлению* собственных проповедей;

повысить это уровень с помощью анализа проповеднических образцов лучших представителей* церковного красноречия;

Для проверки гипотезы и решения задач использованы следующие методы исследования:

Аналитические:

— анализ лингвистической, психолого-педагогической, психолингвисти
ческой, учебно-методической, гомилетической литературы;

речеведческий комментарий проповеднических образцов;

сравнительный анализ проповеднических образцов;

наблюдение за поведением проповедников в храмах;

Социопедагогические:

— анкетирование студентов;

— беседы с преподавателями гомилетики;

Экспериментальные:

— педагогический эксперимент (констатирующий и итоговый срезы,
опытное обучение);

Статистические:

количественный анализ экспериментальных данных;

метод математической статистики (Б.Н. Головин).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Предложена периодизация русской проповеди от начала христианизации Руси до наших дней;

  2. Дана классификация проповеди по формам и видам;

  3. Предложена характеристика проповеди с позиций жанра;

  4. Определены методические основы освоения-жанра проповеди.

Практическая значимость исследования:

— названы наиболее популярные и авторитетные проповедники совре
менности;

составлена и апробирована- программа изучения Гомилетики в духовных учебных заведениях;

разработаны методы и приемы изучения названного жанра;

выбраны и апробированы дидактические материалы, в том числе проповеднические образцы в виде мультимедийного текста, являющиеся наглядными образцами для подражания;

исследование представляет модель разбора.проповеднических образцов и предлагает в качестве анализируемого материла медиатекст;

в работе показано соотношение общего и индивидуально-авторского на конкретных примерах.

Организация и этапы исследования:

Начало работы над жанром проповеди было положено в 2003 году в магистерском диссертационном исследовании, выполненном под руководством

проф. З.С. Смелковой.

На следующем этапе (2004-2005 гг.) более глубоко изучались исторические, лингвистические,, речеведческие, философские, методические источники, результатом чего явилось выявление специфики жанра проповеди. Проводились констатирующие срезы, анкетирование учащихся, беседы с преподавателями гомилетики МДА. и МДЄ, разрабатывались и проводились занятия, с целью составления программы опытного обучения. Результатом этого этапа явилось выявление специфики: жанра проповеди и коммуникативно-речевых умений;, необходимых в процессе анализа и созданиягучащимися текстов проповедей:

Третий этап. (2006-2007 гг.) был связан с исследованием современного проповедничества: собирался и отбирался дидактический материал для анализа современных проповеднических образцов. Программа и дидактические материалы были обсуждены на аспирантских объединениях кафедры, риторики и культуры,речи Ml 11 У, назаседаниях этой кафедры. Результатом этого периода исследования явились публикации по риторике современной православной проповеди (см. список публикаций).

На четвертом этапе (2007-2008); проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Апробация исследования

Предлагаемая теория и методика работы над жанром проповеди была апробирована автором в процессе опытного обучения (2004-2007 гг.) в спецкурсе «Гомилетика» на I курсе Православного Євято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Материалы и результаты диссертационного исследования нашли отражение вб публикациях автора, обсуждались на аспирантских объединениях кафедры риторики и культуры речи МТП7У и на методических объединениях Духовного Перервинского училища.

Автор диссертации выступал с докладом «Современная православная миссионерская проповедь» на Рождественских чтениях в Духовном Перервинском училище.

Новизна; исследования заключается в том, что проповедь впервые рассматривается с позиций речевого жанра. Кроме того, проповедь никогда ранее

не изучалась, одновременно с разных позиций: исторических, догматических, нравственных, риторических, речеведческих и дидактических. Кроме того, проблема обучения жанру проповеди не рассматривалась с позиций методики преподавания.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Проповедь является одним* из речевых жанров, в то же время основным профессионально значимым жанром для проповедников и миссионеров.

  2. Проповедь является частью богослужения, что отличает ее от любого другого текста.

  3. Теоретические знания определяются жанровыми*признаками проповеди.

  4. В освоении названного жанра необходимо идти от конкретных образцов.

  5. Лучшая форма образца - медиатекст.

  6. Методика обучения жанру проповеди предполагает развитие от простого к сложному, от репродуктивного к самостоятельному, от самостоятельного — к осмыслению образца, от образца — к созданию своего текста.

  7. Жанр проповеди, очень традиционный, поэтому главное — не нарушать его, сохранить и обогатить.

Перспективы' развития

Проблема изучения проповеди как жанра и обучения этому жанру будущих миссионеров-проповедников должна исследоваться дальше. Предложенная система может быть реализована как спецкурс для будущих проповедников или найти место в существующих программах в виде частной профессиональной риторики.

Итак, в настоящей работе анализируются преимущественно форма и средства проповеди, используемые* разными благовестниками, соотношение общего и индивидуального в проповеди. «Однако такой анализ, — как утверждал В.П. Зубов, — имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое — единая Истина Церкви» [40, с. 8].

В системе других риторических жанров Руси проповедь — первый сложившийся жанр, самый древний и устойчивый, устный, обращенный, само-

бытный и традиционный. Важным фактором его становления была возможность письменной, а потом печатной фиксации слова, а значит, слово могло читаться людьми и передаваться поколениям. Эта возможность осуществлялась в монастырях - центрах духовной грамотности и хранилищах летописей и книг. Проповедь звучала для слушателей, пребывавших в храмах, а также записывалась для современников и сохранялась для потомков.

В мире есть высокие непреходящие истины. Проповедь призвана доносить эти ценности до сознания людей. Ее цель — не представить свод правил или запретов, а помочь людям раскрыть вечные истины и убедить их принять эти истины. Именно христианская православная миссионерская проповедь интересна тем, что помимо назидательного характера она являет характер действенный. Книга Деяний апостольских повествует о проповеди апостола Петра, возымевшей такое воздействие на слушателей, что число уверовавших и крестившихся после его речи было около трех тысяч человек. Наличие результата определяет успех проповеди в целом, поэтому рассмотрим также основные способы и средства организации восприятия, благодаря которым православная проповедь может быть наиболее действенной.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций