Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ежкова Нина Сергеевна. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.07 / Ежкова Нина Сергеевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный открытый педагогический университет"].- Москва, 2009.- 361 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы

эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста.

1.1. Теоретический анализ проблемы воспитания и образования

с позиции возрастной специфики дошкольников 22-36

  1. Эмоции как возрастная ценность детей дошкольного возраста и фактор успешности воспитательно-образовательного процесса 37-62

  2. Эмоциональный компонент - структурная единица дошкольного образования, его функции 63-80

Глава 2. Теоретико-методологический анализ

эмоционального компонента образования.

  1. Концептуальные основания эмоционального компонента образования дошкольников 81-100

  2. Модель реализации эмоционального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений 101-119

  3. Значение и место эмоционального компонента в разных

видах детской деятельности 120-137

Глава 3. Проектирование и методика реализации

эмоционального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

  1. Способы проектирования содержания эмоционального компонента образования дошкольников 138-154

  2. Характеристика методических аспектов собственно-эмоционального развития детей 3-7 лет 155-181

3.3. Методы и приёмы опосредованно-эмоционального

развития детей дошкольного возраста 182-208

3.4. Условия эффективной реализации эмоционального
компонента образования дошкольников 209-221

Глава 4. Организация эксперимента и проверка

эффективности реализации эмоционального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

4.1. Количественный и качественный анализ условий

и этапов исследования 222-267

4.2. Методика и результаты экспериментальной
реализации эмоционального компонента в
воспитательно-образовательном процессе

дошкольных учреждений 268-319

Заключение 320-324

Литература 325-344

Приложение 345-366



Введение диссертации:

Необходимость разработки новых концептуальных подходов к воспитанию и образованию детей, отвечающих потребностям личности и современного общества, подчеркивается в целом ряде документов государственного и международного уровней: «Декларации об образовании для всех», «Федеральной программе развития образования», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», др. Во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ «Образование и воспитание детей младшего возраста» отмечается необходимость повышения качества образования и воспитания детей, начиная с первых лет жизни1, что в целом должно способствовать росту и развитию ребенка, включая когнитивное, физическое, социальное, психологическое и эмоциональное развитие".

Как показывает анализ теоретических исследований последнего десятилетия (А.В.Антонова, О.В.Дыбина, М.Б.Зацепина, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, В.И.Петрова, Л.В.Поздняк, В.А.Петровский, В.А.Разумный, А.И.Савенков, О.С.Ушакова, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева и др.) к перспективным направлениям модернизации отечественной системы дошкольного образования, переосмысления её процессуально-результативной, структурной и ценностной сторон относится раскрытие путей реализации личностно-ориентированного обучения, разностороннего приобщения детей к миру культуры, поддержки и всемерного развития субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности, др. Исходя из этого, представляется целесообразной дальнейшая разработка концепций, педагогических моделей с ориентацией на возрастные ценности детей, согласование с внутренним миром ребёнка, его неповторимой, уникальной сущностью.

'Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2007: Прочная основа Образование и воспитание детей младшего возраста. UNESCO. -Париж: Graphoprint, ч. 1, гл.1. - С. 15.

2тамже,-С. 18.

5 Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов,

педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных

ценностей дошкольников, факторов, влияющих на успешность

воспитательно-образовательного процесса, является природно заданная

эмоциональность, эмоции ребенка. Эмоциональная сфера выводится в ранг

ведущих основ личности дошкольника, ее «центрального звена»

(Л.С.Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В.Запорожец), первичной

структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребёнка,

его ориентацию в окружающем мире. Эмоции оказывают влияние на все

формы проявления активности детей, окрашивают общение, процесс

познания, отражения действительности в рисунках, играх, др., дают

возможность наиболее ярко раскрыться в деятельности.

Роль и место эмоций в воспитании детей разносторонне представлены в

трудах П.П.Блонского, Н.Я.Грота, В.В.Зеньковского, И.Г.Песталоцци,

И.А.Сикорского, К.Д.Ушинского, др. К.Д.Ушинский писал: «Воспитатель не

должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в

душе дитяти» , и далее заключает: «Воспитание, не придавая абсолютного

значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть

главную свою задачу» ".

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует

удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных

переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми

образами окружающего мира. Многие явления, события, волнующие'- детей,

оставляющие неизгладимый след в их душе и, составляющие, в свою

очередь, важную часть их жизненного опыта, остаются незамеченными со

стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных

традиций, дающих ребёнку исполненного глубокого духовного смысла

1 Ушинский К.Д. О методике воспитания.//Изб.пед.соч. в 2-х т. - М.: Гос.уч.-пед.изд-во,
1953,т.2,-с.604.

2 Ушинский К.Д. там же, - с. 606.

эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущими им эмоциональной насыщенностью игр, сообща переживаемых общественных событий. Все большее образовательное значение придаётся ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребёнку-дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей, приобретению формального опыта, не связанного с чувствами, эмоциональными переживаниями.

Нередкими стали случаи различного рода отклонений в

эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать, сопереживать, сорадоваться другим. Исследования конца XX - начала XXI века (В.В.Абраменкова, В.В.Лебединский, А.С.Спиваковская, Т.Б.Филичева, др.) убедительно показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей отражается именно в сфере эмоционального самочувствия, эмоционального отношения их к миру.

Обедненная эмоциональная жизнь ребёнка, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы. С переходом на систематическое обучение в школе во многом утрачивается сензитивность детей к аффективному развитию, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность, чувственное миропознание в целом. Аффективная сфера наряду с другими сферами личности (интеллектуально-познавательной, волевой, т.д.) должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития, что обуславливает становление индивидуального опыта экспрессивного самовыражения, эмоционально-оценочного отношения к миру, разнообразие проявления нравственных, эстетических переживаний, др.

Как свидетельствуют результаты изучения практики работы дошкольных учреждений, эмоциональная жизнь детей во многих

7 проявлениях остаётся вынесенной за рамки воспитательно-образовательного процесса. Руководящие работники (заведующие, старшие воспитатели, методисты), воспитатели испытывают целый ряд трудностей, связанных с организацией педагогического процесса в аспекте целенаправленного влияния на эмоции детей. Опрос дошкольных работников Тульской, Московской, Орловской областей, Приморского и Хабаровского краев позволил установить, что затруднения наиболее ярко проявляются при определении направлений, входящих в эмоциональное развитие дошкольников, выборе содержания, методов, педагогических средств, обеспечивающих эмоциональный характер миропознания; при раскрытии условий успешной реализации эмоционально развивающего подхода в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений, др.

Историко-педагогический анализ позволил выявить, что в отечественной и зарубежной педагогической науке целой плеядой ученых и практиков разрабатывались теоретические и методические основы влияния на эмоции детей с целью поддержки интереса к разным видам деятельности, творческой активности, развития эстетического восприятия, ценностного отношения к миру, качеств личности, формирования нравственных, эстетических представлений, межличностных отношений, др. Вместе с тем в фундаментальных педагогических исследованиях не получила целостного научного осмысления проблема целенаправленного влияния на эмоциональное развитие детей. Не разработана технологическая сторона эмотивации воспитательно-образовательного процесса; теоретически не обоснованы его сущностные характеристики, которые в нашем видении проблемы должны находить отражение в эмоциональном компоненте. Остаются открытыми многие вопросы, связанные с обоснованием структуры, функций данного компонента, проектированием его содержания и процессом реализации. Концептуальное осмысление этих направлений позволит придать большую социальную значимость дошкольным учреждениям, логике их практического функционирования, и, в свою

8 очередь, показать один из путей эмоционально-личностного развития детей

дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями:

- во-первых, между стремлением поставить воспитательно-образовательный
процесс дошкольных учреждений на уровень личностного развития детей и
недостаточной разработанностью исходных концептуальных основ и
механизмов его реализации в аспекте ориентации на такую возрастную
ценность как природно заданная эмоциональность ребёнка, его эмоции;

- во-вторых, между необходимостью целенаправленного эмоционального
развития детей, чувственного характера познания окружающего Мира
дошкольниками и отсутствием научных, методических материалов по
организации и осуществлению педагогической работы в этом направлении.

Обозначенные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в изучении сущностных характеристик эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста, определении теоретических и методических основ реализации в современной практике работы дошкольных учреждений. Данная проблема требует решения на методологическом, теоретическом и методическом уровнях, что позволяет сформулировать тему исследования: «Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста».

В соответствии с темой исследования была определена её цель.

Цель: раскрыть сущностные характеристики эмоционально развивающего воспитания и образования, отразить их в эмоциональном компоненте; научно обосновать концепцию и модель реализации этого компонента, опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данной модели; выявить условия, обеспечивающие успешное освоение эмоционального компонента детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс воспитания и образования детей 3-7 лет в условиях дошкольных учреждений.

Предмет: содержание, методика и условия реализации эмоционального

компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образований.

Гипотеза: содержательная и процессуальная стороны эмоционально развивающего воспитания и образования заключаются в эмоциональном компоненте, его реализация в педагогическом процессе дошкольных учреждений будет результативной и продуктивной, если:

- эмоциональный компонент будет рассматриваться как самостоятельная
структурная единица дошкольного образования, имеющая свои функции,
специфическую содержательную и процессуальную направленность в
разнообразных видах деятельности детей;

создать авторскую концепцию, включающую в себя совокупность методологических, теоретических и методических положений на основе выявления динамики форм эмоционального реагирования в дошкольном возрасте, закономерностей эмоционального развития, особенностей эмоциональных проявлений детей;

разработать концептуальную модель, отражающую содержательно-структурные и процессуальные характеристики этого компонента. На этой теоретической базе раскрыть задачи и этапы проектирования содержания данного компонента, ориентированного на собственно-эмоциональное развитие детей (развитие отношения в форме кратких эмоциональных реакций, экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики) и опосредованно-эмоциональное развитие, предполагающее насыщение образовательного материала образным содержанием: художественным и ценностно-ориентированным;

- раскрыть функциональную направленность методического сопровождения
(методов, приёмов воспитания, педагогических средств), позволяющего
осваивать содержание собственно-эмоционального и опосредованно-
эмоционального развития детей на протяжении всего периода дошкольного
детства;

- обеспечить непрерывность этого процесса посредством соблюдения

комплекса педагогических условий, среди которых взаимосвязь всех структурных единиц, входящих в эмоциональный компонент, эмоциональный характер общения с детьми, забота об эмоциональном благополучии детей; соблюдение баланса между деятельностями, регламентируемыми педагогом и свободной самостоятельной деятельностью детей;

при оценке качества воспитательно-образовательного процесса дошкольников будет учитываться характер и уровень освоения эмоционального компонента.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущностные стороны эмоционально развивающего воспитания,
образования на основе ретроспективного анализа теории, традиций,
современных тенденций дошкольного образования, характеристики
возрастных ценностей детей дошкольного возраста, и отразить их в
эмоциональном компоненте;

- обосновать концепцию реализации эмоционального компонента в
воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений,
определить функции этого компонента, место в детских видах деятельности;

спроектировать модель реализации эмоционального компонента отражающую особенности педагогического управления эмоциональным развитием дошкольников, логику организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях;

- раскрыть этапы проектирования, принципы построения содержания
эмоционального компонента образования;

- разработать комплекс программно-методического обеспечения педагогичес
кого сопровождения процесса реализации эмоционального компонента,
обосновать его функциональную направленность;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанных
теоретических и методических положений, охарактеризовать диагностику
результатов эмоционально-личностного развития детей дошкольного
возраста.

Методологическую основу исследования составили:

- философские и педагогические концепции образования как процесса
социокультурного воспроизводства: Н.Г.Алексеев, Б.С.Гершунский,
Н.А.Ильин, В.В.Краевский, А.М:Новиков, И.Я.Лернер, В.С.Леднев,
М.Н.Скаткин и др.; теоретические положения о детстве как культурно-
историческом и социокультурном феномене: В.В;Абраменкова,
В.П.Зинченко, И.С.Кон, Н.А.Ильин, В.Ильенков; В.И.Слободчиков,
Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, Э:Эриксон и др.;

- комплексные исследования образования в условиях компонентного
структурирования, педагогические взгляды о сущностных основаниях
эмоционально-ценностного образования: И.Я.Лернер, В.С.Леднев,
С.И.Маслов, М.Н.Скаткин, В;А.Разумныи и др;; о воспитании как
технологической стороне образования: В;ВіКраевский, ВіА.Сластенин и др.;

отечественные концепции воспитания, образования, с; позиции формирования основ общей культуры, эстетической культуры детей, их личностного развития: Л.Г.Арчажникова, А.Ю.Гончарук, Т.С.Комарова, М.В.Крулехт, Л.А.Рапацкая-В.И.Петрова, А.И.Савенков, Н.М.Сокольникова,. Э.И.Сокольникова, Г.М.Цыпин, А.А.Шаталов и др^; положения; о ведущей роли эмоций в нравственно-эстетическом, художественном воспитании личности, в формировании творчества: А.В.Антонова, О.ВЩыбина, М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова, Р.МіЧумичева; .

- теоретические подходы к раскрытию взаимозависимости эмоционального и
рационального в психическом отражении действительности, обоснованию
деятельностной и социальной природы эмоционального развития
дошкольников; положения о возрастных закономерностях развития
эмоциональной сферы: Л.С.Выготский, А.В^Запорожец, А.Н.Леонтьев,

12 В.С.Мухина, Я.З.Неверович, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и

другие ученые.

Руководством при проектировании и проведении экспериментальной части работы служили труды по методологии педагогических исследований, моделированию в педагогике: Т.С.Комарова, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, А.И.Пискунов, В.М.Полонский.

Методы и экспериментальная база исследования. Для проверки гипотезы и задач исследования использовался комплекс дополняющих друг друга методов: метод теоретического анализа философских, психологических, педагогических, культурологических работ, теоретическое моделирование, опирающееся на системно-структурный анализ проектируемой деятельности, педагогическое наблюдение (сплошное и выборочное), метод опроса (анкетирование), метод изучения и обобщения педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы математической статистики - корреляционный анализ с использованием компьютерной программы STATISTIKA.

Исследовательская работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений Тульской, Московской, Орловской областей, Хабаровского и Приморского краев, Мари Эл. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 920 детей и 530 педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998 г.). Изучение массовой практики воспитания дошкольников в аспекте получения эмпирических данных об их эмоциональном развитии, характере воздействия на эмоции в процессе организации разных видов деятельности. Анализировалась научная литература, психолого-педагогические исследования, определялись исходные позиции. Результатом этого этапа явилась формулировка научного аппарата, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (1999-2000 г.г.). Теоретическое осмысление сущностных

13 сторон эмоционально развивающего воспитания и образования, взаимосвязи

между ними; разработка содержания, структуры и методики реализации

эмоционального компонента в педагогическом процессе дошкольных

учреждений. Осуществлялся подбор диагностического инструментария, сбор

эмпирических данных о недостатках и затруднениях в эмоциональном

развитии дошкольников, педагогическом управлении детскими эмоциями.

Третий этап (2001-2004 г.г.). В ходе экспериментальной работы,

сочетающейся с анализом и осмыслением особенностей содержательной и

процессуальной сторон эмоционального компонента, уточнялась и

проверялась гипотеза исследования, конкретизировались условия реализации

данного компонента. Результатом этого этапа явилась разработка и

внедрение программы эмоционального развития детей 3-7 лет.

Четвёртый этап (2005-2008 г.г.) носил завершающий характер и был

>,

направлен на внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных учреждений, обобщение и систематизацию полученных результатов, обработку экспериментальных данных и формулирование выводов.

Научная новизна исследования. Эмоциональный компонент образования исследован как структурная единица воспитательно-образовательного процесса, что позволило расширить представление о нем как о педагогическом явлении, определить его связи с другими компонентами образования; раскрыть субъективно значимую и объективно результативную стороны эмоционально развивающего образования с позиции ценностного восприятия возрастной специфики детей дошкольного возраста.

Разработаны и экспериментально апробированы концептуальные основания эмоционального компонента, которые базируются на идеях:

- выявления качественных изменений в эмоциональной сфере в контексте
личностного развития детей в целом;

- последовательного усложнения форм эмоционального реагирования в
дошкольном возрасте: проявление эмоционального отношения в форме

14 кратких эмоциональных реакций, дифференциация эмоций; идентификация,

основанная на эмоциональном принятии эмоционального состояния другого

человека, и эмоциональное обособление - демонстрирование

индивидуального стиля переживаний, способов выражения эмоций;

закономерность изменений в эмоциональной сфере определяет

социализация содержания проявления эмоций;

- необходимость обращения к личному опыту детей, что обеспечивает
свободу эмоционального самовыражения, эмоциональный характер
миропознания, др.

Спроектирована модель реализации эмоционального компонента как многомерного образования, в которой раскрывается его содержание, процессуальная сторона и необходимость поддержки субъектной позиции ребёнка, осваивающего этот компонент. Это позволило охарактеризовать:

составляющие его единицы: собственно-эмоциональное развитие, направленное на обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и опосредованно-эмоциональное развитие, обеспечивающее постижение окружающего мира детьми через переживание, эмоциональное принятие объектов познания, выражение отношения к деятельности;

- место, специфические особенности включения и реализации эмоциональ
ного компонента в разных видах детской деятельности;

- логику отбора, способы проектирования содержания эмоционального
компонента.

Создано программно-методическое обеспечение процесса освоения данного компонента, включающее в себя описание комплекса образовательных задач, принципов, педагогических средств, методов и условий его успешной реализации, которые соотносятся со специфическими задачами и функциями педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Выявлена и конкретизирована совокупность критериев эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях эмоционально развивающего воспитания и образования.

15 Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории дошкольной педагогики эмоционально развивающим концептуальным подходом. В исследовании раскрыто содержание эмоционального компонента (собственно-эмоциональное и опосредованно-эмоциональное развитие), его функции (коммуникативная, социализирующая, развивающая, эмоциогенная, прогностическая, др.); условия успешного освоения (единство и взаимосвязь собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития дошкольников, эмоциональный характер общения с детьми, забота об эмоциональном благополучии детей; соблюдение баланса между деятельностями, регламентируемыми педагогом и свободной самостоятельной деятельностью детей); способы проектирования и реализации в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

Аргументированно обогащено содержание понятийно-терминологического аппарата исследования; раскрывается сущность понятий «ценности дошкольного возраста», «эмоциональный компонент образования», «собственно-эмоциональное и опосредованно-эмоциональное развитие детей» в контексте соответствия идеям и принципам развивающего образования.

Установлено и теоретически обосновано в результате
сопоставительного анализа доминирующей образовательной сущности
компонентов образования (эмоционального, интеллектуально-

познавательного деятельностно-практического) место, содержательная и процессуальная направленность эмоционального компонента в разных видах детской деятельности.

Теория содержания образования дополнена принципами фиксации эмоционально развивающего материала (учёта закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, этапности воспитательно-образовательной работы, ориентации на возрастные особенности детей), выявлены и конкретизированы задачи, этапы проектирования содержания

собственно-эмоционального развития детей дошкольного возраста, направленного на развитие эмоционального реагирования, экспрессии, представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики и опосредованно-эмоционального развития дошкольников, связанного с фиксацией образовательного материала художественно-образной и ценностно-ориентированной направленности.

Доказана целесообразность и необходимость внедрения концептуальной модели реализации эмоционального компонента в практику работы дошкольных учреждений. Выявлены педагогические средства эмоционального развития детей (эмоционально-экспрессивные игры, когнитивные схемы эмоций, комплексы сюжетных картин, др.), расширена номенклатура методов воспитания через включение в неё группы методов эмоционального воздействия (эмоционально-сенсорного воздействия, контрастного сопоставления, побуждения к сопереживанию, эмоционально-образного воздействия).

Практическая значимость исследования определяется

возможностью применения новых знаний о содержании, структуре, методике реализации эмоционального компонента в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

Подготовленные в ходе исследования - программно-методические материалы, направленные на реализацию собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития дошкольников, внедрены в массовую практику работы дошкольных учреждений. Апробированная программа «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» может быть отнесена к числу парциальных программ и служить реальной возможностью обогащения содержательной и процессуальной сторон дошкольного образования.

Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов, программ подготовки будущих специалистов дошкольного профиля в условиях педагогических колледжей и вузов;

17 применяться при проектировании содержания спецкурсов и спецсеминаров в

институтах повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью и действенностью исходных теоретических положений; комплексной методикой исследования, адекватностью применяемых методов его цели и задачам; качественным и количественным анализом, репрезентативностью данных, полученных на основе изучения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; экспертизой со стороны научно-педагогической общественности, практических работников, публикацией результатов исследования в научных, методических и монографических работах. Определяется широкой апробацией теоретических положений исследования в воспитательно-образовательной практике, педагогической деятельности диссертанта; востребованностью диссертационных материалов в государственных и общественных организациях, занимающихся проблемами дошкольного воспитания и образования. На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Успешная и полноценная организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях невозможна без ориентации педагогов на возрастные ценности детей, одной из которых выступает природно заданная эмоциональность, эмоции детей. Педагогическое влияние на эмоциональную сферу дошкольников должно носить последовательный, систематический характер и осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста. Эмоциональный компонент служит основанием эмоционально развивающего образования, определяющим его содержательную и процессуальную направленность, которые реализуются средствами воспитания.

  2. Исходным пунктом построения концепции реализации эмоционального компонента, позволившим раскрыть его содержание, методы, средства, педагогические условия успешного осуществления в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений служили следующие

18 теоретические положения: ориентация на психофизическое единство деятельности организма ребёнка как целостной системы; последовательное изменение форм эмоционального реагирования в дошкольном детстве (эмоциональное отношение в форме кратких эмоциональных реакций, эмоциональная дифференциация, идентификация и эмоциональное обособление), учёт закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, обусловленных социализацией содержания проявления эмоций (ситуативная вариативность эмоционального реагирования, социальное преобразование выражения эмоций, вербальное обозначение эмоций, др.); необходимость обращения к личному опыту детей, что обеспечивает многообразие индивидуальных проявлений.

  1. Эмоциональный компонент выступает необходимой составляющей дошкольного образования, что определяется следующими его функциями: поддержка и развитие детской индивидуальности; коммуникативная -обогащение культуры общения детей, социализирующая - освоение социально ценных способов поведения, самоутверждения в обществе; развивающая - направленная на позитивные изменения в эмоциональной сфере; эмоциогенная - призванная способствовать полноценному эмоционально насыщенному протеканию жизни детей; прогностическая -ориентация на полноценную дальнейшую жизнь в гармонии с общечеловеческой культурой, др.

  2. Структурными единицами эмоционального компонента выступают: собственно-эмоциональное развитие, направленное на обогащение эмоционального опыта детей в четырёх направлениях: развитие эмоционального отношения в виде кратких эмоциональных реакций, развитие экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики и опосредованно-эмоциональное развитие, направленное на использование природно заданной эмоциональности детей в качестве благоприятного фактора, влияющего на развитие интеллектуально-познавательной сферы, характер осуществления разных видов деятельности

и обеспечивающего постижение окружающего через переживание,

проявление личностного отношения к объектам познания, собственной деятельности.

  1. Место эмоционального компонента в детских видах деятельности зависит от их доминантной образовательной направленности. Ведущее место он занимает в художественно-творческих видах деятельности и игре, где данный компонент находит отражение и в содержании и процессе их реализации. В остальных группах деятельностей (с ведущим интеллектуально-познавательным и деятельностно-практическим компонентом) он присутствует только в процессуальной части, обеспечивая эмоциональное принятие детьми образовательного материала, постижение содержания посредством воздействия на эмоции, пробуждение личностного отношения к объектам познания.

  2. Успешность собственно-эмоционального развития обеспечивают методы, строящиеся с учётом направлений, входящих в эмоциональное развитие детей: метод физического действия, направленный на отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий; игровые методы (развивающие игры, игровые упражнения, игровые импровизации); проблемные методы, побуждающие к актуализации жизненного опыта, метод моделирования, служащий многовариантным способом структурирования информации об адекватных (неадекватных) эмоциональных проявлениях, причинно-следственных связях в эмоциональных переживаниях, др. Процессуальную сторону опосредованно-эмоционального развития составляют методы, обеспечивающие образный характер миропознания, проявление отношения к образовательному материалу и строящиеся с учетом своеобразия форм эмоционального реагирования, последовательности их становления в дошкольном возрасте: метод эмоционально-сенсорного воздействия, метод контрастного сопоставления, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоционально-образного воздействия.

20 7. При реализации эмоционального компонента необходимо соблюдать следующие условия: единство и взаимосвязь собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития дошкольников, эмоциональный характер общения педагога с детьми, забота об эмоциональном благополучии детей; соблюдение баланса между деятельностями, регламентируемыми педагогом и свободной самостоятельной деятельностью детей.

Обоснованные в работе положения, способствуют расширению проблемного поля исследуемой темы, решают задачу концептуализации проблем образования, создавая тем самым теоретическую основу эмпирических исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики и психологии начального образования, детской психологии и дошкольного образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (1998-2008 г.г.), ежегодных итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (1999-2008 г.г.), на международных конференциях г.г. Туле (2000, 2003, 2006, 2007 г.г.), Москве (2001, 2005, 2006, 2007, г.г.), Калуге (2003, 2005 г.г.), Санкт-Петербурге (2008 г.); межвузовских научных и научно-практических конференциях г.г. Красноярске (2002 г.), Калуге (2004, 2005 г.г.), Москве (2003, 2004, 2008 г.г.), Орле (2003 г.), Рязани (2008 г.).

Результаты исследования нашли отражение в региональной программе «Образование» и внедрены в дошкольные образовательные учреждения Тульской, Орловской, Московской областей, Приморского и Хабаровского края, Мари Эл, а также в ходе педагогической деятельности автора в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого на лекционных и практических занятиях, в процессе чтения элективных курсов; через научное руководство и консультирование в Тульском

21 педагогическом колледже № 2, в процессе сотрудничества с Тульским областным институтом повышения квалификации работников образования. В настоящее время в учебном процессе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого и Тульского педагогического колледжа № 2 активно используются, разработанные автором программа спецкурса, пособие к нему, содержащие учебные задачи и задания по организации педагогической работы в дошкольных учреждениях с ориентацией на реализацию эмоционально развивающего подхода.

Эмпирическая база диссертации основывается на результатах следующих педагогических исследований, проведенных под руководством автора: 1 - внедрена программа «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» в дошкольные образовательные учреждения Тульской, Орловской, Московской областей, Приморского, Хабаровского края, Мари Эл (2003 -2008 г.г.). Участвовало 640 детей.

2. Апробированы и внедрены в практику работы дошкольных
образовательных учреждений Тульской, Орловской, Московской областей,
Хабаровского края, Мари Эл методы и приёмы эмоционального воздействия,
направленные на постижения содержания образования через переживание,
актуализацию эмоционального и эмоционально-ценностного отношения к
миропознанию (2002-2008 г.г.). Участвовало 470 детей.

3. Осуществлена оценка результативности реализации эмоционального
компонента образования (2004-2008 г.г.). Участвовало 920 детей.

В работе используются результаты исследований российских учёных, посвященные проблемам эмоционального развития детей в разных видах деятельности. Личное участие диссертанта состоит в научном обосновании концептуальных основ исследования, определении логики и его методов, непосредственном участии в подготовке и проведении эксперимента.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций