Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Араблинская Александра Андреевна. Концепции социального характера Э. Фромма и Д. Рисмена в контексте современности : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Араблинская Александра Андреевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/117


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ З

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 14

  1. Европейская традиция исследования концепции социального характера 14

  2. Американская традиция исследования концепции социального характера 43

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СОПОСТАВЛЕНИИ ДВУХ
ПОДХОДОВ 60

  1. Структура социального характера: психические и социальные компоненты 60

  2. Сопоставление социального характера с другими социологическими понятиями 75

  3. Психоаналитическое направление в социологии: сущность, возможности и перспективы 87

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА 108

  1. Предпосылки формирования социального характера в современном обществе 108

  2. Современные трактовки социального характера в обществе 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования

В современном обществе происходят глобальные социальные изменения,

затрагивающие его различные сферы. Новые социальные процессы вовлекают в себя личность и оказывают на нее определенное социально-психологическое воздействие. В результате глобализации намечается тенденция к выработке единого социально-психологического содержания всемирной истории, а вместе с ним и социально-психологической схожести развитых современных обществ. В результате в социологических работах все более важное место занимает проблема человека и нового формирующегося социального типа личности.

Исследование взаимодействия личности и общества в условиях российской действительности является особенно актуальным. В России ряд социальных проблем обусловлен социально-психологическими факторами -сознательными и бессознательными установками россиян, общемировыми изменениями в модели социального поведения. Для России, как и для Запада, весьма актуальна проблема трансформации «деструктивной» глобализации в глобализацию, отражающую интересы страны.

Изменения взаимоотношений личности и общества ставит перед социологией целый ряд вопросов, ответ на которые не возможен без решения проблемы соответствия понятийного аппарата и методологии специфике новой социальной реальности. Традиционный ряд понятий, применяющийся при анализе социального поведения личности и больших социальных групп, такие, как национальный характер, менталитет, общественное мнение, социальный тип, габитус нуждается в корректировке, а также дополнении в соответствии с новыми социальными реалиями. В социологии и социальной психологии до сих пор в полной мере не разработана адекватная структура этих понятий, а соответствующие им интерпретации отличаются множественностью и не всегда имеют научное обоснование.

В социологическом подходе преобладает одностороннее понимание взаимодействия личности и общества, сводящее их к трактовке социального

4 поведения в качестве совокупности социальных отношений, функций и ролей личности. При этом исключается возможность совмещения в личности свойств социального типа с ее глубинными социально-психологическими чертами, а также фундаментальной природой человека. Данная ситуация обуславливает и существующие методологические пробелы социологического подхода, который ограничивается лишь исследованием сознательных, поверхностных аспектов социального поведения в рамках бихевиористической социологии, в то время, как его важные и зачастую определяющие элементы остаются в незатронутой исследователем области «бессознательного». В связи с этим, современные социологи и социальные психологи нуждаются в совершенствовании социологического подхода к взаимодействию личности и общества путем обогащения его знаниями и методами таких гуманитарных дисциплин, как психология, социально ориентированный психоанализ, философия, антропология, история.

В начале XXI века социологическая наука вступила в постнеклассический этап своего развития, характеризующийся кризисом научного рационализма, традиционной позитивистской модели познания. В этих условиях первостепенную важность имеет анализ массового сознания и массового бессознательного.

Рассматриваемая в данной диссертационной работе концепция социального характера, основанная, прежде всего на подходе Э. Фромма, по мнению автора, удачно вписывается в методологические рамки Новой науки и позволяет учесть и отчасти избегнуть перечисленные недостатки в исследовании социального поведения личности. Прежде всего, концепция социального характера объясняет, каким образом функционирует то или иное конкретно-историческое общество, она динамична, поэтому оказывается весьма плодотворной применительно к новым социальным условиям. В отличие от упомянутых подходов, данная концепция отталкивается от интегрального определения личности, объединяющего в ней общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. Социальный характер

5 рассматривается как такая психологическая основа личности, которая обуславливает не только поведение человека, но и образ мыслей, чувств, вообще весь способ восприятия и отношения человека к внешнему миру. При этом исследование структуры социального характера, предпринятое автором работы, вносит некоторую ясность в понимание его содержания и оперирование данным понятием. Концепция социального характера синтезирует в себе методологию нескольких наук, прежде всего, социологии, социальной психологии и психоаналитической теории, что позволяет добиться объективных и адекватных результатов исследования. Данная концепция содержит в себе необходимые предпосылки для развития отдельного направление в социологической науке - психоаналитической социологии.

Наконец, сегодня любые попытки осуществить перемены в России, пренебрегая социальным характером общностей и групп, обречены на неудачу. Для активизации инновационного потенциала личности требуется исследование наиболее значимых и на сегодняшний день неизученных социальных феноменов, в том числе и социального характера.

В общем и целом, суть проблемной ситуации, вызвавшей необходимость анализа концепции социального характера, заключается в обнаружении теоретических и методологических недостатков социологического подхода к анализу взаимодействия общества и личности, а также в складывании новых социально-исторических условий, социальных процессов и практик в обществе, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний и применения к ним более совершенного подхода в контексте рассматриваемой темы. При этом концепция социального характера, заключающая в себе соответствующие прогностические возможности, незаслуженно обойдена вниманием социологов, исследующих современные взаимоотношения между личностью и обществом.

Степень разработанности темы

В исследовании концепции социального характера выделяются две научные традиции. Первая - европейская традиция - была заложена

основателем и самым последовательным адептом концепции социального характера Э. Фроммом. В целом для европейской традиции исследования социального характера, представителями которой являются также К. Хорни, А.Адлер, К.Юнг, Г. Маркузе, Т. Адорно и другие, свойственен синтез социологии и психоанализа, акцент на бессознательных установках человеческого поведения, а также методы и подход «интерпретативной» социологии. Большинство европейских исследователей признают специфику социального характера, выделяя его из ряда однопорядковых явлений.

В концепции Э. Фромма нашли отражение идеи Платона, Аристотеля, Спинозы; представителей экзистенциализма - К. Ясперса, Сартра, а также философской антропологии; основателей социологии - Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса; классиков психоаналитического направления - 3. Фрейда и его последователей. Именно Э. Фромм дал полное теоретико-методологическое обоснование концепции социального характера. Однако ему не удалось до конца прояснить структуру социального характера, а также соотношение психоаналитической и социологической составляющих концепции. Кроме того, рыночный тип социального характера, предложенный Э. Фроммом, не отражает специфику складывающихся социальных условий в постмодернистском обществе.

В настоящее время европейская традиция в исследовании социального характера применительно к современному обществу продолжена учеником Э. Фромма - немецким исследователем Р. Функом, чья работа, посвященная анализу постмодернистского типа социального характера, мало известна российским исследователям.

Американская традиция в исследовании социального характера заложена, прежде всего, Д. Рисманом, который уменьшил акцент на психоаналитическом подходе, характерном для европейской традиции, и сфокусировался на структурном представлении социального характера. В целом, для представителей американской традиции не свойственно четкое разделение между понятиями социального и национального характера, и присущи методы

7 и подход бихевиористической социологии, а следовательно, и акцент на сознательных аспектах социального поведения.

Можно выделить несколько направлений в американской традиции, в рамках которых осваивалась тема социального характера:

  1. Антрополого-психологический - М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Горер, А. Кардинер, А. Инкельс, Д. Левенсон, Дж. Уайтинг, И. Чайлд и другие. Всех этих исследователей объединяло представление о первичном влиянии культуры и культурных ценностей на формирование характера человека.

  2. Культурно-исторический - М. Липсет, Б. Перри, Д. Поттер, Дж. Пирсон. Для представителей данного направления характерно исследование культурных ценностей американцев, складывающихся в ходе исторического развития их страны.

  3. Социологический - В. Байт, Ч. Райх, Т. Парсонс, Г. Стоун. Эти исследователи стремились объяснить американские ценности и складывающиеся на их основе типы социального характера, исходя из социальных институтов и процессов.

  1. Философско-критический - Ф. Слэтер, К. Лэш, Д. Рисман, Ч. Райх, Г. Стоун, Дж. Пирсон, Р. Белла. Подход, прослеживающийся в работах исследователей различных направлений, направлен на критику непродуктивных сторон социального характера.

5. Субкультурный - Д. Поттер, П. Лупша, Д. Янкелович: попытки
применить понятие социального характера к определенным социальным
группам, в которых наблюдались явные различия в превалирующих внутри них
типах.

В настоящее время проблематика социального характера активно развивается американским исследователем, учеником Э. Фромма - М. Маккоби, который пытается расширить поле применения концепции.

Тем не менее, несмотря на многообразие исследований социального характера в обеих традициях, в них отмечаются явные пробелы, связанные с отсутствием интегрированной, единой концепции социального характера и

8 ограниченностью предложенных типологий, уже не вписывающихся в современные социальные условия. Кроме того, до конца не решена проблема структуры социального характера, затрудняющая понимание данного явления.

Часть теоретических и методологических посылок концепции социального характера лежит в области психоаналитической социологии и освещается в работах таких исследователей, как А. Лоренцер, Ю. Хабермас, С. Фулкес, Н. Эллиас, М. Кляйн и У. Бион, X. Сигал, М. Растин, А. Мейсон, К. Лэш, Д. Белл, П. Куттер, Р. Хиншелвуд, Д. Ранкур-Лаферьер. Несмотря на значительный вклад этих исследователей в понимание значения социально ориентированного психоанализа для исследования проблематики взаимодействия общества и личности, в их подходе отмечается слишком большой акцент на психоаналитической методологии, в результате чего баланс между психологией и социологией вновь оказывается нарушенным.

Среди российских представителей социально ориентированного психоанализа, включающего в свою предметную область понятие социального характера, а также ряд других важнейших феноменов, непосредственно связанных с ним, можно выделить А.Белкина, В.Лейбина, В.Медведева, В. Овчаренко, Т.Панфилову, Д.Рождественского, И.Романова, А.Руткевича, Б. Сикорского, Э.Соколова, Э.Телятникову. В современных социологических исследованиях пока отмечаются лишь робкие попытки введения психоаналитической составляющей.

В анализе социально-психологических особенностей современного общества автор диссертации опирался на работы западных теоретиков современного общества — Д. Белла, П. Бурдье, У. Бека, 3. Баумана, Р. Сеннета, Р. Флориды, А. Менегетти.

Непосредственные исследования социального характера современного общества были проведены уже упомянутыми западными исследователями М. Маккоби и Р. Функом. Однако эти подходы мало известны российским исследователям. В России лишь два ученых рассматривают проблематику социального характера в условиях глобализации - философы Т.В. Панфилова и

9 Б.Ф. Сикорский. В целом в научной литературе отсутствует систематизация существующих подходов и четкая постановка проблемы исследования постмодернистского типа социального характера.

Российскими социологами остро ощущается необходимость применения комплексного подхода к исследованию социального поведения россиян, так как существующие теоретико-методологические подходы в нашей науке не способны в полной мере решить данную задачу.

В общем и целом, следует отметить, что тема исследования концепции
социального характера и ее применение в современной науке, не получила
достаточной разработки и освещения в научной литературе. В современной
социологической теории практически отсутствуют теоретико-

методологические подходы к ее решению.

Объект и предмет исследования

Объект диссертационного исследования - концепция социального характера как социально-психологического феномена. Предмет исследования

- историко-генетический анализ концепции социального характера, ее концептуальное обоснование в интеллектуальной традиции и применение к исследованию современного общества.

Цели и задачи исследования

Цель работы — провести объективный и детальный анализ концепции социального характера, проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт исследователей данной концепции и определить ее значение для развития социологической науки и практики на современном этапе развития общества.

Вышеуказанная цель предполагает решение следующих задач:

раскрыть традиции изучения феномена социального характера в науке — европейскую, американскую;

выделить и проанализировать основные компоненты, составляющие структуру социального характера, с учетом синтеза подходов Э. Фромма и Д. Рисмана

выявить особенности концепции социального характера по сравнению с рядом других подходов к исследованию взаимодействия общества и личности;

обосновать возможности развития психоаналитической социологии как одного из направлений социологической науки, включающего в себя исследование социального характера;

описать новые складывающиеся социальные условия в современном обществе, а также выявить наиболее адекватную современную социологическую теорию для обоснования концепции социального характера;

охарактеризовать постиндустриальный тип социального характера и подходы к его исследованию в современной науке;

Теоретическая база и методологические основы исследования

Проблема исследования социального характера находится на стыке нескольких дисциплин, ввиду чего теоретическая база диссертационной работы включает в себя труды исследователей из нескольких областей гуманитарного знания.

Автор данной диссертационной работы обращался к фундаментальным трудам классиков философской и социологической науки, а также к социально-психологическим воззрениям представителей психоаналитического направления - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Э. Фромм, Д. Рисман, Т. Ад орно, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, А. Адлер.

Автор использовал основные положения и выводы, содержащиеся в исследованиях современных отечественных, европейских и американских социологов, философов, социальных психологов и историков - М. Маккоби, Р. Функа, У.Бека, 3. Баумана, П. Бурдье, Р. Сеннета, А. Менегетти, Р. Флориды, Н. Козловой, Т. Панфиловой, Б, Братуся, Ю. Левады, Т. Наумовой и других.

В данной работе привлекались новые как западные, так и российские публикации. Кроме того, автор обращался к конструктивным идеям, предложениям и рекомендациям, представленным в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати в последние годы.

Методологическую базу диссертационной работы составили общесоциологические принципы научного исследования - историзма и социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы.

Автор опирался на выделенные путем вторичного анализа результаты опубликованных исследований западных и российских ученых.

Научная новизна диссертационной работы

Научная новизна диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что в настоящей работе проведен комплексный анализ развития концепции социального характера в науке, начиная с момента ее зарождения вплоть до настоящего времени. Кроме того, в работе:

описана структура социального характера на основе синтеза европейского и американского подходов;

в авторской интерпретации раскрыты отличия социального характера от однопорядковых явлений в социологии;

обосновано положение о возможности развития нового направления в социологической науке - психоаналитической социологии;

представлены новейшие исследования социального характера применительно к новым общественным условиям, а также введены в научный оборот имена мало знакомых отечественным социологам западных авторов данных исследований.

12 Положения, выносимые на защиту

  1. Современный подход к исследованию социального характера может опираться на синтез европейской и американской традиций, заложенных, прежде всего, Э. Фроммом и Д. Рисманом соответственно. Эти два подхода успешно дополняют друг друга, формируя единый социально-психологический подход к анализу социального характера.

  2. Понятие социального характера имеет богатую научную историю, опирающуюся на знания нескольких гуманитарных наук, и продолжает ряд таких понятий, как «национальный характер», «менталитет», «социальный тип», «габитус» и др. При этом концепция социального характера имеет теоретико-методологические преимущества перед данными понятиями особенно в условиях ее применения к исследованию современного общества.

  3. Для социологической науки перспективным является развитие такого направления, как психоаналитическая социология, синтезирующего в себе знания социологии и психоанализа. В рамках данного направления помимо проблематики социального характера может быть по-новому рассмотрено множество других социальных проблем.

4. В настоящее время в развитых обществах в результате
складывания новых социально-культурных процессов формируется
оригинальный тип социального характера. Рассматриваемая концепция
позволяет выявить основные сознательные и бессознательные черты
социального характера людей, сформированные в условиях
постиндустриального общества, выделив их продуктивную и непродуктивную
составляющую. К продуктивным сторонам социального характера современной
личности относятся креативность, творчество, свобода мышления,
вовлеченность в разнонаправленный жизненный опыт, индивидуализм и
внутренняя свобода. К непродуктивным чертам в настоящее время относятся:
всепроникающий гедонизм и нарциссизм, предпочтение поверхностного,
«контактного» общения, ориентация на потребление массовой информации,
страх и одиночество, преобладание бессознательной мотивации в поведении.

Научно-практическая значимость диссертации

Теоретическая значимость работы связана с исследованием нового этапа эволюции отношений между обществом и личностью при помощи концепции социального характера. Результаты и выводы диссертации могут быть полезны в практическом применении концепции социального характера к исследованию современного общества и различных социальных групп.

Материалы диссертационной работы содержат теоретические и фактические сведения и могут использоваться в процессе преподавания истории и теории социологии, при подготовке специальных курсов по социологии и смежным с ней дисциплинам для студентов и аспирантов вузов, а также учебных пособий и хрестоматий, аналитических записок, научных отчетов, докладов и выступлений.

Апробация результатов исследования

1. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2006» и «Ломоносов-2007», а также отражены в трех печатных и трех Интернет публикациях автора.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций