Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Доманов Александр Стефанович. Культура досуга как фактор развития личности в культурно-образовательном пространстве вуза : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Доманов Александр Стефанович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/251


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава первая. Теоретико-методологические основания исследова
ния культуры досуга как фактора развития личности в культурно-
образовательном пространстве
17

  1. Социокультурные формы организации современного образования: сущность и тенденции трансформации 17

  2. Сфера досуга — пространство свободной самореализации личности студента 33

  3. Модели досугового поведения в культурно-образовательном про-странстве высшей школы 47

Глава вторая. Состояние и тенденции трансформации досуга совре
менного российского студенчества
70

2.1. Социокультурный механизм взаимодействия образовательной

и досуговои сфер в культурно-образовательном пространстве выс
шей школы 71

2.2. Досуговые практики в структуре культурно-образовательного про-

странства вуза: ценностные ориентации и реальное поведение сту
денчества 88

2.3. Проективные тенденции развития досуговои активности студентов

как реализации культуры досуга 103

Заключение -. 118

Литература 127

Приложение 136



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Изменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных и поведенческих норм и ценностей вызывает необходимость поиска новых механизмов, путей и средств регулирования социальных процессов и управления ими. Фундаментальным условием развития российского общества выступает развитие

его человеческого ресурса, что в свою очередь актуализирует необходимость поворота базовых социальных институтов общества к проблемам образования.

Образование как социальное явление, процесс, социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в современном российском обществе, переживающем глубокие качественные трансформации. Современный подход к образованию приводит исследователей к его пониманию как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Между тем значение образования как особого канала социализации и инкульту-рации молодежи лишь возрастает.

Специфику проблем становления облика студенческой молодежи лишь обостряет то обстоятельство, что социальные и нравственные позиции молодого поколения формируются в условиях продолжающихся глубоких экономических и политических трансформаций. Социокультурное расслоение молодежи, рост девиантного и делинквентного поведения, с одной стороны, и возрастающая потребность в активизации ее участия в преобразовательной деятельности во всех сферах общественной жизни — с другой, вот что характеризует современную социокультурную ситуацию.

С этой точки зрения особое место в сфере образовательной жизнедеятельности российского общества начинает занимать проблема воспитания во

всем многообразии ее социокультурного предназначения, что вызывает к жизни потребность исследования современной практики воспитания и выявления факторов, действие которых не позволяет в полной мере проявить закономерности воспитания как социального явления, осуществляющего процесс воспроизводства социально-культурных отношений. Особый смысл это имеет по отношению к специфике воспитательного процесса в рамках социального института образования.

Одним из наиболее важных направлений воспитания как социализирующей деятельности в вузовском пространстве выступает формирование культуры досуга как фактора развития личности. Это объясняется рядом обстоятельств, среди которых:

во-первых, именно досуг выступает сферой наиболее свободного самопроявления и самовыражения личности как одного из основных условий развития личности;

во-вторых, социальные практики досуговой активности представляют собой пространство осуществления значительной сферы социокультурных потребностей студенческой молодежи;

в-третьих, именно в сфере досуга зарождаются и оформляются основания молодежной субкультуры, во многом определяющей тип и формы взаимодействия студенческой молодежи со всем спектром общественных отношений.

Таким образом, именно культура досуга становится одним из главных условий формирования культуры личности будущего специалиста, способного стать питательной почвой для новой интеллектуальной и культурной элиты российского общества.

Эти обстоятельства, с учетом того, что трансформации совокупности общественных отношений привели к изменению как места досуга в жизни молодежного сообщества, так и к коренному изменению социокультурной ситуации в сфере досуга, приводят к необходимости переосмысления места и

роли досуга студенчества в контексте развития личности в культурно-образовательном пространстве высшей школы. Вместе с тем в современной российской социологии аспект взаимодействия «образование — досуг» разработан в наименьшей степени. Социологический анализ досуга до настоящего времени носит мозаичный характер преимущественно иллюстративного плана и как предмет специально организованной теоретической рефлексии встречается лишь в редких социологических публикациях.

Таким образом, как в теоретическом, так и в практическом плане актуальной становится задача целостного исследования досуга как социокультурного феномена, во многом определяющего тенденции и ценностные ориентиры развития личности в культурно-образовательном пространстве высшей школы.

Степень научной разработанности темы. Специфика исследуемой проблематики диктует необходимость последовательного рассмотрения нескольких ее аспектов, определяющих круг исследовательских поисков. Имеется в виду пересечение интересов собственно социологии воспитания, социологии молодежи, социологии образования и социологии духовной жизни, каждая из которых в той или иной мере рассматривала вопросы досуга и до-суговой деятельности под углом своей предметности.

Если говорить об исследуемой проблеме в контексте воспитания, осуществляемого в рамках образования как социального института, то следует отметить, что основоположником того направления, которое стало оформляться как «социология воспитания», по праву считается французский социолог Э. Дюркгейм1. Выявленные им закономерности связи образования, воспитания и потребностей социального развития на протяжении многих лет продолжают оставаться предметом исследования в разных системах общественного устройства и на разных этапах развития общества.

Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

Социологические концептуализации проблем образования и воспитания отличают работы М. Вебера, К. Манхейма, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. К специфическому социолого-педагогическому направлению, во многом определившему взгляды на образование как на методическую социализацию молодого поколения, следует отнести работы Дж. Адамсона, Д. Дьюи, П. На-торпа, У. Смита. Вопросам воспитания посвятил часть своих работ и другой основоположник науки об обществе - Г. Спенсер".

Что касается социологии образования, в рамках которой осуществляется ряд исследований молодежного досуга, то отметим, что она начала активно разрабатываться в-отечественной социологической науке в 60-80-е годы. Анализ образования как социального института содержится в работах В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, А.В. Кона, Н.А. Люрья, В.Я. Нечаева, A.M. Осипова, В.Д. Попова, Ф.Р. Филиппова.

Интересы, непосредственно связанные с воспитанием как специально организованной социализирующей деятельностью, реализуются в предметном поле социологии образования, о чем свидетельствуют работы В.И. Доб-ренькова, В.И. Добрыниной, Г.Е. Зборовского, Т.В. Ковалевой, Т.И. Кухте-вич, В.Я. Нечаева, A.M. Осипова, Т.Э. Петровой, Е.А. Шуклиной, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина, Ф.Р. Филиппова, А.Г. Эфендиева и др.

Непосредственное отношение к исследуемой проблематике имеют работы, посвященные анализу свободного времени, поскольку именно в них наиболее разрабатывалась досуговая сфера как часть свободного времени личности. Для понимания социальной сути свободного времени, его бюджетов и структуры принципиальное значение имеют работы Л.А. Гордона, Б.А. Грушина, В.Н. Пименовой, Г.А. Пруденского, С.Г. Струмилина, А.Э. Мурзина, Г.П. Орлова, В.Д. Патрущева, В.М. Сви-нинникова, Э.В. Соколова. Особое место среди них занимает работа

" Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. М, 2002.

Б.А. Трегубова, прямо посвященная молодежной проблематике в сфере свободного времени"1.

Тесно связана с такой устоявшейся с точки зрения исследовательской практики, сферой, как свободное время и досуговая проблематика. В этом ключе обращают на себя внимание работы В.А. Артемова, В.И. Болгова, А.П. Владимировой, В.Г. Гуцу, Е.И. Дробинской, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Г.И. Минца, А.Б. Мискевич, Э.В. Соколова4.

Если говорить о концептуальных моделях досуга в западной социологической мысли, то они были представлены в трудах Д. Келли, М. Каплана, Д. Шивере, Л. Хейвуда. Дифференциация досуга рассматривается в работах Р.А. Стеббинса3.

Анализ возможности проникновения досуговых практик в образовательное пространство содержится в трудах Д.Симпсона, Ч. Брайтбила, Д.Джерри, А. Базини, В. Фонса, Д.Шиффера, Р. Армера. Что же касается российской исследовательской практики, то здесь, среди исследований по досу-говой проблематике обращают на себя внимание работы Л.А. Акимовой, А.И. Вишняк, А.Д. Жаркова, В.Я. Суртаева, В.И. Тарасенко6.

Однако в этом достаточно внушительном по диапазону исследовательского интереса списке работ трудно обнаружить те, которые бы сочетали в

3 Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991.

См.: Артемов В А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. Новосибирск, 1987; Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишинев, 1993; Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тезисы докладов республиканской межвузов, науч. конф. Ч. 2. Гродно, 1992; Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983; Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социокультурной деятельности. М., 1995; Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: Т. 46. М., 1969; Минц Г.И. Свободное время желаемое и действительное. М., 1978; Мискевич А.Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. Мн., 1989.

"^ Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Кана
ды) // Социол. исслед. 2000. № 10. '

6 См.: Акимова Л.А. Социология досуга. М., 2003; Жарков А.Д. Технология куль-турно-досуговой деятельности. М., 2002; Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. К., 1988; Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. СПб., 2000.

своем проблемном поле рассмотрение досуга студенческой молодежи в условиях парадигмальной трансформации института образования в контексте его воспитательных потенций с точки зрения формирования культуры досуговой деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день недостаточно разработанными в социологической теории остаются вопросы взаимодействия института образования и досуга. Образовательное пространство высшей школы не рассматривается как фактор формирования досуговой активности, что и определяет тему предлагаемого диссертационного исследования. Исследование причин и механизмов формирования предпочтений видов досуговой активности, направленных на самообразование, самовоспитание, самовыражение, определение векторов изменений досуговых социальных практик, поиск оптимальных способов организации образования как фактора формирования культуры досуговой активности - это позволит выйти на новый уровень осмысления места и роли досуга в культурно-образовательном пространстве высшей школы.

Цель диссертационного исследования заключается в социокультурном анализе высшего образования как пространства формирования досуговой культуры в качестве фактора развития личности.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

систематизировать существующие в гуманитарном знании подходы
к пониманию социокультурной трансформации института образования как
пространства формирования культуры досуга;

-провести анализ основных концепций досуга как пространства свободной самореализации личности;

- обосновать концептуальную социологическую модель досуговой ак
тивности студенчества;

исследовать состояние социокультурного механизма взаимодействия образования и досуга в культурно-образовательном пространстве высшей школы;

выявить ценностные установки в сфере досуга и реальные модели досуговых практик студенчества;

—рассмотреть в социокультурном аспекте специфику использования свободного времени в качестве фактора развития личности в перспективе па-радигмальной трансформации высшего образования.

Объектом исследования выступает социальный институт образования в процессе его трансформации как пространство формирования культуры досуга.

Предметом исследования является состояние и тенденции изменения культуры досуговой сферы культурно-образовательного пространства высшей школы как пространства развития личности.

Методологическая основа и теоретические источники диссертационного исследования. Основу диссертационной работы составила комплексная методология социальных наук, включающая принципы теоретико-социологического и конкретно-социологического анализов взаимосвязи образовательного, воспитательного процессов и социальных практик досуга студенческой молодежи, с позиций формирования культуры личности в современном социуме.

Особое значение для оформления методологического конструкта исследования имеют основные положения институционального подхода и социологической теории воспитания Э. Дюркгейма, принципы объективности и конкретного историзма, деятельностный и социокоммуникативный подходы, системный и структурно-функциональный анализ, представленный в рамках классического функционализма в трудах Э. Гидденса, Р. Мертона, Т. Парсонса, а также теоретические разработки отечественных социологов,

посвященные рассмотрению образования как социального института и специфике культурно-образовательного пространства высшей школы.

В качестве теоретических основ методологии социологического изучения досуговой активности в целостной совокупности досуговых практик в их системном выражении использовался сравнительно-типологический метод, позволяющий уточнить дифференциацию студенческой молодежи по типу досуговой активности, а при построении социологической модели досуга были задействованы теоретические положения подхода Б.А. Грушина.

Эмпирическая основа исследования. Анализ досуга как сферы жизнедеятельности современной студенческой молодежи опирался на данные конкретных социологических исследований, посвященных изучению социокультурной динамики досуговых предпочтений молодежи. Эмпирическую базу диссертации составили:

-результаты социологических исследований, проведенных научными коллективами под руководством члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова, в частности: «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?» (1997 г.); «Новая Россия: десять лет реформ» (2001 г.); «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» (2007 г.);

результаты социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи», проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством В.И. Чупрова;

материалы социологического мониторинга социального поведения и мотиваций студентов, осуществленный с 1995 г. Северо-Кавказским НИИ экономики и социальных проблем Ростовского государственного университета (руководитель — проф. Ю.С. Колесников);

обобщенные материалы ряда региональных исследований в образовательных учреждениях системы высшего профессионального образования Ростовской области (2002 - 2007 гг.);

- материалы авторского исследования сферы досуговой активности
студенческой молодежи на базе ПИ ЮФУ (2007 — 2008 гг.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней системно анализируется состояние и тенденции формирования досуговой культуры студенческой молодежи в условиях трансформации социального института образования и модернизации системы высшей школы.

систематизированы существующие в гуманитарном знании подходы к пониманию социокультурной трансформации института образования как пространства формирования культуры досуга и обозначены институционально значимые тенденции сближения образовательной и воспитательной составляющих образовательного пространства высшей школы;

проведен анализ основных концепций досуга с точки зрения выявления оснований его исследования как пространства свободной самореализации личности;

обоснована концептуальная социологическая модель досуговой активности современного студенчества и выявлены эвристические возможности существующих подходов к типизации студенческой молодежи;

показано влияние социализирующей деятельности и процесса самоопределения на состояния социокультурного механизма взаимодействия образования и досуга в культурно-образовательном пространстве высшей школы;

выявлены ценностные установки в сфере досуга и реальные модели досуговых практик студенчества;

предложены принципы проектного подхода в его в социокультурном аспекте отражающие специфику организации воспитательного пространства студенчества и использования (в его границах) свободного времени в качестве фактора развития личности в перспективе парадигмальной трансформации высшего образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Социокультурная трансформация системы образования как следствие парадигмального ее перехода на принципиально новые основания образовательного процесса актуализирует потребность существенного сближения образовательного и воспитательного потенциалов системы. Особое ме-сто в этом процессе занимает сфера досуга, которая выступает в качестве социокультурного посредника между культурно-образовательными процессами и социализирующей деятельностью личности, обеспечивая ее индивидуальную траекторию. Досуговые практики в их институциализированном виде представляют собой специфическое отражение степени взаимодействия рационализированной матрицы образования с репрезентативными, относительно молодежной среды, ценностями культуры, создавая тем самым пространство становления индивидуальных проектов самореализации студенческой молодежи, тем самым определяя социокультурный потенциал развития общества.

  2. Досуг выступает в качестве специфической сферы свободного времени человека, являющегося временем «свободного самовыражения» его сущностных сил. Содержание досуга по природе своей дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве реакриационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой, — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности исходя из ее социокультурных потребностей. В силу этого обстоятельства, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности студенческой молодежи, в которой ее потребности опредмечиваются на основе свободного выбора. С этой точки зрения ему нет равных в степени возможной самореализации личности.

Социологическую модель досуга, в качестве весьма важных социокультурных его характеристик, представляют такие, как: во-первых, его объем в структуре свободного времени; во-вторых, диапазон включенных в до-

суг видов и форм жизнедеятельности; в-третьих, степень диспропорциональности их представленности в структуре досуга; в-четвертых, направленность социокультурной ориентации с учетом степени присутствия ценностей отечественной или иной культуры; в-пятых, степень активности участия личности (от пассивно-созерцательной до активно-преобразовательной) в каждом из сегментов досуговой деятельности.

  1. Поскольку основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений, это определяет потребность в формировании культуры досуговой деятельности, как органической части воспитательного процесса в образовательном пространстве вуза. Это позволяет резонансно влиять на целостный процесс становления культуры личности будущего специалиста, закладывая основания для воспроизводства ценностей «высокой культуры». При этом в организации культурно-образовательного пространства необходимо учитывать многоуровневую структуру типологии досуговой активности студенческой молодежи и различную степень социализирующего потенциала отдельных элементов структуры досуга (развлекательный, познавательный, коммуникативный, релаксационный и т.д.), которая может быть выражена в соответствующей модели досуга.

  1. Современная система воспитания, учитывая тенденцию «перелива» активной жизнедеятельности студенческой молодежи в сферу досуга и серьезное ослабление воздействия основных социальных институтов - агентов воспитательного влияния, должна строиться с учетом реальных способностей социокультурного механизма взаимодействия образования и досуга в культурно-образовательном пространстве высшей школы. Императивом такого воспитания может выступать компенсаторная ее направленность на сохранение целостности личности, организацию воспитательного пространства и досуга как его имманентной части, как пространства развертывания сущност-

ных сил. Особое место в социокультурном механизме взаимодействия образовательной и досуговой деятельностей приобретает характер социализирующей деятельности по самоопределению студенческой молодежи, которая на сегодняшний день весьма дисгармонична и незначительно связана с собственно «знаниевыми» качествами личности, нарушая целостность самой личности. Это рождает противоречивость досуговой культуры.

  1. Результаты социологических исследований показывают, что идентификация студенческой молодежи происходит на основе принятия позиции «Мы - студенты». Ярко выражены процессы оформления субкультур характеризуемых: во-первых, как досуговых; во-вторых, как отражающих и закрепляющих социокультурные различия внутри социальной группы студенчества. Все более полно проявляется разрыв между досуговыми интересами в виде «желаемого досуга», который достаточно многообразен по диапазону, и «реализуемым досугом», выражающим реальную досуговую активность. При этом проявляются тенденции дифференциации и индивидуализации сознания студенческой молодежи; рационализации и прагматизации его ценностно-нормативных оснований; переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные; коррозии моральных оснований саморегуляции.

  2. Для оптимизации работы по формированию культуры досуга студенческой молодежи необходимы целенаправленные усилия, решающие проблему повышения эффективности управления воспитательным процессом в целом, в соответствии с гармонизацией потребностей общества и социокультурной активности самой студенческой молодежи. В образовательных заведениях современного российского общества необходимо вернуться к практи-ке перспективного планирования воспитательной работы, адекватной современным условиям, что позволит определить пути повышения регулятивного сопровождения процесса формирования культуры досуга, содействующего полноценному развитию личности студента как интеллектуального и культурного потенциала развития российского общества.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты данного исследования позволяют обосновать ряд выводов, которые предлагают принципиально иное решение имеющихся проблем взаимодействия образовательной, воспитательной сфер системы высшего образования и социальных практик досуга как специфической сферы жизнедеятельности студенческой молодежи. Они имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии досуга, практики проектирования моделей воспитательного пространства и его влияния на интенции досуговой активности студентов со смещением акцентов в пользу усиления потенциала самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Выводы и полученные результаты имеют прямое отношение к разработке практических рекомендаций при проектировании целевых программ модернизации системы высшей профессиональной школы и практике моделирования досуговых активностей в образовательном пространстве.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при преподавании социологии, социологии культуры, а также при разработке специальных и факультативных курсов, в том числе специализированного курса «Социология досуга».

Результаты исследования используются при планировании и корректировке управленческого влияния общественных организаций на досуговую активность студенческой молодежи Педагогического института ЮФУ.

Апробация работы. Основные положения концептуально-теоретического характера, обобщения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на двух региональных и трех межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях. Тезисы с основными положениями работы нашли отражение в материалах всероссийского социологического конгресса.

Результаты исследования опубликованы в 6 научных работах, общим объемом 2,0 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть парафафов, таблиц, заключения, списка литературы, приложения (линейные распределения авторского социологического исследования сферы досуговой активности студенческой молодежи на базе ПИ ЮФУ). Общий объем диссертационного текста, без приложения 135 страниц.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций