Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ахмедова Лаура Сергеевна. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01 / Ахмедова Лаура Сергеевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Самара, 2009.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-18/29


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава 1. Архитектура информационного пространства исторического
города
11

1.1. Роль городской культуры и урбанизированных цивилизаций в
формировании информационного пространства исторического

города 11

1.2. Анализ взаимодействия текста и знаков с поверхностью
архитектурного объекта в историческом городе 15

  1. Знаки навигации в архитектурном пространстве исторического города 29

  2. Визуальные коммуникации в историческом городе 37

  3. Идеологическая составляющая информационной

роли архитектуры в историческом городе 43

1.6. Промышленная революция и предпосылки
трансформации исторического города 45

Выводы 51

Глава 2. Становление визуального информационно-коммуникативного поля
индустриального города
53

  1. Архитектурно-художественные приемы русского авангарда и новая типология архитектурных объектов в городской среде революционного города (1917-30 г.г., Россия) 54

  2. Информационная роль монументальных знаковых архитектурных сооружений в тоталитарном городе (1930-50 г.г., СССР,

Германия) 67

2.3. Мегатекстура архитектурного объекта в коммерческом городе
(1930-70гг., США) 86

Выводы 94

Глава 3. Постиндустриальный город: архитектура медиаполя

3.1. Предпосылки появления нового архитектурного пространства
постиндустриального города 96

  1. Медиафасад как часть постиндустриальной культуры 99

  2. Новые художественные и социальные практики 109

  3. Граффити как способ визуальной самоидентификации горожан в современном урбанистическом окружении 121

  4. Новые подходы в развитии современных урбанистических систем

навигации и ориентации 128

Выводы 141

Общие выводы 143

Библиография 146



Введение диссертации:

В последние десятилетия стремительно меняется внешний облик городов мира, открывая себя влиянию новейших технологий, новых стилистических поисков, градостроительных концепций. Эти влияния, отражая характерные черты эпохи, ее идеи и эмоции, находят непосредственное отражение и материальное воплощение в архитектуре, которая комплексно и наиболее устойчиво характеризует состояние культуры общества, уровень его сущностных сил. Из сфер искусства, культуры, науки и технологий в архитектурное пространство городов выходят предметные результаты новой творческой деятельности людей, создавая совершенно новые пространственные и структурные единства, обладающие качеством динамики, преобразующие облик города и формирующие подвижные смысловые «поля» городской среды. Индустриальный модернистский город превращается в постиндустриальный мегаполис.

В конце XX - начале XXI века в городах-мегаполисах формируется принципиально новая среда обитания - информационная. Все сферы деловой активности непосредственно связаны с использованием и хранением информации. Это меняет условия жизни, культуру, стереотипы поведения. Как следствие, информация, особенно в ее медийной форме, становится одним из важнейших средств воздействия на общественное сознание и общественное поведение, то есть инструментом управления. Особенно значимым этот инструмент становится в региональном и муниципальном пространстве. Современная жизнь становится все более и более зависима от количества и качества социальной информации, которой обладают жители того или иного региона. От ее эффективного использования, достойного архитектурно-дизайнерского воплощения зависит не только развитие образования и культуры, но и экономическая, и властная составляющие развития российских регионов. В управлении социальными общностями информация может оказать стабилизирующее и мобилизующее действие, создать благоприятную, социально однородную толерантную среду обитания, стимулировать социально -экономическую активность. А может воздействовать прямо противоположно — создавать среду конфликтную, агрессивную, угнетающую.

Итак, научное исследование начинается с констатации научной проблемы. Для ее констатации достаточно будет вывести само определение медиа -коммуникации. Медиа - коммуникация - это несамостоятельный идеологический реальный интеллектуальный комплектор, деятельность которого - разнообразно структурированный феномен, имеющий возможность постоянно накапливаться и обновляться. Из самого определения медиа - коммуникации следует, что как идеальный продукт она не имеет отношения к реальности, а рассматривается лишь один из методов достижения ее, формирование которой существует в ряду различных картин мира общества. Картина мира, в свою очередь - это некая общая характеристика реальности, модель. Внешний мир - предметная реальность не дана человеку сама по себе, а только через посредство субъективных форм чувственности и деятельности. Всякое знание человеку дается в его чувственном образном восприятии.

Изучению и выявлению закономерностей формирования нового облика города в контексте влияния информационно-медийного феномена (поля) и посвящено данное исследование. Архитектурные и средовые объекты, принадлежащие к этим структурно-пространственным полям, объединяются общим признаком — в той или иной форме они содержат текстовую или иную визуальную информацию, которая транслируется в той или иной форме городскому социуму для ориентации в сложноорганизованной среде городского мегаполиса. Темпы распространения новой среды и новой архитектуры в городском пространстве усиливаются, меняя облик городов. Среди архитекторов и городских дизайнеров, позиционирующих себя как новаторы, работающие с новыми технологиями, известны такие архитекторы как Р.Коолхас, С.Холл, З.Хадид, Ж.Нувель, Ф.Мойзер, Д.Погаде и ряд других за рубежом и в России; архитектурные бюро ОМА, дизайнерские фирмы ag4, Meuser Architektur und Kommunikations-Design. В том числе и российские архитекторы и дизайнеры -А.Асадов, И.Воскресенский, Д.Савельев, другие. Все это свидетельствует о том, что явление использования информационной среды города как инструмента архитектурного и средового формообразования становится все более распространенным в России, а в мире - и общепринятым. Следовательно,

актуальность предпринятого автором исследования является достаточно высокой,
очевидной. .

Постановка проблемы исследования. Современная архитектурная наука
представляют обширное знание архитектуры города с древнейших времен до
.современности. Ві то же время реализуемые, на Западе новые технологии в
архитектурном формообразовании: создают впечатление чего-то абсолютно
нового^ не связанного с прошедшими эпохами развития городов и
информационной ролью архитектуры. Автор по мере сил постарался доказать, что
это не так. На многочисленных примерах истории: архитектуры,
градостроительства и дизайна .в диссертации доказывается;, что облик
современного города, его высокотехнологичной архитектуры - продукт
эволюционного исторического развития феномена— визуального информационно-
коммуникативного поля городов.
'

Теоретическая база исследования. Информационная роль архитектурного объекта в городе освещалась в трактатах и трудах таких ученых архитекторов и градостроителей, как Витрувий, ЛБ.Альберти, Л. да Винчи; А.Палладио, Ф.Блондель, К.дю Кенси,. Дж.Рескин, Г.Вельфлин, Г.Земпер, К.Зитте, Э.Э.Виоле-ле-Дюк, Ь.Шуази, З.Гидион, П;Ауд, К.Линч, Н.Певзнер, Л.Кан, У.Харди, Ч.Дженкс, К.Фремптон, Б.Чуми, А.Латур, другие. Ее затрагивают и отечественные ученые, исследующие современные проблемы архитектуры и градостроительства в эволюции их развития, — И.Азизян; С.Айдаров; Г.Айдарова, И.Бондаренко, Ю.Бочаров, А.Вайтєнс, ВіВладимиров, Ю;Волчок, А.Гельфонд, В.Глазычев, Э.Данилова, ИІДобрицьша, М.Золотарева, А.Иконников, Т.Каракова, Ю.Косенкова, Л.Коган, А.Кудрявцев, И.Лежава- В.Нефёдов, СНоренков, О.Орельская, А.Раппопорт, Т.Ребайн, Г.Ревзин, Т.Славина, И.Страутманис, В.Хайт, С.Хан-Магомедов, Н.Шукурова, Д.Швидковский,.С.Шумилкин, 3;Яргина и другие.

Вопросы взаимодействия архитектуры и информационных технологий исследуются в работах таких авторов, как Р.Курал, К.Курокава, Р.Вентури и Д.Скотт-Браун, А.-С. Шульц, Р.Клокер, Д.Кулиш, И.Воскресенский, А.Ефимов, А.Вергунов, Н.Лекарева, Е.Смоленская, В :Текутьев, ряда других.

Информационное поле города как проявление законов синархии и управления массовым сознанием рассматривается в исследованиях философов, культурологов

и социологов - М.Хайдеггера, М.Фуко, М.Кагана, Г.Померанца, Ю.Борева, В.Бычкова, Д.Земляного, Е.Крашенинниковой, С.В.Норенкова, других.

Автор также опирался на труды ученых-инженеров, архитекторов, светодизайнеров, изучающих новые технологии в области создания комфорта городской среды - В.Келера, В.Лукхардта, Х.Божкова, Г.Папагалова, Л.Орловой, В.Филина, Н.Щепеткова и других ученых.

Цель исследования: выявить особенности исторической эволюции визуального
информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде
города на основе
его типологических, ментальных и архитектурно-пространственных

характеристик.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- изучить историческую эволюцию текста и знака в архитектуре как средства
передачи информации и средства художественной выразительности;

-обосновать исторические этапы формирования визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в зависимости от этапов социально-экономического развития общества;

- выявить особенности трансформации визуального информационно-
коммуникативного поля в архитектурной среде города на этапе перехода от
индустриального к постиндустриальному городу в контексте развития
информационных технологий в архитектурном формообразовании объекта.

Объект исследования: визуальное информационно-коммуникативное поле современного города как архитектурно-пространственный феномен.

Предмет исследования: исторические архитектурные закономерности формирования и трансформации информационного поля города и его типологические, ментальные (сущностные) и архитектурно-пространственные характеристики.

Границы исследования: процесс зарождения и развития информационного поля городской среды рассмотрен на примерах древнего, европейского, русского и американского городов в соответствии с хронологией развития фаз информационного обмена — от устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до электронной (начало XXI века).

Гипотеза исследования заключается в том, что информационная функция изображений, знаков и текста в структуре архитектурного объекта с древности влияет на формирование облика города и, отражая социальные, идеологические, навигационные, коммерческие задачи развития сообщества, активно участвует в изменении как собственно архитектурного объекта, так и самого облика (образа) города, на современном этапе выходя в открытое городское пространство и формируя новый архитектурно-пространственный феномен - визуальное информационно-коммуникативное поле города.

Методологическая основа работы - системный подход и историко-
эволюционный метод выявления закономерностей трансформации визуального
информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в сочетании
с графоаналитическим методом моделирования его архитектурно-

пространственных характеристик.

Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического, иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать. В исследовании также используются визуальные и фотометрические методы изучения архитектурной среды, сравнительный анализ внутренней структуры и конструктивных особенностей объектов визуального информационно-коммуникативного поля на основе фотоизображений, чертежей и 3-Д моделей архитектурной среды города.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые на многочисленных зарубежных и российских примерах показано становление и трансформация визуального информационно-коммуникативного поля города в его архитектурно-пространственных параметрах и элементах; выявлена роль текстового и знакового слоя в формообразовании архитектурного объекта и городского пространства; определены тенденции изменения визуального поля городов в контексте развития информационных технологий в постиндустриальном обществе на современном этапе.

Научное и практическое значение работы. Проведенное исследование расширяет научное знание о новых направлениях развития современной высокотехнологичной архитектуры; показывает значение информационной роли

архитектурного объекта на пути трансформации его в визуальное информационно-коммуникативное поле городской архитектурной среды. Вводится и расшифровывается новая терминология, формирующая словарь новейшей высокотехнологичной архитектуры. Полученные результаты позволяют выявить значение формообразующей роли информационных технологий в новейшей архитектуре XXI века. Отдельные фрагменты исследования могут найти применение в учебных лекционных курсах.

Для теории впервые вводится понятие визуальное информационно-коммуникативное поле города как архитектурно-пространственный феномен, определяемый взаимодействием сложнодифференцированных потоков социальной, идеологической, навигационной, коммерческой информации, визуально выражающий в городской архитектурной среде уровень развития сущностных сил общества.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие теоретическое содержание эволюции текста, знаков и изображений в архитектуре на историческом пути их трансформации в визуальное информационно-коммуникативное поле городской среды:

  1. Закономерности проявления взаимодействия текста и знака в архитектуре на каждом этапе исторического развития;

  2. Исторические этапы формирования информационно-коммуникативного поля города в связи с социально-экономическим развитием общества;

  3. Типы художественных образов города на основе эволюции его визуального информационно-коммуникативного поля;

4. Особенности современного визуального информационно-коммуникативного
поля в архитектурной среде во взаимосвязи с развитием высокотехнологичного
архитектурного объекта в городе-мегаполисе.

Апробация и внедрение результатов исследования выполнены в научных публикациях (всего 11, из них 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), а также путем участия в 7 научно-технических конференциях - в СГАСУ в 2006, 2007, 2008 годах; во Всероссийской научно-практической конференции ««Конкурсы в профессии архитектора», Самара, 2007; международной конференции «Инновационные методы в архитектурном образовании», Самара, 2008;

международной конференции «Архитектура и туризм-2008», Самара, 2008; XI международной конференции «Архитектор. Город. Время» Санкт-Петербург, 2009. Результаты апробированы в учебном процессе по специальности «архитеїсгура» и «дизайн».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (150 стр.) — введение, три главы, общие выводы, библиографический список (122 наименования, в том числе - 18 зарубежных и 15 сайтов Интернет); второй том включает 58 графоаналитических таблиц и приложения.

В первой главе «Архитектура информационного пространства исторического города» рассматриваются закономерности сложения информационного поля архитектуры исторического города в рамках развития классической ордерной системы.

Во второй главе «Становление визуального информационно-коммуникативного поля индустриального города» выявляются особенности формирования образов революционного, тоталитарного и коммерческого города как разновидностей модернистского индустриального города путем создания слоев мегатекстуры архитектурных объектов.

В третьей главе «Постиндустриальный город: архитектура медиаполя» рассматриваются особенности трансформации архитектурного объекта на современном этапе и его превращения в урбанистическом пространстве в медиаполе.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций