Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Базайченко Александр Викторович. Наскальное искусство скифской эпохи Горного Алтая : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Базайченко Александр Викторович; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Горно-Алтайск, 2009.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/384


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение

Глава I. Наскальное искусство Горного Алтая раннего железного века:

памятники и проблемы

1 Скифская эпоха в Горном Алтае ... 7

2 Этапы изучения наскального искусства и современные проблемы 27
Глава II. Образы наскального искусства скифского времени
1 Методика выделения изображений скифского времени. Хронология 56
2 Памятники скифской эпохи. Источниковая база 67

3 Ведущие образы и их интерпретация 78

Глава III. Петроглифы скифской эпохи как памятники духовной культуры
1 Наскальное и погребальное искусство 103

2 Памятники и образы наскального искусства как символы духовной

культуры 123

Заключение 132

Список источников 139

Литература 143

Приложение 181



Введение диссертации:

Актуальность темы. Наскальное искусство в современной науке является одним из важнейших видов археологических источников. Петроглифы Горного Алтая с конца прошлого века, начиная с работ А.П. Окладникова, стали самостоятельным направлением изучения в археологии. В настоящее время археологами Новосибирска, Горно-Алтайска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова и других городов, на территории Горного Алтая открыто и в разной степени изучено более 200 памятников наскального искусства (Кубарев, Маточкин, 1992). Среди них значительное место занимают изображения скифской эпохи середины и второй половины I тыс. до н. э. Изучению памятников наскального искусства посвящено огромное количество публикаций различного уровня: монографий, статей, тезисов и коротких сообщений. В этих работах решаются многие вопросы. Среди них: хронологическое определение наскальных изображений скифской эпохи, их стилистические особенности, характерные сюжеты; наметилась типология петроглифических памятников; прослеживается связь с предшествующим пластом искусства эпохи бронзы и последующим хунно-сарматским временем. Продолжается процесс открытия, и исследования новых памятников наскального искусства на территории российской части Горного Алтая (Республика Алтай) и сопредельных территорий Монгольской Народной Республики, Казахстана и Синьцзянь-Уйгурского национального района КНР, т.е. на территории Большого Алтая как природно-исторического региона Центральной Азии в древности.

Вместе с тем надо отметить, что нет пока обобщающей работы, посвященной исследованию- памятников, и образов наскального, искусства скифской эпохи Горного Алтая, рассмотрению его как части культурно-исторического комплекса, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

4 В результате резкого накопления за последние десятилетия материалов по наскальному искусству возникли новые задачи, среди них: необходимость обобщить материалы, накопленные по наскальному искусству скифской эпохи территории Горного Алтая, исследовать связь с пазырыкским искусством «звериного стиля» из погребальных комплексов, определить место и роль наскального искусства в культуре скифского времени Горного Алтая, общие черты и его особенности по сравнению с памятниками соседних территорий. Монографическое рассмотрение наскального искусства скифской эпохи дает возможность выделить стилистические особенности изображений скифского времени, проследить связь и различия с изображениями эпохи бронзы и последующего гунно-сарматского времени.

Объектом исследования является культура населения Горного Алтая скифской эпохи, предметом исследования - наскальное искусство скифской

ЭПОХИ:

Территориальные рамки исследования определяются территорией Горного Алтая как историко-географического региона Центральной Азии. По современному государственному и административному делению этот регион охватывает территорию Республики Алтай, частично Алтайского края (Россия), Восточно-Казахстанской области (Республика Казахстан), территорию Монгольского Алтая и известные памятники Синьцзянь-Уйгурского национального района КНР.

Хронологические рамки. Работа охватывает скифскую эпоху, которая подразделяется на такие периоды: бийкенский (раннескифский или аржано-майэмирский) конец IX - третья четверть VI вв. до н.э. и пазырыкский (скифо-сакский или скифо-сибирский) -VI - III вв. до н.э., т.е. середина и вторая половина I тыс. до н.э.

5 Цели и задачи исследования. Цель исследования — выделить и исследовать комплекс наскальных изображений, относящихся к скифской эпохе на территории Горного Алтая как природно-исторического региона.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1) обобщить, систематизировать и проанализировать имеющиеся
материалы по наскальному искусству скифского времени исследуемого
региона;

  1. проследить процесс происхождения и этапы развития наскального искусства скифского времени;

  2. проанализировать стиль наскального искусства скифской эпохи, выделить ведущие образы и рассмотреть их особенности;

4) сравнить образы, сюжеты и стиль наскального искусства с искусством
погребальных комплексов скифской эпохи;

5) исследовать семантику основных образов наскального искусства и
определить роль наскального искусства в духовной культуре населения
скифской эпохи региона Горного Алтая.

Методика исследования. В процессе сбора материалов и источников, а также первичной их обработки, применялись следующие методы: метод сравнительного анализа, специальные методы, применяемые в археологии, этнографии, искусствоведении и источниковедении.

Во время работы над историографией были применены методы: аналитический, дедуктивный, сравнительно-исторический.

Источники. В работе использованы»четыре группы источников:

  1. Источники опубликованные: памятники, комплексы наскальных изображений, открытые и опубликованные в разные годы.

  2. Источники не опубликованные, хранящиеся в фондах музеев: А) Из фондов «Музея Археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ» (Туэкта,

Бичикту-Бом коллекции №30,'37, 49). Б) Из фондов Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница» (Туэкта, Сеттерлю, Бичикту-Бом, Калбак-Таш, Джалгыз-Тобе — основной фонд, №2006-2157, 4046-4087, 4704-4705, 6061-6111, 7333). В) Из фондов «Национального музея Республики Алтай им. А.В.Анохина» (Бичикту-Бом, Калбак-Таш - научно-вспомогательный фонд коллекции №1046, 1047, 1048).

  1. Источники собственные, собранные в полевые сезоны 2006-2007гг. в Кош-Агачском и Онгудайском районах Республики Алтай (Карачат, Туэкта, Сеттерлю, Бичикту-Бом), хранящиеся на кафедре археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ.

  2. Вспомогательные источники: опубликованные материалы наскальных изображений сопредельных территорий, а также используются памятники изобразительного искусства из погребальных комплексов скифской эпохи Горного Алтая и Южной Сибири.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые наскальные изображения скифского времени Горного Алтая стали предметом комплексного исследования.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в археологических, исторических и культурологических исследованиях, в работах по истории, искусству Алтая, Сибири, Горного Алтая, при подготовке спецкурсов, лекций и учебных пособий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (разделенных на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций