Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Абсалямова Юлия Аликовна. Башкиры Восточного Оренбуржья : история расселения, родоплеменная структура, хозяйство : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Абсалямова Юлия Аликовна; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Уфа, 2009.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/458


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. История расселения и родоплсменной состав башкир Восточного Оренбуржья

1.1. Древнее население Восточного Оренбуржья в этнической истории
башкир 25

  1. Территория расселения башкирских племен 32

  2. Динамика численности 37

  3. Этническая история ирасселение племени усерган 44

  4. Кипчакский компонент в этногенезе башкир Восточного Оренбуржья 61

  1. Племя тунгаур в Восточном Оренбуржье 64

  2. Родовые подразделения башкир Восточного Оренбуржья 71

  3. История башкирских населенных пунктов в Восточном Оренбуржье 81

Глава 2. Межэтнические взаимоотношения башкир в Восточном Оренбуржье в XV-XX вв.

  1. Ногайцы на территории Восточного Оренбуржья и их роль в этнической истории юго-восточных башкир 91

  2. Взаимоотношения башкир с калмыками в XVII в 98

  3. Башкиро-казахское этнокультурное взаимодействие в Восточном Оренбуржье 103

  4. Взаимодействие башкир с переселенческим населением (XIX - XX вв.) 122

Глава 3. Традиционное хозяйство и материальная культура башкир Восточного Оренбуржья в XVIII - XIX вв.

  1. Развитие скотоводства 132

  2. Земледелие у башкир Восточного Оренбуржья в XVIII - XIX вв 155

  3. Традиционное строительство хозяйственных построек 167

Заключение 181

Библиографический список 184

Приложения 200



Введение диссертации:

В современном мире в условиях нарастающей глобализации, усиления

тенденции к унификации, нивелировке культур различных народов особую актуальность приобретают проблемы сохранения этнического своеобразия. В первую очередь это относится к тем этническим группам, которые в силу различных обстоятельств функционируют в отрыве от материнского этноса, то есть к дочерним этносам. Обычно такие группы находятся в среде, где численно преобладают другие этносы, и здесь процессы взаимной ассимиляции и, соответственно, нивелировки культур происходят более интенсивно. По переписи 2002 г. из 1 673 389 башкир - четвертого по численности народа Российской Федерации - 27% живут за пределами Республики Башкортостан (РБ), из них значительная часть - в сопредельных с РБ регионах. Среди них второе место по численности башкир занимает Оренбургская область, где проживают 52 685 башкир (по переписи 1989 г., 53 339 чел.) [Гатауллин, 2005. С. 39].

К настоящему времени этнографическая наука достигла значительных результатов в изучении башкирского народа. Однако исследованиями большей частью охвачены башкиры, проживающие в пределах РБ, и почти не затронуты башкиры сопредельных регионов. Между тем они населяют исторические земли башкир . Территория Оренбургской области полностью входила в состав Уфимской, позже Оренбургской губернии, и, таким образом, вплоть до первой четверти XX в. башкиры, проживающие на этой территории, находились в одних административных границах с материнским этническим ядром. В результате административных преобразований 30-х гг. XX в. значительная часть башкир оказалась в составе новообразованной Оренбургской области. Причем на ее территории

В первые века пребывания в составе России башкиры населяли территорию от среднего течения и верховьев Тобола до Волги в районе Саратова и Самары, от реки Илек и Яик (Урал) до среднего течения Камы и низовьев Сылвы. В настоящее время это территория Республики Башкортостан, Оренбургской, Челябинской, Курганской областей и частично - некоторых районов Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской областей и Республики Татарстан [История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т.1. С. 3, 111].

4 оказались башкиры, относящиеся к разным этнографическим группам. Западные районы области населяют башкиры, известные в литературе под названием «ток-чуранские», относящиеся к юго-западной этнографической группе. На востоке проживает другая многочисленная группа башкир, которая расселена по бассейнам рек Сакмара, Губерля, Каялы, Кураган, Катралы, Касмарт в Кувандыкском, Гайском и Саракташском районах . Башкиры Восточного Оренбуржья входят в крупную юго-восточную этнографическую группу башкир.

Большая часть башкир Восточного Оренбуржья проживает в мононациональных населенных пунктах, основанных в XVIII - XIX вв. В настоящее время в Гайском районе насчитывается пять башкирских населенных пунктов, в Кувандыкском — двадцать три, в Саракташском -девять. Реже башкиры проживают в селах со смешанным национальным составом совместно с татарами, русскими и казахами. По переписи 2002 г. в Гайском районе башкиры составляли 20,7 % (2522 чел.) от общей численности населения района, в Кувандыкском - 23,1 % (5632 чел.), в Саракташском - 4,4 % (1853 чел.) [Региональная этнокультурная политика ... С. 32 - 38]. Язык оренбургских башкир также делится на две группы: северо-западную и юго-восточную. Башкиры юго-восточной языковой группы (Гайский, Кувандыкский, Саракташский и Тюльганский р-ны) по одной классификации говорят на сакмарском говоре [Диалектологический словарь башкирского языка. С. 6], по другой — на ик-сакмарском говоре южного диалекта башкирского языка [Словарь башкирских говоров. С. 7]. История расселения юго-западной и юго-восточной этнографических групп на территории оренбургских степей также различна, поэтому представляется цеблесообразным изучение их в отдельности.

Термин башкиры Восточного Оренбуржья употребляется условно. В Восточное Оренбуржье входят Адамовский. Гайский, Домбаровский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Светлинский и Ясненский районы. Башкиры проживают компактной группой по правому берегу реки Урал, то есть в Гайском и Кувандыкском районах, а также в Саракташском районе Центрального Оренбуржья. Но так как башкиры данных районов образуют единую этнографическую группу, их мы и будем иметь ввиду под башкирами Восточного Оренбуржья

Если история и этнография ток-чуранских башкир получили некоторое освещение в научной литературе, то башкиры Восточного Оренбуржья до последнего времени остаются практически неизученными. Между тем данная этнографическая группа в силу исторических причин, а также природно-географических условий региона отличается рядом особенностей материальной и духовной культуры, традиционного хозяйства.

Географическая локализация Восточного Оренбуржья на северной окраине крупного Урало-Аральского региона с сезонным циклом кочевания обусловила прочную, веками устоявшуюся традицию кочевого, а затем и полукочевого скотоводческого хозяйства. Кочевание далеко на юг, в верховья рек Ори и Эмбы, продолжалось здесь вплоть до строительства Российским государством в 30 - 50-е гг. XVIII в. пограничной крепостной линии. Но и после перехода к смешанному, скотоводческо-земледельческому хозяйству выходы на летние кочевья (летовки) у юго-восточных башкир продолжали существовать вплоть до начала XX в.

Природно-географические условия определили также следующую особенность региона. Территория современной Оренбургской области в географическом и этнокультурном отношениях долгое время являлась пограничной зоной. Здесь проходила граница между Великой Степью и горнолесными массивами Южного Урала, а естественные рубежи, как известно, всегда играют роль этнических границ. Кроме того, через территорию области, с востока на запад протекает крупная водная артерия — река Урал (Яик), которая служила естественной границей не только между Азией и Европой, но и между различными племенами и народами в разные исторические периоды, причем ее пограничное значение сохранялось вплоть до XIX в. Таким образом, население оренбургских степей на протяжении многих веков находилось на периферии, а в пограничной зоне особо активны межэтнические взаимодействия и проистекающие от этого

этнокультурный обмен и интеграционные процессы. Это обусловило сложный процесс этнической истории, ассимиляцию местного населения инородными компонентами иранского, тюркского и монгольского происхождения и, как следствие, специфичные черты в материальной и духовной культуре. В них переплетаются традиции различных этнических пластов, вошедших в состав башкир. Начиная с XIV в. башкиры оренбургских степей находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми народами (ногайцами, калмыками, казахами), а с началом деятельности Оренбургской экспедиции в 30-е гг. XVIII в. - с переселенческим земледельческим населением (татарами, русскими, украинцами). Таким образом, данная тема актуальна в плане комплексного изучения этнокультурных процессов в зонах исторического соприкосновения народов, в ареалах наиболее активного межэтнического взаимодействия башкир с соседними народами.

Наиболее значительные изменения в традиционной культуре оренбургских башкир связаны с советским и постсоветским периодами, когда они оказались в отрыве от материнского этноса. Политика унификации в годы советской власти привела к стиранию многих традиционных черт в культуре. В 90-е гг. XX в. наблюдается рост национального самосознания оренбургских башкир. В Оренбургской области начинает работать региональное отделение Всемирного курултая башкир, создаются его районные отделения. Вводится преподавание башкирского языка в национальных школах. В области выходит газета на башкирском языке («Караван-сарай») периодичностью два раза в месяц и тиражом в 1000 экземпляров, радиопередача «Живые родники» один раз в два месяца продолжительностью 35 минут. Два раза в месяц выходит телепередача на языках народов области, в том числе и башкирском («Земляки»). Всего, по данным на 2006 г. башкирский язык изучают 1402 учащихся в 47 учреждениях в 10 районах области, из них в качестве учебной

7 дисциплины - 1114 учащихся в 36 школах, факультативно - 90 учащихся в 4 школах и через сеть кружков — 546 человек в 27 школах. В Гайском районе башкирский язык изучают в 5 школах 98 учащихся, в Кувандыкском — в 6 школах 306 учащихся, в Саракташском - в 3 школах 82 учащихся [Региональная этнокультурная политика... С. 10 - 15]. Но традиционная культура постепенно утрачивает свое значение, и все ее элементы -материальная культура, обряды, обычаи - уходят вместе с поколением их носителей. В связи с этим представляется важным проведение полевых исследований на территории Оренбургской области, пока сохраняется возможность фиксации традиционной культуры этой группы башкир.

Административно-территориальное деление. Территория

современной Оренбургской области вошла в состав Русского государства с принятием российского подданства юго-восточными башкирскими племенами усерган, бурзян, кипчак и тамъян в середине XVI в. [Башкирские шежере, С. 73 - 74]. Но фактическое укрепление российской власти в регионе произошло только в первой половине XVIII в. Началось оно со строительством Оренбургской укрепленной линии, которую образовали крепости и редуты, возведенные в 1735 - 1743 гг. С образованием 15 марта 1744 г. Оренбургской губернии территория края входит в ее состав. В 1781 г. по новому «Учреждению о губерниях» вместо Оренбургской губернии образовывается Уфимское наместничество, состоявшее из двух областей -Оренбургской и Уфимской. Территория нынешнего Восточного Оренбуржья находилась в составе Оренбургского уезда Оренбургской области. В 1796 г. Уфимское наместничество преобразовано в Оренбургскую губернию, в составе которой было десять уездов. В 1856 г. она разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Восточное Оренбуржье входило первоначально в Оренбургский уезд Оренбургской губернии, а именно — в Усерганскую и Кипчакскую волости уезда. После указа 1865 г. бывшая крепость, а затем станица Орская становится уездным

8 городом, и изучаемая территория входит в состав новообразованного Орского уезда - одного из самых крупных уездов губернии. По данным на 1916 г., территория всей губернии составляла 165712 кв. верст, из них 32691 (19,6 %) приходилось на Оренбургский уезд, 40807 (24,5 %) - Орский, 43769 (26,3 %) - Верхнеуральский, 20551 (12,3 %) - Троицкий, 28894 (17,3%) - Челябинский [Соколов, 1916. С. 8]. Со временем из Оренбургской губернии были выделены несколько уездов (Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский), в ее составе остались только Оренбургский и Орский уезды, и губерния территориально стала принимать очертания современной Оренбургской области.

В Орском уезде в то время башкирское население проживало достаточно компактно. Большая часть нынешнего Восточного Оренбуржья, в течение XVIII - XIX вв. делилась на 1 - 4-ю Усерганские волости. В начале XX в. волости стали дробиться, и к 1926 г. их стало уже десять. Большая часть Восточного Оренбуржья — Гайский и восточная часть Кувандыкского районов - входила в 3-ю Усерганскую волость, а часть современных Кувандыкского и Саракташского районов - во 2-ю Усерганскую волость Оренбургского, позже Орского уездов, несколько деревень Саракташского района - в Кара-Кипчакскую волость Оренбургского уезда.

После установления советской власти произошли крупные перемены в административно-территориальном делении края. В 1919 г. с образованием Малой Башкирии (АСБР) по «Соглашению Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии», Усерганская волость была включена в ее состав в качестве Усерганского кантона [Башкирская энциклопедия. Т.1. С. 67]. Часть населенных пунктов современного Саракташского района - дд. Кабаново, Биктимирово, Кульчумово, Карагузино, Райманово - вошли в Бурзян-Кипчакскую волость Кипчакского кантона. С образованием Большой Башкирии 21 июля 1922 г.

9 Усерганский кантон оказался в составе более крупного Зилаирского кантона, на основе которого позднее были образованы Зианчуринский и Хайбуллинский районы РБ. Остальная территория современного Оренбуржья с 1925 г. входила в качестве округа в Средневолжский край, из которого в 1934 г. была выделена Оренбургская область. Причем в ходе административно-территориальных преобразований советского периода к БАССР отошли населенные пункты с преимущественно башкирским и татарским населением, а к Оренбургской области - с русским и украинским. Чуть позже к территории области была присоединена часть территории Зианчуринского района (бывшей Усерганской волости) БАССР, на которой находились башкирские населенные пункты.

Итак, с середины 30-х гг. XX в. изучаемая территория входит в состав Кувандыкского, Саракташского и Гайского районов Оренбургской области. По переписи 1959 г., здесь проживало 30126 башкир, составляя 2% населения области. В 1979 г. переписью в области зафиксировано 43 тыс., в 1989 г. - 53339 башкир (2,5 % населения). Из них в Кувандыкском районе проживали 5,4 тыс. человек (24,6 % населения района), в Гайском — 2,7 тыс. человек (21,1 %) [Зобов, 1994. С. 113]. По переписи 2002 г., в Оренбургской области проживало 52685 башкир.

Таким образом, в отдельную этнографическую группу башкиры Восточного Оренбуржья выделяются только с 30-х гг. XX в., то есть с началом функционирования их в качестве дочернего этноса. Но ее особенности, истекающие от приграничного положения и активных межэтнических контактов, сформировались раньше. Известно, что национально-государственные границы часто влияют на образование этнической группы. Отечественными этнографами одним из факторов формирования этнической группы называлось такая ситуация, когда часть этноса оказывалась в положении этнической группы в результате освоения его этнической территории другим более многочисленным этносом [Кузеев,

10 Бабенко, 1989. С. 13]. Башкиры Восточного Оренбуржья оказались в отрыве от материнского этнического ядра, в иноэтничном и более того в полиэтничном окружении. Это способствовало более быстрым темпам ассимиляции с соседними народами - русскими, украинцами, татарами, казахами и нивелирования их культурных различий. В настоящее время у башкир изучаемой группы сохранились элементы традиционной культуры. В основном они выделяются в обрядовой сфере и в целом в духовной культуре. В материальной культуре, которая, как известно, является самой пластичной сферой, переплелись традиции многих соседних народов, и сейчас более актуально изучать ее как результат взаимодействия культур различных народов.

Историография темы. Литература по теме исследования крайне малочисленна Специальных исследований по каким-либо аспектам истории и этнографии непосредственно башкир Восточного Оренбуржья не проводилось. Лишь содержатся отдельные этнологические и статистические материалы в справочных изданиях.

Дореволюционная историография ценна тем, что в ней зафиксированы сведения по этнографии башкир, не сохранившиеся в настоящее время. Изучение русскими исследователями Оренбургского края началось одновременно с его освоением. Одной из задач Оренбургской экспедиции был сбор сведений по экономике, географии и истории края. В работах участника экспедиции П.И. Рычкова содержатся сведения о родоплеменном составе и хозяйстве оренбургских башкир. Он, в частности, пишет о том, что башкиры заготавливают сено для скота на зимний период и отмечает слабый уровень развития земледелия.

В основном сведения дореволюционных авторов относятся к концу XIX в. Большую ценность представляют работы П.С. Назарова, который побывал непосредственно у усерганских и кипчакских башкир.

Им записан ряд преданий о происхождении и расселении башкир, о принятии мусульманства, а также зафиксирован родовой состав племен усерган и кипчак. В работе П.С. Назарова «К этнографии башкир» (1890) приводятся интересные данные, свидетельствующие о сохранении традиций полукочевого хозяйства у южных башкир в конце XIX в. Ценной в изучении этнографии оренбургских башкир является работа М. Баишева «Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии» (современный Кувандыкский р-н), опубликованная в 1895 г. в «Известиях Оренбургского отдела Императорского русского географического общества». В ней дается характеристика хозяйства башшр-усерган в конце XIX в. - выходы на летовку, состояние земледелия. Автор подробно описал традиционное строительство башкир, проживающих в лесостепной местности Восточного Оренбуржья, свадебные и родильные обряды, духовную жизнь, представления о мире башкир-усерган.

Работа Д.Н. Соколова «О башкирских тамгах» стала первым крупным исследованием башкирских тамг и до сих пор не утратила своего значения. В работе впервые дана методология изучения тамг. В ней исследуются также тамги усерган (730 тамг) и кара-кипчаков. Содержатся ценные наблюдения по составу племени усерган: автор предполагает частичное вхождение в их состав булгар, а также компонентов других племен — тунгаур, бурзян. В работе приводится полный список тамг д. Илячево Усерганской волости.

Особо следует выделить роль СИ. Руденко, которому обязана становлением башкирская этнографическая наука. По степени охвата многогранной жизни башкир и полноте освещения его работа является одним из наиболее ценных исследований [Руденко, 1955]. Экспедиции Руденко охватили обширный регион, заселенный башкирами; им был собран огромный этнографический и антропологический материал в

12 усерганских деревнях. Он впервые дал наиболее полную и объективную характеристику физического типа, образа жизни, материальной и духовной жизни башкир. На основе обширного материала Руденко провел историко-этнографическое районирование Башкирии на рубеже XIX - XX вв., раскрыв особенности каждой области. Восточное Оренбуржье, по его классификации, относится к восточной области, где население занимается преимущественно скотоводством, в пище преобладают молочные продукты, из одежды распространены нагольные тулупы, широкие мужские рубахи с отложным воротником, женские коралловые нагрудные украшения и кашмау.

В целом, авторами дореволюционного периода проделана большая работа по сбору и систематизированию материала по родоплеменной структуре башкир.

Литература, затрагивающая непосредственно оренбургских башкир, посвящена в основном этнической истории племен усерган и кипчак, их появлению в оренбургских степях. Ранняя история и этнические процессы в регионе нашли отражение в трудах Р.Г. Кузеева. Следует отметить, что он был один из немногих, кто собирал полевой материал в деревнях Восточного Оренбуржья. Сформулированные Р.Г. Кузеевым положения до сих пор остаются основополагающими в науке о происхождении башкир. По мнению Р.Г. Кузеева, юго-восточные башкиры сформировались на основе смешения древнебапжирских племен, которые появились в X в. в Южном Приуралье (Бугульминско-Белебеевской возвышенности), с обитавшими здесь кочевниками тюркского происхождения. Позже в состав башкир вошли кипчакские группы, образовав самостоятельное племя, части которого расселилась в Восточном Оренбуржье. Дальнейшую этническую историю башкир этого региона он рассматривает на фоне взаимодействия с соседними

13 кочевыми народами — казахами и калмыками. В его работах также получили освещение история расселения племен усерган и кипчак.

Исследованием родоплеменного состава башкир занимался Р.З. Янгузин, в работах которого определены территория расселения башкирских племен усерган и кипчак, их тамги, этническая история [Янгузин, 1998].

Сведения о родоплеменной принадлежности башкир, названиях деревень Гайского, Кувандыкского и Саракташского районов содержатся в работе А.А. Камалова и Ф.У. Камаловой «Атайсал» [Камалов, Камалова, 2001]. На основе архивных источников, исторических преданий и полевых материалов авторы воссоздали родоплеменную принадлежность и родовые подразделения этой группы башкир. Надо отметить, что в их книге содержатся некоторые неточности в названиях населенных пунктов Восточного Оренбуржья. Несмотря на это работа является единственной в своем роде и представляет ценность для изучения этнического состава населения края.

Многие названия родов и особенно родовых подразделений находят аналогии у других тюркских народов. Ценные сведения по истории возникновения различных этнонимов содержатся в работах К.Ш. Шаниязова, В.В. Вострова, М.С. Муканова, СМ. Ахинжанова [Шаниязов, 1975; Востров, Муканов, 1968; Ахинжанов, 1994].

Большая часть сведений по оренбургским башкирам носит характер обобщенной информации о численности, волостной принадлежности, родоплеменном составе, статистические данные. Сведения о численности и расселении усерган и кипчаков обобщены в работе Н.Н. Томашевской [Томашевская, 2002]. Это территориальные границы волостей, списки башкирских деревень по уездам и волостям. Кроме того, автор раскрыла роль демографического и территориального

14 факторов в протекании этнических процессов, охарактеризовала основные направления этих процессов во взаимосвязи с хозяйственными, социальными факторами.

Волостная принадлежность, сведения о дате появления башкирских деревень в источниках, а также вторые названия некоторых деревень содержатся в работе Ф.Г. Хисамитдиновой «Башкирская ойконимия XV - XIX вв.» [Хисамитдинова, 1996], данные которой основаны на материалах «Экономических примечаний к генеральному межеванию».

Специальная работа, посвященная оренбургским башкирам, вышла в 1996 г. в связи с проведением первого Всемирного курултая башкир - «Башкиры и Оренбуржье: История и современность». Это тематический сборник статей по оренбургским башкирам, авторы которых раскрывают различные аспекты истории и социально-экономического развития Оренбургского края.

Ценность представляют и работы местных историков-краеведов. Краеведы Хайбуллинского и Зианчуринского районов РБ на основе полевых материалов проделали большую работу по восстановлению истории расселения усерган (P.P. Рахимов, Р.Н. Насыров, М.С. Тулябаев, X. Сагитов). Большая часть их работ опубликована в республиканских журналах «Агидель», «Ватандаш». Особо следует выделить роль работ P.P. Рахимова, собравшего большой материал по истории расселения и родоплеменному составу усерган. Интересная информация о разделении земель между родами у этой группы содержится в «Земельном шежере», опубликованном Р.Г. Насыровым в его работе, посвященной истории Хайбуллинского района РБ [Насыров, 2000].

На протяжении XV - XX в. башкиры Восточного Оренбуржья находились в тесных взаимоотношениях с различными народами т-ногайцами, калмыками, казахами, русскими, украинцами, татарами. В

15 работах В.В. Трепавлова и Р.Х. Керейтова исследуются этнокультурные контакты башкир и ногайцев, их истоки. По мнению данных авторов, основе тесных межэтнических контактов, а также последующей ассимиляции части ногайцев в составе башкир Восточного Оренбуржья лежали, кроме близости кочевой культуры, общие древние этнические пласты в их составе, в том числе кипчакский.

Историей башкиро-казахских этнокультурных контактов занимались казахские ученые Г.Б. Избасарова и Г.С. Султангалиева. В трудах казахских ученых этнокультурные контакты раскрыты достаточно полно. Работы Г.Б. Избасаровой посвящены башкиро-казахскому взаимодействию в XVIII в., а в работах Г.С. Султангалиевой подробно раскрыты этнокультурные контакты в XIX в. Взаимоотношения с более поздними соседями — татарами, русскими и украинцами практически не исследованы [Избасарова, 2000, 2001, 2004; Султангалиева, 2001, 2003]. Среди башкирских ученых, исследовавших отдельные аспекты этой темы нужно отметить работы Р.Г. Кузеева и Н.В. Бикбулатова, Ф.А. Надыршиной [Кузеев, Бикбулатов, 1982; Надыршина, 1982]. В них раскрываются корни тесных межэтнических контактов двух народов, которые заключаются в единых этнических элементах, вошедших в их состав, и общности исторического развития в период средневековья.

Этнические связи усерган с каракалпаками, в особенности с каракалпакскими и узбекскими муйтенами, исследованы и в работах Л.С. Толстовой и Т.А. Жданко [Толстова, 1963, 1969, 1971, 1984; Жданко, 1950, 1971, 1998]. В последнее время стали появляться работы, посвященные истории башкиро-калмыцких контактов в XVII - XIX в. Среди них следует отметить работы Л.Ю. Ланцановой, М.М. Маннапова [Ланцанова, 2006; Маннапов, 2006]. История ногайской гегемонии в

крае на основе большого количества архивных источников и исторических преданий изучена В.В. Трепавловым [Трепавлов, 1997].

Важный момент в истории хозяйства башкир Восточного Оренбуржья — большая приверженность их к полукочевому образу жизни, сохранение кочевнических традиций и позднее развитие земледелия. Он нашел отражение в работах Р.Г. Кузеева и Р.З. Янгузина, посвященных истории традиционного хозяйства башкир. Р.Г. Кузеев уделяет большое внимание причинам ломки традиционного уклада хозяйства башкир в XIX в. и ее влиянию на этнодемографические процессы. Отмеченный им упадок хозяйства башкир, особенно юго-восточных, на рубеже XIX - XX в. находит отражение в источниках и сообщениях информаторов. В монографии Р.З. Янгузина «Хозяйство и социальная структура башкирского общества в XVIII - XIX вв.» (1998) на основе широкого круга архивных источников раскрыта история хозяйства юго-восточных башкир. По его классификации, Восточное Оренбуржье во второй половине XIX в. относилось к полукочевому подрайону скотоводческого района со слабым развитием земледелия. Автор считает, что насильственное развитие земледелия у башкир стало причиной их обнищания во второй половине XIX в., что особенно было характерно для южных башкир, у которых полукочевое скотоводство долгое время было основным видом хозяйства. Методы ведения традиционного хозяйства у юго-восточных башкир — полукочевого хозяйства и земледелия - раскрыты в работах Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова, М.В. Мурзабулатова [Кузеев, 1978; Бикбулатов, 1979; Мурзабулатов, 1979].

Исследованию традиционных жилищ и поселений башкир посвящены работы С.Н. Шитовой [Шитова, 1978, 1984, 2002]. Автор считает, что на территории юго-восточной Башкирии аулы возникли позже, только после возведения укрепленной линии. Важным является

17 выделение автором локальных особенностей поселений, обусловленных природно-географическими условиями и основными направлениями хозяйственной деятельности. В ее работах присутствуют описания саманных построек и плетневых мазанок, характерных для башкир Восточного Оренбуржья.

Таким образом, историографический обзор показывает относительную скудость информации, касающийся непосредственно башкир Восточного Оренбуржья. Имеющиеся сведения носят отрывочный характер. Они касаются в основном родоплеменного состава изучаемой этнографической группы. По истории, характеру взаимоотношений с соседними народами, а также по традиционному хозяйству опубликованных работ очень мало. Вышеизложенное предопределило актуальность темы исследования по истории и этнографии башкир Восточного Оренбуржья.

Хронологические рамки. Этнографическая часть исследования основана преимущественно на материале второй половины XVIII — первой половины XX в. Верхняя граница определяется появлением первых письменных источников по изучаемой группе населения, а нижняя граница - временем функционирования традиционной культуры в наиболее полной форме и, соответственно, наличием полевого материала по данному периоду. В исторической части представляются оправданными экскурсы в более ранние исторические периоды.

Территориальные рамки охватывают территорию современных Гайского, Кувандыкского и Саракташского районов Оренбургской области.

Объектом исследования является башкирское население восточных районов Оренбургской области. При выборе учитывались общность территории, этнографической группы, общие закономерности

18 сложения и развития хозяйственно-культурных форм и культурных компонентов.

Предмет исследования: этническая история, родоплеменная структура, демография, межэтнические контакты, хозяйство башкир Восточного Оренбуржья.

Методологической основой исследования является

совокупность принципов историзма, объективности и системности.
Методика исследования базируется на традиционных для
этнографического исследования плевых и кабинетных методах. Сбор
полевого материала производился методом глубинного интервью с
основными информаторами (обычно представителями старшей
возрастной группы) с последующим дополнением полученных сведений
по отдельным вопросам у вторичных информаторов. Явления
материальной культуры зафиксированы путем фотографирования. В
работе использованы общенаучные методы: сравнительно-
исторический, проблемно-хронологический. Статистическо-
математический, научного описания и др.

Теоретической базой исследования явились выводы отечественных ученых в области теории этноса и типологии этнических общностей: Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, С.А. Арутюнова, Н.Н. Чебоксарова, Р.Г. Кузеева.

Источники. Источниковую базу исследования составили архивные материалы, опубликованные источники и полевые записи автора. Для изучения земельных отношений, хозяйства и межэтнических контактов привлекались материалы архивов городов Уфы, Оренбурга и Алматы. В Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО) и Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) хранятся документы, содержащие данные о численности населения, состоянии хозяйства, социальных отношениях

19 башкир Усерганской и Кипчакской волостей. В фондах Оренбургского гражданского губернатора (И-6) и Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора (И-2) ЦГИА РБ отложились сведения об экономическом положении, хозяйстве башкир. Подобные же сведения содержатся в фондах Оренбургской губернской канцелярии (Ф.З), Канцелярии Оренбургского губернатора (Ф. б) ГАОО. Последний содержит также огромное количество документов, иллюстрирующих сложный период взаимных набегов казахов и башкир. В фондах Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК) имеются документы о башкирах, бежавших в казахские степи в период восстаний XVIII в. и казахах, переселявшихся на башкирские земли в первой половине XIX в.

Отдельную группу составляют материалы переписей XIX в. -ревизских сказок. Ревизские сказки 1816 и 1859 гг. по башкирам содержатся в фондах И-2 (Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора) и И-138 (Оренбургская казенная палата) ЦГИА РБ.

Одним из ценных источников для изучения родоплеменного состава башкир являются тамги, которые отражали структуру и систему расселения родов и племен. Они сохранились на надмогильных камнях и на предметах быта (утвари, хозяйственных предметах), но в малом количестве. Ввиду этого большое значение приобретают тамги, на архивных документах XIX в. В фонде 13 ГАОО (Оренбургское губернское по крестьянским делам присутствие) на документах по межеванию башкирских вотчинных земель имеются тамги вотчинников Усерганской и Кипчакской волостей конца XIX в., более десятка по каждой деревне. В них сохранилось и большое количество топонимов, часть которых ныне утрачена.

Вторую группу источников составили опубликованные документы. В XIX в. издавались различные сборники, содержащие

20 систематизированные сведения о населении губерний. Отдельно можно выделить данные по численности башкир. В 2001 г. был опубликован сборник «Западные башкиры по переписям 1795 - 1917 гг.». Хотя в целом он предлагался как труд, посвященный изучению численности, этнического состава и социально-экономического положения западных башкир, авторы решили целесообразным опубликовать в нем и материалы ревизий по всем башкирам. Так, сборник содержит данные VIII ревизии 1834 г. по ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 19 уездам Оренбургской, Пермской, Вятской губерний. В них имеются ценные сведения о численности, родовом расселении и хозяйстве башкир Усерганской и Кипчакской волостей.

В конце XIX - начале XX в. издавались «Списки населенных мест» губерний Российской империи, которые содержали сведения по каждому населенному пункту: об их географическом местоположении, количестве дворов, жителях мужского и женского пола. В них приводились также географическая и этнографическая характеристика края, приводились данные об экономическом положении населения. Отдельные сведения об экономическом развитии края содержатся в IV томе сборника «Материалы по истории БАССР» (1956).

Увидели свет сборники документов, которые содержат документы, освещающие историю взаимоотношений башкир с казахами и калмыками [Материалы по истории Казахской ССР. Т.4. М-Л., 1940; Казахско-русские отношения в XVIII - XIX вв. Алма-Ата, 1964; Материалы по истории русско-монгольских отношений. М., 1959].

Большую ценность для восстановления родоплеменного состава, а также башкиро-калмыцко-казахских взаимоотношений представляют башкирские предания, опубликованные во втором томе сборника «Башкирское народное творчество» (Уфа, 1987).

Данные 2002 г. переписи районам Оренбургской области, а также сведения о национальных и религиозных объединениях, изучении национальных языков содержатся в сборнике материалов «Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье» (Оренбург, 2006).

Третью группу источников составляют полевые записи автора. Как было отмечено выше, этнографические экспедиции, проведенные в советский и постсоветский периоды, не охватили исследованиями башкирское население Восточного Оренбуржья. Можно назвать только две диалектологические экспедиции ИИЯЛ 1976 - 1977 гг. работавшие в Гайском, Кувандыкском и Саракташском районах . Лишь в последние годы деятельность этнографических экспедиций возобновилась. В 2004 - 2006 гг. проведены три комплексные этнографо-антропологические экспедиции отдела этнологии ИИЯЛ УНЦ РАН в Западное и Восточное Оренбуржье^. Программа экспедиций включала антропологические (дерматоглифика, серология, антропологическое фотографирование) и этнографические исследования. Кроме того, автором в течение 2003 -2006 гг. совершались индивидуальные командировочные выезды. Всего исследованиями было охвачено 30 башкирских и 5 казахских населенных пунктов Восточного Оренбуржья и Хайбуллинского района РБ. Опрошено 115 информаторов в возрасте от 38 до 100 лет. Однако надо отметить, что к настоящему времени мало сохранилось сведений о родоплеменной структуре и материальной культуре. Знания родоплеменной принадлежности почти полностью утрачены населением. Лишь некоторые пожилые информаторы относят себя к

В состав экспедиции входили Максютова Н.(руководитель эксп.), Азнагулов P.P., Гильманова СР., Ишбердин Э.Ф., Надергулов У.Ф., Дильмухаметов М.И., Гареева Г.Г. Исследованиями были охвачены следующие населенные пункты: Чебакла, Байказак, Идельбаево, Ибрагимово, Бурангулово, Б.Чураево, Второе Юмагузино, Акчурино, Сунарчино, Рыскулово.

В составе экспедиций работали Юсупов P.M. (руководитель эксп.), Давлетшина З.М., Каримова Р.Н., Абсалямова Ю.А., Илимбетова А.Ф., Батыршина Г. Р. Исследованиями были охвачены следующие населенные пункты: Байказак, Ахун, Нарбулатово, Ишкинино, Нововоронеж, Ишберда, Чураево, Ибрагимово, Ишмуратово.

22 какому-либо башкирскому племени. В то же время более распространено знание родовых подразделений — «ара, туп», которые бытуют в настоящее время и воспринимаются как семейные прозвища. При этом большинство названий родовых подразделений имеет свою историю происхождения, иногда развивающуюся в целое предание. Население помнит традиционные элементы отдельных отраслей материальной культуры, которые сохранялись до середины прошлого века, а иногда встречаются и в настоящее время, как, например, саманное строительство и плетение из лозы. Некоторые пожилые информаторы помнят приемы ведения полукочевого скотоводства и земледелия, а также называют места родовых кочевок.

При исследовании родоплеменного расселения башкир важную роль играют топонимы этнонимического происхождения. В ходе полевых выездов было записано большое количество топонимов. Существование многих этнонимов отразилось в названиях речек, местностей, гор, деревень. Некоторые этнонимы присутствуют в названиях улиц, которые занимали когда-то представители одного родового подразделения.

Большую роль в исследовании этнической истории башкир играют шежере - генеалогические записи, сопровождающиеся сведениями исторического характера. Некоторые шежере племен усерган и кипчак опубликованы в сборниках «Башкирские шежере» (1960), «Башкирские шежере. Филологические исследования» (1985) и «Башкирские родословные» (2002), а также в журналах «Ватандаш» и «Агидель».

Таким образом, в своей совокупности источниковая база обеспечивает достижение цели и позволяет решить вопросы, поставленные в диссертационном исследовании.

Целью диссертационной работы является проведение комплексного историко-этнографического исследования башкир Восточного Оренбуржья.

Основные задачи исследования:

- раскрыть основные этапы формирования башкирского населения
Восточного Оренбуржья;

проанализировать динамику численности башкир изучаемого региона в течение XIX - XX вв.;

провести реконструкцию их родоплеменного состава;

охарактеризовать исторически сложившиеся межэтнические контакты башкир в данном регионе и раскрыть их влияние на этнографические особенности изучаемой группы;

- выявить особенности материальной культуры башкир Восточного
Оренбуржья на основе исследования системы организации и ведения
скотоводческого и земледельческого хозяйства, а также традиционного
строительства.

Научная новизна. Исследование является первым опытом комплексного историко-этнографического изучения башкир, проживающих в Восточном Оренбуржье, в котором представлен систематизированный фактический материал с его интерпретацией на основе последних достижений исторической этнографии. Вводится в научный оборот полевой и архивный материал, собранный автором. Впервые в полном объеме реконструированы этническая история и родоплеменной состав башкир Восточного Оренбуржья, их хозяйство, а также традиционное сторительство жилищ и хозяйственный построек.

Практическая значимость работы. Результаты исследования конкретизируют и расширяют представления о формировании этнических групп башкир за пределами РБ. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской

24 работе, в частности, при анализе этнокультурного развития Волго-Уральского региона в целом, и характера межэтнического взаимодействия на его территории. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и учебных пособий, публикации статей и монографий по исследованию башкир в субъектах РФ.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты диссертации докладывались на международных, всероссийских и межрегиональных научных конференциях и отражены в 20 научных публикациях.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В приложении помещены таблицы, иллюстрирующие материал диссертации, карты родоплеменного расселения башкир на территории Восточного Оренбуржья, административного деления изучаемого региона в XVIII - XX вв.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций