Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Буторина Ирина Николаевна. Развитие личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Буторина Ирина Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 291 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1301


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве дошкольного учреждения

1.1. Проблема развития личностной культуры ребёнка
дошкольного возраста

1.2. Праздник как культурное явление и способ познания мира
ребёнком

1.3. Модель воспитательного пространства праздника,
обусловливающего развитие личностной культуры ребёнка
Глава 2. Организация воспитательного пространства
праздника как условия развития личностной культуры
ребёнка

2.1. Существующая практика развития личностной культуры
ребёнка в дошкольном учреждении qfi

2.2. Педагогическое сопровождение развития личностной
культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника

2.3. Динамика личностной культуры ребёнка 6-го года жизни 158
Заключение 169
Литература 174
Приложения 194



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает один из критических моментов в своей истории, когда обращение к человеку, его сущности, творческим силам становится необходимым условием выживания как отдельного человека, так и социума в целом. Всё в большей степени ощущается потребность в обращении к культурно-историческому наследию народа, представленному в знаках и символах искусства, архитектуры, праздника. Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении выступал формой организации досуговой деятельности ребёнка (Т.И.Осокина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.). Понимание пространства праздника расширяется и углубляется в связи с тем, что в нём проявляются интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические способности и потребности ребёнка, его личностная культура в целом.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими аспектами. Во-первых, первостепенной значимостью культурологического подхода, где основополагающее значение приобретает интегративная тенденция, позволяющая представить праздник как масштабное явление, синтез социального и духовного, универсального и конкретно исторического. Организация воспитательного пространства в контексте культурологического подхода позволяет рассмотреть культурогенезные функции образования, их гуманистическую, художественно-эстетическую и этическую направленность. Гуманистическая модель образования культуросообразного типа ориентирует науку и практику на открытие новых аспектов ценностей культуры в воспитательном процессе: ценностные основания личностно-ориентированного воспитания (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, Е.Н.Шиянов и др.), идеи педагогической антропологии (А.Я.Данилюк, А.А.Макареня, К.Д.Ушинский и др.), концепции воспитания личности в событийной среде (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена потребностями теории и практики дошкольного образования, которые вытекают из процесса возрождения национальной культуры. Изменения в духовной сфере современной России вызывают необходимость пересмотра и переосмысления пространства русского праздника, где ярко высвечиваются ценные идеи и опыт воспитания. По утверждению А.И.Арнольдова, Л.А.Ибрагимовой, В.М.Семёнова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится важным педагогическим вопросом нашего времени. Это обусловлено необходимостью не только сохранить исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Педагогический аспект культурного развития социума связан с возрождением традиций народа, их осмыслением в новой социокультурной реальности и приобщением нового поколения к системе культурных ценностей.

В дошкольном учреждении общечеловеческие и национальные ценности являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания детей в разных видах деятельности. Праздничные обряды, традиции наполнены теми же эстетическими, нравственными и экзистенциальными ценностями, что и явления современной жизни. В национальной культуре праздник связан с повседневной деятельностью человека, он организует и наполняет её смыслами, ценностями, чувством ритмического протекания природных процессов и жизни человека. В.В.Савчук особо подчёркивает значимость праздника, в котором снимается напряжение будней, гармонизируется эмоционально-психическое состояние человека и общества, восстанавливается взаимосвязь с природой и обществом.

Л.Б.Симонова доказала, что праздник имеет ценностно-адаптационный, познавательный, проективный, коммуникативный потенциал. Именно его раскрытие и позволяет развивать личностную культуру ребёнка, где проявляются его познавательные, ценностно-смысловые и творческие устремления. Положительные эмоции, радость, торжество жизни в празднике создают тот

эмоциональный фон, на котором наиболее ярко высвечивается культура человека. Поэтому праздник является не только свободным времяпровождением, но и при определённых педагогических условиях становится пространством развития самоорганизации, культурного самовыражения ребёнка, вызывает у него оптимистичное мироощущение.

В теории дошкольной педагогики сложились представления о значимости праздника: для полноценной культурно-досуговой деятельности ребёнка (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов и др.), для освоения им позиции субъекта и возможности творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт), для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка (М.В.Корепанова), для развития его целостного мировидения (И.Э.Куликовская). В исследованиях детский праздник определяется как досуг, сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, самообразование и . творчество (А.В. Антонова, Н.А.Ветлугина, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, А.В. Кенеман, Т.С. Комарова и др.). Многогранный феномен праздника обусловливает необходимость и возможность развития культуры ребёнка, его .стремления познавать мир, положительного эмоционального настроя, нравственных и художественно-эстетических качеств, позитивного отношения к природе, самому себе, другим людям, культуре. Следовательно, существуют теоретико-методологические предпосылки для изучения процесса развития личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника.

В третьих, весьма значимо воспитание ребёнка в русской народной традиции, так как русская нация является титульной в России и определяет развитие ценностно-смысловых ориентиров, поведения, в целом картины Мироздания. Русские праздники изучены Д.К.Зелениным, В.И.Чичеровым, В.Я.Проппом, Л.М.Сабуровой, Г.Г.Шаповаловой и другими учёными, которые отмечали их значимость в жизнедеятельности человека. М.М.Бахтин настаивал на глубоком смысловом миросозерцательном содержании праздника, наполненном высшими целями человеческого существования, идеалами и смыслами жизни.

Развитие личности, ориентированной на ценности познания, переживания и преобразования, взаимодействия с представителями других культур наиболее последовательно осуществляется в процессе воспитания, которое выступает социальным механизмом связи прошлых, настоящих и будущих культур. Интеграция образов национальных героев, отражённых в народных сказках, фольклорных праздниках и народных подвижных играх, обеспечит создание воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка. Накопленного веками культурные национальные ценности помогут ему присвоить ментальные характеристики своего народа.

В-четвёртых, актуальность исследования динамики личностной культуры ребёнка определяется значимостью старшего дошкольного возраста в онтогенезе. Для исследования выбран старший дошкольный возраст, что обосновывается становлением у ребёнка в 6-7 лет универсально-символической картины мира, а следовательно, базовых оснований личности, которые сохраняют свои специфические черты и в последующие годы. В эти годы интериоризируются социальные, знаково-символические структуры, у ребёнка формируются аксиологические и смысловые основы миропонимания, мироотношения и миропреобразования, возрастает произвольность поведения. Независимость суждений, упорство, самостоятельность, целеустремлённость — это те качества личности, которые складываются в дошкольном возрасте и развиваются в последующей жизни (В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.Франкл и др.). У детей формируются первоначальные элементы планомерной деятельности, способность к определению последовательности действий, оценка их успешности, готовность к выявлению и исправлению допущенных ошибок, .интерес не только к результату, но и к способу выполнения заданий.

Развитие личностной культуры ребёнка в дошкольном детстве стало предметом исследования педагогов с разных точек зрения: культуры познания (Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, М.Б.Зацепина, И.Э.Куликовская, А.И.Савенков, Н.Г.Салмина, Е.А.Тупичкина и др.) физической культуры (Л.В.Абдульманова, Л.И.Лубышева, Ю.М.Николаев, В.И.Столяров, Е.В.Утишева и др.),

изобразительной деятельности (Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, З.В.Лиштван, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева и др.), музыкально-эстетического развития (Н.А.Ветлугина, Н.В.Корчаловская, Н.А.Метлов, О.П.Радынова и др.), становления социокультурного опыта (Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградова, Л.В.Грабаровская, С.А.Дудникова, Т.Б.Захараш, О.Л.Князева, С.А.Козлова, М.В.Корепанова, С.В.Петерина, Р.Б.Стеркина, Н.Е.Татаринцева и ДР-Х культурно-экологического воспитания (Л.Ф.Захаревич, С.Н.Николаева, Н.Е.Черноиванова и др.), становления целостной картины мира (Л.А.Венгер, И.Э.Куликовская, В.И.Логинова, Н.Н.Поддъяков, О.П.Радынова и др.).

Одной из ведущих тенденций современности является пространственный подход к организации воспитания и развития личности (Е.В.Бондаревская, В.П.Борисенков, Н.М.Борытко, О.В.Гукал енко, А.Я.Данилюк и др.). Е.В.Бондаревская в своих исследованиях даёт обоснование культуросообразной среды воспитания человека культуры и нравственности. При этом понятие «культуросообразная среда» определяется как среда, центром которой является человек - суверенный, свободный субъект, способный к выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества; среда, в которой каждый ребенок может без особых усилий применять свои силы, творческие способности, удовлетворять интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения, доброе и сердечное отношение со стороны взрослых и сверстников. В воспитательном пространстве создаются условия для со-бытия детей и взрослых (Н.М.Борытко, Д.В.Григорьев, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчиков и др.). Воспитательное пространство праздника возникает благодаря со-бытийности, выражающей стремления взрослых (быть посредником между ребёнком и миром культуры) и детей (осваивать и реализовывать культуру познания, переживания и деятельности). В этом пространстве и осуществляется личностное развитие ребёнка, его приобщение к знакам, символам, ценностям народной культуры.

Анализ теории и практики организации воспитательного пространства праздника как условия развития личностной культуры ребёнка-дошкольника позволяет выделить ряд противоречий:

-между актуальностью развития личностной культуры ребёнка и недостаточной проработанностью механизмов реализации этой идеи в воспитательном пространстве праздника;

-между признанием научной мыслью праздника в качестве важного фактора развития личностной культуры ребёнка и недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы его организации в культуросообразной модели воспитания;

-между потребностью в организации воспитательного пространства праздника и слабой теоретической и практической подготовкой педагогов-практиков к этой деятельности;

-между потребностью в организации воспитательного пространства праздника на личностно-ориентированной, культуросообразной основе и неразработанностью такой технологии в дошкольной педагогике.

Эти противоречия определяют научное направление нашего исследования, проблема которого заключается в теоретическом и методическом обосновании педагогических условий дошкольного образовательного учреждения, способствующих развитию личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника.

Цель исследования: разработать педагогические условия развития личностной культуры ребёнка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника.

Объект исследования', воспитательный процесс развития личностной культуры ребенка.

Предмет исследования: развитие личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника.

Гипотеза исследования основывается на том, что развитие личностной культуры ребенка 6-го года жизни в воспитательном пространстве праздника осуществляется наиболее эффективно при следующих условиях, если:

- праздник педагогически организован в воспитательное пространство,
содержанием которого являются культуросообразные знания о празднике,
способы его познания, эмоционально-ценностное отношение к нему как
времени торжества, радости, вспоминания и чествования природных,
социальных, культурных событий, а также опыт творческой деятельности в
подготовке и реализации праздника;

- взаимодействие педагога и ребенка имеет со-бытийный характер;
-разработана и реализуется модель воспитательного пространства

праздника, включающая метатекст культуры праздника; горизонт педагогического сопровождения и вертикаль развития личностной культуры ребёнка;

-воспитательное пространство праздника организуется в соответствии с алгоритмом развития личностной культуры, представляющим собой последовательное и повторяющееся чередование этапов: развитие познавательной активности ребёнка; развитие его ценностного отношения к себе и миру; обогащение опыта творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника;

-создана культурно-личностная пространственно-предметная среда дошкольного учреждения, обеспечивающая развитие отношения ребёнка к себе как носителю культурных традиций, творческому человеку, обладающему оптимистическим мироощущением, проявляющемся в чувстве юмора, доброжелательном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, позитивной оценке происходящих событий.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить понятие «личностная культура ребёнка-дошкольника» в контексте воспитательного пространства праздника.

2. Выявить теоретические основания организации воспитательного
пространства праздника, в котором происходит развитие личностной культуры
ребёнка-дошкольника.

3. Разработать и апробировать модель воспитательного пространства
праздника, обусловливающего развитие личностной культуры ребёнка.

4. Выявить динамику личностной культуры ребенка дошкольного
возраста в воспитательном пространстве праздника.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-теория культурного развития и саморазвития личности (Д.Айзенк,
С.Ф.Анисимов, М.М.Бахтин, А.Грамши, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
В.Н.Маркин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн,

К.З.Чавчавадзе, У.Шелдон и др.);

-понимание праздника как культурного явления (А.Я.Гуревич, Д.М.Генкин, К.Жигульский, М.Забылин, А.С.Каргин, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, А.И.Мазаев, И.П.Сахаров, И.М.Снегирёв, А.В.Терещенко, К.Д.Ушинский, И.Хейзинга, Н.А.Хренов, Н.Л.Юдин и др.);

-идеи гуманизации и гуманитаризации образования, раскрывающие самоценность личности (А.Д.Алфёров, Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, В.В.Сериков, Е.Н.Сорочинская, Л.М.Сухорукова, В.Т.Фоменко и

др-);

-со-бытийность как пространство развития личностной культуры ребёнка (Е.И.Исаев, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков и др.);

-концепция организации воспитательного пространства (В.П.Борисенков, Н.М.Борытко, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк, В.Т.Фоменко и др.);

-теоретические основы организации праздника в дошкольном
образовательном учреждении (Н.А.Ветлугина, М.Б.Зацепина,

И.Э.Куликовская и др.);

-осознание дошкольного детства как периода раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и развития его личностной культуры (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.Б. Захараш, С.А.Козлова, Т.С.Комарова,

М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, И.Э. Куликовская, С.В.Петерина, Т.Н.Таранова, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (2000 - 2003 гг.) осуществлялось изучение и сравнительный анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались идеи и направления, гипотеза, задачи исследования; осуществлялась разработка основных теоретических положений исследования. На данном этапе использовались методы теоретического анализа, классификации и дифференциации материала, проектирования направления исследования.

Второй этап (2003 - 2004 гг.) был связан с изучением особенностей личностной культуры ребёнка, организации празднования торжественных событий в дошкольном образовательном учреждении, и пространственно-предметной среды воспитания. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент с привлечением методов наблюдения, тестирования, анкетирования, анализа детских работ.

На третьем этапе (2005 - 2009 гг.) проводился формирующий эксперимент, где были апробированы: модель воспитательного пространства праздника, обусловливающего развитие личностной культуры ребёнка; методики опытно-экспериментальной работы. Контрольный срез позволил выявить динамику личностной культуры ребёнка и сформулировать заключительные выводы- экспериментальной работы. Уточнялись теоретические положения. Оформлялась диссертационная работа в целом.

Научная новизна исследования:

-уточнено понятие «личностная культура ребёнка-дошкольника», включающее компоненты: познавательная активность; ценностное отношение к себе и окружающему миру; опыт творческой деятельности в организации своей жизнедеятельности;

-разработана модель воспитательного пространства праздника, обусловливающего развитие личностной культуры ребёнка;

-определены возможности воспитательного пространства праздника в развитии личностной культуры ребёнка;

-разработан алгоритм развития личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника.

Теоретическая значимость исследования:

-выявлена сущность воспитательного пространства праздника, организуемого в дошкольном образовательном учреждении;

-содержание процесса развития личностной культуры ребёнка обогащено ценностями праздничной культуры, сформировавшимися в истории славянских народов;

-алгоритм развития личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника представляет собой повторяющиеся этапы, ориентированные на развитие познавательной активности ребёнка; его ценностного отношения к себе и миру в целом, а также опыта творческой деятельности;

-культуросообразные технологии организации воспитательного
пространства праздника в дошкольном учреждении включают следующие
методы: учебно-игровые и знаково-символические; коммуникативно-
диалоговые; художественно-творческие; ценностно-развивающие;
рефлексивные и методы педагогической поддержки, реализуемые
непосредственно в процессе праздника и направленные на оказание
необходимой помощи ребёнку: открытого вмешательства; «параллельного
действия»; «напоминания правила» приостановления отрицательных
переживаний или поступков; эмпатии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности воспроизведения педагогических условий развития личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника; в определении алгоритма развития личностной культуры ребёнка; в разработке знаков и символов культурно-личностной среды дошкольного учреждения, отражающих взаимосвязь жизнедеятельности человека и природных ритмов. Основные

положения и выводы исследования могут быть использованы в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, в образовательном процессе педагогических колледжей и вузов, а также на курсах повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечены методологическими и общетеоретическими подходами к исследуемой проблеме, полученными результатами, доказательность которых подтверждается качественными изменениями в личностной культуре ребёнка; результатами внедрения педагогических условий развития личностной культуры ребёнка в широкую педагогическую практику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «личностная культура ребёнка-дошкольника» определяется как целостное новообразование, позволяющее жить в гармонии с самим собой и другими людьми в пространстве праздника и включающее следующие компоненты:

-познавательная активность, проявляющаяся в устремлении к приобретению знаний о традициях, обрядах празднования природных и социокультурных событий у славянских народов;

-ценностное отношение к себе, другим людям, природе, культуре, собственной деятельности;

-опыт творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника (художественно-эстетических, знаково-символических, коммуникативных и др.).

2. Воспитательное пространство праздника раскрывается с позиций пространственного подхода и понимается как единство следующих компонентов: метатекст культуры праздника, горизонт педагогического сопровождения, вертикаль развития личностной культуры ребёнка.

Метатекст культуры праздника представляет собой сложившиеся в культурно-историческом процессе традиции, обряды, посвященные событиям, имеющим ценность в жизнедеятельности народа.

Горизонт педагогического сопровождения включает цель, задачи, содержание, культуросообразные технологии развития личностной культуры ребёнка и культурно-личностную пространственно-предметную среду. Погружение ребёнка в народные традиции, обряды, выражающиеся в приметах, событиях, песнях, танцах и т.д. позволяет сформировать представление о празднике как временной, ценностно-смысловой и личностной основе детской жизнедеятельности.

Вертикаль развития личностной культуры представлена динамикой познавательной активности; ценностного отношения к себе и миру; опыта творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника.

Педагогическая значимость и со-бытийность воспитательного пространства праздника характеризуются следующими признаками:

- наличие в празднике образа гармоничного взаимодействия человека с
природой и другими людьми, глубинных народных традиций, вбирающих в
себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов,
отработанных социальным временем развлечений, жанров самодеятельного
искусства, состязаний, фольклора;

- абсолютная добровольность участия и согласие каждого с установленными
правилами совместной деятельности;

- свободный самостоятельный выбор разнообразных сюжетов, ролей,
художественно-эстетических и знаково-символических средств создания
праздника;

- ответственность, проявляющаяся как готовность принимать решения в
процессе подготовки и реализации праздника, а также признать их
положительные или негативные последствия.

3. Развитие личностной культуры ребёнка в воспитательном пространстве праздника обусловлено последовательностью следующих этапов:

1 этап — развитие познавательной активности ребёнка в процессе
знакомства с праздником как моделью жизненного события, его историей,
знаками, символами, песнями, украшениями, стихотворениями, танцами и др.;

  1. этап - развитие ценностного отношения ребёнка к себе, другим людям, природе, явлениям культуры, собственной деятельности в процессе самостоятельного создания сценария праздника, знаково-символической деятельности по выстраиванию его логики, подготовки атрибутов, договора о совместных танцах, играх, сюрпризах; проигрывания сценария праздника; рефлексии своих чувств, эмоций;

  2. этап — обогащение опыта творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника в процессе прогнозирования дальнейших событий жизни, наполненных радостью, созидательными, творческими делами.

Содержание каждого из этапов, которые последовательно повторяются в течение года, изменяется в направлении увеличения самостоятельности, ответственности ребёнка, определения им новых ценностей, смыслов праздничной культуры и обогащения опыта творческой деятельности.

4. Культуросообразные технологии организации воспитательного пространства праздника в дошкольном учреждении включают следующие методы:

-учебно-игровые и знаково-символические, позволяющие ребёнку открыть ценности и смыслы праздника, атмосферу радостного проживания и оптимистичного мироощущения;

-коммуникативно-диалоговые, ориентированные на установление культурных способов договора в процессе создания сценария праздника;

-художественно-творческие, предполагающие создание в

пространственной среде дошкольного учреждения атрибутов праздника;

-ценностно-развивающие, направленные на определение ребёнком культурных ценностей познания, общения, преобразования мира и себя в нём;

-педагогической поддержки, реализуемые непосредственно в процессе праздника и направленные на оказание необходимой помощи ребёнку: открытого вмешательства; «параллельного действия»; «напоминания правила» приостановления отрицательных переживаний или поступков; эмпатии;

-рефлексивные, ориентированные на осознание изменения собственного опыта жизнедеятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе реализации их в педагогической практике на базах: дошкольных образовательных учреждений г.Ростова - на - Дону № 315; Ростовской области, г.Батайска №№ 10, 16; г.Волгодонска «Золотой ключик»; опубликованных статьях, выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и студентов. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Педагогического института Южного федерального университета, на XII Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России (г.Волгоград, 2005), Международном педагогическом форуме Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского (г.Москва, 2006 г.), Международном педагогическом форуме «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности -основа социальной технологии развития современной России» (г.Ростов-на-Дону, 2006), Международной научно-практической конференции «Мир детства и образование» (г.Магнитогорск, 2007), XIV Годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России (г.Краснодар, 2007), Международном педагогическом форуме Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского (г. Брянск, 2007), Международном педагогическом форуме «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2008), Международной конференции «Развитие личности в образовательных

системах Юга России, Казахстана и Средней Азии» (Карачаево-Черкессия, 2009).

Объём и структура диссертации. Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В библиографический список включены 244 источника. Основной текст диссертации составляет 193 страницы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций