Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Синелина Юлия Юрьевна. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII -начало XXI века) : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.01 / Синелина Юлия Юрьевна; [Место защиты: Институт социально-политических исследований РАН].- Москва, 2009.- 323 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ З

ГЛАВА I. Методологические основы изучения процесса секуляризации

  1. Социологические теории секуляризации 18

  2. Процесы модернизации, вестернизации, европеизации как факторы секуляризации незападных обществ 51

  3. Циклические теории в общественных науках 66

ГЛАВА П. Особенности процесса секуляризации в России

  1. Характер процессов секуляризации и европеизации в России 79

  2. Образованное общество1 как основной субъект процесса-секуляризации в России. 99

  3. Социальные предпосылки процесса секуляризации в российском обществе накануне петровских реформ ;.' 126

ГЛАВА III. Циклическая динамика секуляризации российского общества: социологический анализ.

  1. Дворянский цикл секуляризации (I) 135

  2. Разночинский цикл секуляризации (II) 164

  3. Рабоче-крестьянский цикл секуляризации (III) 194

ГЛАВА IV. Процесс секуляризации современного российского общества и его перспективы.

4.1. Социологические методы изучения религиозности населения 234

  1. Динамика религиозности и воцерковленности православных (1989-2006) 261

  2. Перспективы секуляризации современного российского общества в контексте цикличности этого процесса 290

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 300

Список литературы 315



Введение диссертации:

В конце XX - начале XXI века в мире с новой силой зазвучала тема цивилизационных конфликтов, в которых одну из главных ролей играет религия. Современная международная политическая ситуация-складывается таким образом, что фактор религии зачастую оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора также существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих, большинство россиян по самоидентификации - православные, мусульманами себя называют от 5% до 7% россиян. Возросла роль религии в сфере политики, в системе власти. О значительном влиянии РПЦ на жизнь постсоветского российского общества говорит тот факт, что церковь находится в числе тех немногих социальных институтов, которые пользуются доверием граждан России. Одним из заметных последствий'российских политических реформ начала девяностых годов XX века стало возвращение церкви в жизнь общества. Следует также отметить изменившуюся позицию РПЦ, которая* недавно сформулировала свою социальную доктрину и заявила' о своей активной роли в жизни общества. Современные церковно-государственные отношения являются одной из наиболее актуальных тем общественных дискуссий и в научных изданиях, и в СМИ.

На протяжении десятилетий советские социологи прогнозировали, что роль религии в современном обществе будет неуклонно снижаться. С точки зрения автора, понимание секуляризации как линейного однонаправленного процесса, ведущего к упадку роли религии в обществе, приходит в противоречие с современной религиозной ситуацией в России, с ростом религиозности населения и уровня доверия к церкви. Этот подход устарел w необходимо направить усилия на поиски адекватной концептуальной'модели, объясняющей происходящие изменения.

Для того чтобы понять, что происходит сегодня с религиозными

институтами в российском обществе, как и почему изменяется религиозное

мировоззрение россиян, представляется необходимым- проанализировать процесс секуляризации, происходивший в России с конца XVII в., то есть с Петровских Реформ до наших дней. Это тем более важно, что в российской социологии предпринималось не так много попыток комплексного изучения процесса секуляризации в России за весь период его существования, с учетом анализа динамики религиозного мировоззрения в обществе, церковно-государственных отношений, изменения положения церкви и ее функций в российском обществе.

Данное диссертационное исследование посвящено анализу процесса секуляризации, связанного с изменением положения православной церкви, церковно-государственных отношений, православного религиозного мировоззрения в российском обществе. К православию себя традиционно относит большинство4 россиян, оно играет одну из- важнейших ролей в истории и культуре России, и именно в отношении православной церкви, принимались основные меры секуляризации.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена:

активизацией роли религиозного фактора в современном мире;

повышением роли религии в жизни современного российского общества, укреплением церкви как социального института, ростом уровня религиозности россиян и актуальностью проблемы церковно-государственных, церковно-общественных отношений в современной России;

актуальностью темы секуляризации современного общества в социологии религии;

- необходимостью разработки новой концепции процесса секуляризации,
способной объяснить изменение религиозного мировоззрения, происходящее
в современном российском обществе и недостаточностью в отечественной
социологии комплексного анализа секуляризационных процессов в России,
получивших распространение с конца XVII века;

- необходимостью более тщательного изучения и анализа прошлого опыта
взаимоотношений церкви и государства в России, с целью выявления
закономерностей изменения религиозного мировоззрения общества и
последствий этого процесса для социально-политического развития страны;

- необходимостью изучения процессов секуляризации, влияющих на
изменение мировоззрения индивидов, выявления закономерностей и
особенностей секуляризационных процессов, имеющих большое влияние на
изменение социальных, экономических и политических условий жизни
общества;

поисками объединяющих социум общественных структур и институтов, потребностью в национальной-и культурной самоидентификации;

необходимостью иметь прогнозируемый сценарий динамики религиозного-мировоззрения населения России и процесса секуляризации.

Степень научной разработанности проблемы. Процесс секуляризации в современном обществе стал одной из главных тем* исследований и дискуссий в мировой социологии на протяжении последних пятидесяти лет. Сложилось несколько интересных, иногда противоречащих друг другу, иногда дополняющих друг друга, подходов к феномену секуляризации. Классические социологические теории секуляризации были разработаны П.Бергером, Т.Лукманом, Н.Луманом, Б.Уилсоном1. Процесс секуляризации изучался Т.Парсонсом и Р.Белла2. Анализ процесса секуляризации представлен в работах П.Глазнера, Э.Грили, Д.Мартина, Р.Старка, Р.Фенна3. Некоторыми учеными предпринимались попытки построения единой секуляризационной парадигмы: К.Доббелер, О.Тшаннен,

1 Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory Religion. N.Y., 1967; Luckman T. The Invisible
Religion: The Problem of Religion in the Modern Society. N.Y.: Macmillan, 1967; Wilson B. Religion in
sociological Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1982

2 Bellah R. N., American Civil Religion in American Civil Religion , ed. R. E. Richey and D. G. Jones (New York:
Harper, 1974): 255-272; Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. Englewood Cliffs, N.
Jersey, Prentice Hall, 1966

3 Fenn R. Toward a Theory of Secularization. Storrs, Connecticut, Society for the scientific study of Religion, 1978;
Glazner P.E. The sociology of secularization. London, 1977; Greeley A.M. Unsecular Man. The Persistence of
Religion. - New York, Schoken books, 1972; Martin D. General Theory of Secularization. New York- London,
1978; Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion. Berkley: University of California Press, 1985

Ф.Горски1. В последнее десятилетие возникли новые подходы к оценке процесса секуляризации, разработанные С.Брюсом, Д.Эрвье-Лежер, Х.Казановой, М.Чавесом, Г.Дэви2. Ряд социологов, наблюдая рост религиозности во многих странах современного мира, пришли к выводу о необходимости отказаться от теории секуляризации в ее классическом виде (П.Бергер, Р.Старк).

Примерно в то же время, что и на Западе, секуляризационная теория развивалась и в советской социологии. Ее разрабатывали Ю.А.Левада, Р.А.Лопаткин, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков3. В постсоветский период свою интерпретацию процесса секуляризации в современном обществе дает В;И.Гараджа4. Теоретическим анализом понятия секуляризации занимается Е.Д.Руткевич5.

Тема цикличности социальных процессов присутствует в общественных науках с давнего времени. Циклический подход характерен для теорий Т.Кампанеллы, Ж.Б.Вико, Н.Макиавелли. В России циклические теории общественного развития были разработаны Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, в наше время - Н.Н.Гумилевым, А.С.Панариным. В западной традиции в истории и социологии широко известны циклические концепции А.Тойнби, О.Шпенглера, Э.Дюркгейма, В.Зомбарта, Ф.Броделя. В XX веке наиболее известной циклической концепцией в социологии стала работа П.А.Сорокина «Социальная и культурная динамика»6. В конце XX в. циклические концепции появились и в социологии религии - циклическая

1 Dobbelaere К. Secularization: 'A multi-dimensional concept// Current Sociology 29 (2), 1981; Gorsky P.
Historisizing the secularization debate: Church, State and Society in Late Medieval and Early Modern History//
American Sociological Review, 2000, vol.65, p.138-165;; Tschannen O. The Secularization paradigm: A
Systematization//Journal for the Scientific Study of Religion, 1991,30 (4), p.395-415

2 Bruce S. Religion in the Modern World: From Cathedrals to Cults. Oxford: Oxford University Press, 1996;
Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994; Chaves M.
Secularization as Declining Religious Authority Social Forces 72, No.3 Mar., 1994, p.749-774; Davie G. Religion in
Great Britain since 1945: Believing without belonging. Oxford: Blackwell, 1994

3 Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965; Угринович Д.М. Введение в религиоведение,
M.: Мысль, 1984; Яблоков И.Н. Социология религии/ Под общ. ред. Тапочки М.П. и Гараджи В.И.
М.:ИНИОН РАН, 1979; К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях
социалистического общества)/ Отв. ред. Курочкин П.К., M.: Мысль, 1970

4 Гараджа В.И. Социология религии. М.:Аспент пресс, 1996

5 Социологический словарь. М.: Норма, 2008, с.405-406

6 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПБ.: РХГИ, 2000

теория секуляризации Р.Старка и У.Бэинбриджа. Анализ нелинейных циклических концепций в общественных науках представлен в монографии И.Б.Орловой1, а также в учебнике «Социология. Основы общей теории»2.

В отечественной социологии существует недостаток работ, посвященных анализу процесса секуляризации в России в дореволюционный период. В работах крупнейших отечественных историков - С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, П.Н.Милюкова, Г.В.Вернадского, М.М.Карповича, Н.М.Никольского, современного историка П.В.Седова -описаны отношения церкви и общества, церкви и государства, а также даны точные статистические сведения о мерах секуляризации3.

Глубокий анализ начала процесса секуляризации в русском обществе в XVII-XVIII вв. был дан культурологами и историками В.В.Бычковым, Д.С.Лихачевым, Ю.А.Лотманом, А.М.Панченко, Б.А.Успенским4.

Важнейшей работой, посвященной процессам секуляризации, в,России, является коллективная монография «Русское Православие. Вехи истории»5, в которой принимали участие известные советские социологи. Процессы секуляризации накануне Октябрьской революции изучены социологами Л.И.Емелях6, И.З.Кадсон7.

Анализ изменения религиозного мировоззрения российской'"' интеллигенции в дореволюционный период представлен в работах социологов В.Ф.Чесноковой (под псевд. К.Касьяновой)8, Е.С.Элбакян1.

1 Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000

2 Социология. Основые общей теории. Под общ. Ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н. М.: Норма, 2008

3 Карпович М. Имперская Россия. // Г.Вернадский Московское Царство. В 2-х ч. 4.2, Тверь: Леан, М.:
Афаф, 1997; Никольский Н. М. История русской церкви. 2-е изд. М.—Л., 1931; Седов П.В. Конец
Московского царства. Царский двор конца XVIIb.. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008

4 Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М.: Мысль, 1995; Лихачев Д.С.Историческая поэтика
русской литературы, СПб.: Алетейя, 1997; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство -
СПб, 1994; Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984; Успенский Б.А.
Раскол и культурный конфликт XVII века//Избранные труды, т.1 Семиотика истории. Семиотика культуры,
M.: Гнозис, 1994

5 Русское православие: вехи истории. / Науч. Ред. А.И.Клибанов. М.: Изд-во политической литературы,
1989

6 Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне октября, Л.: Наука, 1976

7 Кадсон И.3. О положении в русской православной церкви в последние годы существования царизма (по
материалам епархиальных отчетов)//Атеизм, религия, современность, Л.: Наука, 1973

8 Касьянова К. О русском национальном характере, М., Институт национальных моделей экономики, 1994

Работа Л.А.Андреевой2 касается изучения процессов, секуляризации среди рабочих и крестьян в период с начала XIX века до начала XX века.

Лишь недавно начали появляться работы, посвященные изучению работы Святейшего Синода как государственного учреждения, определявшего церковно-государственные отношения в России. В этой связи следует упомянуть работу С.И.Алексеевой3.

Богатый фактологический материал по истории отношений церкви и общества, церкви и государства, а также мер секуляризации церковного имущества представлен в работах историков церкви и философов А.В.Карташева, Г.Митрофанова, В.П.Рябушинского, Д.В-Поспеловского, Г.Флоровского, В.Цыпина4. Общая характеристика мировоззрения русского дореволюционного общества и господствующие философские, религиозные и социальные доктрины изложены В.В.Зеньковским5. Глубокий анализ изменения, религиозного мировоззрения и его связь с социально-политическими течениями в обществе представлены в работах И.А.Ильина6, \ Л.А.Тихомирова. В работах Л.А.Тихомирова дан также детальный анализ отношений церкви и государства накануне революции7.

Из зарубежных авторов, изучавших проблему становления русского-общества, в том числе особую роль религиозного вопроса, следует назвать Дж.Биллингтона8. А.Тойнби изучал взаимоотношения русской православной и западной цивилизаций. Изучению положения русской церкви в России

1 Элбакян Е.С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX - начала XX вв., РОССПЭН-Москва,
1996

2 Андреева Л. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке //
Общественные науки и современность 2003, № 1

3 Алексеева СИ. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений
пореформенной России 1856-1904 гг., СПб: Наука, 2003

4 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т., М.: Терра, 1992; Митрофанов Г. История
Русской Православной Церкви 1900-1927, СПб.: Сатис, 2002; Поспеловский Д.В. Русская православная»
церковь в XX веке, М.: Республика, 1995; Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное
чувство, Москва-Иерусалим: Мосты, 1994; Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991;
Цыпин В. История русской церкви 1917-1997, Т.9, M.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, 1997

5 Зеньковский B.B. История русской философии, в 2-х тт. в 4-х частях, Л.: Эго, 1991

6 Ильин И.А. Наши задачи//Собр. Сочинений, т.2, кн.2; О монархии и республике//Собр.сочинений т.4, М.:
Русская книга, 1993

7 Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. Фонд Имперское возрождение, 2007;
Монархическая государственность. СПб., А/О Комплект, 1992

8 Биллингтон Дж. Икона и топор. М.: Рудомино, 2001

конца ХІХ-начала XX вв. посвящены работы американского ученого Г.Фриза1.

Элементы анализа процесса секуляризации в начале советского периода даны в сборнике «Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет», в работе экономиста С.Г.Струмилина2. Хотя принято считать, что социологические опросы религиозности населения в первые десятилетия советской власти не обладают эмпирической достоверностью, с нашей точки зрения,. определенную ценную информацию они все же несут. Обстоятельные обзоры, касающиеся процесса секуляризации в течение советского периода, были выполнены Г.В.Воронцовым3, В.Д.Кобецким4, В.И.Гараджой5.

Интересный анализ личных биографий в связи с изменением религиозного мировоззрения в период с конца XIX в. до конца XX в. предпринят в работе В.Безрогова6.

Эмпирическое изучение процессов секуляризации в советский-период
основано, на исследованиях, проводившихся1 нашими социологами.
Многоаспектным теоретическим и практическим анализом религиозности
населения занимались Н.П.Андрианов, А.И.Демьянов, Е.Дулуман,

А.С.Иванов, А.И'.Клибанов, В.Д.Кобецкий, А.И.Кудряшов, А.А.Лебедев, Б.А.Лобовик, Р.А.Лопаткин, А.Т.Москаленко, В.В.Павлюк, В.Г.Пивоваров, М.Г.Писманик, В.Танчер, М.К.Тепляков, Д.М.Угринович, А.А.Чечулин, И.НЛблоков7.

1 Фриз Г.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России// История СССР, 1991, №2

2 Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда, М. Политиздат, 1947

3 Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937). М., 1973

4 Кобецкий В.Д. Исследование динамики религиозности населения в СССР//Атеизм, религия,
современность, Л.: Наука, 1973

5 Гараджа В.И. Социология религии, М.: Аспент-Пресс, 1996; Социология религии//Социология в России,
М., Изд-во Института социологии РАН, 1998

6 Безрогое В. Между Сталиным и Христом. Религиозная социализация детей в советской и постсоветской
России// Антропологический форум №4

7 К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества)/
Отв. ред. Курочкин П.К., М.: Мысль, 1970; Конкретные исследования современных религиозных верований,
М.: Мысль, 1967; Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М.: Политиздат, 1970;
Лопаткин Р.А. Процесс секуляризации в условиях социализма и его социологическое исследование//УН
Международный социологический конгерсс. Комитет социологии религии, М., 1970; Клибанов А.И.
Религиозное сектантство и современность М.: Наука, 1969; Кудряшов А.И. Динамика полисинкретической

Изучением религиозности населения в современной России занимались
Т.И.Варзанова, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов1. Проблемам исследования
современной религиозной ситуации в России посвящены работы
Т.П.Беловой, Л.М.Воронцовой, И.Г.Каргиной, Е.А.Кублицкой, С.Д.Лебедева,
Р.Н.Лункина, С.Б.Филатова, Д.Е.Фурмана, В.Ф.Чесноковой2. Анализ
современных церковно-государственных, церковно-общественных

отношений представлен в работах Л.А.Андреевой, В.В.Локосова, Г.ВіОсипова, Ж.Т.Тощенко3.

Целью данного диссертационного исследования является определение специфических закономерностей развития процесса секуляризации в России на основе проведения комплексного анализа, процесса секуляризации в. российском обществе, обобщения- и систематизации- концепций секуляризации, существующих в современной социологии религии.

Для достижения данной цели ставится ряд исследовательских' задач;

Теоретико-методологических:

— разработка концептуальной модели секуляризации российского общества;

религиозности Чебоксары, 1974; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религозност и атеизма, Л.: ЛГУ, 1978; Морозов М.А., Лисавцев Э.И. Актуальные задачи" атеистического воспитания; Пивоваров* В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения, Марийское книжное изд-во, 1976, Писманник М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976

Варзанова Т.И. Возрождение религии и молодежь//Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации, Изд-во московского университета; Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религя в духовной общественно-политической жизни современной России, М., Научная книга, 2005; Мчедлов М.П. Взаимосвязь религиозного и национального/ Национальное и религиозное. РНИСиНП Международный фонд духовного единства российский народов, М.: 1996; .Мчедлов М.П. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты, M.: Республика, 2001

2Белова Т.П. Социология религии в' современной России: опыт, проблемы, перспективы//Вестник Ивановского Гос. Университета, вып.4/2004; Каргина И.Г.Самоидентификация верующих: социальная мотивация//Социологические исследования 2004, №1, с.45-53; Кублицкая Е.А. Традищюнная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения//Социологические исследования, 1990, №5, стр.95-103; Лебедев С.Д. Религиозность в поисках «Рубикона»//Социологический журнал, 2005, №3; Старые церкви, новые верующие. Под ред. К.Каариайнена, Д.Е. Фурмана. М., СПб.: Летний сад, 2000; Чеснокова В.Ф. Воцерковленность. M.: ФОМ, 2000; Чеснокова В.Ф. Тесным путем, М.: Академический проект, 2005; Филатов СБ., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 35-45; Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании//Социологические исследования, 1995, №11, с. 81-91

3Андреева Л.А. Процесс рехристиапизации в секуляризованном российском обществе//Социологические исследования, 2008, №8, с.67-73; Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества?// Социологические исследования, 2006, №11, с.82-89; Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия/ЛЗопросы философии, 2007, №6, с.3-16; Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность. М., Academia, 2007

— анализ развития концепций секуляризации, разработанных в
западной и отечественной социологии религии, изучение парадигмального-
подхода к процессу секуляризации в социологии религии;

систематизация и обобщение теоретических направлений^ подходов к изучению процесса секуляризации в современной социологии религии, выявление новых трендов в понимании процесса секуляризации в современной социологии религии;

выявление и систематизация особенностей процесса секуляризации в России в период с конца XVII века до начала XXI века;

Прикладных:

выявление связи процесса секуляризации российского образованного' общества.с процессом европеизации, начавшегося в то же время, что и процесс секуляризации;

изучение становления светской европейской модели образования в России и анализ влияния сложившейся' системы образования на процессы секуляризации и европеизации формирующегося образованного общества, изучение процесса складывания «образованного общества» в России, его социального состава;

— изучение динамики религиозного мировоззрения в российском
образованном обществе;

— анализ отношений церкви и государства, включая меры
секуляризации церковного землевладения и церковного имущества,
изучение изменения функций церкви как общественного института в
российском обществе в указанный период;

— анализ изменений, происходящих в самой церкви (церковная
организация).под влиянием процесса секуляризации;

— анализ методик исследований религиозности населения в
отечественной и западной' социологии, разработка новых методик изучения
религиозного мировоззрения;

5 л

- анализ современной религиозной ситуации в России, на основе
собранного с участием автора эмпирического материала;

- прогноз изменения религиозного мировоззрения россиян в
среднесрочный период.

Объектом исследования является процесс секуляризации российского общества от реформ Петра I (конец XVII - начало XVIII вв.) до начала XXI века.

Предмет исследования — характер и направленность * изменения религиозного мировоззрения российского образованного общества; церковно-государственных отношений, функций церкви как общественного института, а также изменения в самой церкви, как в религиозной организации, происходившие в России с конца XVII до начала XXI.

Основная гипотеза исследования: предполагается, что процесс секуляризации в России тесно, связан с процессом европеизации. В значительной степени процессы секуляризации и европеизации российского общества могли определяться различными моделями светского европейского образования, принятыми в России. В процессе секуляризации российского общества можно выявить определенные повторяющиеся фазы, характеризующие изменения религиозного мировоззрения, что позволяет выдвинуть предположение о циклическом характере процесса секуляризации российского общества. Изменение функций церкви в российском обществе в процессе секуляризации возможно носит нелинейный характер. Процесс секуляризации оказывает влияние на саму церковь, происходят изменения внутри церкви, но они могут быть обратимыми. Понимание процесса секуляризации в России как циклического может объяснить современную религиозную ситуацию в российском обществе.

Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения теорий и парадигм секуляризации, структурно-функциональный подход, основы методологии исследования религиозности

населения в социологии религии. В работе использован принцип

междисциплинарности, который позволяет исследовать процесс секуляризации средствами как социологического, так и исторического, культурологического, философского методов и подходов.

Методы исследования, примененные в работе. Социологические:

институциональный, метод анализа и синтеза, генетический, анализ документов, биографический; методы социологических опросов: выборочный, группировок, шкалирование, индексирование; исторические: сравнительно-исторический, кросскультурного сравнения, ретроспективный, идиографический.

Эмпирическая- база работы основывается на материалах трех социологических исследований религиозности населения, проведенных с участием автора при» поддержке гранта РГНФ № 04-03-00364а (рук.иссл. д.с.н. Локосов В.В., к.с.н. Синелина Ю.Ю.)

Научная новизна исследования заключается- в том, что в диссертационном исследовании выполнен комплексный анализ процесса* секуляризации в России с конца XVII в. и до сегодняшнего времени; обоснован циклический характер процесса секуляризации в России, выявлена его специфика и определены фазы его развития.

Разработана концептуальная циклическая модель развития российского общества с точки зрения изменения религиозного мировоззрения.

Впервые в отечественной социологии проведены анализ и систематизация концепций секуляризации в социологической теории (шесть основных типов: «классические», «секуляризация как изменение роли религии в обществе», «альтернативные», «критические», «марксистские», «парадигмальный» подход).

— Представлены новые теоретические направления в анализе процесса
секуляризации («неоклассические», «религиозная экономика»,

«десекуляризация»).

- В научный оборот отечественной социологии введен обширный
теоретический материал, касающийся развития концепций секуляризации в
западной социологии религии, выявлены новейшие ее тренды.

- Проанализирован широкий спектр методологических и методических
подходов к исследованию религиозности населения в западной и
отечественной социологии религии, разработана новая методика анализа
суеверного поведения респондентов (показатель суеверного поведения).

- Изучены пути формирования и изменение социального состава
«образованного общества» в России, рассмотрена роль религиозного
компонента в образовательных программах светских учебных учреждений.

- Впервые проанализированы изменения функций церкви- как
общественного института на протяжении всего процесса секуляризации в,
России (флуктуации функций церкви как социального института), а также
изучены изменения* внутри самой церкви, как религиозной организации.

- Изучена динамика религиозности россиян в современной России, и
дан прогноз изменения религиозного мировоззрения россиян в
среднесрочный период.

Практическая значимость диссертационного исследования

заключается в том, что введенный в научный оборот отечественной

социологии обширный теоретический материал дает возможность творчески

использовать наработанный в западной социологии комплекс идей,

относительно процесса секуляризации, способствует развитию новых

направлений в отечественной социологии религии, а также может

использоваться в образовательных целях для преподавания в вузах, в

подготовке учебных курсов по социологии религии. На основе предложенной

модели развития общества в религиозном контексте можно спрогнозировать

основные тенденции изменения религиозного мировоззрения россиян.

Проведенное исследование позволяет объяснить причины изменения

религиозного мировоззрения населения и изменения функций церкви как

общественного института, происходящих в современном российском

обществе. Изучение специфики религиозного мировоззрения конкретных представителей российского образованного общества в прошлом позволяет более адекватно подходить к изучению религиозного мировоззрения наших современников, более правильно выбирать и формулировать показатели и индикаторы процесса секуляризации. Анализ методологических подходов к изучению религиозности населения, предпринятый в диссертационном исследовании, предлагает пути модернизации методик исследования религиозности населения, применяемых сегодня в отечественной социологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

- Секуляризацию следует понимать как нелинейный процесс
изменения положения религии, религиозных институтов в обществе,
изменения религиозного мировоззрения населения, а не как
однонаправленный процесс, ведущий к упадку религии и религиозности в
обществе.

— В России существуют свои характерные особенности и тенденции^
развития секуляризации. Процесс секуляризации в России определен
процессом модернизации российского общества, начальным периодом
которого следует рассматривать европеизацию, процессы секуляризации и
европеизации взаимосвязаны и шли параллельно друг другу.

— Секуляризация и европеизация были во многом обусловлены
системой светского европейского образования, установленной в российском
обществе, и проходили, прежде всего, в образованной части российского
общества.

- Процесс секуляризации в российском образованном обществе

характеризуется неоднократно повторяющейся определенной

последовательностью изменения религиозного мировоззрения, что позволяет

говорить о циклическом характере секуляризации в России. В каждом цикле

секуляризации определенный социальный слой выступает основным

носителем этого процесса. Российское общество прошло через три цикла

секуляризации: дворянский, разночинский, рабоче-крестьянский. В «каждом из трех циклов секуляризации можно выделить определенные фазы, характеризующие изменение религиозного мировоззрения.

Функции церкви как социального института менялись в течение процесса секуляризации - это сложный нелинейный процесс, обусловленный функциональной дифференциацией, институциональной специализацией общества. Но в России он в значительной степени определяется- также мировоззрением личностей, возглавляющих властные структуры и обладающих правом принятияфешений, и активностью социальных групп, выступающих за сужение или расширение функций церкви в обществе.

Процесс секуляризации'может вызвать изменения в самой-церкви, в системе церковного управления, однако эти процессы являются обратимыми и зависят от активности социальных групп, отстаивающих определенные ценности и установки;

— Понимание процесса секуляризации как циклического .позволяет
объяснить- современные процессы изменения религиозного мировоззрения
россиян-и активизацию роли церкви в общественной жизни России, а также
прогнозировать сохранение преобладающего влияния православия как
религиозной традиции и РПЦ как общественного института в российском
обществе в среднесрочный период.

Апробация результатов исследования реализовалась автором:

на европейской социологической конференции «Европейская социальная теория: источники и вызовы» (24.09-26.09 2002 г.) («Процессы секуляризации и европеизации в России и эволюция религиозного мировоззрения россиян») ;

на Социологических чтениях в Рузе (28.01- 2.02 2003 г.) («Изменение уровня религиозности населения в контексте циклического характера процесса секуляризации в России»);

- на Ломоновских чтениях в МГУ (апрель 2003 г.) («Процессы секуляризации

и европеизации в социальной истории России»);

на. Всероссийской научно-теоретической; конференции «Православие; и правосознание: история и современность» в Московском Университете МВД России (3 февраля 2005 г.) («Процесс воцерковления населения в современной России»);

на Секции социологии религии ІШ Всероссийского социологического конгресса (22 октября 2008 г.) («Динамика религиозности населения России: (православные и мусульмане)»);

на IV Всероссийской научной, конференции «Сорокинские чтения» (9-10 декабря<2008 г.) («Циклические теории в социологии религии»);

в проведениишдного регионального - Ярославская:область (2003 г.)»и двух всероссийских социологических исследований»" религиозности? населения? (2004 ш2006'тг.)і.при поддержке гранта РЕНФ 04-03-00364а (рук. иссл.'.д.с.н. Локосов В.В., к.с;н. Ю;Ю:Синелина);

Результаты исследований опубликованы в четырех монографиях общим объемом 33* тл., в 8; коллективных, монографиях, в 8 статьях в, рецензируемых научных журналах.

Структура работы. Диссертация-состоит из введения, четырех глав; включающих двенадцать параграфов, заключения; списка основной; используемой литературы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций