Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Грядунов Михаил Валентинович. Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Грядунов Михаил Валентинович; [Место защиты: Моск. гос. технол. ун-т "Станкин"].- Москва, 2009.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/341


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование ценностных

ориентации в молодежной студенческой среде 13

1.1. Ценностные ориентации студенческой молодежи:

классификация и содержание 13

1.2. Тенденции развития современной социокультурной среды

студенческой молодежи 32

Глава 2. Формирование и регуляция морально-нравственных
ценностей современной студенческой молодежи в

России 62

2.1. Анализ основных ценностных и поведенческих установок

студенческой молодежи 62

2.2 Иерархия ценностей и мотивов в динамике внешней

социокультурной среды 85

2.3 Анализ основных ценностных и поведенческих установок

студенческой молодежи 96

Заключение 120

Библиография 125

Приложения 144

Л- >



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования

Исследование проблем социокультурной регуляции морально-нравственных ценностей молодежи в современной России является актуальным для:

— создания механизмов обратной связи между молодежью и общественно-
политическими институтами страны;

для системы эффективного социокультурного контроля и влияния на систему подготовки высокопрофессиональных специалистов;

для определения и обоснования государственной молодежной политики;

— для устойчивости состояния социокультурной системы ценностных
ориентации общества.

Интерес к ценностной проблематике в социологии обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом развития культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в диалектическом единстве с конкретным этапом развития общества.

Динамику ценностей всего общества необходимо рассматривать как результат изменений ценностей и ценностных ориентации составляющих данное общество социально - демографических групп, классов, страт и отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречия, системы ценностей. Поэтому особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов.

Социологический интерес к ценностным ориентациям студентов обусловлен следующими причинами: во-первых, ценностные ориентации молодых людей находятся в процессе формирования, а, сформировавшись, требуют еще некоторого времени для обретения устойчивости, в связи с чем испытывают большую зависимость от различных внешних факторов. Во-вторых, в прогностических целях молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной общественной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Внимание отечественных исследователей было обращено к системе ценностей общества начиная с 60-х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как Анисимов С.Ф., Антонович И.И., Архангельский Л.М., Бакурадзе К.С., Блюмкин В.А., Василенко В.А., Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г., Каган М.С., Кислов Б.А., Кон И.С., Коршунов A.M., Любимова Т.Б., Любутин К.Н., Майзель И.А., Нарский И.С., Прозерский В.В., Ручка А.А., Тугаринов В.П., Харчев А.Г., Шердаков В.Н., и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.

С начала 70-х гг. объектом исследования в работах Верецкой А.И., Груздовой Е.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной Е.В., Пенькова Е.М., Соколовой Е.Ф., Ядова В.А. и др. становятся структура и содержание систем общественных и личных ценностей, иерархическое строение

системы ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей.

В последние годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентциями различных групп российского общества. Появилась возможность обратиться и к мировому опыту в деле анализа системы ценностей, стали доступны фундаментальные исследования западных авторов в области аксиологии, а также ранее недоступные работы отечественных авторов. Поисковая функция в области исследования системы ценностей определяется при работе с классическими трудами русских мыслителей Осипова Г.В., Ильина И.А., Федорова Н.Ф., Хомякова А.С., Лосева А.Ф., Кабыща А.В., Лукова В.А., Тощенко Ж.Т., Ядова В.Д., и др. Из более современных авторов необходимо упомянуть Девятко И.Ф., Вавилину Н.Д., Толстову Ю.Н., Курбатова В.И. и др. Западные теоретико-методологические разработки прежде всего представлены трудами Парсонса Т., Инглехарта Р., Дюркгейма Э., Томаса У., Знанецкого Ф.

Значительную часть исследований в области аксиологии составляют специализированные работы по изучению ценностных ориентации различных социально-демографических групп. При этом в качестве объекта изучения выступают социальные, политические, нравственные, профессиональные ценностные ориентации. Рассмотрение столь специфической социологической категории, как молодежь, проводится в целом ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. Молодежь с точки зрения особенностей сознания и поведения, социального статуса ее представителей исследуется в работах Бобневой Н.И., Бехтерева В.Н., Волкова Ю.Г.,Ильинского И.М., Катульского Е.Д., Ковалевой А.И., Лапина Н.И., Староверова В., Кона И.С., Парсонса Т, Мунье Э., и др.

Ряд авторов непосредственно обращаются к проблеме ценностных

ориентации российской молодежи, прежде всего это Алещенок СВ., Бабочкина П.И., Бестужев - Лада И.В., Бунич В.А., Зубок Ю.А., Здравомыслов А.Г., Ксенофонтов В.Н., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Руткевич М.Н., Родионов В., Ужегова З.А., Чупров В.И., а также ряд других исследователей.

Особенности молодежи как социальной, экономической и поколенческой группы описаны в трудах Быковой С.Н., Чупрова В.И. Гурвич Г, Журавлева Г.Т., Зубок Ю.А., Иванова В.Н., Куприяновой З.В., Кухтевич Т.Н., Ручкина Б.А., Барбера Б., Вебера М., Гидденса Э, Мертона Р., и др.

Проблеме особенностей профессиональных и социальных ориентации студенческой молодежи посвящены исследования Дмитриева А.Н., Добрыниной В.И., Иконниковой С.Н., Кона И.С., Крыштановской О.В., Кухтевич Т.Н., Рубиной Л.Я., Саара Л.А., Титмы М.Х., Топчинского Л.В., Шубкина В.Н., Чупрова В.И. Основные тенденции изменения ценностных ориентации студентов в области образования проанализированы Ветошкиным А.П., Журавлевой Л.А., Ильинским И.М., Калинкиной И.В., Матуленисом А.А., Мордковичем В.Г., Немировским В.Г., Овсянниковым А.А., Филипповым Ф.Р., Якубовой Е.А., и др. Конкретное рассмотрение работ, в той или иной мере близких к проблеме, которой посвящена диссертация, позволяет заключить, что в имеющихся исследованиях затронуты отдельные аспекты данной проблемы и некоторые смежные вопросы.

Однако при всей обширности литературы вопроса проблема социокультурной регуляции морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России ранее не рассматривались в их реальной взаимосвязи, системно и углубленно. Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная научная разработанность и недостатки эмпирических исследований обусловили выбор объекта и предмета, а также постановку соответствующих целей и задач.

Объектом исследования являются специфические особенности формирования ценностных ориентации в студенческой молодежной среде в современной России.

Предмет исследования составляет социокультурная регуляция, восприятие и трансляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России.

Целью исследования является изучение с теоретико-методологических позиций динамики морально-нравственных ценностей студенческой молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

Определить природу ценностных ориентации и основные факторы их динамики;

Выявить особенности современной студенческой молодежи как носителей измененных морально-нравственных ценностей;

Рассмотреть современную студенческую молодежь как поколенческую, профессиональную и культурно-социальную группу;

Обосновать содержание и классификацию ценностных ориентации студенческой молодежи в России;

Рассмотреть основные тенденции развития современной социокультурной среды студенческой молодежи;

Проанализировать основные ценностные и поведенческие установки студенческой молодежи;

Исследовать иерархию морально-нравственных ценностей и основные факторы их формирования;

Показать социокультурные регуляторы морально-нравственных ценностей современной студенческой молодежи;

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование опирается на системный, междисциплинарный, исторический, научные подходы. Используются понятийный аппарат, концепции, типологии ценностных систем, разработанные автором на основании анализа современных аксиологических работ. Теоретические положения диссертационного исследования подтверждаются результатами конкретных социологических исследований студенческой молодежи, проведенных автором.

Методы исследования, определяемые его целью и задачами, включают в себя как методы теоретического исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, логическое сравнение, критика, систематизация, так и методы эмпирического исследования. В качестве метода сбора эмпирической информации применялся анкетный опрос, интервьюирование, анализ публикаций по теме исследования и данных отечественных и зарубежных эмпирических исследований. Для аргументации отдельных положений и выводов диссертации были использованы как результаты исследования, проведенного автором, так и вторичный анализ иных исследований.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ изложена в основных положениях, выносимых на защиту и обусловлена собранным диссертантом эмпирическим материалом и осуществленным на его основе социокультурологическим анализом.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

Восприятие и трансляция ценностных ориентации современной
студенческой молодежи представляют собой сложную,

дифференцированную систему. Динамика системы современных молодежных ценностных ориентации определяется особенностями

социальной, экономической, политической и общекультурной ситуации в России. Морально-нравственные ценности современной студенческой молодежи имеют выраженную поколенческую специфику, состоящую в преобладании прагматических и гедонистических ценностных установок, развитии постмодернистского ценностного сознания.

Основными направлениями трансформации системы ценностных ориентации молодежи являются: морально-нравственное развитие молодежи и идентификационные конструкты, отношение молодежи к идеалам, ориентированность российской молодежи в антитезе Запад-Восток, изменение структуры социализационного воздействия по составу и значимости институтов; появление зон высокой степени независимости молодежи от нормативного воздействия ближайшего социального окружения.

Основное содержание молодежной субкультуры - протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются. Подобные процессы принципиально влияют на набор и классификацию традиционных ценностей.

Возрастает преобладание в структуре ценностей индивидуалистических ориентации. Индивидуалистические ориентации развиваются в двух направлениях: рационально-индивидуалистическом, связанных с осознанием собственных интересов и их реализацией через институты гражданского общества и анархо-индивидуалистическом, основанным на незрелых представлениях о свободе. Самоидентификация производится через проявление индивидуальности, а не через принадлежность к коллективу.

Господствующие в последние десятилетия социальные настроения пессимизма и негативного морального транзита традиционных ценностей не находят подтверждения в эмпирическом материале, как собранном лично автором, так и другими исследователями. Отчасти подобные суждения обусловлены наличием «второй реальности» — телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о деградации российской культуры, уступающей место образцам западной массовой культуры.

Исследования показывают, что российская молодежь демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы.

Постоянно меняющаяся социально-экономическая и политическая ситуация вынуждает молодежь приспосабливаться и обходить нормы, диктуемые обществом и государством. Молодое поколение несколько отстает от старшего по включенности в морально-нравственный контекст жизни общества, относясь ко многим вещам несколько легче, без излишней рефлексии. Однако традиционные ценности и смыслы, нормы обыденные, правила человеческого общежития по-прежнему актуальны для молодежи. И по ряду вопросов позиция молодежи достаточно близка к общепринятой.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что автор существенно дополнил' предметную область динамики системы ценностных ориентации молодежи.

Теоретические положения могут быть использованы при дальнейшей разработке концепции социологии культуры в области формирования и

трансляции ценностей. Практическая значимость диссертации определяется тем, что результаты исследования ценностных ориентации молодежи могут быть использованы в научно-педагогической деятельности при построении спецкурсов по социологии культуры, а выявленная динамика и типология ценностных ориентации студенчества позволяет более успешно планировать и осуществлять молодежную политику. Теоретические и практические результаты данной диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в области ценностных ориентации студенческой молодежи.

АПРОБАЦИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры «Социологии, психологии и педагогики» Московского государственного технологического университета «Станкин», в докладах автора на методологических и аспирантских семинарах кафедры, а также на научно - исследовательских конференциях и семинарах. По теме диссертационного исследования опубликованы 4 печатных работы общим объемом 3 п.л.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций