Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Тишина Ирина Юрьевна. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Тишина Ирина Юрьевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1020


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы повышения
качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении посредством индивидуальных
образовательных программ 15

  1. Состояние проблемы повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в теории и практике 15

  2. Модель повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ 46

1.3. Организационно-педагогические условия эффективного
функционирования модели повышения качества
образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении посредством индивидуальных образовательных 72

программ

Выводы по первой главе 96

Глава П. Экспериментальная работа по реализации модели
повышения качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении посредством индивидуальных
образовательных программ 99

2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы 99

2.2. Реализация модели повышения качества образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении
посредством индивидуальных образовательных программ 123

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 147

Выводы по второй главе 168

Заключение 170

Библиографический список 175



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Одной из существенных тенденций, характеризующих начало XXI века, является переосмысление ценностей образования, которые общество напрямую связывает с качеством образовательных услуг. Педагогическое сообщество, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, собственное понимание важных аспектов реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне

обусловлена тем, что результатом образования в соответствии с

і современными представлениями о качестве образования являются

компетенции, позволяющие обеспечивать вхождение человека в

социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире. Уже с

дошкольного возраста у ребенка формируются такие ключевые

компетенции, как информационная (умение искать, анализировать,

преобразовывать, применять информацию для решения проблем),

коммуникативная (эффективно сотрудничать с другими людьми),

ї самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно

относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы),

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную

образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая

успешность и конкурентоспособность), необходимые ему для вхождения в

социум. Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы

содействовать ребенку в овладении ключевыми компетенциями.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне

заключается в том, что исследования Н.М. Аксариной, Л.И. Божович, Р.С.

Буре, А.Л. Венгера, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В.

Запорожца, Т.С. Комаровой, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, A.M.

3;

Леушиной, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, С.Л.

Новоселовой, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, П.Г. Саморуковой, Е.И.

Тихеевой, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и других ориентируют педагогов

при организации образовательного процесса детей дошкольного возраста на

удовлетворение познавательных потребностей и проявлений собственных

склонностей каждого ребенка, теория дошкольной педагогики до сих пор не

располагает конкретными теоретическими разработками в области

организации образовательного процесса посредством индивидуальных

образовательных программ как проекта образования конкретного ребенка, в

результате которого обеспечивается овладение им ключевыми

компетенциями.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне

определяется тем, что ведущая роль в осуществлении образовательного

процесса в дошкольном образовательном учреждении принадлежит

t педагогам, которые должны адекватно оценить индивидуальные

способности и интересы воспитанников для оказания им помощи и

поддержки в овладении ключевыми компетенциями, обеспечив тем самым

полноценное интеллектуальное, личностное и физическое развитие,

подготовку к следующему этапу образования. Деятельность по

проектированию и реализации индивидуальных образовательных программ

предполагает высокую профессиональную квалификацию педагогов

дошкольных образовательных учреждений. Однако теоретическая и

практическая подготовка педагогов является недостаточной для

осуществления соответствующей ' деятельности, обеспечивающей

повышение качества образовательного процесса в дошкольном

образовательном учреждении.

Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования

заключается в изменении традиционного подхода к осуществлению

і образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

посредством индивидуальных образовательных программ для детей, что

обеспечит овладение воспитанниками ключевыми компетенциями — совокупностью взаимосвязанных качеств личности, минимально необходимых и одновременно , достаточных для дальнейшей жизнедеятельности ребенка знаний, умений и навыков, которые позволят ему быть успешным в социальной среде, легко адаптироваться к условиям последующего образования.

Анализ нормативно-правовой базы, философской, психолого-педагогической, методической литературы, опыта профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о наличии противоречий:

- между требованиями общества, предъявляемыми в настоящее время
к качеству образовательного процесса, результатом которого выступают-
компетенции, позволяющие обеспечивать вхождение человека в
социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, и отсутствием
теоретического обоснования путей повышения качества образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении;

между потенциальными возможностями индивидуальной-образовательной программы, основное назначение которой заключается в обеспечении успешного вхождения і ребенка в социум, полноценного интеллектуального, личностного и физического развития, сохранения и

укрепления его здоровья, и неразработанностью в теории дошкольной

і педагогики подходов к проектированию и реализации индивидуальных

образовательных программ;

- между целесообразностью обеспечения качества образовательного

процесса в дошкольном образовательном учреждении средствами

индивидуальных образовательных; программ и недостаточной

профессиональной квалификацией педагогов в аспекте проектирования и

і реализации индивидуальных образовательных программ.

Осмысление данных противоречий позволило сформулировать

проблему диссертационного исследования, заключающуюся в поиске путей

5;

повышения качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении, характеризующегося овладением

воспитанниками ключевыми компетенциями и выборе средств, позволяющими обеспечить качество образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Социальная и практическая актуальность проблемы, ее недостаточная
разработанность в теории обусловили выбор темы исследования:
«Повышение качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении
посредством индивидуальных

образовательных программ».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ.

Объект исследования: образовательный процесс в группе детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: организация образовательного процесса в
группе детей старшего дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении посредством индивидуальных

образовательных программ, определяющих качество образовательных услуг.

В основу исследования положена гипотеза о том, что качество образовательного процесса в группе детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, возможно, будет обеспечиваться средствами индивидуальных образовательных программ, если:

построение образовательного процесса осуществляется в
соответствии со структурно-функциональной моделью, спроектированной
на основе интеграции системного, компетентностного и

6.

дифференцированного подходов, которые ориентируют педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями; - эффективное функционирование данной модели осуществляется при создании организационно-педагогических условий:

1) повышение квалификации педагогов по проектированию
индивидуальных образовательных программ для детей;

  1. организация взаимодействия с семьями воспитанников;

  2. обеспечение диагностической составляющей процесса.

В соответствии с поставленной целью и выявленной гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей в педагогической теории и практике.

  2. На основе интеграции системного, компетентностного и

дифференцированного подходов спроектировать структурно-

I функциональную модель повышения качества образовательного процесса в

дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных

образовательных программ.

  1. Обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ. ;

  2. Экспериментальным путем проверить эффективность функционирования структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ при реализации специально созданных организационно-педагогических условий.

7.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- положения системного подхода к анализу педагогических процессов
и явлений (А.Н.Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В.' Блауберг, В.П. Кузьмин,
Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.);

- философские и психологические основы теории личности и
деятельности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, В.Д.
Шадриков);

исследования компетентностного подхода в образовании, становления и развития компетенций (А.С. Белкин, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, К.Г. Митрофанов, А.В. Хуторской и др.), в том числе детей дошкольного возраста (Т.И. Алишева, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Давидчук, М.В. Крулехт, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Л.В. Трубайчук, Е.Г. Юдина и др.);

исследования дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей (В.В. Андронатий, Я.И. Ковальчук, И. Унт, И.М. Чередов, В.К. Шишмаренков, И.С. Якиманская и др.);

теория педагогического моделирования (Л.М. Фридман, В.А. Штофф, У.Р. Эшби);

исследования учения об особенностях психического и личного развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составляют: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 24.04^2008) «Об образовании», Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья) (утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ от 17.06.2003), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393),

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы: .

теоретические: анализ нормативно-правовых документов, философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование, планирование, моделирование, экстраполяции;

- эмпирические: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, анкетирование родителей воспитанников и педагогов, тестирование педагогов, анализ продуктов деятельности детей и продуктов методической деятельности педагогов, экспериментальная работа, количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.

Основные этапы исследования.

На первом, констатирующем, этапе исследования (2003 г.)

осуществлялось накопление теоретического и эмпирического материала:

изучение и анализ нормативно-правовой базы, философской, психолого-

I педагогической, управленческой, методической литературы по проблеме,

диссертационных работ близких к теме исследования. Это позволило

сформулировать ключевые позиции, цель, гипотезу, конкретизировать

задачи исследования и разработать пути их решения, уточнить понятийный

аппарат, определить методологию и методику экспериментальной работы и

провести ее.

Второй этап исследования,"~ формирующий (2004-2007 гг.),

предусматривал проверку гипотезы! исследования. На данном этапе

спроектирована и апробирована структурно-функциональная модель

повышения качества образовательного процесса в дошкольном

образовательном учреждении посредством индивидуальных

і образовательных программ при реализации организационно-педагогических

условий. Экспериментальная работа на данном этапе включала проверку и

уточнение полученных выводов, оценку итогов экспериментальной работы,

внедрение результатов исследования в практику работы муниципальных

дошкольных образовательных учреждений г.Челябинска.

На третьем этапе исследования, обобщающем (2008 г.),

обеспечивались систематизация и обобщение результатов внедрения

структурно-функциональной модели повышения качества образовательного

процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством

индивидуальных образовательных программ при реализации

организационно-педагогических условий, уточнение теоретических

положений исследования, формулирование выводов и оформление

диссертационного исследования.

і База исследования. В проведении эксперимента участвовало 20

муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Челябинска

(№31, №64, №97, №110, №211, №239, №259, №261, №280, №293, №295,

№296, №306, №307, №343, №347, №388, №403, №421, №436).

Исследованием было охвачено 420 воспитанников старших и

і подготовительных к школе групп, 105 педагогов (в том числе воспитатели,

музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию,

учителя-логопеды, педагоги-психологи, старшие воспитатели и заместители

заведующих по воспитательно-методической работе (в зависимости от

і штатных расписаний учреждений)^ 20 заведующих дошкольными

образовательными учреждениями.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- обоснована необходимость повышения качества образовательного

процесса в дошкольном образовательном учреждении средствами

индивидуальных образовательных программ, результатом которого

і выступают ключевые компетенции (социальные, коммуникативные,

деятельностиые, информационные, здоровьесберегающие);

на основе интеграции системного, компетентностного и

дифференцированного подходов спроектирована и экспериментальным

і путем проверена эффективность структурно-функциональной модели

повышения качества образовательного процесса в дошкольном

образовательном учреждении посредством индивидуальных

образовательных программ для детей, включающая цель и результат

образовательного процесса - ключевые компетенции детей старшего

дошкольного возраста, соответствующие ожиданиям общества (родителей,

школы, государства);

обоснованы организационно-педагогические условия,

обеспечивающие эффективное функционирование модели повышения

качества образовательного процесса в дошкольном образовательном

учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для

детей: повышение квалификации педагогов по проектированию

индивидуальных образовательных программ для детей, организация

і взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечение диагностической

составляющей процесса. і

Теоретическая значимость исследования заключается в

следующем: :

- в теории дошкольной педагогики получила дальнейшее развитие

проблема повышения качества образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении t посредством индивидуальных

образовательных программ для детей; под индивидуальной образовательной программой мы понимаем проект образовательного процесса конкретного ребенка, в результате которого обеспечивается овладение им ключевыми компетенциями;

- теоретически обосновано и< содержательно раскрыто понятие
«ключевые компетенции ребенка старшего дошкольного возраста», которое
мы понимаем как совокупность взаимосвязанных качеств личности,

минимально необходимых и одновременно достаточных для дальнейшей

і жизнедеятельности ребенка знаний, умений и навыков, которые позволят

ему быть успешным в социальной среде, легко адаптироваться к условиям

последующего образования;

результативно использована интеграция теоретико-

методологических подходов (системного, компетентностного,

дифференцированного) для проектирования структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- содержательно раскрыт состав ключевых компетенций ребенка

старшего дошкольного возраста (социальные, коммуникативные,

деятелыюстные, информационные, здоровьесберегающие), на что могут

опираться педагогические работники дошкольных образовательных

і учреждений в ходе осуществления образовательного процесса;

спроектированная и апробированная структурно-функциональная модель повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей при реализации организационно-педагогических условий может быть использована в образовательных учреждениях различных форм собственности, типов, осуществляющих дошкольное образование, предшкольную подготовку детей;

материалы исследований могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования и в системе профессионального педагогического образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием комплекса современных методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, длительным характером проведения исследования, использованием математических методов обработки результатов и оценки их достоверности, статистической значимостью экспериментальных данных, итогами внедрения разработанных материалов

в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Челябинска.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- участия автора в работе научно-практических конференций разного
уровня: 2-й Всероссийской научно-практической конференции
«Модернизация системы профессионального образования на основе
регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2003 г.), Всероссийской
межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
дошкольного образования» (Челябинск, 2003 г.), V Всероссийской научно-
практической конференции «Интеграция методической (научно-
методической) работы и системы повышения квалификации кадров»

(Челябинск, 2004 г.), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: субъект-субъектные отношения» (Челябинск, 2004 г.), V Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2006 г.), на научно-практических конференциях муниципальной образовательной системы г.Челябинска (2003-2008 гг.), городских методических мероприятиях (2003-2008 гг.);

- публикаций статей в теоретических и научно-практических
журналах, сборниках: Челябинск (2003-2008 гг.), Костанай (2008 г.),
Новосибирск (2008 г.), Москва (2009 г.);

- выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии
детства факультета дошкольного образования Челябинского
государственного педагогического университета (2007-2009 гг.).

В диссертации обобщен и представлен целостный опыт научно-педагогической деятельности автора в качестве заместителя заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения №421 г.Челябинска, главного специалиста Управления по делам образования

г.Челябинска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Качество образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении, понимаемое как степень соответствия
состояния и результата целенаправленного, специально организованного
взаимодействия воспитанников с педагогами (и другими взрослыми) и
сверстниками потребностям и ожиданиям общества (родителей, школы,
государства) в овладении детьми ключевыми компетенциями, может быть
обеспечено при осуществлении образовательного процесса средствами
индивидуальных образовательных программ для детей.

  1. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении происходит в рамках спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ для детей, представляющей собой системное образование, включающей блоки (целевой, содержательный, процессуальный, результативный, корректирующий) и ориентированной на овладение детьми старшего дошкольного возраста ключевыми компетенциями.

  2. Эффективность реализации структурно-функциональной модели повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных

образовательных программ для детей предопределяется созданием организационно-педагогических условий: повышение квалификации

педагогов по проектированию индивидуальных образовательных программ

і для детей, организация взаимодействия с семьями воспитанников,

і обеспечение диагностической составляющей процесса.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций