Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Касенкова Надежда Александровна. Вещи как компонент пространства духовной жизни современной молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Касенкова Надежда Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/357


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ.

Глава І. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ВЕЩЕЙ И ВЕЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Возможная модель природы, атрибутов и морфем

социальной роли вещей 16

2. Специфика методологических подходов к изучению атрибутов и природы вещей в истории гуманитарной мысли.... 45

Глава П. ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЬ-ЧЕЛОВЕК ЬСАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

1. Современная общественная наука о вещах и их символах... 105 2. Особенности эмпирического изучения роли вещей в

пространстве духовной жизни современной молодежи 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

ЛИТЕРАТУРА 175

ПРИЛОЖЕНИЯ 187



Введение диссертации:

Актуальность исследования определяется принципиально высокой и стабильной ролью вещей в любой техногенной цивилизации. Предметная вещная среда всегда служила средством удовлетворения человеческих запросов; в процессе пользования вещами люди развивали новые способности, включали их в свой обиход, изменяя при этом последний. Вещи, как опредмеченная духовная субстанция, позволяли, как сузить, так и расширить личностные наклонности, создать новые потребности, придать вещам семиотический смысл и др. Такая роль определяется целым рядом очевидных социальных, экономических, политических и психологических факторов.

Во-первых, это стремительный и масштабный рост объема вещей в современном обществе, появление большого количества предметов, утилитарное и функциональное использование которых сведено к минимуму, либо отсутствует совсем. Устойчивое антропоморфное отношение человека к таким предметам и придает последним статус вещей, роль которых в образе жизни современных людей все очевиднее.

Во-вторых, процессы вещеобразования охватывают все новые сферы человеческого и общественного бытия, что проявляется, прежде всего, в укреплении индустрии «симулякров», виртуализации вещей, которыми теперь все чаще являются продукты духовного производства.

В-третьих, высокая степень отчужденности человека от окружающей его реальности, межличностная и внутриличностная отчужденность проявляются в отсутствии тяги к познанию и творчеству. В результате чего появилось большое число людей с ярко выраженным мещанским образом мышления, втянутых в процессы «вещизма» и машинерии. Все это стимулирует интерес к фокусным для данной работы'проблемам.

В-четвертых, указанные процессы провоцируют противоположные тенденции роста интереса молодежи к культурным ценностям, часто в

4 довольно специфической форме. Усиление тенденций увлечения молодежи различными субкультурами, в том числе эзотерическими, восточными учениями и практиками (фэн-шуй, йога и иные буддистские методики), говорит

0 неудовлетворенности современным «вещным» состоянием общества и
показывает противоречивую, но ощущаемую тягу современного молодого
человека к самопознанию.

Существуют и более фундаментальные, описывающие не только
современные, но и весьма древние процессы антропогенеза. Видимо, сама
безальтернативность орудия труда, как естественного атрибута становления
разума на планете, изначально подразумевала романтизацию, антропоморфизм
в субъективных отношениях членов архаичных обществ к природным объектам
и результатам своего труда, что и выступает наиболее стабильной причиной
интереса к вещам. I

Степень научной разработанности проблемы.

Специальных научных исследований, посвященных проблеме природы, атрибутов, морфем и роли вещей в духовной жизни общества не так много, в основном это работы по реалогии (М.Эпштейн, Л.Анненкова, Н.Воронов)1; теории, посвященные проблемам свойств и отношений вещей (А.Уемов, А.Райбекас) , концепции по социологии вещей . Существует ряд трудов, посвященных рассмотрению антропологического измерения вещи, проблемам взаимоотношений человеческой и вещной культурной субстанции, и их

единству (Д.Рахманкулова, В.Дуцев, В.Корнеев)4.

1 Эпштейн M. Реалогия - наука о вещах // Декоративное искусство №6, 1985; Эпштейн М. Вещь и слов. К
проекту «лирического музея // Вещь в искусстве. - М., 1986; Анненкова Л. Реалогия и смысл-вещи //
Декоративное искусство №10, 1986; Воронов H. На пороге «вещеведения» // Декоративное искусство №10,
1986.

2 Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. -М., 1963; Райбекас А. Вещь, свойство, отношение как философские
категории. - Томск, 1977.

3 Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.,2006.

4 Рахманкулова Д.Р. Вещь как мера культуры человека:' автореф. дис... канд. филос. наук: 24.00.01 / Нижегор.
гос. пед. ун-т. Н.Новгород.,2005; Дуцев B.C. Человеческое измерение вещного мира культуры: автореф. дис...
канд. филос. наук: 24.00.01 / Нижегор. гос. архит-строит. ун-т. Н.Новгород, 2002; Корнеев B.B.
Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности: автореф. дис. ...д-ра филос. наук: 09.00.01 //
Алтайского государственного университета. Барнаул,2006.

5 Тем не менее, существует и ряд философских, культурологических, искусствоведческих, экономических и футурологических работ и публикаций в периодических изданиях, посвященных различным аспектам исследования вещей, а также отношению вещь-человек. При этом исследования по интересующей нас проблематике можно обнаружить в трудах, посвященных:

- изучению материальной культуры в рамках археологии и этнографии
(Л.Успенский, К.Шнейдер, А.Мартынов, Г.Марков, Р.Итс, Б.Малиновский и
др.)5. Проблеме возникновения, использования и отношения к вещам и
фетишам в эпоху первобытного общества (Ю.Липс, К.Леви-Стросс, Ф.Энгельс,
З.Фрейд, Э.Тейлор, К.Марджори, К.Чарльз, П.Фроленский и др.)6;

- бытописанию и рассмотрению развития материальной и духовной
культуры древних цивилизаций (Г.Светоний, К.Тацит, Фукидид, С.Ютен,
Ж.Флори, В.Кузищин, Е.Борзова, " М.Козьякова, В.Баглай, Д.Харден,
А.Наговицын)7, а также работы, затрагивающие описание природы и,

отношения к вещам на Руси и в истории российского общества ;

5 Успенский Л., Шнейдер К.Н. За семью печатями. Очерки по археологии. - М.,1963; Мартынов А.И.
Археология. - М.,1996; Марков Г.Е. История хозщяйства и материальной культуры в первобытном и
раннеклассовом обществе. - М.,1979; Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л.,1991; Малиновский Б. Научная
теория культуры. - М.,1999; Брейн У., Трамп Д. Археологический словарь. - М.,1990; Мартынов А.И., Шер
Я.А. Методы археологического исследования. - М.,2002.

6 Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества.- М.,1954; Леви-Стросс К. Первобытное
мышление. - М.,1994; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с
исследованиями Г.Моргана. - М.,1982; Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. -
СПб., 2000; Тейлор Э. Первобытная культура. - М., 1939; Марджори К., Чарльз К. Первобытные люди. Быт,
религия, культура. - М.,2005; Флоренский П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и
философии искусства и археологии. - М.,2000; Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. -
М.,1980; Долуханов П.М. География каменного века. - М.,1979; Алексеев В.П. Возникновение человека и
общества // Первобытное общество. - М.,1975; Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение
Homo Sapiens. - Л.,1968; Ефименко П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического
времени. — Киев, 1953.

7 Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. - М.,1991; Тацит К. История. - СПб.,1993; Фукидид. История. В 2-х
томах. - М.,1993; Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. - М.,2005; Флори Ж. Повседневная
жизнь рыцарей в Средние века. - М.,2006; История Древнего востока: Учебник / Под.ред. В.И. Кузищина. -
М.,1979; История Древней Греции: Учебник / Под.ред. В.И. Кузищина.3-е изд.- М.,2003; История Древнего
Рима: Учебник / Под.ред. В.И. Кузищина. 4-е изд. - М.,2002; Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд.
-СПб.,2007; Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. -
М.,2002; Баглай В.Е. Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй. - М.,1998; Харден Д.
Финикийцы: основатели Карфагена. - М.,2004; Наговицын А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа. -
М.,2005. . .

8 История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. / Под.ред. Н.И. Павленко. - М.,199б;
Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Из из истории русской культуры.
Т. IV. (XVIII - начало ХГХ века). 2-е изд.1 - М.,2000; Терещенко A.B. Быт русского народа. - М-,1999; Забелин
И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - Смоленск.,2003; Чернышов Ю.С. Божественная
Русь и древние цивилизации Америки. - М.,2008; Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. - М.,1988;

- размышлениям и описанию эстетических особенностей вещей,
проблемам формообразования, красоты и символам (Демокрит, Гераклит,
Фалес, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Августин Аврелий, К.Гилберт,
О.Буткевич, А.Лосев, Н.Лосский, А.Зись, Л.Столович, М.Бахтин и др.)9, а также
работы, посвященные проблемам организации предметно-пространственной
среды, в частности теории и практике фэн-шуй10, роли и функциям вещей в
дизайне (Дж.Нельсон, С.Арзуманян, Т.Быстрова, П.Шпара и др.)11;

- изучению природы, функций сакрализованных вещей в религии, а также
смысла и сущности вещей в теософии и мистических учениях (М.Экхарт,
П.Успенский, Н.Рерих, Е.Блаватская, А.Безант и др.) . Описанию процесса
одухотворения вещей в искусстве, в том числе на основе записок, писем и
очерков известных художников (В.Диденко, Леонардо да Винчи, В.Гойя,
Э.Делакруа, С.Дали) ;

Греков Б. Киевская Русь. - М.,2006; Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: Сб. статей /Новосиб.гос.ун-та. Новосибирск,2005.

9 Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. - М.,1993; Асмус А. Платон. - М.,1974; Лосев А.Ф. Античная философия
истории. - СПб., 2000; Августин Аврелий О граде божьем. - М.,2003; Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. -
М.,1974; Гилберт К.Э. История эстетики. / Под.ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2000; Буткевич О. Красота.
Природа. Сущность. Формы. - М.,1979; Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Под.ред. А.А.
Taxo-Годи, И.И. Маханькова. - М.,1993; Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. - М.,1998; Зись А.Я.
Искусство и эстетика. Введение в искусствоведение. Изд. 2-е. - М.,1974; Быстрова Т.Ю. Феномен вещи в
дизайне: философско-культурологический анализ: автореф. дис. ...д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2003;
Столович Л.Н. Философия красоты. - М.,1978; Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М.,1975; Бахтин
М. Эстетика словесного творчества.- М.,1979; Словарь по этике / Под.ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. -
М.,1989; Энциклопедия символов / Состав. B.M. Рошаль. - М.,СПб.,2007.

10 Ефремова В. Фэн-шуй для женщин. - Ростов н/Д., '2007; Васильева Е.А. Фэн-шуй от А до Я. - М.,2003;
Бушуев М. Золотая книга фэн-шуй. - Ростов н/Д.,2005; Правдина Н.Б. Фэн-шуй для процветания. - М.,2007;
Корнеев А.В. Сад по фэн-шуй. - М.,2007; Семенова А.Н. Полная система фэн-шуй. - СПб.,2008.

11 Нельсон Дж. Проблемы дизайна. - М.,1971; Арзуманян С.С. Эстетическая организация природной среды. -
Ереван,1988; Быстрова Т.Ю.Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ. Автореф. дис.
...д-ра филос. наук: 09.00.13 // Ур. гос. ун-та A.M. Горького. Екатеринбург, 2003; Лаврентьев А.Н. История
дизайна. - М.,2007; Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М.,2007; Лебедева Е.В., Черных P.M.
Искусство художника-оформителя. - М.,1981; Покатаев В.П. Дизайнер-конструктор. - Ростов н/Д.,2006;
Даниляк В.И., Мезников B.M., Федоров М.В. Эргодизайн качество и конкурентоспособность. - М.,1990; Шпара
П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. 3-е изд. К., 1989; Ивакова
Л.И. современный ландшафтный дизайн. - М.,2005; Розенсон И.А. Основы теории дизайна. - СПб.,2006;
Нестеренко О.И Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994; Михайлов СМ., Кулеева Л.М. Основы дизайна. -
М.,2002.

12 Экхарт М. Об отрешенности. - М., СПб.,2001; Успенский П.Д. Ключ к разгадкам мира. - СПб., 1911; Рерих
H. Избранное / Состав. В.М. Сидоров. - М.,1979; Рерих Н. Пути благословения. - Новосибирск, 1991;
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.1. - М.,2008; Блаватская Е.П. Голос безмолвия. - М.,2008; Безант А.
Братство религий. - Рига, 1992; Тихоплав T.C., Тихоплав В.Ю. Физика веры. - СПб.,2001.

п Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. -Алма-Ата, 1990; Зубов В.П. Леонардо да Винчи. -М.,1962; Богат Е.М. Міф Леонардо. Философский очерк. В 2-х книга. М.,1989; Ортега-и-Гассет X. Веласкес Гойя. - М.,1997; Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. -М., 1986; Дали С. Дневник одного гения. -М., 1991.

- анализу социальной роли и функций вещей и товаров в рамках
социально-экономических учений (К.Маркс, Дж.Кейнс, А.Смит, Л.Орленко)14, а
также социологии потребления (Ж.Бодрийяр, Т.Веблен, Г.Зиммель, В.Зомбарт,
Дж. Де Грааф, Э.Фромм)15;

- проблемам философии техники (Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет,
В.Степин, В.Розин, Н.Попкова)1 , в частности теории «органопроекции»17.
Концепциям постиндустриального общества (Д.Белл, А.Тойнби, О.Шпенглер)18
и анализу вещной среды постмодернизма (Н.Резник)19. А также
футурологические теории, описывающие виртуальные вещи и техногенное
будущее цивилизаций (К.Манхейм, Ф.Фукуяма, Э.Тоффлер, С.Лем,
Б.Стерлинг)20.

Кроме того, существует ряд работ по семиотике (Р.Барт, А.Ветров,

Г) 1

Ж.Жорж, Д.Силичев) , изучающей проблемы знаковости предметов. Отметим и работы, в том числе произведения литературы, посвященные проблемам мещанства и «вещизма» (Г.Плеханов, Н.Гоголь, Э.Триоле, Э.Асадов, Н.Заболоцкий) . Следует 'также отметить публикации, посвященные

14 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1. Процесс производства капитала. - М., 1969;

Кейнс Дж. Избранные произведения. - М.,1993; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства

народов. - М.,1962; Орленко Л.В. История торговли: Учебное пособие. - М.,2006.

15Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.,1995; Веблен Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование

институтов. - М.,1984; Зиммель Г. Избранное. - М.,1996; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного

развития современного экономического человека. -M., 1994. Де Граф Дж. Потреблятство: болезнь, угрожающая

миру. - Екатеринбург,2005; Фромм Э. Быть или иметь. - М.,1997.

16 Мамфорд Л. Миф машины. — М.,2001; Ортега-Гассет X. Размышления о технике // X. Ортега-и-Гассет.

Избранные труды. - М.,1997; Степин B.C. Философия науки и техники: Учеб. пос. для Вузов. - М.,1995; Розин

B.M. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей. - М.,2001; Попкова Н.В.

Философия техносферы. -М.,2008.

" Флоренский П. Органопроекция // Сочинения. В 3-х томах. Т.1. - М.,2000; Мунипов В.М., Зинченко В.П.

Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. —

М.,2001; Евсюков Н.А. Принцип органопроекции в философии техники. Электронный доступ:

:

18 Белл Д. Эпоха разобщенности: размышления о мире XX века. - М.,2007; Тойнби А. Постижение истории:
сборник. -М., 1990; Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск, 1993;

19 Резник Н.Ю. Вещный мир постмодернизма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского,
2007, №1(6);

20 Манхейм К. Диагноз нашего времени.1- М.,1994; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.,
2004; Тоффлер Э. Шок будущего. - М.,2003; Лем С. Сумма технологии. - М.,1968; Стерлинг Б. Будущее уже
началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке? - Екатеринбург,2005.

21 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.,1986; Ветров А.Л. Семиотика и ее основные проблемы.
- М.,1968; Жорж Ж. Знаки и символы. - М.,2002; Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных
концепция. - M., 1991.

22 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т. - М.,1956; Гоголь Н. Мертвые души. -
М.,2005; Триоле Э. Розы в кредит. - М.,1992; Асадов Э: Собрание сочинений. В 3-х томах. Т.1. Стихотворения.

8 проблемам стилей жизни, социализации и ценностным ориентациям современной молодежи (А.Ковалева, В.Павловский, Т.Емчура, Л.Ростовцева, М.Локова) , а также результаты эмпирических исследований по проблеме отношения человека к вещам24. Следует отдельно выделить труды, посвященные проблемам экзистенциального отношения человека к окружающей реальности (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, Г.Марсель, М.Мерло-Понти) , а также работы теоретиков постмодернизма (Ж.Бодрийяр, М.Бланшо, Ж.Делез, Ф.Гваттари, М.Бахтин) .

Целью работы является разработка общетеоретической модели природы,
атрибутов и морфем социальной роли вещей, а также возможной модели
процесса вещеобразования. ' "'

Такая цель подразумевала решение ряда задач:

рассмотрение проблемы природы и сущности вещей в истории социально-гуманитарного знания на основе классификации соответствующих методологических подходов;

определение методологического диапазона атрибутов и свойств вещей и описание основных факторов, регламентирующих величину такого диапазона;

- М.,1987; Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. Литературный портрет. - М.,1979; Этика / Под.ред. А.А. Гусейнова, Е Л. Дубко. -М.,1999.

23 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //
Социологические исследования №1, 2003; Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология //
Социологические исследования №5, 1999; Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации //
Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология №3, 2006; Ростовцева Л.И.
Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом // Вестник Московского университета. Серия 18.
Социология и политология №4, 2002; Локова М.Ю. Структурная трансформация ценностных ориентации
молодежи в модернизирующемся российском обществе (социально-философский аспект). Автореф. дис.
...канд. филос. наук: 09.00.01 //Московского гуманитарного университета М.,2007.

24 Васильева Е. Отношение к старым вещам. Данные общероссийского опроса населения от 27-28 сентября 2008
года // Журнал социологических наблюдений. Социальная реальность №7 (29), 2008.

25 Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.,1993; Хайдеггер М. Бытие и время. - М.,1993; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто:
опыт феноменологической онтологии. - М.,2000; Сартр Ж.-П. Тошнота. — М.,2003 ;Марсель Г. Трагическая
мудрость философии: Избранные работы. - М,1995; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. -
СПб., 1999; Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. - СПб.,2007.

26 Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - М.,2004; Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его
мифы и структура. - М.,200б; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.,2000; Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция
// Философия эпохи постмодерна. - М., 1996; Бланшо М. Неописуемое общество. - М.,1998; Бланшо М.
Ожидание забвения. - СПб.,2000; Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. - М.,1990;
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?. - М.; СПб., 1998; Бахтин М. Эстетика словесного творчества. -
М.,1986; Бахтин M. Тетралогия: сборник. - М.,1998.

описание возможной общетеоретической модели вещи и процесса вещеобразования, как формирования и бытия внеролевого антропоморфного отношения к предмету;

анализ феномена «вещизма» и его тенденций в современном обществе;

определение понятия пространства духовной жизни молодежи и рассмотрение основных его характеристик;

подготовка инструментария и проведение ряда эмпирических социологических исследований по фокусной проблеме; верификация общетеоретической проблемы на полученном эмпирическом материале.

Объектом исследования выступает бытие вещей и предметов как атрибутов любой известной цивилизации; предметом - закономерности и мотивация процессов формирования и пользования вещами как компонентами духовной жизни современной молодежи.

Базовая гипотеза работы может быть пояснена с помощью следующих положений:

существование вещей является неотъемлемым компонентом материальной и духовной культуры любого известного общества;

- вещь представляет1 собой внеролевое отношение к предмету, возникающее вследствие процесса познания экзистенциального «Я», транслируемое как «мнимодушевность»;

процесс вещеобразования, как отношение человек-предмет,
основывается на возникновении внутриличностного противоречия между
желанием духовной коммуникации и страхом перед новыми неудачами в
общении. При этом вещь является компонентом пространства духовной жизни
человека, оформленная путем его психического «достраивания», используя
предметы в качестве средства. )

10 Теоретико-методологические основы работы.

На формирование авторской позиции по вопросу о природе, сущности, атрибутах вещи и процесса вещеобразования наибольшее влияние оказали:

идеи основоположников классической социологии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм) и методологические положения функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон);

идеи классического и современного экзистенциализма (С.Кьеркегор, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, М.Мерло-Понти, О. фон Больнов);

идеи современных философов-постмодернистов (теории «симулякра и симуляции», «гиперреальности» Ж.Бодрийара, феномен «тела без органов» в шизанализе Ж.Делеза и Ф.Гваттари, «сфинкс-феномен» М.Бланшо, концепция «Другого» М.Бахтина); теории - естественноисторического прогресса в классическом марксизме и идеи фундаментального системного анализа общественных феноменов и процессов.

На позицию автора оказали влияние и некоторые идеи следующих современных отечественных ученых, работающих в области социологии личности, а также занимающихся изучением проблем современной духовной жизни общества: Т.Быстровой (Екатеринбург) - описание особенностей вещей в дизайне, Н.Резника (Пермь) - описание вещного мира в постмодернизме, И.Федорова (Тамбов) - «концепция психоворота», Л.Красновой (Тамбов) -концепция мещанства как социально-психологического типа личности, а также такие художественные произведения, как «Вещи» (Ж.Перек), «Розы в кредит» (Э.Триоле), «Коллекционная вещь» (Т.Фишер), «Потребители» (М.Сент-Клэр), стихотворения Н.Заболоцкого и Э.Асадова «Мещанство», «Души и вещи».

Научная новизна работы выражена в:

обосновании авторской гипотезы природы вещи, как внеролевом антропоморфно-символьном ' отношении к предметам, возникающем из внутриличностного противоречия между желанием духовной коммуникации и страхом перед новыми неудачами в общении;

выделении относительно замкнутого круга верифицированных характеристик, свойств, дескрипторов и функций вещей, позволяющих уверенно отличать денотаты формально похожих категорий (вещь, товар, предмет, объект, тело);

описании специфики конкретных морфем вещей с помощью выделяемой автором классификации теоретико-методологических подходов (историко-археологического, символьно-эстетизирующего, религиозно-теософского, перцептивно-знакового, экономического, экзистенциального, общефилософского) с соответствующим компаративным анализом;

определении возможных классификаций вещей (в том числе с выделением элементов «вещь-архетип», «сакральная вещь», «вещь-товар», вещь-симулякр»);

выявлении специфики роли вещей в пространстве духовной жизни
и практике вещепользования современной молодежью; выявлении, с помощью
эмпирических социологических методов, специфики образа вещи в сознании
школьников г. Тамбова и описании соответствующего банка эмпирических
данных.

Теоретическая значимость исследования состоит:

в попытке классификации и компаративного анализа по методологическим подходам существующих в социально-гуманитарной мысли концепций, теорий и идей относительно проблематики вещей;

в описании возможной теоретической модели природы, атрибутов и морфем социальной роли вещей; в 'выявлении оснований для сравнения категории вещи с формально близкими категориями объекта, предмета, товара;

в описании особенностей пространства духовной жизни молодежи и роли вещей в его движении и структуре.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в обучающих курсах по общей социологии,

12 социологии личности, социологии коммуникаций, социологии культуры, в практическом маркетинге и брэндинге.

Эмпирической базой исследования послужили несколько авторских эмпирических социологических исследований, в том числе: «Образ вещи в сознании школьников», проведенное в г.Тамбове в 2008 году. В опросе приняли участие 400 человек - учащиеся одиннадцатых классов школ г. Тамбова, в числе которых были как общеобразовательные школы, так и профильные лицеи. Генеральная совокупность исследования составила 2075 человек.

Аналогичный опрос был проведен среди 30 экспертов, в качестве которых выступили преподаватели кафедры теоретической и прикладной социологии, а также преподаватели кафедр общей, возрастной и социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

В качестве дополнительного метода исследовательской работы выступила социометрия, в соответствующих испытаниях приняли участие 100 человек - представителей 5 исследовательских групп численностью в 20 человек (школьники; учителя школ; работники творческих профессий, в том числе художники, актеры, поэты; пенсионеры; случайные люди).

Методы исследования: теоретико-методологический и компаративный анализ источников по фокусной проблематике, контент-анализ и изучение данных эмпирических социологических исследований, анкетирование (письменный опрос), социометрические замеры. Полученные в итоге авторского исследования данные были обработаны с помощью комплекса статистических программ: SPSS 15.1 for Windows, Statistica v.6, Microsoft Office Excel 2003.

Положения, выносимые на защиту.

1. Одной из важнейших сторон антропогенеза является отношение «человек-вещь». Изменение отношения к вещам, в диапазоне от психологического подчинения человека вещи до состояния развитой коммуникации между людьми, когда вещи не имеют особого значения, -

13 важная характеристика не только адаптации человека к миру, но и диалектики развития его личности.

2. Отношение человека к вещи достаточно стабильно и не сводится к
дескрипторам полезности или бесполезности; человек может иметь дело с
предметами, не превращая их в вещи. При этом вещь представляет собой
внеролевое отношение к предмету, особый механизм интериоризации
предметов. Это интимная составляющая пространства духовной жизни
человека, возникающая из внутриличностного противоречия между желанием
духовной коммуникации и боязнью новых неудач в общении, в котором
опредмечивается интимное отношение человека к среде, поиск «надежного»
партнера по такому общению.

3. Диапазон вещеобразующего отношения может весьма широко
варьироваться, находясь между «нижним» и «верхним» пределами. «Нижним»
пределом при этом является отчужденный утилитаризм, функциональное
использование предметов, а «верхним» - особо интимное отношение к
предметам, которые уже нельзя отнести к категории вещи. Основными
факторами, регламентирующими величину такого диапазона, являются: уровень
производства и доступности вещей, материальный достаток, социальные
традиции и тип религиозных верований, господствующие критерии
престижности и богатства, специфика потребностей в вещах у различных
типов личности, степень привычки к духовному коммуницированию,
эвристичностъ конкретной психики и пр.

4. Начиная с эпохи развитого капитализма, бурный рост доступности
предметов и товаров превращает отношение к вещам в глобальную
сущностную характеристику* и современной цивилизации, и образа жизни
большинства людей. Одной из форм такой ориентации на вещи является
«вещизм», как устойчивое, на грани патологии, стремление выразить себя через
относительно замкнутую систему вещей при отчужденном отношении к
невещественным ценностям. Очевидны при этом тенденции повышения

14 значения роли иллюзорно-компенсаторной функции вещей, в том числе в структуре всего шоу-производства, возникновения целой индустрии симулякров, появления вещных субкультур (например, яппи) и стремление отождествлять общественный прогресс с ростом количества доступных вещей.

  1. Одним из критериев движения современной цивилизации является изменение роли вещей в духовной жизни молодежи. При этом под пространством духовной жизни понимается весь социально-психологический механизм выбора поведенческих сценариев, где мотивация, эталоны жизненных сценариев и структура ценностей выступают как главные индикаторы такого пространства. По всем трем параметрам отмечается высокая роль вещей, в том числе и на символьном уровне. По данным эмпирического исследования, такие выводы подтверждаются присутствием образа вещей в идеалах и лонгитюдах молодежи, в структуре их ожиданий и опасений.

  2. Мощные процессы 'сакрализации вещей, которые уже едва ли не полностью определяют в современном мире «социальный заказ на тип человека», как это иногда представляется в некоторых концепциях постмодерна, все же не означают появление какого-то особого «коллективного разума» вещей. Современный статус вещей выражает исчерпывание идеалов «общества потребления», тысячелетнюю историю мечты о материальном достатке и комфорте, - по мере ее достижения в развитых странах.

Апробация работы. Материалы работы апробированы в авторских публикациях, среди которых «Социокультурные проблемы природы и сущности вещей в дизайне», «Возможная модель природы, атрибутов и морфем социальной роли вещей», «Тело как интимная первовещь человека», «Вещь как социологическая категория», «Становление теории потребления в социологии». В ряде выступлений в городском дискуссионном клубе «Диалогос», а также в клубе дипломников, соискателей и аспирантов «Инсайт» при кафедре теоретической и прикладной социологии Академии гуманитарного и

социального образования Тамбовского государственного университета имени

15 Г. Р. Державина. А также при участии на российских и международных научных интернет-конференциях, в числе которых «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2007), «Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира» (Тамбов, 2008).

Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

" 16

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций