Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Жилкин Владимир Владимирович. Инфосоциализация в системе гуманитарного образования : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Жилкин Владимир Владимирович; [Место защиты: ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 330 с.: ил.


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I. Становление информационного общества через формирование информационного пространства

  1. Генезис теорий информационного общества: методологический аспект.... 17

  2. Информационно-коммуникационные технологии

как компонента информационного пространства зарубежных стран 44

  1. Динамика информатизации образования как сущностная характеристика становления информационного общества 66

  2. Актуальные проблемы информатизации в системе образования

в российских регионах (на примере Тамбовской области) 89

Выводы по I главе 110

Глава И. Инфосоциализации в условиях информатизации сознания (региональный аспект)

  1. Формирование информатизационного сознания как предпосылка включенности в информационное пространство 114

  2. Феномен инфосоциализации в условиях информатизации сознания.... 132

  3. Формальные и неформальные агенты инфосоциализации

в условиях российского региона 152

2.4. Институт гуманитарного образования как ключевой агент

инфосоциализации в условиях информатизации сознания 183

Выводы по 11 главе 197

Глава III. Роль юзеровской субкультуры в процессе инфосоциализации

3.1. Анализ дефиниции юзеровской субкультуры 201

4 3.2. Юзеровская субкультура как инструмент инфосоциализации

в гуманитарном образовании 233

і 3.3. Модель процесса инфосоциализации посредством юзеровской

субкультуры в гуманитарном образовании 260

Выводы по III главе 273

з Глава IV. Специфика инфосоциализации в гуманитарном образовании

4.1. Рїнфосоциализация в образовательном пространстве

зарубежных стран 276

4.2. Актуальные проблемы инфосоциализации

в юзеровской субкультуре (региональный аспект) 300

Выводы по IV главе 314

Заключение 317

Литература .' 322



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Определяющей чертой современного этапа развития общества является процесс реформирования всех его систем с учетом закономерностей становления информационного общества, переход к которому предполагает свободную ориентацию индивида в информационном пространстве. В любой сфере жизнедеятельности поиск рациональных решений требует обработки больших объемов информации, осуществление которой в современных условиях невозможно без привлечения специальных технических средств. Вместе с тем проблемы освоения имеющихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их восприятия видоизменяют и нарушают процесс усвоения и воспроизведения личностью актуальной составляющей информационного опыта человечества.

Согласно «Стратегии развития информационного общества в России»1 к 2015 году Россия должна войти в число стран-лидеров в области постиндустриального развития. В настоящее время в России действует национальная программа информатизации, разработанная с учетом местных особенностей и условий. Вместе с тем осуществить переход к информационному обществу только посредством наращивания парка персональных компьютеров и директивного внедрения ИКТ в профессиональную деятельность невозможно. Необходимо формирование информатизационного сознания, которое непосредственно связано с процессом производства и потребления информации. Существующие ИКТ предъявляют к личности требования, превосходящие ее сегодняшние возможности, поскольку функционирующие агенты инфосо-цисишзации формального характера (в частности, институт гуманитарного образования) не справляются со своими задачами в силу низкого уровня владения навыками использования ИКТ.

Стратегия развития информационного общества в России (Утверждена Президентом Российском Федерации В.Пугиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212) // Совет Безопасности РФ. <>

Сравнительный анализ информатизационных процессов, происходящих в мире и в России, показал, что существует определенный информационный диспаритет между странами или значительная информационная дифференциация внутри них (особенно в регионах). В российской практике сложился формализованный подход к переходу социальных институтов к информационному этапу развития, заключающийся в подмене реального процесса формирования требуемых навыков свидетельствами о прослушанных краткосрочных курсах по предмету ИКТ. Существует, однако, определенная группа специалистов, которая в силу специфики своей деятельности или интересов адекватно инфосоциализирована в современных условиях и приобщившаяся к юзеровской (пользовательской) субкультуре (ЮСК). Отдельные представители этой группы, имеющие ярко выраженные девиантные наклонности (например, хакеры), вследствие дефицита формальных агентов инфо-социализации соответствующего уровня и наличия актуальной потребности в них становятся неформальными агентами, параллельно формирующими низкий уровень информационной культуры и нравственности.

Современный социальный институт образования как главный формальный агент инфосоциализации ориентирован в основном на классическую парадигму образования, традиционность которой сдерживает развитие новых представлений о человеке и о способах его формирования в новой цивилизации. Таким образом, процесс интеграции компьютера и ИКТ в общественное сознание следует начинать с формирования, прежде всего у преподавателей (не только информатики) соответствующих компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В ходе проведенных автором экспериментов было выявлено определенное функциональное отличие двух групп испытуемых, применяющих ИКТ, - начинающих и опытных пользователей. Это позволяет утверждать, что наличие юзеровской субкультуры у опытных специалистов является основной предпосылкой их высокой инфосоциализированности. Таким обра-

зом, теоретическая ориентация существующего социального института гуманитарного образования на формирование у личности компьютерной грамотности и готовности к использованию ИКТ не обеспечивает высокого уровня этой подготовки на практике в силу недооценки важности приобщения к юзеровской субкультуре как инструменту инфосоциализации. Инфосоциали-зация личности и формирование ее информационной культуры не заняло пока должного места в системе гуманитарного образования.

Актуальность выбранной темы позволяет определить проблему исследования, которая заключается в необходимости изменения условий общей социализации в результате экспонентного возрастания объемов информации, что выводит на передний план проблему востребованности нового типа социализации - инфосоциализации. Одновременно формальный агент инфосоциализации - институт гуманитарного образования - обнаруживает низкий уровень юзеровской субкультуры как ее инструмента, что не способствует формированию информационной культуры, адекватной условиям современной общественной жизни.

В качестве основной гипотезы исследования предлагается следующее предположение; в условиях информатизации общества эффективность инфосоциализации зависит от возрастания роли её формального агента - института гуманитарного образования;

Степень научной разработанности темы.

В социологических концепциях и эмпирических исследованиях последних лет большое внимание уделяется проблемам информационного общества, роли и места в общественной жизни информационно-коммуникационных технологий (особенно Интернет). Данные эмпирических исследований, касающиеся функционирования ИКТ и их влияния на повседневную жизнь людей, встречаются преимущественно в трудах социологов, психологов, культурологов и философов: Так, социологические аспекты изучения ИКТ представлены в работах М. Кастельса, а также П.Г. Арефьева,

Г.С. Батыгина, СВ. Бондаренко, Б.З. Докторова, Д.В. Иванова, В.Л. Иноземцева, Т.В. Филипповой, А.Е. Шадрина.

Осмыслению вопросов социализации посвящены исследования В.А. Бородиной, Л.С. Выготского, М.Б. Глотова, Н.А. Головина, М.И. Дьяченко, Л.А. Зеленова, Л.А. Кандыбович, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, А.И. Кравченко, В.Г. Крысько, В.А. Кутырева, А.В. Лисовского, Т. Парсонса, Ж. Пиаже, В.А. Писачкина, Е.П. Савруцкой, Ю.Р. Хайруллиной, В.Г. Харчевой, В.А. Дцова. В трудах С.Г. Вершловского, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.В. Соколова, М.Г. Ярошевского заложены продуктивные основы современной теории социализации.

Сущность, общие проблемы и содержание самого процесса социализации проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенковой, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.Д. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др. Характеристики и критерии выделения стадий и этапов процесса социализации рассматривались Я.И. Гилинским, И.С. Коном и др. Анализ институтов социализации содержится в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко и др. Изучению проблем профессиональной социализации посвящены труды Г.М. Андреевой, Е.А. Ануфриева, А.С. Воловича, Ю.А. Левады и др.

Теоретические исследования проблем социализации личности в процессе жизнедеятельности в отечественной социологии принадлежат Ю.В. Ару-тюнян, Ю.Р. Вишневскому, А.Г. Здравомыслову, Л.Н. Коган, И.С. Кону, В.Д. Москаленко, В.Г. Немировскому, Л.Я. Рубиной, В.И. Чупрову, В.Т. Шапко, В.А. Ядову и др.

Специфика нашего исследования предусматривает обращение к трудам ученых, изучавших процесс социализации личности во взаимосвязи с проблемами образования (В.П. Беспалько, Н.Д. Подуфалов). Социологический подход к развитию личности в системе образования и воспитания, к условиям вторичной социализации представлен в работах Л.А. Беляевой, Ю.Г. Волкова, Г.Е. Зборовского, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.

Описание и анализ процесса социализации молодежи и проблем формирования ее личностных качеств содержатся в трудах Н.В. Андреенковой, Я.И. Гилинского, Ю.Н. Давыдова, A.M. Коршунова, К.Г. Мяло, И.Б. Роднян-ской, В.Я. Титаренко, О.И. Шкаратана. Ряд работ И.С. Кона, О.И. Шкаратана, A.M. Коршунова, Ю.Н. Давыдова, И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Т.А. Чередниченко и В.И. Шубкина посвящен постановке проблем социализации молодежи в условиях научно-технического прогресса.

Кроме того, несомненную важность для нашего исследования представляют теории информационного общества. Научными работами, которые создали методологическую основу изучения информационного общества, считаются работы Д. Белла, 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта, У. Дайзарда, П. Дракера, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, Е. Масуды, У. Дж. Мартина, М. Пората, Д. Робертсона, Т. Стоуньера, А. Тоффлера, А. Турена. Отличительной особенностью большинства этих исследований является анализ возможных социальных последствий «информационной революции».

Попытку философского осмысления информатизации общественной жизни предпринимают такие отечественные ученые, как А.И. Ракитов, И.С. Мелюхин, А.И. Каптерев; философским аспектам изучения информационно-коммуникационных технологий посвящены работы П. Бурдье, М. Маклюэна, а также В.И. Тарасенко, В.П. Терина, психологическим аспектам -работы Дж. Сулера, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, О.В. Смысловой.

Исследования таких российских ученых, как Н.В. Борисов, А.Е. Вой-скунский, В.И. Дрожжинов, К.К. Колин, В.Б. Наумов, В.П. Терин, А.В. Чу-гунов, А.Е. Шадрин, посвящены изучению киберпространства, его структуры и функционирования его отдельных элементов.

Ряд исследований посвящен критическому анализу понятия «субкультура» (А. Коэн, Т. Роззак, Ч. Рейч, М. Брейк, Н. Смелзер, М. Мид, А. Моль, Т.Б. Щепанская, С.Н. Иконникова, А.И. Шендрик), при этом субкультуры виртуального сообщества в целом или некоторых сетевых сообществ рас-

сматриваются в работах СВ. Бондаренко, Д.Е. Вышегородцева. Научные труды А.Г. Асмолова, Е.Е. Леванова, И.Ю. Сундиева, Ю.П. Щекочихина и других раскрывают особенности молодежной субкультуры. А.В. Громов, О.С. Кузин, СИ. Плаксий посвятили свои работы исследованиям неформальных молодежных объединений.

Тем не менее обилие публикаций на тему информатизации общества, влияния ИКТ на все сферы жизни к настоящему времени не обеспечивает полномерного изучения этих феноменов, а лишь начинает ряд серьезных научных разработок. Исследований на тему инфосоциализации в условиях современной общественной жизни посредством приобщения личности к юзе-ровской субкультуре ранее не проводилось, что актуализирует проблему, поставленную в данном исследовании.

Цель исследования состоит в разработке концепции инфосоциализации в гуманитарном образовании посредством юзеровской субкультуры.

В соответствии с поставленной целью были определены три группы задач исследования:

Задачи первой группы направлены на изучение и анализ современного состояния информационного диспаритета в рамках глобального сообщества и на обоснование перспектив ИКТ в странах разного уровня развития и, в частности, в России. К ним относятся:

  1. анализ теорий информационного общества, разработанных в течение последних пятидесяти лет;

  2. ретроспективный анализ информационно-коммуникационных технологий как структурной компоненты информационного пространства зарубежных стран;

  3. рассмотрение динамики информатизации образования как сущностной характеристики становления информационного общества в российских регионах;

4) анализ актуальных проблем информатизации системы образования в
российских регионах (на примере Тамбовской области).

Вторая группа задач связана с теоретической разработкой и операцио-нализацией таких понятий, как информатизационное сознание, инфосоциали-зация, с выявлением и обоснованием ее особенностей в условиях информатизации сознания. Решение задач этой группы предполагает:

  1. анализ необходимости формирования информатизационного сознания как предпосылки включенности в информационное пространство;

  2. разработку понятия инфосоциализации и многоаспектный анализ этого феномена в контексте информатизации сознания;

  3. классификацию агентов инфосоциализации в условиях российского региона по формальному и неформальному признакам;

  4. обоснование необходимости интенсификации использования института гуманитарного образования в качестве ключевого агента инфосоциализации в условиях информатизации сознания.

К задачам третьей группы, направленным на обоснование роли юзе-ровской субкультуры в инфосоциализации в гуманитарном образовании в условиях региона, относятся:

9) теоретическая разработка и операционализация понятия юзеровской
субкультуры;

  1. выделение функциональных компонентов и уровней юзеровской субкультуры и определение их места в формировании информационной культуры личности;

  2. рассмотрение юзеровской субкультуры как инструмента инфосоциализации в гуманитарном образовании;

  3. проектирование модели инфосоциализации в гуманитарном образовании посредством юзеровской субкультуры.

Объектом исследования являются процессы формирования у пользователей информационно-коммуникационных технологий в системе гуманитарного образования поведенческих образцов и мыслительных установок, образующих информационную культуру личности.

Предмет исследования - место юзеровской субкультуры в структуре компонентов и факторов инфосоциализации.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Концепция инфосоциализации разрабатывалась на основе:

социологических концепций социализации (Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, С.Г. Вершловский, Я.И. Гилинский, Н.А. Головин, В.Д. Москаленко, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, М.Г. Ярошевский и др.);

системного подхода к исследованию социальных явлений (И.В. Блауберг, В.В. Василькова, Дж. Ван Гиг, М.С. Каган, В.И. Кремянский, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий и др.);

исследований вопросов социализации в контексте основных тенденций цивилизационного развития (Б.М. Бим-Бад, Л.С. Выготский, Л.А. Зе-ленов, В.А. Кутырев, А.В. Петровский, В.А. Писачкин, Е.П. Савруцкая, Т. Пар-сонс, Ж. Пиаже, В.А. Ядов);

работ по социологии образования (Б.С. Гершунский, Г.Е. Зборовский, В.Я. Нечаев, Ж.Т. Тощенко и др.);

а также:

аксиологического подхода к исследованию социальных феноменов (А.В. Кирьякова, Г.С. Сухобская, В.Э. Франкл и др.);

теорий становления информационного общества (Д. Белл, М. Кас-тельс, А.И. Ракитов, А. Тоффлер и др.);

трудов по философии культуры (B.C. Библер, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский и др.);

концепций современного образования в условиях его модернизации (Е.В. Бондаревская, В.Г. Кинелев, Ю.Н. Кулюткин и др.).

Основные методы исследования, используемые для решения поставленных задач: системно-структурный и функциональный анализ; логико-ретроспективный анализ; анализ социологического, психологического, философского, культурологического подходов к проблеме социализации и ИКТ; моделирование процесса инфосоциализации посредством юзеровской субкультуры; опросные методы (тестирование, неформализованное интервью, наблюдение, локальные мини-опросы, анкетирование); методы статистического анализа, структурного, сравнительного, корреляционного и факторного анализов, группировки и классификации социальных переменных и выявление закономерностей социальных явлений.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили следующие проведенные исследования:

социологическое наблюдение участников Интернет-конференций, Интернет-форумов и последующий опрос 120 их участников методом неформализованного интервью;

анкетный опрос студентов гуманитарных специальностей тамбовских вузов (генеральная совокупность составила 4171, объем квотной выборки - 365 человек, в качестве квотирующих признаков были определены: вуз, курс и специальность обучения);

опрос 150 преподавателей гуманитарных кафедр тамбовских вузов;

опрос 213 пользователей ИКТ методом неформализованного интервью (признаком отбора являлось наличие пользовательского опыта);

полуструктурированное экспертное интервью 26 опытных пользователей ИКТ.

Кроме того, использовались данные государственной ведомственной статистики, вторичный анализ результатов социологических исследований других специалистов. Обработка первичной социологической информации осуществлялась с помощью компьютерной программы SPSS для Windows.

Научная новизна результатов исследования.

Разработана теоретическая концепция процесса инфосоциализа-ции посредством овладения юзеровской субкультуроіі, согласно которой в условиях информатизации общества и сознания процесс инфосоциали-зации должен осуществляться имеющимися формальными агентами (институтом гуманитарного образования) с учетом требований современной социокультурной ситуации и уровня развития информационно-коммуникационных технологий.

Положения, выносимые на защиту, отражающие научную новизну результатов исследования:

  1. Инфосоциализация представляет собой процесс и результат ус-воения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуального информационного опыта человечества, включающего работу с информацией и информационно-коммуникационными технологиями.

  2. В условиях российского региона определены формальные (семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональные группы и общественные организации) и неформальные (энтузиасты ИКТ, в том числе девиантного характера) агенты инфосоциализации.

  3. Информатизационное сознание представляет собой специфическую форму отражения действительности (информационных процессов), опосредованную ИКТ, включающую в себя ценностные установки личности, информационные потребности, социальные ориентации, социальную активность в процессе построения современного общества. Формирование инфор-матизационного сознания является необходимой предпосылкой включенности личности в информационное пространство.

  4. В условиях информатизации сознания необходима интенсификация использования института гуманитарного образования в качестве ключевого агента инфосоциализации.

  1. Юзеровская субкультура представляет собой трансформированную информатизационным сознанием систему ценностей современного общества, а также специфические нормы и модели поведения, особую символическую систему, присущую определенной группе людей, объединенных степенью приобщения к информационным пространствам и ИКТ.

  2. Юзеровская субкультура может быть использована в качестве инструмента инфосоциализации в гуманитарном образовании.

  3. Спроектированная модель процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании посредством юзеровской субкультуры позволяет осуществить инфосоциализацию в образовательном пространстве учебного заведения гуманитарного профиля в три этапа (диагностика участников образовательного пространства на наличие развитой иыфопотребности и формирование пилотажной группы, приобщение пилотажной группы к юзеровской субкультуре, становление информационного микропространства в рамках образовательного пространства учебного заведения).

Теоретическая и практическая значимость определяются возможностью использования полученных результатов систематизированных теоретических и методологических знаний об особенностях инфосоциализации в условиях информатизации сознания, классификации агентов инфосоциализации по формальному и неформальному признакам, а также выводов о необходимости интенсификации использования института гуманитарного образования в качестве ключевого агента инфосоциализации в образовательном менеджменте и административной практике.

Предложенные модель процесса инфосоциализации в гуманитарном образовании и технология приобщения личности к юзеровской субкультуре представляются оптимальными для практического применения в условиях регионов, где недостаточно развита информационная инфраструктура, и обеспечивают интенсификацию использования ИКТ в профессиональной и повседневной деятельности, что способствует социализации личности в целом.

Апробация работы.

Представленные в диссертации положения и рекомендации использовались: при разработке сайта дистанционного образования «English Language Teacher Development Page» для Британского Совета в Москве, 1999-2001 гг.; при составлении базы данных «Аналитика культурологии» (№ гос. регистрации 0220409923, 2004 г.); в Электронном научном издании «Аналитика культурологии: научный журнал» (№ гос. регистрации 0420800022, 2004-2008 гг.). Результаты исследования также использованы в деятельности Администрации Тамбовской области, Общественной палаты Тамбовской области, Там-бовЦНИТ Тамбовского государственного технического университета.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на IV межвузовской научно-практической конференции «Информатизация образования в регионе» (Тамбов, 2001); II Международном конгрессе молодых ученых и специалистов «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Москва, 2002); 1-й Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2003); Международном семинаре «Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления» (Тамбов, 2003); I Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков» (Москва, МГУ, 2004); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2004); Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях» (Шуя, 2004); II Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Информатизация сельской школы» (Анапа, 2004); V Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в России» (Москва, 2004); Международной научно-практической конференции «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2004-2005); II и III Всероссийских научных конференциях «Сорокин-ские чтения» «Будущее России: стратегии развития» (Москва, 2005, 2007);

Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Кемерово, 2006); IV Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2006); Международной научно-практической конференции «Культура XXI века» (Самара, 2006); Международной научно-практической конференции «Наследие в эпоху социокультурных трансформаций» (Москва, 2006); Межрегиональной научно-практической конференции «Дизайн-эргономика в современной образовательной среде» (Москва, 2007); Межрегиональной научно-практической конференции «Электронное обучение и управление знаниями высшего учебного заведения» (Рязань, 2007); V Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, 2007); XIII-XIV Международных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2006-2008); Международной научно-практической конференции «Гуманитарные стратегии российских трансформаций» (Тюмень, 2007); Международной научно-практической конференции «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» (Москва, 2007); Меисдународном коллоквиуме молодых ученых (Ярославль, 2007); II Ковалевских чтениях (Санкт-Петербург, 2007); Международной научно-теоретической конференции «Эволюция революционности и консерватизма в социальных слоях России и других государств» (Санкт-Петербург, 2008); Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 2008).

По результатам исследования опубликовано 5 монографий, 1 электронное учебное пособие, научные статьи и тезисы докладов общим объемом 80 п.л.

Структура диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы. Текст диссертации содержит 8 таблиц, 30 рисунков.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций