Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Киреева Ольга Владимировна. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Киреева Ольга Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в экспериментировании.

  1. Современные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей дошкольного возраста 14

  2. Детское экспериментирование в контексте развития исследовательской активности дошкольников. Психолого-педагогический

аспект 26

Выводы 40

ГЛАВА II. Особенности исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

  1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 44

  2. Особенности исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании 59

  3. Анализ условий развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в практике современного

дошкольного образовательного учреждения 82

Выводы 92

ГЛАВА III. Педагогические условия развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

  1. Задачи и содержание формирующего эксперимента 94

  2. Поэтапный процесс развития исследовательской активности детей

старшего дошкольного возраста в экспериментировании 120

3.3.Оценка результативности исследования (контрольный эксперимент) 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168

БИБЛИОГРАФИЯ 175

ПРИЛОЖЕНИЕ 192



Введение диссертации:

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников (Г.И. Вергелес, A.M. Матюшкин, Л.В. Лидак, А.И. Савенков).

Современное общество нуждается в активной личности, способной к
познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению

исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных

интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом - природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее

становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного процесса

б развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Объект исследования - экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс становления и развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и, создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда;

процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; осуществляется нарастание субъектных проявлений детей в экспериментировании; создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска;

дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования;

взаимодействие взрослых и детей разворачивается как

исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в

различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового»;

позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня
исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются
функции инициирования детской активности, стимулирования

индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании. Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме
исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития
исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в
экспериментировании.

  1. Выявить особенности проявления исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

  2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.

  3. Определить эффективность разработанных педагогических условий процесса развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.

Теоретико-методологические основы исследования:

учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, Н.Ф. Голованова, Г.И. Вергелес, И.С. Якиманская, В.Я. Лыкова);

- концепция развития познавательной деятельности и познавательных
интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н.

Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В.Афанасьева)

- концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов
деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева,
Л.М. Кларина, P.M. Чумичева, Н.Г. Косолапова);

исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Элысонин, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, А.В. Третьяк, Д.В. Сергеева);

исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, М.В. Корепанова, О.Л. Зверева и др.)

- теория педагогического проектирования образовательной среды (Е.С.
Заир-бек, О.Г. Прикот, С.С. Лебедева);

- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений
(Е.Н. Герасимова Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский,
Л.П.Стрелкова, М.Н.Полякова и др.).

Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2002-2006 гг.) - поисково-творческий. Изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.

Второй этап исследования (2006-2007 гг.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация

поэтапной педагогической технологии развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Третий этап (2007-2008 гг.) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.

База проведения исследования:

Эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений г. Санкт-Петербурга №154 Адмиралтейского района, №41 Калининского района в старших группах. В исследовании приняло участие 82 ребенка, 50 воспитателей и 38 родителей старших дошкольников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные научные идеи философии, психологии и педагогики; взаимодополняемостью используемых методов исследования; адекватностью методов научного поиска поставленным задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследовательская активность старшего дошкольника может быть
рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой
деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов,
наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием
чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их
дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.

2. Исследовательская активность дошкольника обладает
многокомпонентной структурой и включает: мотивационный компонент,
связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск
решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;
содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных
способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения
проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического

использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

3. Развитие исследовательской активности старших дошкольников в
экспериментировании обеспечивается совокупностью следующих

педагогических условий:

- поддержка и стимулирование взрослыми стремлений дошкольников к
экспериментированию и создание необходимой для экспериментирования
предметно-развивающей среды;

процесс развития исследовательской активности предполагает
целенаправленное включение старших дошкольников в ситуации (мини-
исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими
умениями, необходимыми для успешного самостоятельного

экспериментирования, нарастание субъектных проявлений детей в

экспериментировании; создание ситуаций обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска;

- взаимодействие педагогов и родителей строится как совместная,
взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов в полной
мере использует потенциал детского сада и семьи для обогащения практики
непрерывного детского экспериментирования;

позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждения и поддержки самостоятельных проявлений в экспериментировании;

- взаимодействие взрослых и старших дошкольников строится как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового».

  1. Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности включает: мотивационно-ориентировочныи этап, направленный на подготовку старших дошкольников к экспериментированию; содержательно-деятельностный (основной) этап, направленный на развитие исследовательской активности детей в условиях усложняющегося экспериментирования; инициативно-творческий этап, направленный на развитие исследовательской активности в условиях совместного исследования и экспериментирования дошкольников и взрослых.

  2. Критерием эффективности реализованных педагогических условий является наличие позитивной динамики в развитии исследовательской активности старших дошкольников, что проявляется в нарастании общей эмоционально-положительной направленности детей на самостоятельное исследование в экспериментировании, в освоении необходимых исследовательских умений, в повышении результативности детского экспериментирования и проявлений стремления дошкольников к дальнейшему самостоятельному исследованию новых объектов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

определены сущностные и структурно-содержательные характеристики исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании;

обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие

исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании;

разработана и экспериментально проверена поэтапная

педагогическая технология процесса развития исследовательской активности

детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании;

доказана эффективность детско-взрослого взаимодействия в развитии исследовательской активности детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

уточнено понятие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее показатели;

определены принципы и педагогические условия организации процесса развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании;

определены исследовательские умения, освоение которых способствует развитию самостоятельности исследовательского поиска старших дошкольников в экспериментировании;

обоснована роль взаимодействия педагогов и родителей, основанного на ценностно-смысловом единстве в понимании значимости развития исследовательской активности детей и направленного на реализацию индивидуально-ориентированного подхода к ребенку в условиях организации экспериментирования в детском саду и семье.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации:

методики педагогической диагностики исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в условиях современного дошкольного образовательного учреждения;

поэтапной педагогической технологии процесса развития исследовательской активности в экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении;

конкретизации содержания, тематики детского

экспериментирования и методов развития исследовательской активности в экспериментировании;

содержательного взаимодействия детского сада и семьи в развитии исследовательской активности, основанного на принципах взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования;

педагогического сопровождения старшего дошкольника в процессе экспериментирования с учетом уровня исследовательской активности.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы: при чтении учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» в педагогических вузах и колледжах;

при разработке и реализации программ повышения квалификации педагогов ДОУ; при конструировании педагогического процесса в разных типах дошкольных образовательных учреждений; в деятельности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста; в рамках семейного консультирования по развитию исследовательской активности и подготовке детей к школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на заседаниях кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; на Международной научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: пути развития» (Санкт-Петербург, 2003); на Международной научно-практической конференции «Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве» (Санкт-Петербург, 2007); на XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство», (Санкт-Петербург, 2007); на Всероссийской конференции «Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2007); на Международной научно-практической конференции «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2008).

Структура и объем работы: диссертация общим объемом 191 стр. состоит из ведения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 200 наименований и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемой, диаграммой, гистограммой.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций