Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Буянова Анна Юрьевна. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Буянова Анна Юрьевна; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2009.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/454


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3-15

Глава 1. Молодежная культура как объект научного
исследования
16-45

1.1. Определение понятия молодежь: социально-демографическая группа
или исследовательский конструкт 16-28

  1. Возрастные границы молодежного периода 21 -26

  2. Молодежь как социокультурное явление 26-28

1.2. Понятия молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль
жизни, жизненная стратегия 28-44

1.2.1. Теоретическое осмысление понятий молодежная культура /
субкультура / контркультура 29-34

1.2.2. Критический анализ понятия «субкультура». Типология
субкультур 34-37

1.2.3. Отечественные определения аутентичных культурных практик
молодежи: понятия «неформальная молодежь» и «тусовка» 37-40

  1. Понятие «стиль жизни» 40-42

  2. Новый подход в изучении культурных практик молодежи: понятие «жизненная/культурная стратегия» 42-44

Выводы из первой главы

Глава 2. Жизненные стратегии городской молодежи постсоветской
Бурятии
46-98

2.1. Городская молодежь: конвенциональная стратегия 46-75

  1. Специфика города Улан-Удэ 46-49

  2. Социальный статус молодежи республики Бурятия 49-59

2.1.3. «Конвенциональная» молодежь Улан-Удэ: стратегия культурного
большинства 59-75

2.2. Городская молодежь: альтернативная стратегия 75-97

2.2.1. Общая характеристика неформальной тусовки города Улан-
Удэ 75-90

2.2.2. Культурное противостояние молодежных сообществ города 90-97

Выводы из второй главы

Глава 3. Жизненные стратегии сельской молодежи постсоветской
Бурятии
99-121

3.1. Сельская молодежь в городе Улан-Удэ: стратегия социокультурной
адаптации 99-105

  1. Процессы модернизации, урбанизации и миграции в Республике Бурятия 99-104

  2. Понятие «социальная адаптация» 104-105

3.2. Объекты адаптации выходцев из села 106-120

  1. Объект I-город 106-108

  2. Объект II - Высшее учебное заведение 108-110

  3. Объект Ш - место проживания 110-112

  4. Объект IV - социальная среда: горожане, земляки 112-118

  5. Результаты адаптации сельской молодежи к городскому и образовательному пространству 118-120

Выводы из третьей главы

Глава 4. Виртуальные практики молодежи Бурятии 122-139

4.1. Новое коммуникативное пространство молодежи
(информационное) 122-126

4.2. Особенности виртуальных практик молодежи Бурятии 126-138

4.2.1. Интеграционные стратегии бурятской молодежи (на примере сайта
бурятского народа) 127-136

4.2.2. Социальные сети и блоги в виртуальном
пространстве 136-138

Выводы из четвертой главы

Заключение 140-143

Приложение 144-147

Список литературы 148-160



Введение диссертации:

Современное российское общество находится в состоянии трансформации, наблюдаются постоянные изменения в экономической, политической и социальной областях. Важнейшим событием глобального масштаба в XX веке стал распад Советского Союза. Гражданам вновь образованных государств, в числе которых находится и Россия, приходится проходить болезненный процесс адаптации к новым социокультурным условиям, который, по всей видимости, будет длиться довольно долго. В период социальных перемен в особо'уязвимом положении оказываются наименее защищенные группы, в том числе и молодежь. Именно от социального самочувствия молодежи, реализации ее жизненных планов и стратегий зависит завтрашний день российского общества. В постсоветский период появились новые социальные условия, которые влияют на жизнедеятельность молодых людей:

Неустойчивость современных социальных институтов и отсутствие государственных гарантий;

Бремя сверхвыбора и «общество риска»;

Изменения в. экономической и политической сфере российского государства.

Молодежная проблематика долгое время находится в фокусе внимания отечественных исследователей. Однако вектор в изучении молодежи постоянно менялся. В советский период молодежь рассматривалась как единственная надежда и опора общества, его будущий строитель. После распада СССР в исследованиях стал доминировать подход к рассмотрению девиантнои составляющей в жизненных и ценностных установках молодежи.

За годы исследования молодежи в социальных науках укрепилось отношение к ней, как единой < социально-демографической группе, выделяющейся на основе общих возрастных характеристик, проходящей особый процесс адаптации к окружающей социокультурной среде. До сих пор идут активные дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного периода.

В сегодняшнем российском обществе молодежь дифференцирована по многим параметрам: экономическим, образовательным, профессиональным, этническим, религиозным и т.д. На наш взгляд более перспективным-является отход от рассмотрения молодежи как унитарной группы. В данной работе хотелось бы избежать крайностей в рассмотрении «молодежи как будущего» и «молодежи сквозь призму девиации», а также оценочных суждений. Очень важным представляется изучение региональных особенностей молодежи (на примере Республики Бурятия и города Улан-Удэ). Это позволит выявить то, что объединяет молодежь в нашей стране независимо от региона проживания, этничности, вероисповедания, экономических условий и т.д., а также специфические характеристики молодежи изучаемого региона.

Степень научной разработанности темы

В зарубежной и отечественной науке существует большое количество работ, посвященных молодежи и молодежной культуре. Они являются предметом, изучения многих наук, среди них философия, социология, психология, этнология, культурология. Таким образом, наиболее перспективным*, направлением в исследовании молодежной проблематики становится-междисциплинарный подход.

За годы разработки молодежной тематики в социальных науках устоялась тенденция рассматривать молодежь посредством характеристик, которые можно обозначить понятием юсизлі. В рамках данного подхода молодежь рассматривается как единая, унифицированная группа (в отечественных исследованиях ее называют социально-демографической), выделяемая на основе возрастных особенностей и внешних признаков. При этом возраст становится основанием для дискриминации молодых людей по принципу «уже не ребенок, но еще не взрослый», в силу чего молодежь оказывается в маргинальном положении-. Классические зарубежные теории, изучающие молодежь в данном русле связаны с именами С. Холла (открыл феномен подростковости), К. Мангейма (разработал концепцию поколения), Т. Парсонса

5 (ввел в научный обиход понятие «молодежная культура»).1 Важный вклад в изучение молодежной культуры на западе внесли ученые из Центра Современных Культурных исследований Бирмингемского университета (70-80 годы. XX века), которые разрабатывали концепцию субкультуры (С. Холл, С. Коен, М. Брейк, Д. Хебдидж и др.). Впоследствии в рамках этой школы была предпринята критика «гендерной слепоты» (А. МакРобби, К. Гриффин).этно и евроцентризма." В русле постмодернистской парадигмы работают такие ученые, как А. Беннет, С. Редхэд, С. Торнтон, ML Физерстоун и т.д. Перспективное направление в изучении взаимодействия глобального и локального в идентичностях и практиках молодежи развивает X. Иилкингтон.

В' России тема молодежи настоящее развитие получает с середины 60-х годов XX века. С этого момента начинают накапливаться теоретические разработки, посвященные молодежному вопросу. В основном молодежь в советских науках рассматривалась как социально-демографическая* группа, выделяемая на основе общих возрастных характеристик, внешних признаков, проходящая, особую стадию социализации (И.С. Кон; В":Т.Лисовский и др.). Устраивались дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного* периода (В.Н. Боряз, И.А. Громов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский и др.). О подвижности границ периода молодости говорил П.И. Бабочкин.4 Юность считалась особым периодом в жизни каждого человека, во время которого происходило усвоение знаний, умений, навыков, ценностей на всю дальнейшую жизнь (В.И Переведенцев).5

В отечественных социальных науках сложилась терминологическая неясность в описании молодежных культурных практик, для описания одних и

Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. С. 71-74.

Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. Автореф. дис... док. социол. наук. М., 2005. С. 7.

3 Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум,
1999: С. 109-110.

4 Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в изменяющемся обществе. - М.,
2000.-232с.

5 Переведенцев В. И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР / Отв. Ред.
В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1990. С. 3.

тех же явлений используются термины «субкультура» / «контркультура» / «стиль жизни» / «неформальные молодежные объединения». Начало периода перестройки ознаменовалось, появлением исследовательского интереса к аутентичным молодежным практикам, которые определяются как неформальные молодежные объединения (А'.С. Запесоцкий , Д.В. Ольшанский ,

В.Н. Шкурин и др.). С конца девяностых годов в отечественной науке' возник интерес к понятию «молодежная субкультура» (Д.В. Громов9, Т.Г. Исламшина10, В. Костюшев", СИ. Левикова12, Е.Л. Омельченко13, Т.Б. Щепанская14 и др.). В советское время ценности и идеалы молодежной субкультуры и контркультуры подвергались критике, считались антиобщественными (Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская15; В.Ц. Худавердян'6 и< т.д.).

Особый интерес-представляют научные разработки понятия, «стиль жизни». Свои истоки, данная, проблематика берет в трудах М: Вебера, Т. Веблена и Г.. Зиммеля. Важнейшая, роль в его развитии принадлежит французскому социологу П. Бурдье. Стиль жизни нашел отражение в исследованиях советских ученых.17 Однако свое настоящее развитие данное понятие получает

6 Запесоцкий А.С. Файн. А.П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных
молодежных объединений. - М., 1990. - 223с.

7 Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. - М.: Педагогика, 1990. -
192с.

8 Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. - М. ВНМЦ НТ и КПР МК СССР,
1990.-140с.

9 Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на
перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23 - 38.

Исламшина Т.Г. Молодежные культуры и субкультуры. Казань: КТГУ, 1997. - 113с.

11 Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и
антропологический анализ / Под ред. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. - 304с.

12 Левикова СИ Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608с.

13 Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
-264с.

14 Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры/Т.Б.Щепанская. - М.: ОГИ,
2004.-286с.

15 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М., 1980. - 264с.

16 Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения: (Молодежь запада и «новый»
иррационализм). - М.: Мысль, 1986. - 150с. - (Критика буржуазной идеологии и
ревизионизма).

Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы / Ануфриева Р.А., Головаха Е.И., Донченко Е. А. и др. - Киев: Наукова думка, 1982. - 372с.

7 в постсоветский период, в связи с появлением рыночной экономики в России и ростом потребительских возможностей (СЮ. Митрофанова18, Я.М. Рощина19, Г.И. Осадчая20и т.д.).

Сложный процесс трансформации, который переживает современное российское общество, актуализировал многочисленные вопросы в научном мире: адаптация молодых людей в обществе риска (В.И. Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс) , уровень жизненных притязаний современной молодежи (B.C. Магун, М.В. Энговатов" ), проблемы социокультурной интеграции молодежи (А.С. Запесоцкий ), формирование молодежных идентичностей (М.Н. Губогло24) и т.д.

Разработкой теоретических аспектов понятия «жизненная стратегия» занимались К. А. Абульханова-Славская25, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник2 и др.

Перспективное направление в изучении жизненных стратегий и культурных практик российской молодежи развивают ученые из научно-исследовательского центра «Регион» под руководством Е.Л. Омельченко* (О. Доброштан, Э. Шарифуллина, И. Костерина и др.).

Молодежь республики Бурятия находится в фокусе исследования ряда1 ученых. Так, исследованиями культурных практик города Улан-Удэ занимались

Митрофанова СЮ. Жизненные стили подростков как показатель их социального статуса // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее. Самара. СФ МГПУ. 2004. С. 209 -213.

19 Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая
социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 23-42.

20 Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная
дифференциация. // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88-94.

21 Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс. - М.: Наука, 2003. -
230с.

Магун В.В., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 180-233.

Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУП, 1996. -350с.

24 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциолог. очерки /М.Н. Губогло; Ин-т
этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 765с.

25 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.

26 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические
исследования. 1995. № 12. С. 100-105.

8 Н. Халудорова" ; С.А. Панарин , А. Бадмаев , К. Митупов , Н. Карбаинов . Однако большинство- исследований охватывают временной отрезок до распада Советского Союза, молодежь постсоветского периода изучена слабо.

Сельская молодежь также вызывает исследовательский интерес ученых Бурятии. Изучением ценностей; традиций, социализации русской сельской молодежи занимаются И.И. Осинский и Т.Н. Бояк.32 Вопросы социализации бурятской молодежи в условиях двуязычия исследует И.Г. Балханов . На наш взгляд адаптация бурятской молодежи в городе Улан-Удэ требует более детального изучения в связи с тем, что после распада Советского Союза отмечается активный миграционный поток* бурятского населения из деревень в город; данная тенденция сохраняется-, долгое время, и, вероятно, будет нарастать.

Существует немалое количество отечественных исследований, посвященных влиянию СМИ на общественное развитие, в том числе на ценностные ориентации молодежи34. Работы, исследующие влияние Интернет на общественное развитие немногочисленны, и в, основном носят теоретический* характер.35 Единичны труды, изучающие бурятский сегмент сети. Среди них можно назвать статьи И. Абдуловой и Д. Бороноевой . В связи с этим

Халудорова Н. Молодежь Улан-Удэ: «Султанки», «Генералы», «Чанкайшисты» // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 167-172.

Панарин С. А. Предисловие: феномен Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№1. С. 85-88.

Бадмаев* А. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№ 1.С. 89-103.

30 Митупов К. Группировки семидесятых: воспоминание-комментарий к статье А.Бадмаева.
// Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 104-109.

31 Карбаинов Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе
за социальное пространство города) // Вестник Евразии, 2004. № 2. С. 170-183.

Бояк Т. К, Осинский И, И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. - Улан-Удэ: Изд-воБГУ, 2000.-242с.

Балханов И.Г. Двуязычие и социализация. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. - 253с.

34 Молодежная культура и СМИ // Научное издание. - М.: Серебряные нити, 2006. - 200с.

35 Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.:
Гендальф, 2002. - 279с.

Перфильев Ю.Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. — М.: Гардарики, 2003. - 272с.

Абдулова И. Виртуальная Монголия: Интернет-образ пространства в иркутском и бурятском сегментах Сети // Вестник Евразии, 2004. № 3. С. 9-25.

9 рассмотрение виртуальных практик бурятской молодежи (в которых отражаются их жизненные и культурные стратегии) представляет безусловный научный, интерес.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является молодежь постсоветской^ Бурятии. Отметим, что в работе рассматривается молодежь, которая на момент проведения исследования в силу разных причин проживала в городе Улан-Удэ. Это и коренные горожане, и выходцы из села (в том числе из бывших бурятских автономных округов, а с 2008 года национальных районов Иркутской области и Забайкальского края). Объектом изучения процесса адаптации сельчан в городе стала бурятская молодежь, что позволило актуализировать этническую специфику молодежного вопроса. Для. сравнительного анализа жизненных стратегий опрашивались молодые люди — выходцы из Республики Бурятия, ныне проживающие в других городах России. (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске ит.д.) и за рубежом (США, Западная Европа, Китай и-др.).

Предметом исследования являются жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии. В связи с тем, что огромную роль при формировании успешной стратегии жизни, прохождении процессов социализации и инкультурации, формировании идентичности современного человека играют ценностные установки, фокус данного исследования концентрируется на культурных стратегиях молодежи - неотъемлемой части успешной стратегии жизни.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование жизненных стратегий молодежи в социальном пространстве г. Улан-Удэ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Бороноева Д.Ц. Идентификационная практика современной бурятской молодежи в зеркале виртуальных коммуникаций // Роль молодежи в развитии мирового сообщества. - Улан-Удэ, 2004.-Ч. 1.С. 85-87.

рассмотреть основные теоретико-методологические подходы и концепции исследования молодежи и молодежной культуры;

провести сравнительный анализ понятий молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная и культурная стратегии;

выявить основные жизненные и культурные стратегии молодежи постсоветской Бурятии;

проанализировать процесс адаптации сельской молодежи в городе Улан-Удэ;

исследовать влияние СМИ на молодежную культуру;

* охарактеризовать виртуальные практики молодежи Бурятии. Хронологические и территориальные рамки исследования Хронологические рамки исследования s охватывают период с момента распада Советского Союза по настоящее время. Это объясняется тем, что в* данный временной отрезок произошли наиболее значимые события, определяющие современный социально-экономический, политический и культурный^ облик России: это распад СССР, полная смена политико-экономического строя, изменение идеологии, бурное развитие СМИ вследствие политики гласности. Что касается молодежной политики, то одним из самых значимых событий данного периода можно считать упразднение института комсомола, который подразумевал единственно одобряемый путь социализации молодого гражданина: октябренок - пионер - комсомолец - член партии. В новый период становятся возможными разные сценарии социализации молодежи, обусловленные возможностью культурного выбора.

Территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Улан-Удэ. Дело в том, что в столице Республики Бурятия, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре края, представлена как сельская, так и городская молодежь, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования.

Методология и методика исследования

Теоретическую базу исследования составили труды П.Бергера и Т. Лукмана38, Е.Л. Омельченко39, В.А. Лукова и А.И. Ковалевой40. Основными принципами при написании диссертации стали: отход от рассмотрения молодежи как единой, унифицированной группы; отказ от выявления девиантной составляющей в культурных практиках молодых людей, признание молодежи активным субъектом социальных отношений.

Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи этнографических методов: глубинного интервью, включенного наблюдения.

Источниковая база исследования

Во время работы мы опирались на нижеследующие источники:

- Данные полевых исследований. Молодежная тематика находилась в, фокусе исследовательского интереса автора, начиная с 2004 года. Этим годом датируется начало полевых исследований в г. Улан-Удэ. В общей сложное, полевые исследования проводились на протяжении'четырех лет (2004-2008гг.) с разной длительностью от 2 (2007 г.) до 12 (2004 г.) месяцев. Материал для данного исследования был получен методом включенного наблюдения и интервью (нарративное, полуструктурированное, фокусированное).41 В общей сложности в исследование было вовлечено более 100 респондентов в возрасте

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Изд-во «Медиум», 1995.-322с.

39 Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга»,
2004.-184с.

40 Ковалева А.И., Луков Б.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум,
1999.-351с.

41 Технология качественных интервью может быть различной по своим особенностям, в
зависимости от целей исследования: 1) Нарративные интервью представляют собой
свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны
интервьюера. В ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно
всплывают те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую
субъективную ценность. 2) Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из
тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть
получена информация. 3) Фокусированное интервью предполагает необходимость как
можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Конкретная подготовка
интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования, это:
выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью,
определение способа записи. См.: Белановскгш. С. А. Глубокое интервью. - М. 2001, С. ПО
ПІ.

12 14-30 лет. Выбор респондентов данного возраста обусловлен несколькими причинами, и в первую очередь тем, что на этот возрастной период приходятся наиболее значимые события в жизни человека: обучение в образовательных учреждениях, выход на работу, создание семьи, рождение ребенка, при этом очень высокой остается культурная активность, что особенно важно для нашего исследования. Помимо этого, важным критерием отбора1 является то, что большинство статистических данных определяет молодежь в рамках 14-30 лет. Глубинное интервью было' проведено среди 70 информантов. Остальные участники предоставляли письменные, фото и видеоматериалы. В тендерном-составе опрашиваемых отмечался незначительный- перевес женщин, было опрошено'37 женщин №33 мужчины. Участники в возрасте-14-17 лет составили. 13 человек, 18 человек были в возрасте 18-20 лет, 21-25 летние насчитывали 27 человек, возраст 12 человек находился* в промежутке 26-30лет. В этническом, отношении 35 респондентов были русские, 27 - буряты, 5 - «метисы»- (по? самоопределению); 3 — евреи:

- Статистические данные, отражающие информацию о положении*
современной молодежи России в целом и Бурятии в частности. Среди них
ежегодно предоставляемые материалы Государственного комитета статистики
России, Государственного комитета статистики Бурятии.

- Материалы социологических исследований, посвященных молодежной проблематике. Это труды, выполненные в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте этнологии и антропологии РАН. Для сравнительного исследования использовались работы, выполненные ульяновским научно-исследовательским центром «Регион».

- Материалы средств массовой информации и глобальной информационной
сети (Интернет).
На протяжении нескольких лет (2004-2008) проводился
мониторинг республиканских печатных изданий на предмет изучения
молодежной тематики; Это еженедельники. «Информ-Полис» (),
«Номер Один» (), «Центральная газета». Значительный вклад в
исследование внесли данные Интернет-ресурсов. На протяжении трех с

13 половиной лет исследовались, материалы сайта бурятского народа , значительное количество информации удалось почерпнуть на форуме «городского Интернета» (). Среди порталов, посвященных неформальной молодежи города Улан-Удэ, отметим , сайты панк групп города , , металлистов — .

В течение последнего года особое значение в молодежной среде приобрели так называемые социальные сети. Посредством данных сетей удалось получить небезынтересную информацию. Это и . Помимо этого вспомогательную роль играли онлайн-дневники информантов, в основном расположенные на сайте .

- Материалы Комитета молодежной политики Министерства образования
и науки Республики Бурятия,
которые посвящены исследованию молодежи
Бурятии, плодотворно использующие статистические данные. Среди них: «О
государственной молодежной политике в Республике Бурятия» (1996),
«Государственный доклад "Молодежь Республики Бурятия в 2006 году"»,'
«Информация по выполнению республиканской, целевой программы
"Молодежь Бурятии"» (1998-2007) и др.

Научная новизна полученных результатов

- предложено рассматривать молодых людей как активных субъектов
социальных отношений;

продемонстрировано видение молодежи как дифференцированной, внутренне неоднородной группы;

высказано предположение о том, что возраст перестает быть единственным значимым основанием для объединения молодежи;

- аргументирована важность исследования жизненных практик молодежи
регионов России;

- предпринята попытка изучения молодежных практик посредством
этнографических методов.

14 Практическая значимость работы

Изучение жизненных стратегий' молодежи постсоветской Бурятии имеет большую научно-практическую значимость. Это обусловливается-тем, что от успешного выбора жизненной и культурной* стратегии молодежи; зависит развитие всего современного российского общества. Результаты; исследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях по: молодежной? проблематике: Полученные данные могут применяться при разработке курсов>в высших учебных заведениях («Социология», «Социологияі молодёжи»^ «Социология образования»); Некоторые материалы работы могут оказаться полезными: в работе государственных и региональных органов5 по делам? молодежи; ві частности в «Комитете молодежной политики Министерства образования и науки Республики Бурятия».

Апробация работы

Основные положения ирезультаты исследования1 былишзложенькв;докладах
диссертанта^ участвовавшего' bv ряде школ,, конференций; семинаров: Школа
молодого автора: «Улан:: Удэ:: адаптация^ сельской; молодежи с к городскому и-
образовательному пространству» (Пушкин, 2006); научная конференция,
«Межэтническая; интеграция: история, современность, перспективы»,
проходившая в Институте этнологии и антропологии РАН (Москва, 2006);
международная конференция «Полевая этнография - 2006» (Санкт-Петербург,
2006);. международная: конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
«Ломоносов» (Москва; 2007); международная конференция:

«Постсовременность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, 2007); VII.KoHrpecc этнографов и антропологов.России (Саранск, 2007).

По теме диссертационного исследования имеется 8 научных публикаций.

Структура работы;

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения;, приложения» и списка литературы.

15 Диссертационное исследование было обсуждено на заседании Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 18 ноября 2008 года и рекомендовано к защите.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций