Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Сваталова Тамара Александровна. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Сваталова Тамара Александровна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2009.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1019


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования профессионально-
педагогической компетентности
15

  1. Профессионально-педагогическая компетентность как философско-педагогическая проблема 15

  2. Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений 38

  3. Модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях учреждения дополнительного профессионального образования в курсовой период обучения 70

Выводы по первой главе доз

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

формирования профессиональной компетентности

педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования

  1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы ^09

  2. Реализация модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях учреждения дополнительного профессионального образования в курсовой период обучения 136

  3. Оценка и анализ эффективности реализации модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования 145

Выводы по второй главе 161

Заключение 162

Литература 168

Приложения 187



Введение диссертации:

Актуальность проблемы и темы исследования. Радикальное изменение государственной политики в сфере дошкольного образования, обусловленное Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, привело к обновлению системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Необходимость модернизации дополнительного профессионального педагогического образования связана с изменением взглядов общества на конечный результат деятельности образовательного учреждения: «...основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор «ключевых» компетентностей...» (Концепция модернизации российского образования). Смена приоритетов в дополнительном профессиональном образовании влечёт за собой изменение подходов к определению его целей, содержания и системе оценивания уровня профессионализма педагогов дошкольного образования, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

В дошкольном образовании одним из наиболее значимых направлений реформирования и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития его личности. При этом, как отмечает И.А.Зимняя, личность педагога, его профессиональная компетентность полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период дошкольного детства, но и в последующие годы. Профессия педагога дошкольного образования имеет специфичные особенности, обусловленные психофизиологическими характеристиками личности ребёнка дошкольного возраста. На эти особенности указывают в своих исследованиях ученые, рассматривающие вопросы, связанные со структурой, спецификой профессиональных умений специалиста данного профиля и методикой их формирования: А.М.Бородич, Р.С.Буре, О.В.Драгунова, И.А.Зимняя, В.И.Логинова, А.А.Майер, Н.И.Пинчук,

Л.В.Поздняк, К.Е.Прахова, П.Г.Саморукова, Л.Г.Семушина, В.И.Ядешко и др. Изучение работ, посвященных вопросам профессиональной компетентности педагогов (В.И.Байденко, А.С.Белкина, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.Г.Молчанова, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, А.В.Хуторского и др.), позволяет утверждать, что в науке активно ведутся исследования в данном направлении. В то же время процесс формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования рассматривается в единичных работах (Ф.А.Байбановой, И.Б.Бичёвой, А.А.Майер), но в них не отражена система дополнительной профессиональной подготовки, обеспечивающая процесс самообразования в течение всей жизнедеятельности, что актуализирует проблему на научно-теоретическом уровне.

В «Концепции дошкольного воспитания» определены основные приоритеты повышения квалификации педагогов дошкольного образования и обозначены задачи координации психолого-педагогических исследований и практической деятельности воспитателей. Условия глобальной конкуренции на рынке труда требуют от педагогов дошкольного образования высокого уровня профессиональной компетентности, умений оценивать собственную деятельность, выстраивать траекторию профессионального роста, т.е. быть конкурентоспособным. Традиционной формой повышения квалификации являются кратковременные курсы при учреждениях дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образования в условиях смены образовательных парадигм призвано выполнять развивающую функцию (Ю.Н.Кулюткин, Э.М.Никитин), способствовать включению механизмов саморазвития и самосовершенствования педагогов дошкольного образования. Для реализации данной функции в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) необходима адресная направленность его содержания, обеспечивающая педагогов дошкольного образования методическими материалами, что обусловливает актуальность проблемы обновления системы дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) педагогов

дошкольного образования на научно-методическом уровне.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих

противоречий между:

социальным заказом общества, определённым Концепцией дошкольного
образования, Концепцией модернизации российского образования, на
подготовку специалистов дошкольного образования, готовых к работе в
условиях конкуренции на рынке труда, обладающих высоким уровнем
профессиональной компетентности, и сложившейся системой
дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации), не обеспечивающей в полной мере формирования необходимых профессиональных компетенций в силу своей унифицированности;

значимостью инструментария оценивания профессиональной

компетентности педагогов дошкольного образования для обеспечения
адресной направленности дополнительного профессионального образования
и его недостаточной разработанностью в теории дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации);
практической востребованностью специалистами дошкольного образования
обеспечения адресной направленности дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации), учёта их профессионально-образовательных потребностей и существующей практикой курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования. На основании вышеизложенного нами определена проблема исследования,

которая заключается в поиске и выборе эффективных путей формирования

профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в

учреждении дополнительного профессионального образования (повышения

квалификации).

Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточность её раскрытия для системы дополнительного профессионального образования, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие её дальнейшему изучению, позволяют сформулировать тему исследования - «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Объект исследования - дополнительное профессиональное образование педагогов дошкольного образования.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в учреждении дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), возможно, будет осуществляться эффективнее в соответствии со структурно-функциональной моделью, включающей:

модульное построение содержания образовательной программы повышения

квалификации педагогов дошкольного образования на основе выделения

«ключевых» профессиональных компетенций, обеспечивающее

возможность дальнейшего самообразования;

инструментальное обеспечение оценивания профессиональной

компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения

квалификации, способствующее построению индивидуальной программы профессионального роста;

компаративное оценивание динамики профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в период курсовой подготовки, дающее представление об её результативности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы формирования профессиональной компетентности в педагогических, психологических, социологических исследованиях и нормативных документах и уточнить содержание феномена «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования».

  2. Спроектировать, обосновать и экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в учреждении дополнительного профессионального образования на основе синтеза системного, компетентностного и андрагогического подходов.

  3. Обосновать необходимость модульного построения содержания образовательной программы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в учреждении дополнительного профессионального образования по видам «ключевых» профессиональных компетенций, обеспечивающего возможность дальнейшего самообразования.

  1. Разработать инструментальное обеспечение компаративного оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в период их курсовой подготовки, способствующее построению образовательной программы повышения квалификации. Теоретико-методологическую основу исследования составили:

основные положения системного подхода, представленного в трудах В.П.Беспалько, Ю.А.Конаржевского, Н.В.Кузьминой, Г.Н.Серикова, В.А.Сластенина;

основные, положения компетентностного подхода, представленные в трудах
В.И.Байденко, А.С.Белкина, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой,
С.Г.Молчанова, В.А.Сластенина, Г.К.Селевко, Л.В.Трубайчук,

А.В.Хуторского и др., отражающих основные направления реформирования системы подготовки и переподготовки специалистов;

основные положения андрагогического подхода (С.И.Змеев, Н.В.Кузьмина, и др.); социально-апробативная теория «коллективных представлений» как особых фактов социальной жизни, определяющих отношение и поведение людей, в частности, в сфере профессиональной деятельности и подготовке к ней (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль);

теория формализации и оценивания различных объектов в образовательной системе (С.Г.Молчанов);

моделирование как всеобщий метод педагогического исследования (В.П.Беспалько, М.Е.Дуранов, В.И.Загвязинский, Г.Г.Сериков, Б.Я.Советов, Л.М.Фридман и др.);

основные положения модульного подхода к формированию содержания образования (Т.И.Шамова, Д.В.Чернилевский и др.);

исследования профессионального образования, управления

профессиональной подготовкой и повышением квалификации кадров
(А.Ф.Аменд, С.Г.Вершловский, Д.Ф.Ильясов, В.В.Краевский, Ю.Н.Кулюткин,
С.Г.Молчанов, Э.М.Никитин, В.Г.Онушкин, В.А.Сластенин,

П.В.Худоминский, Т.И.Шамова и др.).

Исследование существенным образом опирается на основные положения концепции формирования готовности педагога к профессиональной деятельности, разработанные Э.Ф.Зеером, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.Г.Молчановым, В.А.Сластениным; общие теоретико-методологические

положения повышения квалификации работников образования (С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, В.Г.Онушкин, В.А.Сластенин и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых, занимающихся изучением отдельных направлений совершенствования процесса повышения квалификации (Ю.К.Бабанский, Л.НЛесохина, А.М.Моисеев, М.М.Поташник и др.); проблем учёта профессиональных образовательных потребностей педагогов в процессе повышения квалификации (Е.В.Бондаревская, С.Г.Вершловский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.В.Петровский, М.М.Поташник и др.); вопросов развития профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в системе профессионального образования (А.А.Майер, Н.В.Микляева, С.Г.Молчанов, Г.В.Яковлева и др.).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция дошкольного воспитания от 1989 г., Программа развития непрерывного педагогического образования в России с 2001 по 2010 г.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, опыта работы, систематизация, анализ, синтез, сравнение, теоретическое моделирование; эмпирические - экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, экспертное оценивание, методы математической статистики (анализ результатов исследования с помощью критерия Пирсона).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) - поисково-теоретическом - проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы, в том числе диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения

разработанности теоретико-методологической базы исследования,

формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследования. Ведущие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по рассматриваемой проблеме, анализ учебных планов, государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, государственного образовательного стандарта дошкольного образования (проект), экспертиза деятельности дошкольных образовательных учреждений, моделирование, наблюдение.

На втором этапе (2003-2006 гг.) — опытно-экспериментальном -
определялись критерии и показатели сформированности профессиональной
компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений;
проводился констатирующий эксперимент по изучению уровня
профессиональной компетентности у специалистов дошкольных
образовательных учреждений; проведен формирующий эксперимент -
апробация структурно-функциональной модели формирования

профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Основными методами исследования являлись: диагностические (тестирование, анкетирование, самоанализ), прямое и косвенное наблюдение, экспертиза деятельности, методы математической статистики.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) - заключительно-оценочном -
проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов
теоретического и экспериментального исследования; определялась

практическая значимость, разрабатывались научно-методические

рекомендации, формулировались основные теоретические выводы, оформлялось диссертационное исследование. Основными методами исследования являлись: анализ результатов и продуктов деятельности, методы математической статистики.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ДПО ЧИППКРО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования». В эксперименте принимали участие воспитатели дошкольных образовательных учреждений Челябинской области, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска: МДОУ №№ 310, 383, 17, 339, 270. Экспериментом были охвачены в различные годы 658 воспитателей дошкольных образовательных учреждений со стажем работы от 1 года до 25 лет, 12 преподавателей ГОУ ДПО ЧИППКРО. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены группы «ключевых» компетенций педагогов дошкольного
образования, входящие в состав методической, оценочной, организаторской
и коммуникативной компетентности, а именно: аналитическая,
прогностическая, проектировочная, оценочная, рефлексивная,
информативная, развивающая, ориентационная, мобилизационная,
перцептивная, педагогической техники, педагогического воздействия;

спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель
формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования в системе дополнительного профессионального образования на
основе синтеза системного, компетентностного и андрагогического
подходов, особенностью которой является модульное построение
содержания образовательной программы дополнительного

профессионального образования по видам «ключевых» компетенций педагогов дошкольного образования;

- разработано инструментальное обеспечение оценивания профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образования в системе
дополнительного профессионального образования в период их курсовой
подготовки на основе социально-апробативной теории коллективных
представлений о содержании профессионально-педагогической
деятельности с учётом принципа компаративности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в теории дошкольной педагогики уточнено понятие «профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования», понимаемое как совокупность компетенций, отражающих теоретические представления и способы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, обеспечивающих профессиональный рост;

теоретически обосновано применение социально-апробативной теории коллективных представлений о содержании профессионально-педагогической деятельности для определения «ключевых» компетенций педагогов дошкольного образования, положенных в основу модулей образовательной программы дополнительного профессионального образования (ДПО);

доказательно представлена необходимость моделирования формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования на основе синтеза системного, компетентностного и андрагогического подходов, отражающихся в модульном построении содержания образовательной программы ДПО, инструментальном обеспечении оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, компаративном оценивании профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в период курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

разработан и апробирован инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования на основе теории формализации объектов в образовательной системе, использование которого в процессе повышения квалификации может служить основой для построения программ дополнительного профессионального образования;

сформировано и апробировано модульное содержание образовательной программы ДПО на основе выделения «ключевых» профессиональных

компетенций педагогов дошкольного образования, которое может

использоваться как в практике работы учреждений ДПО, так и в практике

методической работы в ДОУ; - материалы и результаты исследования могут быть использованы в системе

повышения квалификации, а также при подготовке специалистов

дошкольного образования в учреждениях среднего и высшего

профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором комплексных методов, адекватных цели, задачам исследования, систематической проверкой результатов исследования на разных этапах экспериментальной работы, обработкой результатов методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась
посредством участия в ежегодных научно-практических конференциях
преподавателей ГОУ ДПО ЧИЇ И ІКРО, участием в методологических семинарах
ГОУ ДПО ЧИППКРО, в региональных конференциях по проблемам
дошкольного образования и непрерывного педагогического образования:
«Психолого-педагогические исследования в системе образования» Челябинск-
Москва (2003, 2004), «Актуальные проблемы дошкольного образования:
субъект - субъектные отношения» Челябинск (2004), «Модернизация общего и
профессионального образования» Челябинск (2004), «Интеграция
методической (научно-методической) работы и системы повышения
квалификации кадров» Челябинск (2004, 2005), «Модернизация системы
профессионального образования на основе регулируемого

эволюционирования» Челябинск (2006, 2007); «Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт» Челябинск (2006, 2007); публикаций в научных вестниках, сборниках: Москва (2003, 2004), Магнитогорск (2007), Санкт-Петербург (2007), Челябинск (2003-2008),

Екатеринбург (2008, 2009); организацией работы педагогов дошкольного образования в курсовой период обучения в учреждении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации), преподавателей и специалистов дошкольного образования по совместной разработке проблем формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования; отчётов на заседаниях кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования рассматривается как совокупность компетенций, отражающих теоретические представления и способы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, обеспечивающих профессиональный рост.

  2. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования осуществляется наиболее эффективно в рамках апробированной модели, спроектированной на основе синтеза системного, компетентностного и андрагогического подходов.

  3. Модульное построение содержания образовательной программы повышения квалификации на основе выделения «ключевых» профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, входящих в состав методической, оценочной, организаторской и коммуникативной компетентности, способствует индивидуализации образовательной программы и обеспечивает возможность самообразования в течение всей профессиональной деятельности.

  4. Инструментальное обеспечение оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования позволяет осуществлять мониторинг освоенности содержания образовательной программы повышения квалификации на всех этапах и способствует построению траектории профессионального роста.

5. Компаративное оценивание профессиональной компетентности обеспечивает возможность непрерывной актуализации содержания образовательной программы повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций