Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Люблинская Ольга Евгеньевна. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Люблинская Ольга Евгеньевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 244 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы проблемы педагогического
сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии
песенного творчества
13

1.1.Психолого-педагогические аспекты развития песенного творчества

дошкольников в художественно^музыкальной деятельности 13

1.2.Проблема педагогического сопровождения детей дошкольного

возраста в теории и методике дошкольного образования 36

1.3.Развитие песенного творчества детей старшего дошкольного возраста

в условиях педагогического сопровождения 50

Выводы по первой главе 58

Глава П. Особенности организации процесса развития песенного творчества ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 61

  1. Особенности песенного творчества детей старшего дошкольного возраста ,. 75

  2. Особенности развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического процесса детского сада 96

Выводы по второй главе 108

Глава 3. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного
возраста в развитии песенного творчества
111

  1. Задачи, этапы и содержание преобразующего эксперимента 111

  2. Результаты реализации условий педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества 130

Выводы по третьей главе 155

Заключение 158

Библиография 165

Приложение



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Ориентация современного образования на идеи гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации предполагает создание условий успешности развития каждого человека, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности.

Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования», «Концепция дошкольного образования» и другие актуализируют проблему разработки концептуально новых подходов к образовательному процессу.

Период дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях традиционно выделяется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного развития личности (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.И. Фельдштейн, П.Я. Гальперин, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов). Поэтому, перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Сериков, B.C. Хазиев, В.В. Анисимова, Е.В. Данильчук, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.). Реализация индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности - творчества (Я.А. Пономарев, А.Т. Шумилин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Коршунова, Е.И. Николаева и др.).

В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: изобразительной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, P.M. Чумичева и др.), художественно-речевой (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова), музыкальной (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.Н. Зимина, А.И. Ходькова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская).

Песенное творчество занимает особое место в системе музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста (О.П. Радынова, А.К.

Катинене, Н.А. Ветлугина и др.). Исследованиям песенного творчества детей посвящены работы Н.А. Ветлугиной, А.И. Ходьковой, Е.Я. Гембицкой, Л. Горюновой, И.А. Дзержинской и др.

Не смотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества детей дошкольного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях песенное творчество рассматривается достаточно односторонне, чаще, только с точки зрения развития музыкальной деятельности ребенка. Так, разработана музыкально-обогащенная среда (Те Чжин Ми); методический материал для воспитателей (Н.А. Дубровская); песенный репертуар для детей (О.П. Новоскольцева); музыкально-творческие задания и упражнения (Т.Н. Михайлова). Однако, отсутствуют исследования, рассматривающие песенное творчество как сложный интегративный вид деятельности ребенка.

Таким образом, в существующей педагогической ситуации достаточно четко вырисовываются противоречия между имеющимися данными об эффективности развития личности ребенка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития детского песенного творчества, как сложного целостного образования; между привлекательностью пения, как синтетического вида музыкально-художественной деятельности для ребенка, и невозможностью реализовать имеющийся у него творческий потенциал в этой деятельности.

При определенных условиях песенное творчество может обеспечить раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка. Однако, в современных исследованиях отсутствуют подходы изучения комплексных условий развития песенного творчества детей. В связи с этим, научный интерес представляют идеи педагогического сопровождения, которое понимается как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, его развития, создания особых условий для самореализации во всех

сферах деятельности, на всех возрастных этапах обучения и воспитания (Т.В. Чередникова, Е.В. Бондаревская, А.Г. Гогоберидзе, М.И. Губанова, М.С. Коданева, Т.Л. Копылова, А.В. Мудрик, Н.Н. Суртаева, Л.Ю. Субботина, Л.Н. Бережнова, Е.И. Казакова).

Термин «педагогическое сопровождение» широко используется в современной философии, психологии, педагогики, социологии (А.А. Деркач, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т.В. Чередникова, М.Р. Битянова и др.). Раскрыты сущность, механизмы педагогического сопровождения (Л.В. Темнова, Н.Г. Осухова, Ю. Слюсарев и др.), вопросы педагогической поддержки саморазвития личности (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, И.В. Воронкова, О.С. Газман, И.Д. Фрумин и др.). Структура, процессуальные характеристики педагогического сопровождения представлены в исследованиях Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, Э.В. Бобровой, А.А. Ласкина, И.А. Липского, Н.Л. Полтарацкой, М.И. Рожкова, А.Л. Уманского, Е.А. Цыбиной. Вместе с тем, исследования педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста в творческих видах деятельности, особенно, в песенно-музыкальной, не предпринимались.

Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность особенностей педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества, определили выбор темы исследования: «Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать условия педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

Объект исследования: процесс развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

6 Гипотеза исследования: эффективность развития песенного творчества ребенка старшего дошкольного возраста может быть обеспечена условиями педагогического сопровождения:

педагогической диагностикой, направленной на изучение детской музыкальной субкультуры, способностей, интересов и склонностей детей к различным видам художественной деятельности;

взаимодействием субъектов педагогического процесса в совместном проектировании вариативных маршрутов развития песенного творчества детей;

организацией музыкально-образовательной среды,

соответствующей актуальным задачам развития детей старшего дошкольного возраста, стимулирующей их к самостоятельности в использовании придуманного песенного образа.

отбором содержания песенного материала для обогащения музыкального опыта старших дошкольников;

разработкой научно-методического обеспечения процесса педагогического сопровождения.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения и песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.

  2. Выявить особенности песенного творчества детей шестого года жизни.

  3. Разработать и апробировать условия педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

  4. Изучить специфику развития песенного творчества старших дошкольников в условиях педагогического сопровождения.

Методологической основой исследования являлись положения: о закономерностях творчества и путях его развития (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, и др.); о роли деятельности в развитии личности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.В. Крулехт); о ребенке как субъекте детских видов деятельности и нравственного поведения (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, А.Г. Гогоберидзе и др.). Теоретические основы исследования:

концепции дошкольного детства как первоначального этапа в становлении личности, теория целостного развития ребенка в онтогенезе (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, Т.А. Комарова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльклнин, О.В. Дыбина и др.);

концепции личностно-ориентированного педагогического процесса (Ю.П. Азаров, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Давыдов, О.Г. Прикот, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.);

теории педагогического сопровождения (Л.Н. Бережнова, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, А.К. Колеченко, Н.Н. Михайлова, М.С. Полянский, Л.М. Шипицына, СМ. Юсфин и др.);

теории развития творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);

теории диагностики и развития творческих способностей ребенка (Т.А. Барышева, И.Г. Тулина, В.А. Шекалов, О.М. Дьяченко, В.В. Синельников, В.Т. Кудрявцев и др.);

теории развития творчества дошкольников (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков и др.);

теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.К. Катинене, А.Н. Зимина, А.И. Ходькова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Г.А. Праслова и др.).

Использована комплексная методика исследования, включающая
теоретический анализ философской, музыковедческой, психолого-
педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический
эксперимент (констатирующий, преобразующий); наблюдения,

интервьюирование, анкетирование, консультирование и метод изучения продуктов детской деятельности.

Основные этапы организации исследования:

На первом этапе (2005 - 2006 г.) - анализировалась литература по исследуемой проблеме, были определены понятийный аппарат, рабочая гипотеза, разработана программа исследования, намечены подходы к опытно-экспериментальной работе;

На втором этапе (2006 — 2007 г.) — одновременно с дальнейшей теоретической разработкой проблемы исследования осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации условий педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества;

Третий этап (2007 - 2008 г.) - был посвящен анализу полученных результатов, их обобщению и систематизации и оформлению материалов диссертационного исследования.

База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в дошкольных образовательных учреждениях г. Санкт - Петербурга: ГДОУ № 79, ГДОУ № 80 Приморского района и ГДОУ № 77 Петроградского района. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги дошкольного образования в количестве 20 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества может рассматриваться как совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет развивать песенное творчество ребенка на основе его интересов в деятельности, музыкальных предпочтений, творческого потенциала. Песенное творчество — деятельность, связанная с поиском ребенка собственного варианта исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности.

  2. Особенности детского песенного творчества заключаются в возможности проявлять творчество в разных видах песенной деятельности: в восприятии песни (собственной интерпретации музыкального образа, его выражении или изображении); в исполнении песни (эмоциональной передаче сценического образа; использовании элементарных актерских и вокальных умений; костюмов, грима и атрибутов); в первых попытках сочинения песни (создании оригинальных элементарных мелодий, придумывании рифмованных текстов, в органичном характеру образа сочетании слов и музыки). Разновидности детского песенного творчества определяются выбором ребенка средства выразительности песенного образа, вследствие чего могут быть выделены: песенно-игровое (песенно-театральное), песенно-изобразительное, песенно-речевое и песенно-музыкальное творчество.

3. Реализация педагогического сопровождения ребенка старшего
дошкольного возраста в развитии песенного творчества обеспечивается
следующими условиями:

-педагогической диагностикой, направленной на изучение детской музыкальной субкультуры, способностей, интересов и склонностей детей к различным видам художественной деятельности;

-взаимодействием субъектов педагогического процесса в совместном проектировании вариативных маршрутов развития песенного творчества детей;

-отбором содержания песенного материала для обогащения музыкального опыта старших дошкольников;

-организацией музыкально-образовательной среды, соответствующей актуальным задачам развития детей старшего дошкольного возраста, стимулирующей их к самостоятельности в использовании придуманного песенного образа.

-разработкой научно-методического обеспечения процесса

педагогического сопровождения.

  1. Процесс развития детского песенного творчества в условиях педагогического сопровождения - поэтапный процесс, включающий этап подготовки педагогов, специалистов ДОУ и родителей к реализации условий педагогического сопровождения, этап помощи ребенку в развитии песенного творчества и этап организации детских практик в развитии песенного творчества.

  2. Эффективность развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического сопровождения определяется по следующим показателям:

-новизна и оригинальность созданного песенного образа (дополнение песенного образа разнообразными элементами в процессе создания ребенком собственного творческого продукта);

-выразительность исполнения песенного образа (использование характерных средств выразительности);

-самостоятельность осуществления творческих действий

(самостоятельное продумывание характера будущего песенного образа);

-отношение детей к песенному творчеству (адекватность эмоциональных реакций на характер услышанного песенного произведения; стремление понять, прочувствовать эмоциональную окрашенность песенного образа);

-понимание смысла услышанной песни и адекватное использование доступных выразительно-изобразительных средств отражения придуманного образа.

11 Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

уточнено понятие «педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества», как совокупность педагогических условий, реализация которых позволяет развивать песенное творчество ребенка на основе его интересов в деятельности, музыкальных предпочтений, творческого потенциала.

процесс развития песенного творчества детей рассматривается с позиции педагогического сопровождения;

выявлены разновидности детского песенного творчества, основанные на комплексном анализе интересов, склонностей, предпочтений детей к различным видам деятельности, специфике творческих умений, стремлении современных дошкольников к интегративным видам художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика дошкольного образования обогащаются современными знаниями о сущности, содержании и организации педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества, об особенностях организации педагогического сопровождения ребенка в развитии песенного творчества в дошкольном образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработаны этапы развития песенного творчества детей

старшего дошкольного возраста в условиях педагогического сопровождения; разработано научно-методическое обеспечение для развития песенного творчества в условиях педагогического сопровождения (вариативные образовательные маршруты, рекомендации по развитию творчества детей для педагогов и родителей, тетради творческого роста ребенка, картотеки игр для развития песенного творчества).

Материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольного образования, а также в процессе подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов дошкольного образования.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается:

непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал анализ литературы по проблеме исследования;

применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования;

личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение системы исследовательских задач;

положительными результатами эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (2005 -2008 гг.); отражены в материалах научно-практических конференций: международной научно-практической конференции «Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве» (Санкт — Петербург, 2007 г.); «Мир детства и образование» (Магнитогорск, 2007); «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт — Петербург, 2007 г., 2008 г., 16-18 апреля). Материалы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 200 наименований. Текст иллюстрирован таблицами, отражающими положения и результаты исследования. В приложении представлены диагностические таблицы и материалы научно-методического обеспечения педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций