Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Жукова Татьяна Витальевна. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Жукова Татьяна Витальевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2009.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/232


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КРОССКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 15

  1. Концептуальные основы исследования кросскультурной комму никации 15

  2. Студенческая социокультурная среда как основа развития кросскультурной коммуникации 48

Глава 2. СОСТОЯНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
КРОССКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 90

  1. Диагностика кросскультурной компетенции студенческой молодежи 90

  2. Технологические основы формирования условий развития кросскультурной коммуникации студенческой молодежи 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 172

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Процессы коммуникации в современном поликультурном обществе обретают новые черты, связанные с тем, что их социальная и культурная детерминированность становится все менее жесткой. Абсолютизация или игнорирование данного обстоятельства искажает видение социальной реальности и затрудняет процессы формирования «некопфронтирующих» идентичностей, толерантной культуры и кросскультурных коммуникационных взаимодействий.

Обращение к проблематике кросскультурной коммуникации студенческой молодежи определяется необходимостью преодоления кризисного состояния общества, вызванного изменением социально-экономических, институциональных, социокультурных оснований жизнедеятельности, быстро расширяющимся информационным пространством, поиском человечеством новых форм общения между культурами, народами, социальными группами, отдельными индивидами.

Мировое сообщество достигло понимания того, что способы жизнедеятельности людей не должны оцениваться по шкале одной культуры. Ускоряющиеся процессы коммуникации людей, представляющих различные культуры и субкультуры и разные способы решения одних и тех же проблем, стали повседневной реальностью. Актуальной остается проблема адаптации к инокультурной среде и организации поведения, адекватного решению жизненно важных задач и основанного на толерантном отношении к иной культуре.

Реформы системы российского образования, усиление влияния европейского образовательного пространства в процессе реализации Болонского соглашения актуализируют проблематику студенческих коммуникаций, поиск наиболее оптимальных их моделей и форм, направленных на развитие у студентов коммуникативной компетенции, высоких нравственных качеств, профессиональной, информационной и

4 общей культуры, академической мобильности, гражданственности и

ответственности, создают предпосылки для эффективного осуществления

кросскультурных коммуникаций студенчества.

Современная ситуация требует разработки новых кросскультурных коммуникационных стратегий и тактик, ориентированных на активизацию не только национально-культурных потенциалов студенческого социума, но и психических, ментальных и духовных внутри личностных ресурсов каждого студента. Динамичность изменений культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве вуза требует создания таких условий, которые способствовали бы профилактике культурных конфликтов между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.

Проблема данного диссертационного исследования связана с
противоречием между невысоким потенциалом студенческой
социокультурной среды как основы кросскультурнои коммуникации,
периодически возникающими кросскультурными конфликтами,

необходимостью решения задач улучшения кросскультурного взаимодействия студенческой молодежи и недостаточной разработанностью теоретической и практической базы для решения указанных задач. Это противоречие требует изучения состояния и механизмов осуществления кросскультурных взаимодействий студенчества, выявления условий их развития.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы коммуникации, в частности, кросскультурнои коммуникации уже давно привлекают исследователей. Анализу коммуникационного процесса и его структуры посвящены исследования И.Н. Горелова, С.Н. Кучеренко, Г. Лассуэла, А.П. Павлова, О.О. Смирновой, А.А. Сорокина и др.

Общие теоретические подходы и самореализационная, деятелыюстная концепция культуры представлены в работах П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова,

5 Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана и др. Исследованию субкультурных

особенностей молодежных групп посвящены исследования Г.В. Даниловой,

Г.Г. Дубровиной, Т.Г. Исламшиной, И.С. Кона, А.В. Костиной,

Н.И. Севрюгиной, В.К. Сергеева, В.Я. Суртаева, В.Б. Чурбанова,

А.И. Шендрика, Т.Б. Щепанской и др. Проблемы профессионального

самоопределения и социокультурного становления российского студенчества,

его социальной активности представлены в социологических исследованиях

Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, С.Н. Иконниковой, А.А. Козлова,

СИ. Левиковой, В.Т. Лисовского. В.А. Лукова, Е.Л. Омельченко,

З.М. Саралиевой, В.И. Чупрова и др.

Общение и коммуникация как процессы, необходимые для формирования текста культуры и организации личностной, социальной и культурной идентификации отражены в работах А.А. Бодалева, О.Н. Дудченко, Р.А. Ибрагимовой, Л.Г. Ионина, А.И. Ковалевой, В.П. Конецкой, Д.Л. Констаптиновского, С.А. Кузнецова, Т. Парсонса, М.К. Петрова, Б.Ф. Поршнева, Н.А. Селиверстовой, Э. Эриксона и др. Проблемы влияния языка на формирование культурной идентичности и культурного горизонта личности рассматриваются в трудах зарубежных (К. Герген, Ж. Деррида, Дж. Фиске и др.) и отечественных исследователей (А.А. Брудный, И.А. Виноградова, А.И. Донцов, Т.М. Дридзс, Л.С. Зникина, И.Г. Овчинникова и др.).

Особое место в исследовании занимает понятие дискурса, определяемого как совокупность высказываний, реализующаяся в определенном тематическом, проблемном и, в целом, социокультурном поле, и обусловленная социальными, культурными и прочими факторами. В настоящее время интенсивная работа над этими вопросами ведется различными исследовательскими центрами (Т.А. Ван Дейк, М. Холлидей, Ч. Базерман, Ю.Н. Караулов, Б.А. Парахонский, Г.Г. Почепцов и др.), а также проблемы оптимизации дискурсивной практики и дискурсивного мышления активно исследуются такими отечественными и зарубежными авторами, как

С.А. Аристов, И.А. Ильяева, Е.А. Кожемякин, М.Л. Макаров, В.П. Руднев, И.П. Сусов, С.А. Сухих, Ж. Бодрийар, А. Гидденс, М. де Серто, X. Хенне и Др.

Необходимость и специфика кросскультурных коммуникаций в современном обществе, функции и подходы к организации тактик кросскультурного взаимодействия и поведения изучались зарубежными учеными Р. Льюисом, Т. Тэном, Г. Хофстедом и российскими учеными М.И. Бобневой, Д.Б. Гудковым, Т.В. Емельяненко, О.А. Леонтович, И.А. Мальковской, З.В. Маньковской, Т.Н. Персиковой, И.А. Стерниным, С.Г. Тер-Минасовой, B.C. Третьяковой и др.

Основной особенностью социопрофессионального становления современного студенчества является развитие его коммуникативного потенциала и коммуникативной компетенции при помощи новых информационных технологий как основного фактора общественного развития. Эта мысль прослеживается в работах Д. Белла, Л. Турена, Э. Тоффлера, 3. Бжезинского, И. Масуды, В.Д. Иванова и др.

Однако феномен кросскультурной коммуникации студенческой молодежи все еще не находит адекватного своей значимости отражения в социологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Особенности кросскультурной коммуникации в условиях студенческой социокультурной среды практически не рассматривались. В научной литературе недостаточно представлена характеристика значимых сторон и элементов кросскультурной коммуникации, в частности, компонентов кросскультурной компетенции. Наименее исследованы и в теоретико-методологическом, и в практически-организационном плане процессы формирования и расширения кросскультурной компетенции студенческой молодежи. Недостаточно изучены таюке условия развития кросскультурной коммуникации как средства культурного обогащения личности студентов.

7 Актуальность темы диссертационного исследования, недостаточная

научная разработанность и ее значимость обусловливают выбор объекта и

предмета исследования, его цель и задачи.

Объектом исследования является студенческая молодежь.

Предмет исследования - кросскультурные коммуникации студенческой молодежи.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования -определить проблемы кросскультурной коммуникации студентов и возможности ее развития в условиях социокультурной среды вуза.

Задачи исследования:

- провести анализ концептуальных основ исследования кросскультурной
коммуникации;

- определить особенности студенческой социокультурной среды как
основы развития кросскультурной коммуникации;

выявить основные компоненты кросскультурной компетенции;

осуществить диагностику кросскультурной компетенции студенческой молодежи;

разработать технологическую модель формирования условий развития кросскультурной коммуникации студенческой молодежи.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что основными проблемами кросскультурной коммуникации студенческой молодежи являются: а) неустойчивая социокультурная нормативная среда; б) низкий уровень кросскультурной толерантности; в) невысокий уровень заинтересованности в кросскультурных коммуникациях.

Теоретико-методологическую основу диссертационного

исследования составляют:

Фундаментальные положения теории социальной интеракции и символического интеракционизма, структурного функционализма, феноменологической социологии, теории социальной информации, социального и коммуникативного действия.

8 Ценностно-нормативный подход является основой авторского анализа

кросскультурных коммуникаций студенческой молодежи, закономерностей

их построения, формирования условий развития кросскультурной

коммуникации как средства культурного обогащения личности студентов,

реализации их потребностей, интересов, компетенций.

Для достижения цели и решения задач диссертационного исследования использованы теоретические подходы ученых Московского гуманитарного университета, прежде всего концепция социализационной нормы А.И. Ковалевой, тезаурусная концепция молодежи Вал. А. Лукова и Вл.А. Лукова.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются:

- федеральные, ведомственные и региональные нормативно-правовые
документы, регламентирующие информационно-коммуникативные процессы
в сфере высшего профессионального образования;

данные прикладного социологического исследования «Кросскультурные коммуникации студенческой молодежи», проведенного диссертантом в университетах Белгородской области; опрошены студенты всех курсов очной формы обучения (N = 450, выборка гнездовая, квотная);

- данные экспертного опроса «Оценка состояния и проблемы
кросскультурной коммуникации студенческой молодежи университетов
Белгородской области» (опрошено 100 экспертов);

- данные ассоциативного экспресс-опроса, выявляющего отношение
студентов к русскому и иностранным языкам; опрошены студенты
неязыковых специальностей университетов Белгородской области (N = 520);

результаты социологических исследований «Молодежные коммуникации в информационном обществе», «Коллективообразовапие студенческих групп», «Проявление национальных особенностей в речевом этикете», «Категории русского коммуникативного идеала», «Культурный горизонт российских и иностранных студентов», проведенных среди студенчества различных регионов России под руководством

9 Е.С. Задорожной, И.А. Ильяевой, Е.А. Кожемякина, Е.Ю. Лазуренко, Н.И.

Лежневой, Т.Л. Черноситовой, И.С. Шаповаловой.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

заключается в том, что в нем:

1. Раскрыто содержание понятий «студенческая социокультурная среда
вуза», «кросскультурная коммуникация», «кросскультурная компетенция»,
«кросскультурная коммуникация студенческой молодежи», «кросскультурно-
коммуникативная компетентность личности».

  1. Выявлены актуальные проблемы кросскультурнои коммуникации студенческой молодежи.

  2. Определены особенности студенческой социокультурной среды как основы развития кросскультурнои коммуникации. Характерными чертами студенческой социокультурной среды вуза являются то, что она, во-первых, связана с актуализацией личностных качеств студенческой молодежи, во-вторых, основными способами коммуникации являются взаимодеятельный и ролевой, реализующие передачу и перцепцию информации. В-третьих, процессы коммуникации протекают в определенных пространственно-временных рамках.

  1. Выявлены основные компоненты кросскультурнои компетенции. Показано, что формирование кросскультурнои компетенции студенческой молодежи складывается из множества компонентов, но наиболее важным компонентом являются знания истории культуры своего этноса, ее традиций.

  2. Определен уровень кросскультурнои компетенции студенческой молодежи. Большая часть российских и иностранных студентов характеризуются средним уровнем кросскультурнои компетенции. Однако такой уровень кросскультурнои компетенции свидетельствует также и о неспособности субъектов кросскультурнои коммуникации строить взаимодействие с представителями другой культуры на основе интеграции и комплиментарного принятия стандартов другой культуры, диалогичного поиска способов взаимодействия существующих норм и моделей поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Кросскультурные коммуникации студенческой молодежи
определяются как взаимодействие между студентами - представителями
различных культур и субкультур, ориентированное на осознание и выработку
практического отношения к межкультурным различиям.

2. В числе актуальных проблем кросскультурной коммуникации
студенческой молодежи: а) неустойчивая социокультурная нормативная
среда; б) недостаточное знание иностранного языка; в) низкий уровень
кросскультурной толерантности; г) недостаточная академическая
мобильность; д) преобладание ранговых сравнений (типа лучше - хуже); е)
невысокий уровень заинтересованности в кросскультурных коммуникациях;
ж) нарушение норм коммуникативного этикета, коммуникативной
неприкосновенности.

3. Студенческая социокультурная среда характеризуется
субъектностью участников кросскультурной коммуникации,
самостоятельностью, самоконтролем и самоорганизованностью, рефлексией,
независимостью суждений по вопросам нравственности; коммуникативная
практика осуществляется в условиях культурной неустойчивости и
рискогенности, характеризуется воспроизводством и конструированием
социальных и социокультурных отношений, значений и смыслов,
ценностных и нормативных образований, что в совокупности является
эффектом дискурсивной практики; различие между культурами и
субкультурами в процессе коммуникации студентов приводят к
возникновению определенных трудностей в общении, что объясняется
различными процессами дешифровки полученных сообщений; даже
блестящее владение иностранным языком не исключает непонимания и
конфликтов с его носителями и требует развития культурной
восприимчивости, кросскультурной компетенции, формирования
определенных тезаурусных конструктов, практических навыков и умений;

процессы коммуникации протекают в определенных пространственно-временных рамках; являясь носителями «экстравузовских» социальных норм и моделей поведения, студенты вынуждены адаптироваться к нормативным условиям студенческой среды, что ведет к развитию гибкости в восприятии социальных норм и сценариев поведения.

4. Кросскультурная компетенция является одним из основных
факторов эффективной кросскультурной коммуникации. Критериями
измерения кросскультурной компетенции являются: культурная
осведомленность - совокупность знания культурных артефактов, моделей
поведения, понимания необходимости и соблюдения сценариев поведения
родной либо иной культуры или субкультуры; культурная идентичность -
результат культурной идентификации, т.е. соотнесения и отождествления с
культурными нормами и образцами поведения; нормативная идентичность -
знание, понимание и принятие социальных норм.

5. Большинство студентов имеет средней уровень кросскультурной
компетенции, характеризующийся способностью относительно точно
интерпретировать происходящие культурные события; находить
необходимую информацию, способствующую преодолению основных
адаптационных трудностей; манипулировать основными дискурсивными
средствами при описании своего Я и окружающих людей; переводить во
внутренний план основные культурные, нормативные и скрипт-стандарты, к
которым в основном относятся либо знакомые индивиду нормы и сценарии
поведения, либо несложные для выполнения сценарии поведения и не
противоречащие внутренним ценностным убеждениям социальные нормы.
Однако такой уровень кросскультурной компетенции свидетельствует также
и о неспособности студентов строить взаимодействие на основе интеграции и
комплиментарного принятия стандартов другой культуры, диалогичного
поиска способов взаимодействия существующих норм и сценариев
поведения; полном приспособлении к «принимающей» культуре, либо
восприятии актов культурного взаимодействия как фрагментарных, не

12 связанных с повседневными жизненными потребностями; наличии кризиса

идентичности, при котором отнесение себя к той или иной культуре представляется затруднительным. Несмотря на способность определять основные адаптационные трудности, студенты затрудняются в выборе средств их преодоления.

6. Технологическая модель обеспечения условий развития
кросскультурной коммуникации студенческой молодежи включает пять
блоков: целевой, функциональный, нормативный, операционно-
процедурный, инструментальный. Целевой блок включает качества,
выражающие кросскультурно-коммуникативную компетентность личности:
терминальные (нормативная зрелость, культурная осведомленность,
культурная идентификация), инструментальные (толерантность,

заинтересованность, доброжелательность, эмпатийность, отзывчивость, этикетность, коммуникативная неприкосновенность, рефлексивность, самокоррекция и др.). Функциональный блок выражает сами условия развития: открытое информационное пространство, компьютерная грамотность, знание иностранного языка, академическая мобильность, устойчивая социокультурная нормативная среда, корпоративная культура вуза, естественное созревание новых ценностей и норм, преемственность ценностей и норм, баланс субкультур, контроль и самоконтроль. В нормативный блок входят принципы целеориентированной активности, приоритетности общечеловеческих ценностей, превентивной активности, комплексности, развития культурно-интегративных умений, неранговых сравнений, саморегуляции поведения, соответствия обучающих методов уровню кросскультурной компетенции, индивидуализации, ответственной зависимости. Процесс целенаправленного формирования социокультурных условий включает шесть стадий (операционно-процедурный блок). Методы формирования условий составляют: закрепление социокультурных традиций, управляемая социокультурная адаптация, кураторство, коммуникативный

13 тренинг, учеба студенческого актива, мониторинг кросскультурных

коммуникационных качеств.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты позволяют анализировать состояние кросскультурных коммуникаций студенческой молодежи, их кросскультурной компетенции.

Теоретико-методологические положения и выводы, полученные автором, могут послужить основой для исследовательских разработок по проблемам кросскультурных коммуникаций студенческой молодежи, в практической деятельности руководителей студенческих организаций и объединений, администрации вузов, а также при разработке и преподавании курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология молодежи», «Социология коммуникаций», «Кросскультурные коммуникации в студенческой среде» и др.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в 14 опубликованных научных работах общим объемом 12,38 п.л., а также в выступлениях на конференциях: «Сохранение и развитие социокультурного потенциала региона» (Международная конференция, Орел, 2007), «Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Международная конференция, Москва, 2005), «Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности» (Всероссийская конференция, Белгород, 2007), «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (Всероссийская конференция, Белгород, 2006), «Проблемы Высшей школы в период модернизации образования» (Всероссийская конференция, Бугульма, 2005), «Образ жизни в социальном измерении» (Региональная конференция, Белгород, 2006), «Межнациональные отношения в южнорусском порубежье» (Региональная конференция, Белгород, 2005) и др.

14 Разработанный в диссертации теоретический материал используется в

педагогической деятельности при чтении спецкурса «Кросскультурная

коммуникация молодежи».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Негосударственного некоммерческого учреждения Высшего Профессионального Образования «Московский гуманитарный университет».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций