Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Папушина Юлия Олеговна. Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Папушина Юлия Олеговна; [Место защиты: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики].- Москва, 2009.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/242


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Социологические воззрения Жана Бодрийяра 15

1.1. Теоретические истоки концепции Жана Бодрийяра 15

1. 2. Симулятивный проект Жана Бодрийяра 21

1.2. 1. От эпохи Возрождения до наших дней: четыре фазы развития

знака- четыре этапа истории общества 21

1.2.2. Симуляция и воображаемое 43

Выводы 51

Глава 2. Потребление в работах Жана Бодрийяра: систематизация и

прояснение основных понятий 53

2. 1. Критика политической экономии - критика капиталистического
общества 60-х гг. XX в 53

2.2. Мобилизация и потлач-две стороны одного потребления 64

2.3. Общество потребления в зеркале смыслов и представлений 70

2.4. Знаковая меновая ценность вещи: определение и механизм

формирования 76

2. 5. Мифы общества потребления: содержание и функции 81

2. 6. Потребление в зарубежной литературе 1960-х и 2000-х гг 89

Выводы 97

Глава 3. Смыслы потребления в СССР и в постсоветской России:
сравнительный анализ
99

3. 1. Идеология потребления в СССР: дискурс и факты 101

3. 2.«Запад» и «столица» - ключевые образы советского потребления.. 112

3. 3. «Деньги» - ключевой образ постсоветского потребления 121

3. 4. Особенности образа потребления в постсоветской литературе 128

Выводы 132

Заключение 134

Список литературы 136

Приложение 1. Биография Ж. Бодрийра 150



Введение диссертации:

Диссертационная работа посвящена исследованию творчества современного французского мыслителя Жана Бодрийяра (20. 07. 1929 - 06. 03. 2007).

Актуальность работы. Выбор данной темы обусловлен двумя обстоятельствами. Первое - важность идей Жана Бодрийяра для современной социальной теории. Они оказали влияние на такие отрасли социального и гуманитарного знания, как исследования потребления, культуры, масс-медиа и практики современного искусства, тендерной проблематики, власти и т.д. Редкие работы по теории коммуникации, социологии потребления и истории современной социальной мысли обходятся без ссылок на работы французского мыслителя.

Однако в российской социологии крайне немногочисленны работы, посвященные анализу, прояснению и систематизации основных понятий концепции Бодрийяра, учитывающие теоретические истоки и влияние исторического контекста на идеи этого мыслителя. Провести эту работу необходимо по следующим причинам:

  1. Мировоззренческая позиция Бодрийяра, определившая его концепцию потребления, крайне редко осмыслялась самим мыслителем, поэтому часто остается непонятным возникновение тех или иных идей, проблем и положений в его концепции;

  2. Между ранними работами Бодрийяра, посвященными собственно потреблению, и поздними работами, касающимися симулятивного проекта, неочевидна взаимосвязь, что приводит к своеобразному раздвоению в восприятии концепции французского мыслителя;

  3. Важно осмыслить и оценить влияние движения протеста 60-х гг. во Франции на содержание основных понятий концепции Бодрийяра.

В современной социологии потребления имеет место ситуация, когда исследователи концентрируются главным образом на первых работах Жана Бодрийяра, посвященных преимущественно критике общества потребления,

сложившегося во Франции в 60-х гг. XX в. Однако такой подход оставляет в тени значительное количество текстов, которые, не являясь в полном смысле социологическими, имеют большое значение для понимания бодрийяровских представлений о потреблении. В этой связи, постоянную для творчества Бод-рийяра тему потребления необходимо рассматривать, с одной стороны в контексте его более поздних работ, с другой стороны, учитывая интеллектуальные истоки и исторические условия формирования бодрийяровских идей.

Второе обстоятельство, с которым связан выбор дайной темы, заключается в том, что, несмотря на признание российскими учеными вклада Бод-рийяра в современную социологию потребления, практически отсутствуют серьезные попытки применить идеи Бодрийяра для анализа процессов потребления в России. Хотя российское общество находится сейчас как раз в той ситуации, когда анализ «смысла и его нарушения» и «истолкование их (предметов) в терминах социальной логики», к чему призывал Бодрийяр, являются особенно актуальными. Дело в том, что процессы трансформации, которые на протяжении 18 лет идут в российском обществе, сильно изменили сферу вещного потребления. Однако оценок того, как эти процессы повлияли на такой аспект потребления как его смыслы и образы крайне мало.

Современное российское общество характеризуется переходным образом жизни, в котором нашли место элементы, представляющие столь разные исторические эпохи, типы обществ, культур и социально-экономических систем, что они часто плохо сочетаются между собой [92, 271]. Иными словами, смысловое пространство потребления в современном российском обществе включает как смыслы советского периода, так и новые элементы. Актуальность понимания смыслов потребления, свойственных переходному образу жизни, является отнюдь не сиюминутной, так как такой образ жизни может затянуться на несколько десятилетий [93, 39].

Степень изученности проблемы. В социологической литературе, как в зарубежной, так и в российской, сформировалось разделение всего корпуса текстов изучаемого автора на две равные по значению части. Первая часть -

работы, связанные с проблематикой потребления, вторая часть — работы, посвященные исследованию оснований общества и симуляции как принципу функционирования социума.

Возникло как бы два разных Бодрийяра, которые и изучаются разными исследователями. Каждый из двух аспектов творчества Бодрийяра отнюдь не обделен вниманием со стороны ученых. Автор данной работы опирается на анализ различных аспектов творчества Бодрийяра, который осуществлялся Г. Геноско, Д. Ксллнером, А. Крокером, С. Лэшем и Р. Бойпом, У. Меррином, Д. Рубенштейн, Ф. Кюссе и другими [60; 123; 129;126; 130; 132; 133; 142].

Следует также отметить вклад в «бодрийяроведение» переводчиков, делавших работы Бодрийяра доступными для англоязычного и русскоязычного читателя. М. Постеру и С. Н. Зенкину принадлежат не только переводы, но и статьи, содержащие авторскую оценку места бодрийяровской теории в современной социальной мысли [140; 49]. Особняком стоят работы В. Н. Фурса, А. А. Грицанова и Н. Л. Кацука [117; 33], которые выполняют функцию популяризации и прояснения бодрийяровских идей для неподготовленного читателя.

Бодрийяр серьёзно повлиял, главным образом, на англоязычных авторов П. Корригэна, Б. Миллота, С. Морравски, А. Аппадураи и Дж. Ритцера, а в их лице - на англоязычную социологию потребления [125; 136; 140; 138; 142]. Благодаря перечисленным ученым идеи Бодрийяра стали важной частью современной социологии потребления. Аналогичная работа в России была осуществлена В. И. Ильиным, В. В. Радаевым и Я. М. Рощиной [51; 52; 91; 82].

Цепью работы является оценка применимости бодрийяровской концепции для анализа смыслов потребления в советском и постсоветском обществах. Для этого необходимо провести анализ социологического аспекта творчества Бодрийяра, систематизировать и интерпретировать понятия, которые данный автор предлагает для анализа феномена потребления в современном обществе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить социологический аспект понятий, составляющих основу концепции Бодрийяра;

  2. Выявить влияние общесоциологических взглядов Бодрийяра на его интерпретацию потребительской проблематики;

  3. Определить, в чем заключается специфика подхода, использованного Бодрийяром для анализа потребления;

  4. Определить, какие понятия бодрийяровской концепции и насколько применимы для эмпирических исследований потребления;

  5. Применить понятия, предложенные Бодрийяром, для анализа смыслов потребления в советском обществе;

  6. Применить понятия, предложенные Бодрийяром, для анализа смыслов потребления в постсоветском обществе.

Научная новизна работы заключается в том, что:

  1. Проведена систематизация и дана новая социологическая интерпретация основных понятий теории Бодрийяра (таких, как «симулякр», «символическое», «масса», «мобилизованное» и «потлачеобразное» потребление, «знаковая меновая' ценность»), а также выявлено значение концепции французского мыслителя для современной социологии потребления;

  2. Предложена оригинальная трактовка симуляции, которая заключается в понимании симулякров как коллективных образов и смыслов, характерных для повседневной жизни различных социальных групп, представлений индивидов, идеологии и искусства, отличительной особенностью которых является большой вес иллюзорных, воображаемых представлений, мечтаний;

  3. В результате проведенного анализа образов и смыслов официальных и неофициальных потребительских дискурсов в со-

ветском обществе, в потребительских практиках этого периода было выявлено существование симулякров и показана важность их роли;

4. При сравнении образов и смыслов (в том числе и симуля-тивных) советского и постсоветского потребления выявлена их преемственность, а также изменения, связанные с трансформационными процессами в российском обществе. Объект исследования.

Объектом исследования являются тексты трех типов. Первый тип — это тексты Бодрийяра, значимые, во-первых, для понимания общей интеллектуальной эволюции изучаемого автора, во-вторых, для понимания его взглядов на общество, в-третьих, для понимания его представлений о потреблении. В число этих работ входят: «Система вещей» (1968), «Общество потребления. Его мифы и структуры» (1970), «К критике политической экономии знака» (1972), «Зеркало производства» (1973), «Символический обмен и смерть» (1976), «В тени молчаливого большинства или Конец социального» (1978).

Второй тип текстов - это произведения французских и российских писателей, посвященные роли и месту потребления в современном обществе середины и конца XX - начала XXI вв. Французская литература представлена следующими произведениями: Э. Триоле «Розы в кредит» (1959), Ж. Перек «Вещи» (1965), С. де Бовуар «Прелестные картинки» (1966), Ф. Бегбедер «99 франков» (2000), К. Орбэн «Шмотки. Роман из мира моды» (2002).

В советской литературе тема потребления затронута в таких произведениях, как: Ю. Трифонов «Старик» (1978), «Обмен» (1969) и «Дом на набережной» (1976), сборник рассказов С. Довлатова «Компромисс» (1981), романы А. Кабакова «Все поправимо. Хроники частной жизни» (2004), В. Аксенова «В поисках грустного беби. Роман об Америке» (1986), В. Сорокина «Очередь» (1985). Современная российская литература, затрагивающая проблематику потребления, представлена романами С. Минаева «ДухІезБ»

(2006), О. Робски «Casual» (2004) и «День счастья - завтра» (2005), В. Пелевин «Generation Р» (1999) и серией иронических детективов Д. Донцовой (1999-2008).

Третий тип текстов - результаты опубликованных исследований советской идеологии потребления и смыслов потребления в советском и российском обществах А. И: Тихомировой, О. Ю. Гуровой, Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, Л. Горалик, Е. Ю. Герасимовой, С. А. Чуйкиной, С. А. Ушакина, Б. А. Грушина, Л. Н. Жилиной, А. А. Овсянникова, И. И. Петтай, И. М. Римашевской, Ю. А. Левады. Акцент в исследовании был сделан на анализ качественных данных.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются общесоциологические взгляды и концепция потребления Бодрийяра.

Практическая значимость.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании соответствующего раздела курса «История социологии» и «Социология потребления», а также послужить теоретической основой для эмпирических исследований в области социологии потребления.

Методологическая основа.

В трудах представителей российской историко-социологической школы заложено представление о существовании в социально-научном сознании «кризисного» и «стабилизационного» типов [51, 14]. В диссертационной работе Бодрйияр рассматривается как яркий представитель «кризисного» типа социально-научного сознания, которое акцентирует проблематику конфликта и дезинтеграции, критикует «сциентистски-технократическое «овеществление» и «отчуждение» человека в условиях «потерпевшей неудачу» западной цивилизации» [53, 139].

Поскольку сам Бодрйияр не оставался в рамках той или иной из множества социологических парадигм, к которым он обращался в поисках наиболее адекватных категорий для выражения своего замысла (неомарксизм,

социология сакрального, семиотическая традиция, экономика дара), было бы некорректно анализировать его работы, ограничиваясь рамками одной теории. В то же время Бодрийяр не создал собственной методологии анализа социальной реальности.

Говоря о методологии теоретического анализа, следует, прежде всего, сказать о том, какова интеллектуальная позиция автора^ диссертации по отношению к теоретизированию Бодрийяра. Позиция исследователя здесь заключается в том, чтобы, не становясь продолжателем дела Бодрийяра, его адвокатом или обвинителем, понять, каково значение концепции Бодрийяра для истории социологии, и такой ее области, как социология потребления. При работе с текстами Бодрийяра этот, казалось бы, тривиальный вопрос, имеет вполне практический смысл. Дело в том, что,стиль письма и теоретизирования французского мыслителя обладает способностью очаровывать и навязывать свой язык, поэтому необходимо осторожно относиться к декларациям, самоназваниям и самоопределениям, которые исходят от самого Бодрийяра.

Социологический анализ потребления, который предпринимает Бодрийяр, очень близок традициям понимающей социологии, основы которой были заложены М. Вебером. Казалось бы, апелляция к подходу, в основании которого лежит мотивированность, осмысленность и ориентированность деятельности действия на других, которое предполагает активного субъекта, входит в противоречие с иррациональностью-Бодрийяра, его заявлениями о смерти социального. Однако анализ потребления в работах Бодрийяра представляет собой именно проникновение в типичные смыслы, значения и образы, которые характерны для.обыденного сознания граждан общества потребления, а также их интерпретацию.

Анализ работ Бодрийяра, нацеленный на выявление подхода, которым он пользуется для исследования функционирования смыслов потребления в современном ему западном обществе, привел нас к выводу о том, что бод-рийяровская симуляция — часть более широкого понятия «воображаемое».

Оно имеет значительную историю разработки, вклад в которую внесли такие авторы как Г. Башляр, Ж. Лакан, Ж. Ле Гофф и С. Жижек [7; 8; 61; 44; 45]. Социологический аспект воображаемого заключается в том, что оно — «феномен коллективный, общественный и исторический», существующий как «коллективные образы», выраженные в словах и сюжетах, в художественной продукции и литературе [61,10 - 11].

Применение концепции французского мыслителя к анализу современного потребления не предполагает поиск в современной России тех же самых смыслов и образов, которые обнаружил Бодрийяр во французском потреблении середины XX в. Задача автора диссертации - в том, чтобы, используя категорию симулякра, обнаружить характерные для постсоветской России образы и смыслы, выявляя отличие последних как от бодрийяровских, так и советских. Смыслы и образы советского и постсоветского потребления анализировались нами под особым углом зрения, а именно: какова в них доля воображаемого, и как оно влияет на реальное потребительское поведение индивида.

Эмпирическая часть диссертационной работы представляет собой вторичной анализ материалов эмпирических исследований смыслов потребления в советском обществе и в постсоветской России. Применение любых теоретических построений для эмпирического исследования определенного объекта предполагает выделение в нем индикаторов, которые отражают наличие и выраженность изучаемого свойства. В данном случае термин «индикатор» можно использовать лишь условно, обозначая им те измерения, в которых проявляет себя «воображаемое». Сюда входят: во-первых, область смыслов потребления, которые артикулируются самими потребителями; во-вторых, область идеологических смыслов, которые высказываются различными группами по поводу потребления; и, в-третьих, смыслы потребления, которые отражает литература, относящаяся к изучаемому периоду. Использованные в работе методы исследования.

В силу теоретической специфики диссертационной работы основным методом исследования является историко-социологическии и теоретический анализ. Перечисленные выше теоретические работы Бодрийяра анализировались методом деконструкции текстов, который заключается в выявлении истоков используемых Бодриияром понятий, новизны, внесенной французским мыслителем, и влияния исторического контекста па их содержание.

Литературные произведения исследовались с помощью качественного анализа текстов. Вначале были выделены смыслы потребления, которые артикулировались в произведениях (единицы анализа), затем эти смыслы были индуктивно обобщены в группы, что позволило сформировать категории анализа. Анализ результатов исследований и отечественных литературных произведений шел параллельно, что позволяло сопоставлять получаемые результаты и корректировать выводы. Положения, выносимые на защиту.

  1. Работы Бодрийяра о потреблении и его работы, посвященные знаку и гиперреальности, исходят из разных интерпретаций симуляции. Определение симуляции в ранних работах о потреблении как воображаемого, продукта идеологизированного сознания эволюционировало в поздних работах к трактовке ложной, «испорченной» копии, которая вытесняет из социальной реальности истинные объекты и поэтому является злом.

  2. Эволюцией в понимании понятия симуляции объясняется трансформация бодрийяровских представлений об обществе от его определения как тех но структуры (то есть совокупности людей, ,а также присущих им потребностей и способностей, включенных в систему промышленного производства) к раздвоению социального на ложное (симуляция и все, что с ней связано) и подлинное (иррациональное, сакральное и жертвенное).

  3. Специфика анализа потребления в работах Бодрийяра заключается в том, что он (в отличие от Дж. Гэлбрейта, А. Турена, Э. Тоффлера) переносит акцент с изучения структуры потребления, его объемов, влияния на него

изменений в способе производства, на анализ иллюзорного аспекта представлений- смыслов-и образов, которые формируются в обыденном сознании гражданина общества потребления.

  1. В потреблении советской эпохи главную роль играл симулякр1 Запада. Страна происхождения потребляемых симулякров Запада была прямо связана с социальным статусом*и уровнем.доходов и являлась критерием престижа. Представления- о Западе, к которым отсылали симулякры, формировались из неполной информации, потребления г кинопродукции и вещей, которые проникали через «железный занавес», а воображение придавало этому образу целостность.

  2. Для потребления постсоветской- эпохи наиболее значимым является симулякр богатства, хотя симулякр Запада также продолжает существовать и играть важную роль. Симулякр богатства представляет собой образ роскошного потребления, отраженный в телевидении и литературе, благодаря которым он стал доступен массовому потребителю.

Объем и структура работы.

Работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка литературы. Первая глава, включает описание мировоззренческих принципов и теоретических истоков изучаемой концепции, систематизацию представлений Бодрийяра об обществе и обоснование использования понятия «воображаемое» применительно к симуляции; вторая глава представляет собой систематизацию концепции потребления в- работах Бодрийяра и интерпретацию основных понятий, которые в нее входят; содержанием третьей главы является анализ особенностей вещного потребления в советском и постсоветском обществах сквозь призму концепции потребления Бодрийяра.

Объём и структура работы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена анализу мировоззренческих принципов и систематизации представлений Бодрийяра об обществе; вторая — интерпретации

1 Определение симулякра см. на стр. 5, п. 2 раздела Научная новизна.

основных, понятий, использованных, французским мыслителем для анализа потребления, в контексте его общесоциологических взглядов; третья глава представляет собой попытку применить некоторые понятия, предложенные Бодрийяром для анализа потребления в советском и постсоветском обществах. Общий объём работы составляет 152 стр. Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на следующих конференциях: Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования, 2006; Потребление как коммуникация - 2007, 29 - 30 июня 2007г.; Постоянный научный семинар кафедры культурологии ПГТУ, руководитель - зав. каф. культурологи, д. ист. н. О. Л. Лейбович.

Основные положения диссертации отражены в 8 научных публикациях общим объемом 3 п. л.

Список опубликованных работ по теме диссертации.

Работы, опубликованные автором в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Папушина Ю.О. Вещь, товар, знак: потребление и коммуникация // Личность, культура, общество. 2007. Т. 9. Вып. 1 (34). С. 158 - 165. 0,5 печ.л. Другие работы, опубликованные автором по теме duccepmaijuu

2. Папушина Ю.О. Политика в обществе потребления // Новые политические культуры в России: истоки, содержания, формы. Материалы двадцатой Всероссийской, конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (.14 мая 2008 г.) - Пермь, 2008. С. 40 - 43. 0,2 печ.л.

3. Папушина Ю.О. Реальность и гиперреальность в работах Ж. Бод-рийяра // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Братск; Иркутстк: Ир-кут. гос. Ун-т, 2007. С. 290 - 297. 0,3 печ.л.

  1. Папушина Ю.О. Понятийный аппарат Ж. Бодрийяра: пути верификации (на примере исследования предметной среды жилища в крупном российском городе) // Вестник.Пермского государственного университета. Социология. Вып. 2(18) - Пермь, 2008. С. 6 - 18. 0,9 печ. л.

  2. Папушина Ю.О. Проблематика города в работах Ж. Бодрийяра // Культурные миры большого города. Материалы девятнадцатой Всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (17 мая 2007 г.) - Пермь, 2007. С. 9 - 11. 0,1 печ.л.

  3. Папушина Ю. О. Потребление в работах Ж.Бодрийяра: ценностный аспект // "Политическое" и "Социальное" в информационную эпоху. Сборник статей аспирантов факультетов прикладной политологии и социологии ГУ-ВШЭ / Отв.ред. к.э.н., профессор М.Ю.Урнов, д.ф.н., профессор Л.В.Поляков, д.ф.н. Г.В.Иванченко Москва, 2007. С. 46 - 59. 0,8 п.л.

  4. Папушина Ю.О. Предметная среда и образ жизни в работах Ж. Бодрийяра // Потребление как коммуникация: Научная конференция молодых учёных. 01-02 июля 2006 года. Материалы конференции. - СПб: Ин-терсоцис, 2006. С. 35 - 37. 0,1 печ.л.

  5. Папушина Ю.О. Теория К. Левина как метод построения теории в прикладном исследовании жилища // Потребление как коммуникация - 2007: Научная конференция. 29 - 30 июня 2007г. Материалы конференции. - СПб: Интерсоцис, 2007. С. 53 - 56. 0,1 печ.л.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций